ОТКРЫТЫЙ УРОК УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ «Оштукатуривание оконных и дверных откосов» ПМ.02«Выполнение штукатурных работ»


Областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Шебекинский агротехнический ремесленный техникум»








ОТКРЫТЫЙ УРОК
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
«Оштукатуривание оконных и дверных откосов»

ПМ.02«Выполнение штукатурных работ»








Разработала: Харитонова Светлана Николаевна,
мастер производственного обучения









Шебекино,
2016год
Областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Шебекинский агротехнический ремесленный техникум»







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Оштукатуривание оконных и дверных откосов»
ПМ.02«Выполнение штукатурных работ»
(УРОК УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ)









Разработала: Харитонова Светлана Николаевна,
мастер производственного обучения








Шебекино,
2016год
План занятия учебной практики
Учебная группа 2С
Профессия: Мастер сухого строительства
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Улучшенное оштукатуривание поверхностей
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Оштукатуривание оконных и дверных откосов
Вид занятия: Практическое занятие ( учебная практика)
Цель занятия: Научиться приемам оштукатуривания оконных и дверных
откосов
Задачи занятия:

1.Образовательные:
- формирование основ профессионального мастерства, умения применять
теоретические знания на практике, практического опыта
оштукатуривания оконных и дверных откосов, овладения
рациональными способами и приёмами оштукатуривания оконных и
дверных откосов.
- формирование умений обучающихся самостоятельно планировать и
осуществлять технологический процесс выполнения работ
оштукатуривания откосов;
-формирование качеств личности: аккуратность, самостоятельность,
чувства ответственности за качество выполняемой работы, умения
работать в коллективе, соблюдения трудовой и производственной
дисциплины, ответственное отношение к правилам техники
безопасности.
2. Развивающие:
- развитие умений пользования в процессе работы инструментами;
- развитие контроля и самоконтроля.
3.Воспитательные:
-формирование ответственного отношения к профессиональным
обязанностям, уверенности в себе, умение работать в бригаде.

Формирование общих и профессиональных компетенций:

ПК. 2.2 Выполнять оштукатуривание поверхностей.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

Тип занятия: урок совершенствования знаний, умений, навыков

Формы работы: фронтальная, индивидуальная - применяется на вводном
инструктаже при актуализации знаний.

Источником информации для обучающихся на данном занятии служат:
- мультимедийная презентация;
-инструкционно-технологическая карта
- лист оценки качества выполненного производственного задания.
Форма учебной деятельности – урок работы в малых группах ( бригадная)
Принципы обучения:
- доступность,
- наглядность,
- сознательность и творческая активность,
- развивающий и воспитывающий характер обучения,
- последовательность и систематичность.
Методы обучения:
- словесные (беседа, объяснение);
- наглядно-демонстрационные (презентация, показ трудовых приемов и
операций);
- практические (упражнения в выполнении трудовых приемов и операций,
учебно-производственные работы);
- методы развития самостоятельности и активности обучающихся (планирование производственной работы, решение производственных задач).
Все они формируют умения выделять главное, обобщать и систематизировать материал, формируют навыки саморазвития личности.
На занятии обучающиеся приобретают навыки:
- работы с различными источниками информации;
- решения производственных задач в ходе практической деятельности;
- проявлять и развивать свои творческие способности;
- групповой работы;
- умения слушать и слышать собеседника.
Материально-техническое и дидактическое обеспечения занятия:
Набор штукатурных инструментов:
правило с уровнем, уровень, металлический угольник, малярная лента, молоток, малярный нож, гвозди, отвес, откосные рейки, зажимы, кисть рогожная, ёмкость для воды, растворный ящик, ковш, штукатурная лопатка, полутёр, усёночный полутёр, тёрка.
Оборудование:

Плакаты по теме урока,
Инструкционно-технологические карты,
Мультимедийный проектор, компьютер;

