Конспект урока в 9 классе по теме Условия постановки тире в бессоюзном сложном предложении


Тема урока: «Условия постановки тире в бессоюзном сложном предложении».
Цели урока:
1.Образовательные:
систематизировать и углубить знания учащихся о бессоюзном сложном предложении;
совершенствовать знания учащихся о характере смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения, навыки постановки знаков препинания в нём;
продолжить подготовку к ОГЭ: выполнение заданий из Открытого банка заданий ФИПИ.
2. Развивающие:
развивать умение логически мыслить, излагать своё мнение, доказывать правильность.
3.Воспитательные:
формирование навыков контроля и самоконтроля;
воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в парах.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки.
Ход урока.
I. Орг. момент:
Учитель.
- Прозвенел звонок!
Внимание!
Хорошо, что все без опоздания!
- Добрый день, ребята! Прежде чем начать урок, я попрошу посмотреть на гостей и подарить улыбки им, друг другу и мне.
- Каждый урок – это урок получения знаний, которые необходимы вам для успешной сдачи экзамена и нужны в жизни. Сегодня вы это докажете и себе, и мне.
II. Подготовка к ОГЭ: выполнение заданий из Открытого банка ФИИПИ.
Учитель. На каждом уроке мы готовимся к ОГЭ: повторяем изученный материал, выполняем задания из Открытого банка ФИПИ.
Прочитайте текст (раздаточный материал).
(1)Сугроб под ёлкой, на которой было беличье гнездо, давно уже растаял, и ворчливый медведь, зевая и почёсываясь, вылез из берлоги и отправился бродить по лесу до следующей осени. (2)Дымка проводила его сердитой бранью на беличьем языке, хотя он ей никакого вреда не сделал. (3)Но такая уж у белок привычка: вечно они лезут в чужие дела.(4)Дымка выговорила всё, что, по её мнению, полагалось, и снова попрыгала по веткам.
(5)А тем временем около старой ели послышались шаги, человеческие голоса…
— (6)Эту, что ли, валить? — спрашивал один голос.
— (7)Эту, а потом вон ту, рядышком. (8)Ребята, гляньте, не иначе медведь тут зимовал. (9)Вот бы раньше проведать!
— (10)Он бы тебе проведал! (11)С чем бы ты на него сунулся? (12)С пилой? (13)Ну, болтать некогда. (14)Берись, ребята.
(15)В ловких руках пила работает быстро. (16)Прошло несколько минут — и старая ель дрогнула, наклонилась, пошла быстрее, быстрее. (17)Тяжёлый удар о землю. (18)Всё!
— (19)Чистая работа! — весело проговорил молодой паренёк и вдруг закричал: — (20)Ребята, гляди! (21)Бельчата маленькие в дупле! (22)И как только не разбились. (23)А это что?
(24)Пёстрое птичье яичко мелькнуло в воздухе, ударилось о ствол ёлки. (25)Дымка выронила яйцо, которое несла детям. (26)Не до яйца теперь! (27)На мгновение она точно застыла на ветке: огромное чудовище хотело коснуться ели, протянуло руку к дуплу… (28)А там дети, её дети!
(29)Белочка почти свалилась на землю, промчалась между ногами стоявших вокруг ёлки людей и скрылась в дупле. (30)Никто не успел промолвить ни слова, а она уже выскочила из дупла, держа во рту испуганного бельчонка. (31)Проворно закинув его на спину, опять промчалась под ногами людей и мгновенно исчезла.
— (32)Видали? — выговорил наконец изумлённый паренёк. — (33)Меж пальцев скочит, ровно страху у неё нету. (34)Гляди! (35)Опять!
(36)Дымчатое пушистое тельце снова промелькнуло под ногами людей и скрылось в дупле.
— (37)Ловко! — засмеялся паренёк. — (38)А я вот её враз шапкой накрою! (39)Ой, дядя Степан, чего ты? (40)Больно!
— (41)Я те дам, шапкой! — сурово проговорил старый пильщик. (42)Он с силой дёрнул парня за руку от ёлки. — (43)Не видишь разве? (44)Мать!
— (45)Мать! — тихо повторил другой пильщик. (46)И люди осторожно расступились.
(По С. Радзиевской)*
*Радзиевская Софья Борисовна – детская писательница, путешественница, участница многих научных экспедиций. Она писала о природе («Рассказы о животных», «За лесными сокровищами», «Джумбо» и др.), о войне («Болотные робинзоны»), о приключениях («Остров мужества», «Рам и Гау»), но главное – о настоящих человеческих ценностях.
Учитель. Выполняем задания: слайд № 1:
Задание №028736Среди предложений  27—31 найдите предложения с обособленным обстоятельством.
Задание №3656FFСреди предложений 1—6 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями.
Задание №3890ABЗамените словосочетание  «беличье гнездо» (предложение  1), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью  управление.
Задание №482F15Укажите количество  грамматических основ в предложении  8.
Задание №4A9DDC  Среди предложений 16—20  найдите предложения с однородными членами.
Задание №5C7E34Назовите грамматическую основу предложения  14.
Задание №B80DDE Среди предложений  24—30  найдите сложное  бессоюзное предложение.
