Урок литературного чтения Яков Аким Разноцветные дома


Тема: Я.Аким
Цель: познакомить учащихся с новым разделом; развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по прочитанному материалу; поддерживать интерес к чтению; совершенствовать умение работать с иллюстрацией; воспитывать уважение к чужому мнению
Ход урока
1. Орг.момент
Прочитайте стихотворение
Шепчет солнышко
Шепчет солнышко листочку:
Не робей голубчик!
И берет его из почки
За зеленый зубчик
- какую мысль хотел донести до нас автор?
2. Сообщение темы и целей урока
Прочтите
ОНСЕРЕТНИ ЕТЕВС АН ЕСВ
Все на всеете интересно, название раздела
Как вы думаете, о чем будут произведения в этом разделе?
3. Работа по теме урока
1. Знакомство с автором
Знакомство с творчеством Я.Л.Акима.
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Якова Лазаревича Акима, подробнее узнаем об этом поэте, о его жизни . Яков Лазаревич Аким родился 15 декабря 1923 года в городе Галич (ныне Костромская область)
 Посмотрите на доску, на доске портрет Я.Л.Акима. Обратите внимание, какой задумчивый взгляд, какие добрые глаза у этого человека. Только человек, у которого такой добрый и искренний взгляд может писать книги для детей. Однажды Яков Аким заметил, что каждый человек, кроме биографии, мог бы поведать и свою душевную географию. А география его собственной души? Какая она? Я родился на зеленой улице, В деревянном тихом городке, А по улице гуляла курица, А коза паслась невдалеке. Это – о детстве, которое прошло недалеко от старинного города Костромы. Здесь будущий поэт, а пока ученик второго класса, напишет свое первое стихотворение. Потом семья переедет в Москву. Меняется география – меняется жизнь… 1941 год стал трагическим для поэта. Вначале – все, как обычно, - учеба в школе, поездка вожатым в пионерлагерь, а потом… война. Фашисты бомбили Москву, и во время одной из бомбежек погиб отец. Поэт вспоминал: «Отца я очень любил. До сих пор мне снится, что он вернулся».      Первое стихотворение «Дождик» было опубликовано в 1950 в журнале «Пионер». Через четыре года будет много: стихи, сказки. Толстые и тонкие, веселые и грустные – разные.      У каждого стихотворения своя биография. В одной из книг Яков Аким написал: «Как и большинство людей, я не вел дневника… Стихи заменили дневник. Скорее даже это были письма к дорогим мне людям. Иногда такое письмо оборачивалось стихотворением для детей». 2.  Знакомство с прозой Я.Л.Якима. - А как называют человека, который пишет стихи? (Поэт) - Как одним словом назвать стихи и поэмы? (Поэзия) - Ребята, а кто же у нас Я.Л.Аким? Поэт или писатель? (Я.Л.Аким – поэт) - Это удивительно, но Я.Л.Аким не только поэт, но и писатель. И сейчас я хочу вас познакомить с прозой Я.Л.Акима. Сейчас я прочитаю вам его рассказ о том, как у него получилось первое стихотворение. Вот как получилось одно из первых моих стихотворений для детей. Шел я по улице, нес молоко своей дочке. Было это в начале зимы, падал снежок, медленный, пушистый. Первый снег! И только я это подумал, как вдруг, откуда не возьмись, вокруг меня вместе со снежинками заплясала, закружилась песенка: Утром кот Принес на лапах Первый снег! Первый снег! От удивления я даже остановился. Ведь нигде раньше я не слыхал такой песенки. Выходит, сам сочинил? Хорошо бы, не ускользнули эти слова, надо их дочурке повторить. Или нет, пускай сама прочитает, когда выучится грамоте.           Немало лет прошло с тех пор, дочка уже взрослая, у нее самой растет дочь – моя внучка, но и теперь мне так же радостно сочинять стихи людям, которых люблю, с которыми дружу. Я счастливый человек: у меня есть друзья. Много друзей. Вот о них я и думаю, когда пишу. И о маме своей думаю – она всю жизнь работала в детской библиотеке, - ей первой я дарю новую книжку. И об отце, хотя он в самом начале войны погиб, но все равно об отце я думаю так, как будто он рядом. Еще о земляках своих думаю – они живут в небольшом городке Галиче Костромской области. В этом городе когда-то я родился и маленьким играл с приятелями у бабушки во дворе. Хорошо помню, как был маленьким, и никогда этого не забуду. Потому что, если забуду, ничего больше не смогу для вас написать.
2. Первичное чтение стихотворения учителем по учебнику
Проверка восприятия
Почему автор назвал стихотворение «Разноцветные дома»?
Какое настроение вызвало это стихотворение?
С каким цветом оно ассоциируется?
Определите, в каких домах, кто живет? Зачитайте ответ
Найдите сравнения и эпитеты в стихотворении
физминутка3. Работа в группах
Заполнить таблицу
цвет предмет
Жужжащее чтение стихотворения
Работа над выразительным чтением
Выразительное чтение
Игра с рифмами. Я.Л.Аким признавался детям, хотел, чтобы дети знали, как рождаются настоящие стихи – «из ничего, из воздуха, из чуда первого снега, из души». Чем отличаются стихи от прозы. (Наличие рифмы в стихотворных текстах.) Сейчас мы с вами будем учиться сочинять стихи. Для этого мы поиграем в игры, будем упражняться в рифмовании.
 1. «Подберите слово в рифму».
Коллективная работа
-Расскажи, охотник, толком: Как же справился ты с волком? -Я поймал его. -А как? -Забежал он в тот овраг, Где растет трава-дурман, Скок – и прямо в мой ка… (капкан) Тащит мышонок в норку Огромную хлебную ко… (корку) Собаки не троньте верблюда. Для вас это кончится худо: Он ловко дерется с врагами Своими большими но… (ногами) - Молодцы! Справились с заданием, подобрали последнее слово стихотворения в рифму.  2.Игра «Слова – в рифму». -А сейчас учимся самостоятельно подбирать слово в рифму.  
Работа в парах Жук – лук, … (сук) Вова – корова, … Катушка – кормушка, … (избушка) Бор – спор, … (сор) Юла – легла, … (игла) Дом – гром, … (сом) - Молодцы! Мы учились подбирать слова в рифму, а теперь другое задание. 
3.Игра «Создаем стихотворение». Работа в группах. У нас есть рифма, вы должны придумать остальные слова в строках, чтобы получилось стихотворение. (Нынче щедрый) урожай – (Не ленись, а) собирай! (За обедом) крокодил (Пять лягушек) проглотил! (Прилетели) белобоки – (Длиннохвостые) сороки.
Презентация стихотворений от каждой группы. - Молодцы, ребята! Я думаю, теперь многим из вас захочется заняться стихосложением. Стихи можно сочинять на любую тему, помните, что поэзию от прозы отличает рифма. Больше читайте, больше думайте, мыслите и удивляйтесь простым вещам, которые вас окружают.
Рефлексия.
- Сегодня на уроке я познакомился….
- Сегодня на уроке мне понравилось…
-Сегодня на уроке было интересно….
- Сегодня на уроке было легко/ трудно….
Домашнее задание
Стр 30-32 - наизусть