Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов.


САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности учителя технологии муниципального казённого образовательного учреждения Тогучинского района Борцовской средней общеобразовательной
школы
Рубцовой Елены Вячеславовны
2013год
Я, Рубцова Елена Вячеславовна, родилась 26.09.1976 года, 1 июля 1994 года окончила ПТУ №28 г. Новосибирска по профессии оператор швейного оборудования; мне присвоена квалификация: швея третьего разряда. В 2013 году я поступила в Новосибирский педагогически й университет на заочное отделение, являюсь студенткой 1 курса института детства по специальности «Логопедия», квалификационной категории не имею, педагогический стаж -2 года. В данной школе работаю с 1 сентября 2011года.
В современной концепции образования в средней школе предмет технология не сводится к формированию трудовых навыков как таковых. Речь идет еще и о формировании исследовательских умений, технологической культуры, развитии творческого потенциала ребенка, воспитание важнейших для человека качеств : трудолюбия, упорства, дисциплинированности, ответственности. Компетентностный подход, на основе которого разрабатываются новые стандарты, был продиктован потребностями работодателей, которые не удовлетворены результатами обучения. Проблемой современного производства является то, что приходят люди, обладающие набором знаний, но не обладающие определенным набором качеств личности : умением работать в команде, добиваться поставленных целей, уважать чужое мнение. Как эти качества формировать? Все это может быть сформировано только в процессе совместной деятельности на уроках технологии.
Целью своей педагогической деятельности считаю развитие творческого потенциала личности школьника средствами учебного предмета «Технология», формирование у обучающихся творческого подхода к решению задач и проблем, возникающих в той или иной жизненной ситуации, активизации поисковой работы.Для достижения данных целей ставлю перед собой следующие задачи:
а)обучающие:
способствовать освоению учащимися приемов и методов творческого мышления;
научить применять эти приемы при решении проблем, возникающих в практической деятельности;
способствовать реализации учащимися своих возможностей при участии в коллективной творческой деятельности;
формировать основные компоненты творческого мышления, способность к анализу, синтезу, сравнению, критичность мышления;
б)развивающие:
развитие коммуникативных и организаторских способностей в процессе технологической деятельности;
развитие способностей самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из реалистичной оценки личных возможностей, интересов и склонностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда;
развитие воображения, речи, оригинальности мышления;
в)воспитывающие:
воспитывать технологическую культуру труда;
воспитывать трудолюбие и ответственность;
-формировать активную жизненную позицию в процессе социального и профессионального становления;
-воспитывать уверенность в своих силах, ответственность за выбор трудовой деятельности.
В 5-8, 9 , 10-11 классах школа работает по Учебному плану образовательного учреждения, разработанного с учетом ФБУП (от 09.03.04 г. № 1312), федерального компонента государственных образовательных стандартов первого поколения (от 05.03.04г. №1089)по технологии, федерального, регионального и школьного компонентов содержания образования. В соответствии с ним использую в работе с данными классами программу курса технологии, УМК под редакцией В. Д. Симоненко (издательского центра «Вентана - Граф» г. Москва 2007 г.), соответствующий данной программе.
Для реализации регионального компонента использую образовательный стандарт общего образования национально-регионального компонента по технологии « Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области» , 9 класс, «Технология профкарьеры, эффективное поведение на рынке труда» -10-11 класс.
5-8 классы продолжают работать по Учебному плану образовательного учреждения, разработанному с учетом преемственности целей и задач, решаемых на различных ступенях общеобразовательной школы. В этих классах работаю по программам «Технология. Обслуживающий труд» УМК, составленным на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Условия реализации учебной деятельности во многом определяются качеством материально-технической базы. Материально-техническая база кабинета формируется на основе «Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования».
Кабинет разделен решеткой на 2 секции: одна часть - для занятий по кулинарии (имеются две электроплиты, кухонный стол, мойка, водонагреватель, холодильник, необходимая посуда, инструменты) и вторая часть - для теоретических занятий и швейного дела, которая представляет собой рабочее пространство, где расположены 6 швейных машин с ручным приводом, 1 машина с электроприводом, гладильная доска и утюг. В перспективном плане развития кабинета предусматривается необходимость отделения блока для кулинарных работ от швейных рабочих мест. В своей работе использую следующие методические решения: -дифференцированный подход в обучении;
проблемное, развивающие обучение;
компетентностный подход в деятельности учащихся старших классов;
метод ученических творческих проектов.
Все эти методики ориентированы не только на получение знаний, но и являются элементами развивающего, личностно-ориентированного обучения, позволяющего раскрыть интеллектуальный потенциал каждого учащегося.
Основной формой организации учебного процесса в моей деятельности является комбинированный урок, на котором соединяются элементы теоретических и практических занятий. Это дает не только возможность закрепления теоретических знаний практическими навыками, но и позволяет чередовать вид деятельности, что соответствует требованиям технологиям, сберегающим здоровье. Для этой же цели на стенде кабинета располагаются правила техники безопасности, с которыми учащиеся знакомятся в начале занятий каждого блока программы.
