РЕКОМЕНДАЦИИ для развития учебных умений школьников

РЕКОМЕНДАЦИИ
для развития учебных умений школьников


№1 Как нужно конспектировать
1. Конспект - это изложение основного содержания текста с выделением наиболее важных положений. 2. Конспектированию предшествует составление плана. 3. В начале конспекта точно указать фамилию автора, полное название работы, место и год издания. 4. Изложение текста дается сжато, но основные мысли записываются подробно. В конспекте можно использовать цитаты. 5. Наименование глав, разделов всегда указывается точно. 6. Используйте подчеркивания, условные знаки, пометки.

№2 Как рецензировать ответ
Оценивая ответ товарища, подумайте, соответствует ли он следующим требованиям: 1)Полнота и правильность изложения фактов, выводов, событий. 2) Последовательность и доказательность изложения. 3) Использование и объяснение новых исторических терминов. 4) Использование карты, хронологии, цифровых данных. Отметьте речевые ошибки. Учитывая замечания, объективно оцените ответ.


№3 Требования к комментированию материалов печати
1. Назовите издание, его номер, дату, автора и тему статьи. 2. Скажите, в связи с каким вопросом ты выбрал эту статью. 3. Не утомляйте слушателей чтением всего подряд, рассказывайте содержание, выбирая только то, что требует твой вопрос. 4. Расскажите, какие черты современности поясняет статья. 5. Дайте свою оценку изложенному событию, раскройте возможные последствия его на обстановку в стране, в мире.



№ 4 Как записать лекцию
1. Запишите тему. 2. Запишите план лекции. Следите за тем, как преподаватель завершает каждый вопрос плана, обязательно запишите выводы по каждому вопросу. 3. Каждую новую мысль лучше начинать писать с красной строки. 4. Учись скорописи посредствам сокращения слов. Требования к сокращению слов в лекциях, конспекте. - При сокращении нужно сохранять корень слова (книж., бурж., газет.), - оканчивайте сокращение на согласную, за которой следует согласная (сокр., согл., главк.) - пользуйтесь общепринятыми сокращениями, употребляемыми в письменной речи (СНГ, ВОЗ, ВМФ и т. д.) возьмите на заметку сокращения, принятые в словарях и энциклопедиях (н.э. - наша эра, см. смотри, и т. д.) - если текст носит характер тематический, словарно-терминологический, повторяющиеся слова не нужно писать полностью, достаточно обозначить первой заглавной буквой (М - материя, с-д - социал-демократ).

№5 Правила дискуссии
Умей выслушать оппонента: не выкраивай, не перебивай, будь терпелив. Не согласен - пытайся убедить фактами, научными доводами, опираясь не только на свое мнение, но и признанные авторитеты. Не горячись, если с тобой не согласны. Более серьёзно, аргументировано выскажи свое мнение в другой раз. Говоря об общем в проблеме, не переходи на лица. Говори ровным спокойным голосом. Переход к оскорблениям не допустим! Побеждает не тот, кто громче кричит и больше говорит, а тот, кто показал интеллект, вежливость, эрудицию, даже если не убедил других и остался при своем мнении.

№ 6 Характеристика и оценка исторического деятеля
1. Когда, в какой стране жил и работал, действовал; что повлияло на формирование его взглядов. 2. Каковы его планы, цели, какими средствами пользовался для их достижения, Какова связь между целями и мотивами его деятельности. 3. Внешность, характер. Какие личные качества помогали, а какие мешали идти к цели. Что вы цените в характере личности, что осуждаете. 4. Перечислите основные результаты его деятельности. Раскройте его роль в истории государства, общества. 5. По делам и поступкам установите, в интересах каких классов (слоев общества) он действовал. 6. Выразите свое личное отношение к личности, его значимости в жизни страны, народа.


№7 Как самостоятельно работать с книгой
Сущность самое главное в явлении или предмете, то без чего они не существуют. Сравнивать - это значит устанавливать общее и различное. Вывод главная мысль, в которой подводится итог описания или рассуждения, наблюдения или опыта. Анализ – мысленное расчленение целого на части. Синтез - мысленное соединение частей в целое, раскрытие связей между ними.

№ 8 Как составлять простой план
1. Внимательно прочитай изучаемый материал. 2. Раздели его на основные части. З. Выдели в каждой части главную мысль. 4. Озаглавь каждую часть (пункты плана).

№ 9 Как составлять сложный план
1. Внимательно прочитай или прослушай изучаемый материал. 2. Раздели его на смысловые части и озаглавь их (пункты плана). З. Раздели на смысловые части пункты и тоже озаглавь их (подпункты). 4. Проверь, не совпадают ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено основное содержание материала. 5. Проверьте правильность своей работы. Помните требование к плану. При составлении плана следует научиться графической культуре записи нумерация пунктов, уступы, подчеркивания, пометки на контрольной строке, запись через строчку.

