Разработка открытого урока по истории древнего мира, тема: В городе богини Афины,5 класс

Открытый урок, 5 класс.
Тема: «В городе богини Афины»

Цель урока: создать условия для изучения обучающимися темы «В городе богини Афины;
Задачи:
ознакомить учащихся с основными частями города, достижениями культуры афинян;
развивать умение сравнивать, находить общее и отличное;
воспитывать интерес к античной истории и культуре.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Ход урока:
1. Оргмомент.
2. Опрос.
Учитель: Историю какой страны мы с вами изучаем?
Как греки ее называли? Давайте вспомним и повторим основные события истории Древней Греции.
3 ученика работают у доски:
1) Найти соответствие:
1. 594 год до н.э. А) Марафонская битва
2. 776 год до н. э. Б) Олимпийские игры
3. 480 год до н. э. В) Реформы Солона
4. 490 год до н. э. Г) Вторжение Ксеркса в Грецию
5. 1200 год до н. э. Д) Троянская война
2) Каким богам принадлежат эти предметы:
На доске прикреплены изображения шлема, кисти винограда, трезубца и другие (смотри в приложении). Ученик должен подписать, какому богу они принадлежат.
3) На доске изображена меловая схема, показывающая береговую линию Греции. Внизу даются пояснения:
1- Эгейское море
2 - Ионическое море
3 - Пелопоннес
4 -Аттика
5 – Крит
Ученику предлагается карточками – цифрами отметить данные объекты.
Учитель: Мы с вами повторим основные события истории Эллады устно. Но для начала хочу спросить: «Помните ли вы как награждали олимпиоников в Греции?» За каждый правильный ответ вы получите лавровый лист. Тот, кто соберет три листа, получит оценку «5».



Блиц – опрос:
1.Боги (учитель демонстрирует таблички с именами богов, ученики отвечают, какому роду деятельности они покровительствуют).
2.Что такое демократия?
3.Что соединяли Длинные стены?
4. Кого в Афинах называли гражданами?
5. Сколько гаваней было в Пирее?
6. Что такое пошлина?
7. Чем отличалось положение переселенцев от положения граждан?
8. Как использовался труд рабов в Греции?
9. Кто такие вольноотпущенники?
10.Что означает крылатое выражение «высечь море» и с каким историческим
событием это связано?
11.Как звали афинянина, настоявшего на необходимости дать морской бой в
Саломинском проливе?
12.Что такое триеры?
13.Что такое фаланга?
14.Кто такой стратег?
15. Как звали стратега, одержавшего победу в Марафонской битве?
16. Кому и за что поставлен памятник со стихами: «О путник, поведай спартанцам о нашей кончине: верны законам своим, мы здесь костьми полегли!»
17. Определить автора слов: «Вернул я многих на чужбину проданных,
Освободил, и здесь, на милой родине,
Рабов, дрожавших перед волею господ».
18.Что объединяет слова в перечне: Мессения, илоты, военная доблесть, лаконичная речь.
19. То же: демократия, Солон, 594 год до н.э.
20. Какие крылатые выражения связаны с этими предметами: яблоко, клубок ниток?
3. Изучение новой темы.
Учитель: Поднимите, пожалуйста, руки, кто из вас смотрел комедию Л. Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию»? Благодаря какому изобретению главного героя Шурика царь оказался в его квартире? Давайте и мы воспользуемся машиной времени и перенесемся в Афины, главный город Аттики, в 5 век до н.э. Выясним, кто жил в этом городе, каковы его достопримечательности.
Обратите внимание на эпиграф: «Так ты чурбан, если не видел Афины, осел, если видел Афины и не восторгался, а если по своей воле покинул Афины, то ты верблюд». Ответьте в конце урока, что имели ввиду греки, говоря так об Афинах?
Демонстрируется слайд: план Афин. Учитель: посмотрите, пожалуйста, на план Афин. Из каких районов состояли Афины? Маршрут нашего путешествия таков: Керамик – Агора – Акрополь.(К доске прикрепляется маршрутный лист).
1)На северо-западе Афин находится район Керамик. Как вы думаете, почему его так называли? Здесь жили гончары, создававшие великолепные вазы. Посмотрите на экран:(демонстрируется слайд с чернофигурными и краснофигурными вазами).В чем разница? Почему сосуды имеют разную форму? (Учитель объясняет разницу между пифосом и амфорой). Черную работу при изготовлении сосудов выполняли рабы, а расписывали их граждане. Почему? Далее учитель рассказывает, в каких условиях жили ремесленники.
2).Агора – главная площадь Афин. На фоне слайда, изображающего храм Гефеста, разыгрывается сценка. Ученики в греческих одеждах, стол, на котором находятся пучки зелени, бутылка с оливковым маслом.
Дима Т. Купите оливкого масла! Чистейшее масло, выдавленное из лучших оливок!
Костя И. Зелень, зелень, не забудьте купить зелень!
Сергей З. Продаю рабыню, с Востока, только вчера привезенную из-за моря.
Алеша В. Сколько стоит твоя рабыня?
Сергей З. 300 драхм.
Алеша В. Почему так дорого, ведь даже прислужник за столом стоит 200 драхм.
Сергей З. Так моя рабыня танцевать умеет
Алеша В. Ну- ка, пусть покажет как.
Наташа С. Танцует восточный танец.
Алеша В. Да, хороша рабыня! за такую и 300 драхм не жалко!
Далее учитель рассказывает о деятельности совета 500, показывает его не слайде.
3).Акрополь.
Древние греки, античные греки
Многим прославились греки навеки,
Даже порой удивленье берет:
Ну да чего знаменитый народ!
Храбро с врагами они воевали,
Мудрые мифы они создавали,
С детства знакомы любому из нас
И Прометей, и Геракл, и Атлас.
Древние греки моря бороздили,
Время для спорта они находили,
И Олимпийские игры они
Тоже придумали в давние дни!
А посмотрите, теперь каково,
Архитектурное их мастерство!
Экскурсию по Акрополю проведет Тамара К.
А теперь вернемся к эпиграфу: правы ли были греки, так утверждая?



4. Закрепление.
Тест: (Перед учащимися лежат карточки с цифрами 1,2,3.Выбирая правильный ответ, они поднимают вверх карточку с верным ответом).
1. Керамик – это:
1)район гончарных мастерских
2)рыночная площадь
3)холм с крутыми и обрывистыми склонами
2. Вазы, украшенные черным лаком по красноватой глине, называются:
1)пифос
2)краснофигурными
3)чернофигурными
3. За пополнением казны следили в Афинах:
1)смотрители рынка
2)совет 500
3)рыночная стража
4. Самое большое сооружение на Акрополе:
1)Парфенон
2)храм богини Ники
3)Эрэхтейон
5, Статую богини Афины в Парфеноне изваял:
1)Мирон
2)Фидий
3)Поликлет
Учитель подводит итоги урока, комментирует оценки, рекламирует дополнительную литературу.
Домашнее задание: п.37, пересказ.









Заголовок 115