Материалы

Глиняный раствор
.
Место проведение урока: отделочная мастерская.
Учебно-производственные работы:
1.Нанесение и разравнивание раствора на откосе
2.Нанесение накрывочного слоя на откос
3.Затирка откоса способом «вразгонку и натиркаусенка
Н.вр.-4 часа Н.выр.-1,5м2
В результате данного занятия обучающий будет :
иметь практический опыт:
-оштукатуривания поверхностей
Ход практического занятия:
1.Организационный момент (5 мин.)
- Приветствие обучающихся , выявление отсутствующих и проверка готовности обучающихся к уроку .
(Здравствуйте, попрошу старосту доложить о явке обучающихся на занятие. Староста отвечает: «На уроке в группе 2С присутствует___ человек, отсутствует по уважительной причине__человека, отсутствуют без уважительной причины__ человек.)
- Проверка готовности к уроку.
( Я вижу, что вы готовы к уроку, все в спецодежде. Мы начинаем наше занятие)

Вводный инструктаж (45 мин.) Слайд. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Сообщение обучающимся темы и целей занятия.

( [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Оштукатуривание оконных и дверных откосов
Скажите ребята, какую цель на урок мы поставим?
Цели нашего занятия:
1. Научиться приемам оштукатуривания оконных и дверных откосов.
Сформировать отдельные общие и профессиональные компетенции.
2.Развивать умения пользоваться в процессе работы нужными инструментами, проявлять волю и настойчивость при выполнении производственных заданий, научиться правильно распределять свои силы в течении занятия, проведения контроля и самоконтроля.
3.Формировать ответственное отношение к профессиональным обязанностям, уверенности в себе, умение работать в бригаде.)

Проверка знаний по материалу, пройденному на предыдущих занятиях: (фронтальный опрос)
(Итак, проведем повторение ранее изученного материала:
1. Какие виды штукатурок вы знаете ?
2. Где выполняют каждый из видов штукатурки ?
3. Назовите толщину каждого вида штукатурки.

Продолжите предложение:
Для набрасывания раствора используются инструменты: ____________
Для разравнивания раствора используются инструменты: ________________
Назовите самый многофункциональный штукатурный инструмент_______

Найдите ошибки в предложениях:

1. Штукатурный раствор – это цемент, песок, вода, который затворяют в лабораториях и доставляют на стройку в самосвалах.
2. При подготовке под оштукатуривании на кирпичные поверхности укрепляют рогожу , пропитанную в кислоте.
3. Штукатурный раствор начинают накидывать с середины стены ,разравнивают полутерком сверху вниз, затирают раствор способом «вразбежку» , затем «вкруговую»)

Разделить обучающихся на две команды:
(Первая команда заполнит таблицу «Отклонения, допускаемые при высококачественном оштукатуривании»; вторая команда заполнит таблицу «Отклонения, допускаемые при улучшенном оштукатуривании .»
Время выполнения – 5 мин. (Приложение №1)

Подведение итогов повторения ранее изученного материала

ОБЪЯСНЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ УРОКА

Улучшенная штукатурка состоит из 3 слоёв:
Толщина штукатурки 14-15 мм.

ОБРЫЗГ – первый слой штукатурного намёта.
Толщина 3 – 5мм, густота раствора
соответствует погружению стандартного
конуса в пределах 8 -12 см

ГРУНТ- второй слой штукатурного намёта.
Толщина 5 – 7мм, густота раствора
соответствует погружению стандартного
конуса в пределах 7-9 см

НАКРЫВКА – третий слой штукатурного намёта.
Толщина 2мм , густота раствора
соответствует погружению стандарт-
ного конуса в пределах 10-12 см

Технологический процесс выполнения улучшенного оштукатуривания поверхностей состоит из следующих технологических операций:
Приготовление штукатурного раствора;
Подготовка поверхностей под оштукатуривание;
Нанесение раствора на поверхность:
- обрызг; грунт
Разравнивание раствора на поверхности;
Нанесение накрывочного слоя и его затирка;