В течении двух лет своей педагогической деятельности я всё чаще обращаюсь к методу проектов.
Этот метод позволил решить множество проблем: 4* из информатора я, как учитель, стала организатором познавательной
деятельности учащихся; 4 появилась возможность направлять процесс обучения, а ученик вместопассивного объекта включается в активный процесс познания; Ш реализуется компетентностный подход в решении поставленных задач
и проблем, умение выбирать из множества вариантов единственныйрациональный;
■4 в процессе работы над проектом преобладает демократический стиль отношений между учителем и учеником - технология сотрудничества;
4 позволяет реализовывать более полно интересы и способности обучающихся, приучает к ответственности за результат труда;
4t формирует привычку к анализу потребительских, экономических, технологических составляющих проектируемого изделия.
Я считаю, что данный метод является воспитывающе-обучающим, потому что в его основу положена главная идея-развитие через социальное взаимодействие, в котором социализируется мышление и культивируются образцы поведения. Этот метод позволяет мне успешно реализовывать такие ключевые компетенции учащихся как: коммуникативность, самообучение, саморазвитие, умение самостоятельно решать проблемы.
Наиболее успешными ученическими проектами прошедшего периода являются проект ученицы Гульченко Дианы «Изготовление торта в технике оригами». Реализация проекта позволила учащейся проявить творческий подход в выборе темы проекта, используемых материалов и способов складывания модулей, в совершенстве овладеть техникой оригами, развить технологическую культуру. (Приложение № 1).
При работе над проектом «Вязаная салфетка. Подсолнух» ученица Черникова Катя самостоятельно разработала правила техники безопасности, а Андронникова Кристина описала технологию организации рабочего места. Многие работы учащиеся выполняют на высоком творческом уровне, самостоятельно разрабатывают собственные схемы оригами, изменяют элементы рисунка в схемах вязания салфеток, формулируют правила
организации рабочих мест, а заканчивают проект рекламой в стихотворной форме.
Проектный метод позволяет успешно формировать коммуникативные и социальные компетенции через участие в районных и областных выставках. Ценным является также и привлечение к работе над проектом родителей учащихся, что позволяет грамотно выстраивать отношения в треугольнике «учитель- ученик- родители».
Одной из основных задач считаю реализацию на практике компетентностного подхода в выборе учащимися старших классов своей будущей профессии. С 2008 года в 10-11 классах нашей школы введен курс «Технология профессиональной карьеры». Работа над составлением программы курса стала важным этапом в моей педагогической деятельности. Так как этот курс является новым и недостаточно разработанным, формирую личную методическую и информационную библиотечку. Первоочередное значение имеет глубокое изучение рынка труда Новосибирской области, формирование рейтинга наиболее востребованных профессий и специальностей, анализ возможности и вариантов получения профессионального образования, альтернативные пути его приобретения. Предлагаю ребятам адреса сайтов, информирующих о наличии вакансий рабочих мест, используем печатные газетные издания («Работа», «Ищу работу» и др.).Вместе составляем таблицу востребованных профессий. На уроках профессионального самоопределения проводим анкетирование по определению, к какой группе профессий наиболее расположен тот или иной ученик (по Климову Е.А.)(Приложение № 2). Затрагиваем важный вопрос зависимости выбора будущей специальности от индивидуальных возможностей и здоровья обучающихся.
Для усиления практической направленности занятий и правовой защищенности выпускников изучаем основные статьи трудового права, пенсионного законодательства, оговариваем пункты, которые должен включать трудовой договор и основные социальные льготы, входящие в него. Работа над данным курсом заставила заняться овладением новых для меня компьютерных технологий в преподавании предмета. Активно использую компьютер для демонстрации учебных презентаций, проведения тестирования, поиска информации.
На уроках анализируем различные жизненные ситуации, возникающие при поступлении на работу через ролевые игры и тренинги. Главная ценность таких тренингов состоит в том, что они учат ребят не только решать, но и ставить задачи, планировать проблемы и способы их выполнения, отыскивать адекватные решения.
С целью обобщения педагогического опыта и проведения общественной экспертизы деятельности ежегодно провожу открытые уроки в рамках предметной недели. Шридожение№ 3 ) В 2012 году выступала на заседании школьного методического объединения учителей технологии с докладом «Роль классного руководителя в профориентационной работе»Шриложение № 4). Был оформлен стенд по профориентации, где
обучающиеся могут найти всю необходимую информацию о профессиях, как правильно выбрать профессиюдак же на стенде имеется раздел «В помощь классному руководителю», раздел для родителей и не мало важный раздел «Задай свой вопрос», где обучающиеся могут задать свой вопрос и получить на него ответ. В 2012 -2013 учебном году принимали участие в районном смотре- конкурсе стендов по профориентации «Мой профессиональный выбор», где стали лауреатами 1 степени . (Приложение № 5) На базе своей школы от районного центра творчества работаю педагогом дополнительного образования (кружок «Умелые руки»)
Главная цель развития личности - возможно полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения школьников. Я воспитываю творческую личность через ознакомление с национально-региональными традициями и ремеслами в системе технологического образования учащихся, сохранения и развития традиционной культуры в системе образования,освоения школьниками традиционных технологических приемов художественной обработки различных материалов, разработки и внедрения развивающих модулей, работе с одарёнными детьми. Миссия педагога в современном дополнительном образовании особая, я должна дать ребенку не только разнообразную информацию, но и включить его в значимую деятельность. Нашему сегодняшнему обществу необходимы образованные, творчески мыслящие, способные не растеряться в жизненных условиях, личности. Сегодня основными задачами творческой деятельности в учреждении дополнительного образования является обучение детей навыкам создания пространства для своего культурного развития, формирование культуры общения, творческого самоопределения.