№ 10 Как делать сравнение 1. Подумай, по каким направлениям и в какой последовательности надо сравнивать данные события (явления). 2. Перечисли черты сходства. З. Определи существенные различия между ними. 4. Сделай, если нужно, вывод, вытекающий из сравнения.
№11 Как нужно конспектировать
1. Конспект - это изложение основного содержания текста с выделением наиболее значимых и интересных положений. 2. Перед конспектированием необходимо тщательно изучить произведение, З. Конспектированию предшествует составление плана. 4. В начале конспекта необходимо указать фамилию и инициалы автора, полное название работы, место и год издания. 5. Наименование глав, разделов, параграфов всегда указывается точно. 6. Изложение текста дается сжато, но основные мысли и аргументы записываются подробно. 7. В конспекте можно использовать цитаты.


№12 Как работать с источником
(журнал, газета и т.д.)
1. Чтение начинай с просмотра содержания статьи, это поможет тебе выбрать самые интересные материалы. 2. Чтение газет начинай с просмотра названий рубрик, заголовков статей. Это поможет тебе выбрать наиболее важный для тебя материал. З. Обрати внимание на незнакомые слова. Их значение ты найдешь в словаре. 4. Обменивайся мнениями по поводу прочитанного с товарищами, родителями, учителями. 5. Подумай, как можно использовать в учебе знания, полученные из изучаемого источника.

№13 Как готовиться
к публичному выступлению.
1. Выберите тему заранее, учитывая личный интерес, осведомленность и наличие литературы. 2. Просмотрите литературу, делая выписки, составьте план, лучше тезисный или развернутый. 3. Соедините в едином тексте строго по плану подобранный материал. 4. Определите время прочтения. Знайте, что слушают, пока сообщают важное, интересное. 5. Помните золотое правило ораторского искусства: Имей, что сказать! Сумей, что сказать! Успей, что сказать (пока тебя слушают). 6. Говорите четко, достаточно громко. 7. Подготовьте наглядные пособия, иллюстрации. 8. Будьте готовы ответить на вопросы, защитить свою точку зрения.

№14 Как лучше запомнить.
1. Отбирайте для запоминания самое важное, запоминайте в определенной системе. 2. Осмыслите то, что запоминаете. 3. Пользуйтесь всеми видами памяти (зрительной, слуховой). Трудные места перечитайте неторопясь, вслух. 4. При запоминании и заучивании расчленяйте материал на части, составьте к ним вопросы и заголовки. Выпишите новые термины, слова. 5. для самоконтроля попытайтесь рассказать с закрытым учебником. 6. Помогают запоминанию эмоции. Не будьте равнодушны к тому, что читаете, переживайте то, что учите! 7. Пользуйтесь при необходимости словарями, справочной литературой. 8. Сопровождайте заучиваемое составлением схем, планов, рисунков. Психологи советуют: Лучше больше времени затратить на понимание, чем на пустое заучивание. Повторять заученное хорошо через 15-20 минут, через 8-9 часов, полезно перед сном или утром.
№15 Как составить развернутый план.
1. Прочтите текст, вдумайтесь в него, разбейте его на законченные смысловые части. 2. Каждую часть озаглавьте, выделяя ведущую мысль. Это основные пункты. Пронумеруйте их римскими цифрами. 3. В каждой части выделите несколько положений, уточняющих главное. Озаглавьте их и обозначьте подпункты арабскими цифрами.






№16 Как писать отзыв об историко-художественной книге
1. Внимательно подумай, какова основная тема произведения, какая историческая эпоха описывается в книге, правильно ли с исторической точки зрения изображаются события и исторические деятели. Используй свои знания, учебник по истории и научно-популярную литературу, предисловие к книге, рецензии к ней. 2. Подумай. как автор относится к описываемым событиям и героям, на чьей стороне его симпатии. 3. Каково твое собственное мнение о книге? Каковы, на твой взгляд, художественные достоинства книги?


№17 Работа с цитатой (для доклада)
1. Цитатой пользуются для уточнения собственных мыслей, для их подтверждения. 2. для цитирования выбирай те места, которые наиболее полно и точно выражают основные мысли автора. 3. Нельзя злоупотреблять цитатами. Ссылка на авторитет - это не доказательство. 4. Цитата должна выписываться так, чтобы в ней заключалась законченная мысль автора. 5. Выписывать цитату следует тщательно, без замены слов, с обозначением пропусков. Каждая цитата заключается в кавычки. 6. После цитаты указывается источник. т.е. (фамилия автора, название книги, место и год издания. Страницы.)








№18 Как строить доказательство
(обосновать правильность или ложность мысли)
1. Сформулирую мысль, которую надо доказать. 2. Приведи и разъясни доводы подтверждающие или опровергающие данную мысль. 3. Сделай вывод, завершающий доказательство.


