Тема урока: «Учимся писать приставки»

Конспект урока по русскому языку . Автор: Коршунова Екатерина Алексеевна , ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, ПФ города Ярославля 2014 г.
1.Дидактическое обоснование
Русский язык, 3 класс, автор учебника С. В. Иванов. УМК «Начальная школа 21 века»
Тема урока: «Учимся писать приставки»
Цель: познакомить с правописанием приставок оканчивающихся на –з-, -с-
Тип урока: «Открытие новых знаний»
Задачи урока:
Образовательные:
– актуализировать умения различать условия выбора написания буквы в приставках, оканчивающихся на –з- и –с- ;
Развивающие:
- совершенствовать умение пользоваться алгоритмом, определяющим выбор буквы, находить орфограмму в морфеме, овладевать приемами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации;
Воспитательные:
– развивать внимание, творческие способности, логическое мышление.
Методы обучения: продуктивный
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
-индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Оборудование: учебник, карточки с алгоритмом, карточки с домашним заданием, интерактивная доска





Структура урока:
1 этап – организация начала урока (1 мин.)
2 этап – минутка чистописания (2 мин.)
3 этап – словарная работа(3 мин.)
4 этап - объяснение нового материала(15 мин.)
5 этап – физкультминутка (1 мин.)
6 этап – закрепление изученного материала(5 мин.)
7 этап – самостоятельная работа(10 мин.)
8 этап – итог урока. Рефлексия(3 мин.)
9 этап – домашнее задание (1 мин.)










2.Технологическая карта урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

1.Организационный момент

Настрой на работу
- Доброе утро, ребята. Сегодня у нас урок русского языка. Я хочу, чтобы вы настроились на хорошую работу, чтобы вы поверили в свои силы.

Подготовка класса к работе
Запись числа и классной работы.

Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Минутка чистописания
Проведем минутку чистописания .
- Пропишем соединения букв с буквой з/с
зу зо зг зл зд ск сп сц
- Посмотрите на прописанные буквы. На какие группы их можно разделить? Обведите буквы гласных звуков красным карандашом.
- Какие группы можно выделить среди букв согласных звуков? Подчеркнем красным карандашом буквы звонких согласных звуков.
- Кто из вас заметил закономерность?
- При каком условии на конце приставок пишется буква з, буква с?







(на буквы гласных и согласных звуков)
Учащиеся обводят .



(буквы, обозначающие звонкие и глухие согласные звуки)
Подчеркивают.


3. Словарная работа
Ребята перед тем как изучать новый материал , напишем словарную работу. Открываем тетрадки для словарных работ . Пишем аккуратно и подчеркиваем орфограммы .
Диктуем:Улица, Кремль  , магазин, аптека, адрес, завод, Москва, город, деревня, Россия.                                          
Ученики записывают под диктовку слова в тетрадь для словарных работ и подчеркивают зеленной ручкой орфограмму.




4.Объяснение нового материала
Давайте поработаем в парах.
1. Работа в парах «Найди лишнее».
- В группе слов найдите лишнее, объясните, почему вы его выбрали и выделите приставку и корень .
1) Красивый, осенний, бесполезный, ясный, чистый.
2) Работать, развеять, прыгать, клеить, резать.
3) Распевка, радость, счастье, веселье, доброта.
4) Чинить, гулять, исправить, бегать, стучать.
5)Работа, безделье, дом, посуда, искренность.
6) Весёлый, живой, известный, яркий, щедрый.
2. Постановка темы и учебной задачи.
- Попробуйте сформулировать тему урока.
- Сформулируйте цель урока.
-Молодцы.
- Перед вами слова. Разделите их на две группы.
бесполезный развеять
бессонница безделье
исправить известный
Выделите приставки.
- Назовите корни, которые начинаются с гласных звуков.
- Можете ли вы сделать вывод о правописании приставки в этих словах?
- Назовите корни, которые начинаются со звонких согласных. Сделайте вывод о написании приставки.
- Назовите корни, которые начинаются с глухих согласных. Сделайте вывод о написании приставки.
- Сформулируйте правило о правописании приставок.
Открытие мы совершили? А какое? И сейчас полученные знания мы отработаем на практике. Чтобы вы всё хорошо запомнили составим
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ



1. Выполняют задания в парах.
2. Формулируют тему урока (Тема: учимся писать приставки). Учебная задача: научиться правильно писать приставки, оканчивающиеся на –з- и –с-. ).
Фронтальная работа.
Читают слова, анализируют, делают выводы, формулируют правило.

