Урок В городе богини Афины


Тема урока: «В городе богини Афины»
Форма проведения: урок-путешествие
Цель:  познакомить учащихся с основными достопримечательностями Афин, способствовать развитию эстетического воспитания учащихся.
Здачи:
Образовательные:
Формировать знания: об особенностях застройки древнегреческого города на примере Афин; типах древнегреческих сосудов, стилях вазописи; важнейших памятниках афинского Акрополя; ордерной системы Древней Греции и её основных элементах.
Развивающие:
Развить у детей умения:
Работать с планом местности;
классифицировать, обобщать, делать выводы, давать оценку;
давать определения новым понятиям;
решать познавательные задания;
Воспитательные:
Приобщить учащихся к навыкам:
Творческого сотрудничества в процессе работы в команде;
Объективной оценки себя и своих товарищей;
Приобщения и воспитания уважения к ценностям мировой культуры.
Основные понятия: Керамик, керамика, чернофигурная керамика, краснофигурная керамика, амфоры, пифос, Агора , смотритель рынка, рыночная стража, Акрополь, портик, фронтон, Парфенон, Ника, Эрехтейон, кариатиды
План урока.
Керамик.
Агора.
Акрополь.
ХОД УРОКА
Оргмомент.
Учитель: Калимэра! (приветствие на греческом языке) (дети отвечают) и это значит, что мы с вами продолжаем изучение истории…. Древней Греции.(слайд 1)
У нас сегодня необычный урок. Мы отправимся с вами в путешествие в один греческий город. Проверьте свой «багаж» - учебники, ручки, дневники.
Для путешествия нам нужны билеты, в которых содержится основная информация о стране. Возьмите их с края парты (жёлтые) и заполните пробелы. (дети заполняют пробелы в тексте).
Проездной билет
Со стороны моря в Афины можно попасть через порт ____________________________. В нём находились ____________________ и _______________________ гавани. Из Греции в другие страны вывозили ___________________, _____________________, ____________________, а в Грецию ввозили ______________________, ________________________, ____________________. В порту можно было встретить таких жителей, как: __________________, _________________, ____________________.
Счастливого пути!
Теперь поменяйтесь билетами и проверьте правильность заполнения (на доске правильные ответы), оцените работу соседа по парте.(на доске критерии оценивания). (Каждый получает лист лавра) (слайд 2)
С древних времён ветви лаврового дерева символизировали славу. Победителей олимпийских игр, поэтов, сатиров, музыкантов, людей науки украшали лавровыми венками и именовали лауреатами. – получая за каждый ответ листочки лавра мы определим лауреатов, т.е. победителей ( Лауреат – карточка на магнитной доске, записать )
Билеты приобретены, теперь можем отправиться в путь. (музыка Сиртаки) Пристегните ремни, отключите мобильные телефоны и получите приятное впечатление от нашего путешествия.
(слайд 3)Посмотрите внимательно в иллюминаторы. Перед нами Древний город Афины. Чтобы не заблудиться, давайте воспользуемся планом Афин.
Итак, согласно плану Афин мы должны посетить самые важные места города Какие? (Дети называют – Керамик, Агора, Акрополь) (На доске план урока слайд 4)
План урока.
1.Керамик.
2. Агора.
3.Акрополь
Учитель А с какой целью, мы едем в Афины?
(Предполагаемый ответ: познакомиться с достопримечательностями, бытом его жителей, окунуться в мир гармонии и красоты древнегреческой архитектуры. Узнать правила древнегреческого градостроительства, ведь именно они оказали огромное влияние на градостроительство всей Европы)
Ты чурбан, если не видел Афин!
Если видел и не восторгался – осёл!
А если добровольно покинул Афины, то ты верблюд!
Так говорили древние греки. (слайд 5)
Давайте, во время прогулки по городу подумаем, почему они так говорили, за что они так любили свой город?
Учитель: Мы оказались на окраине Афин. Узкие, немощёные улочки извиваются между глухими стенами домов с запертыми калитками. Тротуаров нет. Здесь грязно, пыльно, много мусора и луж, вечером здесь сложно передвигаться. Тем не менее, этот район был известен далеко за пределами Эллады. Назывался он КЕРАМИК.(слайд 6)
Кто-нибудь знает, что означает слово КЕРАМИК?
Керамика в пер. с греч. означает - глина, в наше время керамикой называют глиняную посуду, изделия из глины.(записать в путеводитель)
Как вы думаете, чем славился Керамик?
Правильно, своей посудой
Разобраться в тонкостях гончарного искусства поможет нам учебник. Запишите в свой путеводитель определения
Амфора –
Пифос –
Сосуды были _______________________ и _____________________.
Учитель: Давайте заглянем в одну из гончарных мастерских.(слайд 10) Перед вами владелец гончарной мастерской. Он имеет несколько рабов.
- Прочитайте в учебнике, кто и какую работу выполнял в мастерских?