Для эффективного решения поставленной целевой задачи я организую свою педагогическую деятельность на системной основе. Система строится в соответствии со следующими принципами педагогики: добровольности, синтеза познания и рекреации, а также взаимодействия и сотворчества.
В работе выделяю ряд существенных положений образовательного процесса.
4 Необходимо и обязательно сформировать у детей положительную мотивацию к творческой деятельности;
4 Дать новые знания при решении конкретных практических задач;
4 Обогатить чувственным опытом, опытом мыслительной и практической деятельности не только в ходе учебной работы, но и во внеурочное время, в условиях межличностного общения.
4i Сформировать трудовые умения и навыки без принуждения.
За 2 года работы я пришла к выводу, что не имеет значения , какой уровень способностей заложен природой в ученике. Главное, помочь поверить ему в свои силы и создать условия, чтобы он хотел их развивать. Учитель при этом проявляет себя как советчик, помощник, консультант, координатор, старший товарищ, т.е. партнёр в образовательном процессе.
В результате моей педагогической в течение двух лет при 100% успеваемости качественная составляет 90%.
С 2011 года я являюсь классным руководителем. Целью воспитательной работы считаю создание условий для развития личности через сплочение классного коллектива и совместной познавательной, творческой деятельности . В результате плодотворной работы в классе отсутствуют учащиеся состоящие на внутришкольном учёте, второгодники, учащиеся пропускающие систематически уроки. Класс активно принимает участие в общественной жизни школы по всем направлениям. (Приложение №6)
Проектное обучение даёт развитие активной творческой личности, способной самостоятельно приобретать новые знания и умения. Этот метод позволяет учесть потребности, интересы, склонности, способности и возможности детей.
Эффективность образовательного процесса зависит от педагогическихзаповедей, которые я использую в работе:
4> Принимать ребёнка таким, каков он есть. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти. И, по этому, моя исходная позиция, как педагога, в этом вопросе - доверие, опора на имеющийся у ученика потенциал, поиск и развитие его дарований, способностей; стимулирование внутренних сил, чтобы на этом фундаменте ребенок смог заняться самосовершенствованием.
Мной была разработана программа ДТО «Умелые руки».
Образовательная программа является модифицированной. За основу её
написания взята программа «Основы народного и декоративно- *
прикладного творчества».
Ежегодно принимаем участие в районной выставке декоративно-прикладного искусства, участвуем в различных районных и областных конкурсах ,имеем достижения .В 2013 году получили диплом 1 степени в районном конкурсе на лучшего составителя кроссвордов «В мире народного искусства » , была напечатана статья в районной газете «Диалог » с фотографией победителя (Приложение№ 7)
В 2011году году я зарегистрировалась на сайте «Про школу точка ру» (http://www.proshkolu.ru/user/rubzovva/), активно изучаю опыт коллег, формирую библиотеку электронных цифровых ресурсов, являюсь участником проекта «Источник знаний». (Приложением 8)
Ежегодно мои ученицы принимают активное участие в школьном туре всероссийской олимпиады школьников по технологии и занимают призовые места. В 2012 г. Бурмистрова Наталья стала победительницей школьного тура среди учащихся 6-х классов, Дроздова Злата заняла 1 место среди учащихся 7-х классов, и стала участницей муниципального тура всероссийской олимпиады то технологии, где стала призёром. (Приложение №9).
В 2012 году я прошла курсы повышения квалификации в НИПКиПРО по программе «Педагогика дополнительного образования» ,тема «Развитие профессиональной культуры педагога дополнительного образования в условиях реализации ФГОС», с 05.03. по 20.03.2012., в объёме 72 часов.; в НИПКиПРО по специальной психологии, тема «Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения ФГОС», с
по 09.11.2012 г., в объёме 72 часов., в НИПКиПРО краткосрочное обучение по модулю «ФГОС ОО: содержание и технологии реализации в аспекте содержания предметных областей «Искусство» и «Технология» спо 24.11.2012г., в объёме 36 часов, в ОблЦите издательство «Вентана-Граф » проводило семинар «Современные подходы к организации учебного процесса в предметной области «Искусство» в условиях реализации ФГОС» 20.09.2013г.,в работе которого я принимала участие .
В методическом плане ближайшую цель для себя вижу в освоении и в совершенстве работы с интерактивной доской.