План-конспект открытого урока Предупреждение заболевания почек


Дата: 13.02.2017
Тема урока: «Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим», 8 класс
Цель: рассмотреть влияние заболеваний почек на здоровье человека. Задачи: формировать умения: самостоятельно работать с дополнительной литературой, извлекая из нее нужную информацию; делать сообщения, формулировать вопросы и отвечать на них. Рассмотреть роль гигиены питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек (алкоголя) на функционирование органов выделения и организма в целом.
Оборудование: таблицы «Органы выделения», «Вред алкоголя», презентация, видеофильм, мультимедийный проектор.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Работа с ассоциациями

Методика Снежный ком (описать процесс фильтрации крови по кластеру выше)
III. Изучение нового материала.
Слово учителя:
Давайте поговорим немного о цифрах в нашем теле, знаете ли вы, что:
1 минута-1 литр жидкости
Сутки- 200 л крови
Почки – 1/160 часть массы тела
Человек с одной почкой - риск заражения увеличивается в 100 раз
Нарушение или прекращение функции почек неминуемо ведет к отравлению организма теми веществами, которые обычно выводятся с мочой. При нарушении работы почек эти вещества скапливаются в крови и приводят к возникновению тяжелейших состояний, нередко заканчивающихся смертью.
Пути распространения инфекции в органах мочевыделительной системы:
Нисходящие инфекции Восходящие инфекции
Ангина Охлаждение организма
Заболевания
ротовой полости Простуда
Кариес Несоблюдение правил личной гигиены
Микроорганизмы могут поражать разные отделы мочевыделительной системы: почка, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. Они проникают в них через кровь. Этому способствует наличие очагов инфекции в различных участках организма, например из-за ангины, заболеваний зубов, ротовой полости.
Часто причиной заболеваний почек и мочевыводящих путей могут быть так называемые восходящие инфекции. При несоблюдении личной гигиены болезнетворные микробы проникают через мочеиспускательный канал в мочевой пузырь и распространяются на другие участки мочевыделительной системы, вызывая их воспаление. Воспалительным процессом и распространению микробов способствует общее охлаждение организма, простуды.
Почки, особенно у детей, чувствительны к различным ядовитым веществам: либо синтезируемым в самом организме, либо поступающим из внешней среды. Такие вещества, как алкоголь, свинец, ртуть, борная кислота, нафталин, бензол, яды насекомых и др., поступая в кровь, выводятся через почки и вызывают нарушения их работы.
Некоторые лекарственные средства (сульфаниламиды, антибиотики), применяемые в больших количествах, накапливаются в почках и сами могут стать причиной почечных заболеваний. Но особенно вредно злоупотребление алкоголем, который поражает почки. Постоянные нарушения обмена могут вызвать заболевания почек, к примеру, стать причиной отложения солей и образования так называемых «камней» в почках и мочевыводящих путях. Камни затрудняют отток мочи, острыми краями раздражают слизистые оболочки мочевыводящих путей, вызывая сильную боль.
Вредное действие на почки оказывает употребление слишком острой пищи. Такая пища нередко вызывает нарушение функции почек. Еще большим злом является употребление алкоголя, который разрушает почечный эпителий, резко нарушает или прекращает образование мочи. В результате наступает отравление организма ядовитыми продуктами обмена веществ.
Задание для учеников: заполнить пропуски в таблице:
Причины заболеваний почек Меры профилактики
Возбудители инфекционных заболеваний Своевременное лечение зубов, ангин, простуд; одежда по сезону, закаливание; соблюдение правил личной гигиены
Острая пища Не злоупотреблять острой пищей
Алкоголь Не употреблять алкоголь
Ядовитые вещества Осторожное обращение с ядами
Лекарственные средства Употребление лекарств только по назначению врача
Предупреждение почечных заболеваний требует соблюдения определенных гигиенических правил: правильного питания, своевременного лечения зубов, ангин, закаливания, осторожного обращения с лекарствами, ядами, соблюдения личной гигиены, в том числе соблюдение водного режима, о котором мы тоже поговорим.
Зачем пить? 2–2,5 л приходится на ежедневные потери при умеренных нагрузках
Сколько пить? Столько, сколько потеряно: 2–2,5 л.
Что пить? Чай, кофе, соки, молочные продукты, супы.
Физ.минутка «Ванька-встанька»
IV. Закрепление изученного материала. Рефлексия.
Составить групповой кроссворд к теме «Выделительная система»
Рефлексия
Букет настроения
Д/З- рабочая тетрадь по теме «Выделительная система»
Список использованной литературы.
1. Драгомилов А.Г., Марш Р.Д. Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 2 – е изд., переработ. – М.: Вентана – Граф, 2004. – 272 с.: ил.
2. Степанов И.А. Тестовые задания по биологии: Человек: 9 кл. : Кн. для учителя/И.А. Степанов.- 2- е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 47с.
3. Ренева Н.Б., Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек». – 2 – е изд., доп. – М.: Дрофа, 2001. – 144 с.