В гончарных мастерских нужно было выполнять следующие работы: 1) месить глину; 2) подносить топливо к печи; 3) ворошить раскаленные угли; 4) покрывать вазы росписью; 5) наносить рисунок. Как вы думаете, какие работы поручали рабам? (грязную, тяжёлую и простую)
- Какие работы выполняли граждане?
- Кто работал лучше - рабы или свободные мастера? Почему? (Свободные мастера получали деньги за свой труд и работали лучше рабов т.к. работали нехотя, по принуждению, бесплатно)
Учитель: День для всех греков, бедных и богатых начинался рано, с зарей.
Закусив несколькими кусочками хлеба, намоченными в вине, афинянин направлялся на
- АГОРУ – торговая площадь Афин (записать ). Мы отправляемся вслед за ними.(слайд 11)
- Прочитайте в учебнике, зачем же афиняне посещали Агору?
(чтобы приобрести товар или продать его; чтобы побеседовать и встретиться с друзьями, узнать и обсудить последние новости)
а ещё любили развлекаться - петушиные бои, заклинатели змей, глотатели кинжалов. На площади всегда было шумно и весело. За порядком следили смотрители рынка, им подчинялась рыночная стража.
В другой части Агоры размещались портики, гимназии, суд, монетный двор, Совет Пятисот, который следил за пополнением казны, ведал строительством боевых кораблей, городских водопроводов и храмов. Здесь же находился храм, посвящённый богу Гефесту
Жару греки предпочитали переждать в портиках.
ПОРТИКИ – найти определение в учебнике – стр 170. (полуоткрытые помещения, крышу которых поддерживают колонны (записать)
Афиняне не представляли себе жизни без каждодневных посещений Агоры – главной площади Афин.
Учитель: А сейчас сильно зажмурьте глаза, чтобы не ослепнуть от сверкающего в лучах солнца позолоченного шлема и наконечника копья статуи богини Афины.
Откройте глаза. Мы в АКРОПОЛЕ (слайд 12)
АКРОПОЛЬ – это укреплённый холм -крепость. ( запись в путеводитель)
Познакомит нас с достопримечательностями Акрополя экскурсовод.
А вы по ходу экскурсии запишите достопримечательности Акрополя в путеводитель
Экскурсовод. Акрополь расположен на высокой скале, 70-80 м высоты, пройти на него можно только с западной стороны.
Взгляните направо, - это маленькое изящное здание – храм богини победы Ники. Он выстроен в честь греческих побед над персами. Эллины всегда изображали богиню Нику крылатой, но чтобы удержать победу и чтобы она не улетела афиняне, построили храм Ники бескрылой.(записать ) (слайд 12)
Афиняне победили персов, и победа навсегда останется в городе.
Преодолеваем множество ступеней и входим на Акрополь через парадный вход -Пропилеи (записать) (слайд 12)
На Акрополе на высоком постаменте стоит 9-ти метровая бронзовая статуя Афины-воительницы.(записать) (слайд 12)
Эту статую в память о Марафонской битве сделал прославленный скульптор Фидий. Правой рукой Афина опирается на копье, а левой придерживает щит.
Справа от нее расположен самый замечательный храм Древней Греции в честь богини Афины – Парфенон.(записать) Великолепное сооружение, имеющее 69,5 метров в длину и 30,9 метров в ширину, окружают 46 десятиметровых колонн. Строился он 16 лет. При строительстве использовался лучший в Греции мрамор, необычный по своим качествам материал. В зависимости от освещения, Парфенон меняет цвет на протяжении дня.
Парфенон окружен колоннами. У Парфенона нет фасада – лицевой стороны, он предназначен для осмотра со всех сторон. На фронтоне изображены скульптуры, изображающие сцену спора Афины и Посейдона и сцену рождения Афины.
(Смотри в учебнике) Внутри храма большая, высотой почти в трехэтажный дом, статуя Афины. Фидию удалось сделать Афину, похожую на живую женщину - основа статуи – деревянная, одежда, щит и шлем сделаны из золота, а лицо, руки, обнаженные ступни ног – из пластинок слоновой кости под цвет человеческого тела.
фронтон – это треугольное пространство между двумя скатами крыши и карнизом.(записать) как правило было заполнено рельефами и скульптурами.
Выйдя из Парфенона мы оказываемся подле здания, расположенного справа от него – Эрехтейон.(записать)(слайд 12)
В одном из его портиков вместо колонн стояли кариатиды (запишите определения из учебника)
Этот храм посвящен двум богам, поспорившим между собой из-за того, кто станет покровителем Афин.
Учитель: Вернёмся к вопросу, который прозвучал в начале урока : За что афиняне любили свой город? (слайд 16)
Ответ: город Афины - их Родина, они гордились своей свободой, красотой и культурными ценностями города.
Дома: р/т, стр. 27-30 (задание 35 (2), 37 (1-5)