Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему: Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП


27.02.17 год. Конспект урока по русскому языку. 9 класс. (47 урок)
Тема: Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Цель: развивать умения определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные предложения с разными смысловыми отношениями между частями, грамотно оформлять их на письме; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; воспитывать личности, способные на самостоятельную деятельность.
Тип урока: комбинированный урок.
Планируемые результаты: учащиеся определяют смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения; знают правила постановки двоеточия между частями бессоюзного сложного предложения; конструируют данные синтаксические конструкции; правильно и уместно используют в речи бессоюзные сложные предложения.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний.
Лингвистическая разминка:
- Найдите предложения, в которых необходимо поставить двоеточие. Какие это предложения по структуре?
А) По горизонту лежал сероватый туман _ предвестник суховея.
Б) Приезжий поёжился _ «Холодновато у вас!»
В) В человеке должно быть всё прекрасно _ и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
Г) Приглашаем учиться на юридический факультет по следующим специальностям _ правоведение, правоохранительная деятельность.
Д) Причастия и деепричастия _ формы глагола.
Ответы: Б, В, Г – предложения простые.
Беседа по вопросам:
- Какое предложение называют сложным?
- В чём различия союзных и бессоюзных сложных предложений?
- На какие две группы делятся союзные сложные предложения?
- Дайте определение бессоюзного сложного предложения. Приведите примеры.
- Что помогает установить смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения?
3. Целеполагание.
1.Развитие умений анализировать языковой материал, делать выводы на основе сделанных наблюдений: стр. 128-129 учебника.
2.Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока, составление опорной схемы.

1): причина.

2): пояснение.

3): дополнение.
Наблюдение, работа над интонацией: стр. 123 учебника, упр. №184
4.Изучение материала.
Анализ предложений.
- Определите значения частей бессоюзных сложных предложений, сверяясь с опорной схемой:
1) Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (Причина.)
2) Я понимал: выручить нас может только случайность. (Дополнение.)
3) Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи. (Причина.)
4) Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. (Пояснение.)
5) Учись мой сын: наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни. (Причина.)
6) Свойство зеркальце имело: говорить оно умело. (Пояснение.)
Работа по учебнику.
1) Чтение теоретического материала на стр. 129 учебника.
2) Выполнение тренировочных упражнений:
Упражнение 195 (устно) – Сергеева И, Сладков В, Нигматулин К, Исенгалеева О, Багиян Р, Таланова В.
Упражнение 196 – комментированное письмо. Богданова В, Багиян Л, Вертелецкий В.
5. Физминутка.
6. Закрепление материала.
1)Задание по вариантам.  Прочитайте предложения. Запишите номера бессоюзные сложные предложения, в которых вторая часть.I в. а) раскрывает, поясняет содержание первой части;II в. б) дополняет смысл первой части;III в. в) указывает на причину того, о чем говорится в первой части. 
Учащиеся получают карточки с напечатанным материалом.
1) Нижние камни оказались мокрыми: на дно бассейна натекла лужица чистой воды.  2) И вдруг чувствуешь: вот схватила, вот завладела, вот пришла зима настоящая!  3) Я взглянул на неё и испугался: её лицо выражало глубокое отчаяние, на глазах сверкали слезы.  4) Погода была ужасная: штормовой ветер ревел с ночи, дождь лил как из ведра. 5) Мы взглянули друг на друга: нас поразило одинаковое подозрение. 6) Грушницкий принял таинственный вид: ходит, закинув руки за спину, и никого не узнает.  7) От себя могу обещать одно: будем работать, беззаветно работать. 8) Я убедился на своем опыте: книга — умный и честный советчик в жизни
I вар. 4, 6, 7 II вар. 2, 8 III вар. 1, 3, 5
2) Творческая работа.
Составьте и запишите бессоюзные сложные предложения, употребляя в первой части в роли сказуемого следующие глаголы. Объясните постановку знаков препинания в этих предложениях, определив значение знаков.
1.Чувствовать, понимать, думать, говорить.
2.Посмотреть, увидеть, выглянуть, оглянуться.
3) Записать под диктовку предложения, определите смысловые отношения между частями БСП. Вставьте пропущенные знаки препинания, объясните.1) В Мексике похвалить вещь в чужом доме нельзя: её заворачивают вам в бумажку. (В.В. Маяковский)
2.Все было ясно: они спутали направление и шли совсем в противоположную сторону. (А.И. Иванов)
3.Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными волосами. (М.Ю. Лермонтов)
4.Вот пишут: существование снежного человека можно считать документально
доказанным. (В.С. Пелевин)
5.Тёмный лес хорош в яркий солнечный день: тут и прохлада и чудеса световые. (М.М. Пришвин)
7. Рефлексия.
- Какие смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав бессоюзного сложного, обозначаются двоеточием?- Какие союзы и слова в этом случае можно поставить между предложениями?
- С какой интонацией произносятся бессоюзные сложные предложения, если в них стоит двоеточие?
8. Домашнее задание.
Параграф № 34 учебника. Упражнение 198.