Откосами называют внутренние части окон, которые обрамляют оконные проемы по периметру. Для того чтобы откосы ваших окон отличались должной эстетичностью, их можно оштукатурить.
При оштукатуривании откосов раствор наносят кельмой или соколом и разравнивают малкой, двигая ее вдоль рейки и коробки так же, как по маякам. Заполнив откосы грунтом, наносят накрывочный раствор, который разравнивают полутерком и затирают теркой. После затирки снимают правила или рейки и натирают усенок . Усёнок – наружный угол, образованный между стеной и откосом. Усёнки выполняют полутёрами и используют растворы, приготовленные на мелко просеянном песке. К нанесённому раствору прикладывают полутёр, передвигая его с небольшим нажимом вверх и вниз, натирают до получения точной чистой линии усёнка.
Инструменты, приспособления, оборудование, применяемые при выполнении данного вида работы:
- рабочий инструмент: штукатурная лопатка, полутерок.
- измерительный инструмент: уровень, правило.
- приспособление и оборудование: ёмкости для раствора и воды.

ПРОСМОТР ВИДЕОСЮЖЕТА

Сейчас я покажу вам приемы работы в рабочем и замедленном темпе
(Нанесение накрывочного слоя на откос , затирка откоса способом«вразгонку»)
Выполнение работы учащимися для закрепления
Работа с инструкционно – технологической карто
(рассказать о выполнении данного вида работы по и.- т. карте:
1. Подготовка поверхности
2. Натягивание сетки - рабици
3. Навешивание правил и определение угла рассвета
4. Смачивание поверхности
5. Нанесение обрызга
6. Намазывание раствора на верхний откос
7. Нанесение и разравнивание грунта
8. Нанесение и разравнивание накрывки
9. Затирка
10. Снятие правил
11. Натирка усёнков
12. Контроль качества
Работа с образцом выполненной работы (показать образец выполненной работы)
Рассказать учащимся как пользоваться контрольно-измерительными инструментами : правило, уровень.
Самоконтроль качества выполняемой работы ( соблюдение технических условий и допусков, приемы самоконтроля : контроль качества выполнения штукатурки правилом и уровнем).
После того, как с оштукатуриванием закончено, необходимо проверить, насколько качественно выполнена работа.
№ п/п
Показатели
Допускаемые отклонения улучшенной штукатурки

1.
Отклонения усёнков, оконных откосов
2 мм на 1 м высоты или длины, но не более 5 мм на весь элемент

2.
Отклонение ширины оштукатуренного откоса от проектной
3 мм


Рациональная организация рабочего места, передовые способы
выполнения работы;
Правила техники безопасности при выполнении работы

Предупреждение учащихся о возможных ошибках в работе
- Густота раствора выше требуемой для набрасывания раствора
- Штукатурный раствор плохо перемешан
- Неправильный нажим тёрки.
- Раковины, выемки и другие дефекты
Задание на день с указанием нормы и времени на выполнение работы:
1.Нанесение накрывочного слоя на откос
2.Затирка откоса способом «вразгонку
3.Оштукатуривание участка стены с разравниванием под правило
Нвыр- 2м2 ; Нвр-4ч.

Сообщение учащимся показателей оценок работы и критериев
оценивания.
Распределение учащихся по рабочим местам
( Для выполнения практической работы нам необходимо разделиться на бригады. Распределение по бригадам:
Подведение итогов вводного инструктажа.

3.Текущий инструктаж, самостоятельные работы.
Самостоятельная практическая работа учащихся;
Целевые обходы рабочих мест учащихся с целью контроля и выставления оценок по показателям работы:
1-й обход: Проверка содержания рабочих мест;
2-й обход: Проверка соблюдения правил безопасного
труда и производственной дисциплины;
3-й обход: Проверка соблюдения технологической
последовательности выполнения операций
4-й обход: Соблюдение установленных норм времени,
нормы выработки;
5-й обход: Проверка качества и оценка выполненной
работы.

