Конспект урока по русскому языку Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП.


Тема урока   Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП.
Цели урока:
Образовательная: формировать умения определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
Развивающая: развивать умения сравнивать изученный материал, правильно расставлять знаки препинания в БСП;
Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к русскому языку.
Оборудование: учебник Л.М. Рыбченкова, О.А. Александрова и др.(М.: Просвещение, 2014), тетрадь, схема, доска, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
Поставьте знаки препинания, подчеркните грамматическую основу и обоснуйте постановку знаков препинания.
1. Шел снег и был мороз по утрам но дороги уже потемнели и над ними каркая носились грачи. 2. Благоговейная и спокойная любовь Куприна к природе очень заразительна, и в этом тоже чувствуется сила его таланта . 3. Варвара прислушалась донесся шум вечернего поезда. 4. Вскоре мне стало известно, куда исчезла искусно прятанные мною сладости.
- Ребята, какое предложения вызвали затруднения?
- Варвара прислушалась донесся шум вечернего поезда. (3)
- Правильно, это предложение лишнее, в нём нельзя поставить запятую. Итак, ребята, назовите, пожалуйста, тему нашего урока.
- Запишите тему в тетради.
III. Изучение нового материала.
1. Подготовка к восприятию новой темы. Технология проблемного обучения.
1) Не железнодорожном переезде был опущен шлагбаум, потому что со станции шел курьерский поезд. [ = - ], ( потому что = - ).
Не железнодорожном переезде был опущен шлагбаум: со станции шел курьерский поезд. [ = - ] : [ = - ].
2) Вдруг я чувствую, что кто-то берет меня за плечо и толкает.  
[ -  = ],  ( что -  =).Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
[ - = ] : [ - = ].
3) У меня есть одна слабость, а именно: мне хочется возможно большее число людей приохотить к писательству.
[ -  = ], а  именно:  [  = ].У меня есть одна слабость: мне хочется возможно большее число людей приохотить к писательству. [ - = ]: [ = ].
2. Объяснение новой темы
А теперь попробуем убрать из предложения союзы. Как вы думаете, ребята, какой знак нужно поставить? синтаксическими синонимами называются взаимозаменяемые союзные и бессоюзные предложения.
Ребята, попробуйте сформулировать правило постановки двоеточия в БСП.
3. Работа с учебником
Изучение теоретического материала учебника на стр. 122.
А теперь давайте сравним, правильно мы сформулировали правило постановки двоеточия в БСП?
Работа со схемой
- Итак, двоеточие в БСП ставится в трёх случаях (запись на доске и в тетради).
Двоеточие в БСП
1518405254160044551609525003014345914400
Значение причины:
вторая часть раскрывает причину того, о чем говорится в первой части - [ ]: ( потому что, так как) Значение пояснения:
Вторая часть поясняет содержание первой части - [ ]: (а именно, то есть) Значения дополнения:
Вторая часть дополняет содержание первой части -
[ ]: ( что)
4. Работа по карточкам. Прочитайте и проанализируйте предложения. Какие смысловые отношения существуют между их частями.
1 карточка 1. Начальник линия бросает последний взгляд на машину: всюду совершенный беспорядок, движения выверены, как в балете. 2. Я понимал: выручить нас может только случайность.
2 карточка 1. Я смотрю на часы: мы точно выполняем расчеты штурмана . 2.Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.
5. Работа с учебником
Упр. 188.
6. Тест «Бессоюзные сложные предложения» (на парте):
1. Какое утверждение является верным.
1) В бессоюзных сложных предложениях со значением перечисления ставится двоеточие.
2) В БСП могут использоваться четыре знака препинания: двоеточие, запятая, точка с запятой и тире.
3) Двоеточие между частями БСП ставится, если простые предложения в них обозначают одновременность или последовательность происходящего, тесно связаны между собой.
2. Какое предложение соответствует схеме [ ]: [ причина ] (знаки препинания не расставлены):
1) Я доверяю любящим они великодушны.
2) У Интернета есть только один недостаток он требует слишком много времени и не отпускает от себя.
3) Вдруг слышим во все горло кричат чибисы.
3. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?
Человек через слово всемогущ ( ) язык всем знаниям и всей природе ключ.
1) тире
2) двоеточие
3) запятая
4) точка с запятой
4. Какое из предложений является бессоюзным?
1) Мы редко вспоминаем о том, что американские телевизоры и японские видеомагнитофоны имеют русское происхождение.
2) Митя спал с незанавешенными окнами, и сад и луна всю ночь смотрели в них.
3) Холодная вода Байкала похожа на жидкое стекло: сквозь неё весной видно вглубь на сорок метров.
5. Какая из схем соответствует данному предложению? Тут его осенила мысль: партизаны должны быть где-то здесь поблизости
1) [ ] : [дополнение]
2) [ ] : [пояснение]
3) [ ] : [причина]
Ключи: 1-2,2-1,3-2,4-3,5-2.
Выставление отметок за урок.
6. Домашнее задание: § 27, упр. 189. Индивидуальное задание: составить тест по теме БСП.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Что мы сегодня изучали? Какое задание вам понравилось? Что показалось сложным?
Всем спасибо за урок.