Конспект урока русского языка по теме: «Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з//c»

Дата: 19 октября 2012 года
Тема урока: «Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з//c»
Тип урока: открытие новых знаний

Цели:
предметные: - познакомить учащихся с правилом написания приставок без- / бес-, из- / ис-, раз- / рас-;
- начать работу по отработке написания слов с этими приставками;
метапредметные: - способствовать овладению способностью определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формировать умение наблюдать, анализировать и обобщать , высказывать своё предположение (версию) на основе
наблюдения за языковым материалом;
- формировать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- учить преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Универсальные учебные действия: познавательные (П)
регулятивные (Р)
коммуникативные (К)
личностные (Л)

Оборудование урока: - презентация на интерактивной доске с использованием устройства «MIMIO»,
- карточки для парной и групповой работы,
- интерактивный тест в образовательном пространстве - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].


Этапы урока
Деятельность учителя и учащихся
Универсальные учебные действия, формируемые на разных этапах урока


1. Мотивация к учебной деятельности.
- Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи на уроке.
- А начать его я предлагаю словами великой русской актрисы Фаины Раневской: «Орфографические ошибки в письме как клоп на белой блузке».
- Как вы их понимаете?
- Как вы думаете, почему именно этими словами мы начинаем наш урок?
- К какому блоку относится урок?
- Какая главную цель мы ставим на уроках блока «Правописание»? (Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком)

самоопределение (Л);

смыслообразование (Л);

целеполагание (П);


2.Актуализация знаний и выявление проблемы.






















- Предлагаю провести орфографическую разминку. Я прочитаю слова, а вы должны определить орфограмму, которая есть в каждом слове.
подумать, закрыть, прописать, прошить, доплыть, надстроить
- В какой части слова находится орфограмма? Как она называется? (в приставке, безударная гласная в приставке)
- Какое задание мы можем выполнить с этими словами? (провести классификацию и записать слова в два столбика)
- Какие умения вам понадобятся для его выполнения?
Учитель диктует, дети записывают слова.
- Проверьте свою работу по эталону. Оцените на шкалах.
- Что вы можете сказать о правописании этих приставок? Могут ли они менять своё написание? (нет, они пишутся традиционно)
- Как вы думаете, есть ли приставки, которые могут менять написание в зависимости от каких-либо условий?
- Давайте попробуем разобраться.
- Возьмите карточку 1. (см. приложение)
- Какое задание вам надо будет выполнить? (угадать слово по его лексическому значению)
Учащиеся работают в парах.
- Посмотрим, какие слова вы записали.

рассвет бесполезный испуг
разведка бездельник известный

- Выделите в словах приставки.
- Что вы заметили? (одни приставки пишутся с буквой з, а другие- с буквой с)
- Как вы думаете, есть ли какая-то закономерность в написании этих приставок? Можем ли мы их проверить?

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);


обобщение, аналогия (П)


волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);





выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);


постановка и формулирование проблемы (П);


4.Определение темы и постановка учебной задачи.




5. Открытие новых знаний.

- Какова тема урока? (Правописание приставок с буквами з и с)
- Какую учебную задачу мы должны будем выполнить? (Выяснить, можно ли проверить, как пишутся эти приставки; научиться писать слова с приставками)
- Где мы можем узнать эту информацию? (в учебнике, справочнике, в Интернете).
- Но интереснее догадаться самим.
физминутка

- Я предлагаю вам провести исследование и понаблюдать за словами с интересующими нас приставками.
- Возьмите конверт. В нём лежат карточки и таблица (см. приложение).
Вы должны распределить работу и заполнить предложенную таблицу. Не забывайте о правилах работы, для того, чтобы ваша группа успешно справилась с заданием.
Таблица для групповой работы.
Прочитай слово, выдели приставку и запиши её в нужный столбик.

перед глухим согласным
перед звонким согласным

рассвет



разведка



бесполезный



бездельник



испуг



известный




- Какое время необходимо для выполнения работы?
- Давайте обобщим ваши наблюдения и сделаем выводы.
- Когда же в приставках пишется буква з? А когда буква с?
- Как мы можем себя проверить? (сравнить свой вывод с выводом в учебнике, найти нужную информацию в интернете)
Учащиеся читают вывод в учебнике на стр.65.
- Что ещё мы можем сделать, чтобы лучше запомнить это правило? (составить алгоритм)
- Возьмите карточку с алгоритмом и дополните его.
- Проверьте свой алгоритм.


целеполагание, как постановка учебной деятельности (Р);

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение выражать свои мысли (К);


поиск и выделение необходимой информации (П);


анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);


использование знаково-символических средств (П);


6.Первичное закрепление во внешней речи.

- А теперь наш помощник будет помогать нам в выборе нужной приставки.
- Предлагаю вам поработать в парах, для того, чтобы лучше запомнить алгоритм и потренироваться в написании слов с приставками, оканчивающимися на с и з.

Учащиеся выполняют упражнение 1 на странице 66.

умение выражать свои мысли (К);
умение действовать по алгоритму (Р);
использование знаково-символических средств (П);


7.Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

- Какую учебную задачу мы поставили? (научиться писать слова с приставками, которые оканчиваются на з и с)
- Проверить, достигли ли мы её, нам поможет самостоятельная работа, которую мы выполним с помощью компьютера в образовательном пространстве.

Учащиеся выполняют тест «Правописание приставок» в образовательном пространстве. После выполнения проходит обсуждение результатов.

самоконтроль в форме результата с заданным эталоном (Р);

волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

оценивание качества и уровня усвоения, коррекция (Р);


9.Рефлексия учебной деятельности.

- Какую учебную задачу мы поставили? Смогли ли мы её достичь?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Чем бы вы хотели заняться на следующе уроке?

- Что я нового узнал для себя?
- Смогу я в дальнейшем применять это в жизни?
- Что во мне изменилось в результате моей деятельности?


умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности (П);
умение выражать свои мысли (К);
оценка-выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование (Р).



Приложения.
Приложение 1. Карточка для работы в парах.
Время перед восходом солнца –
Сбор сведений о противнике во время войны –


Труд без пользы –
Тот, кто ничем не занимается –

Внезапное чувство страха –
Такой, о котором знают все –

Приложение 2. Карточки для групповой работы.
Выдели корень и приставку в словах.
Дай характеристику первому звуку корня.

рассвет [ ] – звонкий, глухой
разведка [ ] – звонкий, глухой
Выдели корень и приставку в словах.
Дай характеристику первому звуку корня.

бесполезный [ ] – звонкий, глухой
бездельник [ ] – звонкий, глухой
Выдели корень и приставку в словах.
Дай характеристику первому звуку корня.

испуг [ ] – звонкий, глухой
известный [ ] – звонкий, глухой
Карточка 3. Таблица для групповой работы.
Прочитай слово, выдели приставку и запиши её в нужный столбик.

перед глухим согласным
перед звонким согласным

рассвет



разведка



бесполезный



бездельник



испуг



известный




Вывод.
Приставки с буквой с (рас, бес, ис) пишутся перед согласными.
Приставки с буквой з (раз, без, из) пишутся перед согласными.



Приложение 4. Алгоритм.

з или с
Определяю, с какого звука
начинается корень
[ ]

Если звук
[ ] [ ]










Основной шрифт