4.Заключительный инструктаж ( 30 мин)
Итоги дня, достижение целей урока.
(Ребята, вспомните, пожалуйста, тему нашего урока. Какую мы с вами ставили цель урока? Добились ли мы поставленной цели?)
Оценка качества работы каждого учащегося по показателям.
(Сегодня мы с вами на уроке отработали приемы оштукатуривания откосов. Вы справились с заданием, молодцы!)
Лучшие работы учащихся.
Ошибки в работе ребят, слабые работы (рассмотреть наиболее
характерные ошибки в работе учащихся, указать на слабые работы).
Домашнее задание.
(Я думаю знания, приобретенные в ходе нашего урока, помогут вам в вашей профессиональной деятельности. Сегодня вы все научились приемам оштукатуривания откосов. Вы научились работать в бригаде, отвечать не только за самого себя, но и за работу всей бригады.
Благодарю за урок!!!
5. Уборка рабочих мест.
6. Подготовка материально- технической базы к следующему уроку.



Мастер п.о._______________________С.Н.Харитонова










Приложение 1
Таблица №1.

Отклонения
Допустимые отклонения высококачественной штукатурки

Неровности поверхности (обнаруживаются при накладывании правила или шаблона длиной 2 м)
Глубиной или высотой до 2 мм

Отклонение поверхности от вертикали
1 мм на 1 м высоты, но не более 5 мм на всю высоту помещения

Отклонение поверхности от горизонтали
1 мм на 1 м длины, но не более 7 мм на всю длину |помещения или его часть, ограниченную прогонами, балками и т.п

Отклонения лузг, усенков, оконных и дверных откосов, пилястр, столбов и т.п. от вертикали и горизонтали
1 мм на 1 м высоты или длины, но не более 3 мм на весь элемент


Таблица №2.

Отклонения
Допустимые отклонения улучшенной штукатурки

Неровности поверхности (обнаруживаются при накладывании правила или шаблона длиной 2 м)
Не более двух неровностей до 3 мм

Отклонение поверхности от вертикали
2 мм на 1 м высоты, но не более 10 мм на всю высоту помещения

То же, от горизонтали
2 мм на 1 м длины, но не более 10 мм на всю длину помещения или его часть, ограниченную прогонами, балками и т.п.

Отклонения лузг, усенков, оконных и дверных откосов, пилястр, столбов и т.п. от вертикали и горизонтали
2 мм на 1 м высоты или длины, но не более 5 мм на весь элемент








Приложение 2
Критерии оценки работы учащихся
Показатели работы
Отметка


«5»
«4»
«3»

Безопасность труда и производственная дисциплина
Наличие спецодежды, инструмент в исправности.
Отсутствует головной убор, заусенцы на рукоятках.
Инструмент не подготовлен к работе.

Подготовка поверхности к оштукатуриванию
Соблюдены все этапы подготовки (очистка от грязи, шероховатость, смачивание).
На поверхности имеются остатки старого раствора.
Поверхность не достаточно хорошо смочена.

Подготовка раствора к работе
Раствор хорошо перемешан, без комков глины, пластичный.
Присутствуют непромешанные комки глины.
Раствор сухой, рассыпается, плохо пристает к поверхности.

Организация рабочего места


Рабочее место чистое, инструменты в порядке, руки у штукатура сухие.


Емкость с раствором близко к стене, не соблюдено расстояние.
Ведро с водой мешает перемещению.



Набрасывание раствора






При набрасывании раствора лепки укладываются в ряды один к другому, слышен шлепок, раствор не падает вниз и не разбрызгивается в стороны.
Раствор ложится неровными лепками. Видны просветы.




Много раствора под ногами, раствор летит в разные стороны.





Разравнивание раствора



Разравнивание выполняется волнообразными движениями, на поверхности волн нет
Слабый нажим на полутерок.



