Урок-исследование по русскому языку по теме «Разносклоняемые существительные»

Разносклоняемые существительные
Урок-исследование в 6 классе (по учебнику М.Т. Баранова)

Цели:
1. Познакомить с понятием разносклоняемые существительные, с особенностями склонения существительных на – мя.
2. Распознавать разносклоняемые существительные в тексте.
3. Развитие исследовательских умений: анализировать, сравнивать, делать самостоятельные выводы.
4. Развитие УУД в рамках ФГОС.

Ход урока.

Встреча с проблемой

1. Актуализация имеющихся знаний и опыта.
Закончить фразу
Склонение – это..
Существительные относятся к(могут быть даны разные ответы)
Склонение определяется по.
К 1 склонению относятся.
К 2 склонению относятся.
К 3 склонению
Далее учитель дает задание.

Пассажир, перрон, вокзал, троллейбус, агрессия, долина, трамвай, сессия, опасность, знамя, вестибюль, фальшь.

Слова спроектированы на экране.
На пути 3 вагона. Объявляется посадка. Кондукторам принять пассажиров согласно билету.
1 вагон: слова 1 склонения
2 вагон: слова 2 склонения
3 вагон: слова 3 склонения.
Учитель: назовите пассажиров 1, 2, 3 вагонов
Учитель: чем руководствовался кондуктор, распределяя существительные по вагонам? Следуют ответы детей.

Создание проблемной ситуации, связанной с затруднением в выполнении действий.

Учитель: Какого пассажира нет в вашем вагоне?
Ответы детей: 1 вагон – знамя
2 вагон – знамя
3 вагон – знамя
Учитель: почему?

Этот вопрос уже вызывает затруднение, озадачивает.

Осознание и формулирование проблемы в форме вопроса.
Ответы детей на вопрос «почему»
1 – у нас существительные ж. р.
2 – у нас ср. р., но окончание О, Е.
3 – у нас ж. р.
Проблему формулируют учащиеся: к какому склонению относится существительное знамя?

Выдвижение предположений.

Дети высказывают предположение, что, возможно, какое-то особое склонение, 1, 2, 3, исключительное, никакое

Выбор методов исследования.
Учитель: Как будем действовать, чтобы проверить наши предположения.
Учащиеся: Нужно просклонять.

Проверка предположений.
1 вагон склоняет существительное «долина», «знамя»
2 вагон – «трамвай», «знамя»
3 вагон – «опасность», знамя»

Обмен информацией и организация информации
1 вагон – все окончания разные
2 вагон - окончание «ем» в творительном падеже у существительного трамвай и знамя.
3 вагон - в родительном, дательном, предложных падежах окончание «и».

Учитель: Мы собрали информацию о существительном знамя. Можно ли ответить на поставленный нами вопрос? Учащиеся спорят, сомневаются.

Сопоставление с культурным аналогом.
Учащиеся читают учебник, обмениваются информацией, формулируют выводы, задают вопросы учителю, работают с толковым словарём, составляют варианты схем. (работа им знакома, не вызывает затруднений)

Этап закрепления и применения знаний

Учитель: А теперь проверим наши выводы, написав письмо к другу.

Дорогой друг! Прости, не знаю твоего .Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на всё хватает .И по ботанике заняться изучением пшеницы, и в конноспортивной секции покачаться в ..То ли они из другого .. Говорят, что всё дело в каком-то особом духовном .

(материал из Интернета)

Формулирование выводов
Учитель предлагает вернуться к проблемному вопросу, поставленному в начале урока. В какой вагон посадим существительное «знамя»?
Учащиеся предлагают поставить новый вагон, где 11 мест, и назвать его «разносклоняемым».

Рефлексия
1. Удалось ли нам решить проблему?
2. Сформулировать 3 вопроса по данной теме.




Структура данного урока соответствует этапам урока-исследования.
В самой теме «Разносклоняемые существительные» заложено противоречие между знанием и незнанием, что позволяет создать на уроке проблемную ситуацию, которая воспринимается детьми как личностно значимая, так как вырастает из контекста их собственной деятельности.
В рамках ФГОС исследовательский метод способствует формированию УУД школьников: самостоятельно планировать свою работу, самостоятельно ставить учебные задачи, контролировать процесс работы, оценивать её, работать в сотрудничестве, проявлять инициативу.
«О, сколько нам открытий чудных готовят просвещения дух», - так А.С. Пушкин, возможно бы, передал атмосферу урока.










15