№19 Как правильно рецензировать ответ
Оценивая ответ товарища, подумай, соответствует ли он следующим требованиям: 1. Полнота и правильность изложения фактов, выводов, датировки событий. 2. Последовательность и доказательность изложения. 3. Использование хронологии и цифровых данных. Отметь речевые ошибки (повторы, бедность речи т.п.). Учитывая замечания, объективно оцени ответ. Постарайся сначала отметить положительные черты, а потом недостатки.











№20 Как работать над рефератом
1. Внимательно подумай над тематикой реферата. 2 Подбери используемую литературу для написания реферата. 3. Составь развернутый план реферата, 4. При написании реферата план должен соответствовать частям текста. 5. Пользуйся цитатами для уточнения собственных мыслей 6. Реферат должен соответствовать тематике, иметь завершенный вид. 7. При написании реферата используй умение сравнивать, выделять главное, анализировать, синтезировать, делай выводы. 8. В конце реферата должна быть указана используемая литература: автор книги, название книг, место и год издания, номер тома и страницы.
№21 ПАМЯТКА - ПЛАН УСТНОГО ОТВЕТА 1. Укажите исторические даты (когда?). 2. Покажите историческое место происходившего события (где?). 3. Опишите само событие или явление (что): а) социально-экономические и политические причины события (почему?); б) повод или внешний толчок к началу события: в) ход события; г) итоги, историческое значение для развития общества. 4. Дайте собственную оценку или объясните позиции историков по данной проблеме.




№22 ПЛАН СРАВНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ 1. Выделите существенные признаки сравниваемых событий, общественных явлений, найдите их сопоставимые признаки, установите порядок сравнения признаков (сначала самые главные, затем второстепенные) 2. По намеченному плану расскажите о первом признаке того и другого сравниваемых событий и т.д. 3. Сделайте выводы: установите черты сходства и различия, дайте самостоятельную оценку сравниваемым общественным явлениям.
№23 ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
1. Исторические условия жизни в деятельности личности, источники формирования ее мировоззрения. 2. Цели, которые ставит перед собой исторический деятель, методы достижения этих целей. 3. Интересы какого класса, общественной группы выражает личность. 4. Значение личных качеств (ум, воля, отношение к миру) исторического деятеля. 5. Оценка деятельности личности (прогрессивная, реакционная, неоднозначная, в чем это выражалось в почему).
№24 ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОССТАНИЯ или революции
1 . Причины восстания. 2. Предводитель восстания, его характеристика. 3. Участники восстания, их цели. 4. Характер восстания 5. Ход восстания, основные сражения. 6. Причины поражения или победы. 7. Историческое значение восстания.

№25 ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ ВОЙН
I. Причины и характер войны. 1. Основные противоречия, приведшие к войне. 2 Значение разрешения этих противоречий для обеих сторон. 3.Подготовка к войне, соотношение сил воюющих сторон. II. Ход войны. 1. Повод к войне и ее начало. Основные этапы. 2. Крупнейшие сражения войны: а) описание места битвы; б) соотношение сил, их расположение;
в) развитие боевых действий; г) итоги и значение битвы. 3. Окончание войны и условия мира. III. Причины победы или поражения. 1 Влияние общественно-политического строя на положение противников, боеспособность армий и ход войны. 2. Влияние характера войны, отношения к ней народа на силы сторон и исход войны. IУ. Значение войны. 1. Экономические, социальные, политические последствия войны для ее участников. 2. Влияние войны на дальнейшее развитие международных отношений.







№26 ПАМЯТКА ПО ПОДГОТОВКЕ РЕФЕРАТА
Реферат (от латинского слова «сообщаю»)- краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научной литературы по теме. Требования к реферату: Объем не менее 20-22 страниц рукописного текста. Структура реферата: Введение (изложение цели работы, актуальности темы, обоснование выбора темы) -2-З стр. Основная часть (изложение по намеченному плану основных идей, положений, хода развития исторических событий) -16-18 стр. Заключение (краткое изложение выводов) -1-2 стр.
Титульный лист оформляется следующим образом: верху название вуза, кафедры, / школы/ посередине название темы, ниже справа фамилии исполнителя и руководителя, внизу по центру место и год выполнения. План пишется перед введением (краткий или развернутый)
Библиография -Это перечень использованной литературы (не менее 10 названий книг, статей по теме), который приводится после заключения.
Приложение -Это вспомогательные материалы, дополнительные карты схемы, иллюстрации и т. п. Приложение обычно находится после библиографий. Содержание -Это перечень составных частей реферата с указанием номера страниц, который находится после библиографии или после приложения. составление плана реферата: 1. Подобрать необходимую литературу, изучить ее, отобрать материал, который раскрывает тему работы. 2. Уяснить содержание материала в целом, определить цели ,задачи изложения 3. Составить краткий или развернутый план, следуя логической схеме