На поверхности волны, наплывы.




Соблюдение норм времени и выработки
Работа выполняется согласно установленных норм времени и выработки.
Не уложился по времени.


Не выполнен объем.




Качество выполненной работы
При прикладывании правила нет просвета, нет отклонений от уровня.
Допускается 1 неровность глубиной до 3 мм, незначительное отклонение от уровня.
Допускается 2 неровности глубиной до 3 мм, значительное отклонение от уровня.


Приложение3
Распределение учащихся по рабочим местам

№ п/п
Фамилия, имя учащегося

п/п
Фамилия, имя учащегося

1.

9.


2.

10.


3.

11.



4.


12.



5.


13.


6.

14.


7.

15.


8.

16.


Показатели работы учащихся
Безопасность труда и производственная дисциплина.
Подготовка поверхности к оштукатуриванию.
Подготовка раствора к работе.
Организация рабочего места.
Набрасывание раствора.
Разравнивание раствора.
Нвр., Нвыр.
Качество выполненной работы
Приложение 4
Ведомость оценок учащихся за выполнение работ
№ п/п
ФИО учащегося




Показатели работы




№ рабочего места

Безопасность труда
Подготовка поверхности
Подготовка раствора
Организация рабочего места
Набрасывание раствора
Разравнивание раствора
Нанесение накрывки и затирка
Выполнение норм времени и выработки
Качество работы
Итоговая

1.













2.













3.













4.













5.













6.













7.













8.













9.













10.













11.













12.













13.













14.














15.


























16.




























Областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Шебекинский агротехнический ремесленный техникум»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
классный час на тему:
"Жизнь"