- На какую букву должен начинаться корень, если приставка заканчивается на - з- ?
- Если корень начинается с буквы гласного звука, какую букву напишем в приставке?
- Если корень начинается с буквы глухого согласного, какую букву напишем в приставке?
- Существует ли алгоритм, определяющий выбор буквы в приставке?
Регулятивные: целеполагание;
Познавательные (Логические): анализ с целью выделения признаков
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации


























5.Физминутка

Физминутка.
- Если слышите слово с приставкой, то вы прыгаете; слово без приставки – хлопаете в ладоши.
- Солнце, бесцветный, круглые, разыгрались, исправить, яркий, избежать.



6. Первичное закрепление
Ребята продолжаем работать по новой теме.
Работа у доски.
Упражнение в учебнике
стр. 66 упр. 1.
- Прочитайте задание, если вы считаете, что справитесь с заданием самостоятельно, то поставьте на полях карандашом +. Если же вам потребуется помощь, то -.

Индивидуальная работа у доски.
После окончания выполнения упражнения, оценивают товарищей у доски и сами себя в тетрадях. Несколько учеников объясняют свою самооценку.
Регулятивные: планирование , прогнозирование; Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;
Коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Замените словосочетание одним словом с приставкой, оканчивающейся на –з- или –с-. Записывать будем в два столбика. Устно поставьте вопрос к слову.
Вход без платы (бесплатный)
Движение без шума (бесшумное)
Сбор сведений о противнике (разведка)
Время перед восходом солнца (рассвет)
Предательство, переход на сторону врага (измена)
Внезапное чувство страха (испуг)
Выполняют задание самостоятельно с последующей проверкой и оценкой.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;
Личностные: самоопределение


8. Рефлексия деятельности
(итог урока)
- Обратимся к тем вопросам, которые мы ставили в начале урока. Можно ли сейчас на них ответить? Сформулируйте правило, которое даст ответ на все эти вопросы.
- А я вам предлагая вот такое стихотворение запоминалку:
Живут на свете, людям помогая,
Приставки воз, из, через и без,
Но если звук глухой согласный их встречает,
Мы пишем их лишь только с буквой с.
Мы много сегодня узнали. Тема трудная, слух нас иногда обманывает. Но алгоритм остаётся у вас, пользуйтесь им при затруднениях.

Формулируют правило: в приставках, оканчивающихся на з – с, пишется буква с, если корень начинается буквой глухого согласного. В остальных случаях пишется буква з.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные : рефлексия;
Личностные : смыслообразование

9. Домашнее задание.
- Домашнее задание у вас будет творческим. Есть ли среди вас те, кто любит осень? Составьте и запишите дома небольшой рассказ на тему «В осеннем лесу», используя слова и словосочетания, которые я вам подготовила, предварительно вставив пропущенные буквы.
Бешумный, бе..облачный, бе..жизненный, бе..звучный, ра..двинул кусты, ра..яренный волк, и..бежать встречи, вскрикнуть от и..пуга.
Выставление отметок.
Спасибо всем за работу. Урок окончен.

Записывают домашнее задание.




Алгоритм действий.
ВЫДЕЛЯЕМ КОРЕНЬ


ВЫДЕЛЯЕМ ПРИСТАВКУ


ОПРЕДЕЛЯЕМ ПЕРВЫЙ ЗВУК КОРНЯ


ГЛАСНЫЙ

СОГЛАСНЫЙ


Пишем з-

ЗВОНКИЙ

ГЛУХОЙ




Пишем з-

Пишем с-


15