Каково значение между частями БСП?
III. Знаки препинания в БСП.
Знаки препинания в БСП: условия постановки запятой, точки с запятой, двоеточия и тире.
Учитель. Посмотрите на опорные схемы на слайдах № 2-4 и расскажите о правилах постановки знаков препинания в БСП.
Учащиеся рассказывают об условиях постановки запятой, точки с запятой, двоеточия и тире в БСП.
Работа с деформированными предложениями.
Учитель. На слайде № 5 даны «рассыпанные» части пословиц. Вам нужно соединить части пословиц, записать их, подчеркнуть грамматические основы и, определив значение между частями , правильно поставить знаки препинания в БСП.
1.Ремесло не коромысло
2.Хорош(?) садовник
3.Не помучиш(?)ся, не посееш(?)
4.Не удобриш(?) рож(?)
5.Здоровье всего дороже
не научиш(?)ся.
собереш(?) хлеба на грош(?).
его не купиш(?).
плечо не оттянет.
хорош(?) и крыжовник.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
Учитель предлагает прочитать полученные пословицы, объяснить постановку Ь или его отсутствие, объяснить постановку знаков препинания в БСП.
Ремесло не коромысло – плечо не оттянет (вывод).
Хорош садовник – хорош и крыжовник (вывод).
Не помучишься, не посеешь – не научишься (условие).
Не удобришь рожь – соберёшь хлеба на грош (условие).
Здоровье всего дороже: его не купишь (причина).
Учитель. Какая пословица лишняя? Почему?
Оцените себя: поставьте 1 балл за правильную постановку Ь и по 1 баллу за каждый правильно поставленный знак препинания в пословицах. Максимальное количество баллов – 6 – кто получил? Молодцы!
IV. Определение темы урока, постановка целей и задач.
V. Условия постановки тире в БСП.Теоретический материал о постановке тире в БСП: параграф 33 – самостоятельное чтение учащимися, формулирование правила.
Работа в парах: заполнить таблицу, записав номера предложений согласно значениям из данных на слайдах № 6-7 пословиц:
Источник удаляет жажду – доброе слово оживляет сердце.
Не кричи о себе – пусть другие о тебе хоть тихо скажут.
Наука даром не даётся – наука трудом берётся.
Напролом идут – волос не жалеют.
Есть терпение – будет и умение.
С глупым водиться – сам поглупеешь.
С умным поговорить – воды напиться.
Прочёл хорошую книгу – встретился с другом.
Язык один, ушей пара – раз скажи, два послушай.
Не ищи безупречного друга – останешься один.
Проходят и болезни, и беда – привычки остаются навсегда.
Первый камень криво в землю врос – вся стена пошла наперекос.
Обидит друг – ляжет камнем слово.
Умная голова сто голов кормит – худая и одной не прокормит.
противопоставление условие время следствие,
вывод
Параллельно – работа по карточкам 4 человек:
Задание. Подчеркни грамматические основы, расставь знаки препинания, запиши значения между частями БСП.
Для рыбы нужна чистая вода будем охранять наши водоёмы.
Ввысь взлетает Сокол жмётся Уж к земле.
Назвался груздем полезай в кузов.
Солнце скрылось за горизонтом мы отправились домой.
В лесу стало тихо главные певцы улетели на юг. Учитель. Какая пословица запомнилась больше всего? Почему?
Проверьте правильность выполнения задания на слайде № 8, поставьте по одному баллу за каждый правильный ответ.
противопоставление условие время следствие,
вывод
1,2,3,10,11,14 5,6,7,8,12,13 4 9
Учитель. Кто получил максимальное количество баллов? Молодцы!
Упражнения для глаз – проводится физ.минутка с музыкальным сопровождением.
Постановка тире в простом и сложном предложении: упр.279 на стр.204.
Учитель. Прочитайте предложения, объясните постановку тире.
Учащиеся читают предложения, объясняют постановку тире в простых и сложных предложениях.
Учитель. Как отличаете простое предложение от сложного? Когда ставится тире в простом предложении? В сложном предложении?
Выполнение тестового задания в формате ЕГЭ (раздаточный материал, слайд №9):
Как объяснить постановку тире в данном предложении?
Хочешь добиться уважения — начинай с себя.
1) Части бессоюзного сложного предложения тесно связаны между собой по смыслу.
2) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит в себе условие того, о чём говорится во второй части предложения.
3) Части бессоюзного сложного предложения значительно удалены по смыслу друг от друга.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
Как объяснить постановку тире в данном предложении?
Нужно идти в одну сторону — он непременно повернёт в другую.
1) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
2) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Мать не узнала Сергея: в форме офицера он показался ей старше и мужественнее.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части.
3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину совершения того, о чём говорится в первой части.
Учитель. Проверим задание. За каждый правильный ответ – по 1 баллу. Слайд №10.
VI. Домашнее задание. Слайд № 11: параграфы №31-33, упр. 279, задания 1,2.
VII. Рефлексия: слайд № 12.
VII. Оценивание своей работы: слайд № 13.

22-23 балла – «5»
17- 21 балл – «4»
12- 16 баллов – «3»
VIII. Итог: слайд № 14.