Разработала: Харитонова Светлана Николаевна,
мастер производственного обучения










Шебекино,
2016год
Цель: Помочь обучающимся осмыслить жизнь и осознать ее ценность. Задачи: :  - познакомить обучающихся с понятиями «Жизнь», «Смысл жизни», «Жизненный путь»; - развивать у обучающихся любознательность, наблюдательность; - развивать у обучающихся ответственное отношение к жизни.
Мастер. «Жизнь и смерть» – это самая поразительная, удивительная и таинственная тема для человека. Понятия «Жизнь» и «Смерть» противоположны друг другу и вместе с тем неразрывно связаны. Наука знает очень многое о жизни и смерти, но пока далеко не все. Что же такое жизнь? Жизнь это понимание не только того, что тебя окружает, но и того что находится внутри каждого из нас. Жизнь дается каждому не просто так. Человек должен оставить какой-то след после себя, это может быть что угодно, что может принести будущему поколению пользу. Фридрих Энгельс дает следующее определение: «Жизнь – это способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается жизнь, что приводит к разложению белка». Это были определения научные. А теперь скажите, что по-вашему означает «жить». В конце ведущий подводит итог, повторяя саамы удачные мысли ребят.
Мастер. Жизнь человека развивается в определенном временном пространстве. Это пространство можно изобразить графически: где А – начало жизни, время рождения человека, а1,а2,а3 – временные этапы жизни с ее спадами подъемами, волновыми и ровным течением, водоворотами и бегом по кругу, Аn – конец жизни, момент наступления смерти. Мастер рисует прямую линию.
У жизни есть начало и конец и самое главное между ними есть огромное пространство – наш жизненный путь. Это наше бесценное богатство. Молодые люди находятся в начале жизненного пути, пожилые близки к его завершению. Мы, знаем, что длина этого пути у всех разная: у кого-то жизненная дорога весьма длинная, у кого-то совсем короткая, у некоторых младенцев не успев начаться, уже заканчивается. Есть люди, которые по своей воле, прерывают жизненный путь и ставят точку раньше времени – это самоубийцы. Пройти по жизни нелегко и не просто. В жизни бывает всякое: бури, ураганы, грозы, штормы, штили, затишье. Без всего этого не существует жизни. Мы только должны знать, что со всеми трудностями модно всегда справится. Жизнь – тельняшка, на смену темной полосе приходит светлая.
Есть люди, которые кое-как проходят свой жизненный путь, некоторые «прожигают жизнь», у них не остается ни чего позади, нет ни чего стоящего и в настоящем, А задача каждого человека – пройти свой жизненный путь достойно, наполнить жизнь содержанием и смыслом.
«Для чего мы живем? В чем смысл жизни?» – эти извечные философские вопросы задают себе многие. У каждого человека свой жизненный смысл, свои цели, человек сам решает, как прожить свою жизнь, что оставить после себя. После смерти жизнь человека продолжается в его творениях, делах поступках, во всем, к чему прикасались душа и руки умершего. 
Сейчас мы поговорим о смысле жизни каждого из вас.
Задание: «Смысл жизни»
Зажженная свеча передается по кругу. Держа в руках свечу, каждый участник говорит, в чем заключается смысл его жизни («Смысл моей жизни»).
Мастер.  На каждом жизненном этапе может меняться и смысл. Знаменитый австрийский психолог Виктор Эмиль Франкл считал, что смысл жизни заключается в поисках самого смысла. Человек сам должен наполнять свою жизнь смыслом.  Улучшая себя, мы облегчаем жизнь окружающим людям. Восточная мудрость гласит: «Совершенствуй себя, и все твои дела будут совершенны».  В жизни так же важно уметь отделять существенное от несущественного, чтобы не растрачивать свои жизненные силы по пустякам.  Часто мы расстраиваемся из-за того, что чего-то не купили, чего то не досталось, что-то не успели, что-то потеряли, превращаем жизнь в постоянную суету, то есть тратим себя на несущественное.
Задание: «Мой жизненный путь».
На листочке бумаге изобразить свой жизненный путь графически. У вас жизненный путь в 14(15,16) лет. Обозначьте, на какие годы приходились спады, подъемы, ровное течение. Обменяетесь информацией с рядом сидящим участником.
Мастер: А теперь давайте подумаем о нашей жизни вместе с величайшими людьми, соприкоснемся с их жизненным опытом. Их высказывания помогут пересмотреть отношение к жизни и свое место в ней. Многие из этих афоризмов прошли через века, доказав свою значимость, актуальность. 
Задание: «Мудрость веков». Афоризмы можно зачитывать дважды, можно проводить короткие обсуждения. Душа, как и тепло, живет тем, чем питается.  Д. Холланд Изучение мудрости возвышает нас и делает сильными и великодушными. Я. Коменский Кто мудр? – всех чему-нибудь научающийся. Л.Н. Толстой Молодость – вот время для усвоения мудрости, старость – время для ее применения. Ж.Ж. Руссо Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней.  М. Аврелий Жизнь – это красноватая искорка в мрачном и немом океане вечности, это единственное мгновение, которое нам принадлежит. И.С. Тургенев Жизнь как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а насколько хорошо сыграна. Сенека Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут. Ж. Любрюйер Жизнь – трагедия для тех, кто живет чувствами, и комедия для тех, кто живет умом Ж. Любрюйер Жизнь сама по себе – ни благо, ни зло, она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами превратите ее.  М. Монтень Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живешь. В.О. Ключевский Если вы постигли искусство радоваться каждому мгновению жизни, то вы научились очень многому. А. Азад
Мастер.  Каждый день нашей жизни особенный и неповторимый, улетающий в вечность безвозвратно. Чувствовать это мгновение жизни, наслаждаться им – огромное счастье. Умение ощутить радость бытия и красоту мироздания – это талант. Так будем же в этом все талантливы.

C:\Users\Мобильная\Рабочий стол\Для Питаевой\презентация урока\тема программы.pptx
·C:\Users\Мобильная\Рабочий стол\Для Питаевой\презентация урока\тема урока.pptxХ Заголовок 1 Заголовок 215