Проект урока по русскому языку на тему Учимся писать приставки за-, на-, над-.

ГПОБ ДПО «Нижегородский Институт Развития Образования»
Кафедра начального образования
Квалификационные курсы « Современные подходы к обучению и воспитанию младших школьников в условиях реализации ФГОС»
Зачетная работа
Проект урока
Выполнила учитель начальных классов
МКОУ Заболотновская основная школа
Сокольского района
Гусева Елена Михайловна
Квалификационная категория: первая
Стаж работы учителем начальных классов : 25 лет
адрес электронной почты- georgsokol@rambler.ru
Н.Новгород
2013г.
Аннотация к статье «Актуальные проблемы реализации ФГОС в сельской начальной школе». Автор статьи Мусс Галина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Педагогического и дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВПО «Оренбургский педагогический университет», г. Оренбург
Автор статьи говорит об актуальных проблемах реализации ФГОС в сельской начальной школе. Этих проблем очень много, но не все имеют представление о них.
Мне, как учителю сельской начальной малокомплектной школы, эти проблемы очень хорошо знакомы и трудно очередной раз их комментировать. Прочитав статью, я попытаюсь выразить свое отношение к сказанному.
С точкой зрения автора по многим проблемам я согласна. В статье раскрываются не только специфические трудности малокомплектной школы, но также выделяется ряд преимуществ, которые нужно знать и рационально использовать в повседневной практической деятельности учителю.
В настоящий момент модернизация сельской малокомплектной школы связана, прежде всего, с введением ФГОС. С 01.09.2011 года все школы России перешли на новые образовательные стандарты второго поколения.
Цель новых стандартов - научить учиться.
На данном этапе возникли новые трудности, с которыми столкнулись учителя малокомплектных школ: освоение учителем новых технологий системно – деятельностного подхода, диагностика и оценка новых образовательных результатов, организация творческого взаимодействия учителей начальных школ и педагогов дошкольного образования, а также родителей.
Автор статьи призывает читателей, в целях решения проблем, связанных с реализаций ФГОС, соблюдать некоторые условия по организации учебного процесса и внеурочной деятельности. Умело использовать специфические особенности малокомплектной школы - главная задача учителя, которого сегодня должна отличать профессиональная культура, образованность, готовность воспринимать иное мнение способность быть образцом высоконравственного поведения для окружающих, особенно на селе, где он всегда у всех на виду. А также обращается внимание на необходимость подготовки педагогов как в части предметно-методической, так и в части дидактической компетенции, связанной с выстраиванием индивидуальных образовательных стратегий в отношении разных учеников.
Автор статьи предлагает на обсуждение вариант решения проблем сельских школ, предложенный специалистами - внедрение такой формы как дистанционное обучение, называя отдельные преимущества этой формы обучения, но к сожалению произносятся общие фразы, а нам учителям нужна конкретная система решения задач на данном этапе.
Автор отметил, что малокомплектные школы требуют особого внимания и нестандартного подхода к решению проблем, как общих, так и связанных с реализацией ФГОС. Последние сейчас должны занимать умы и теоретиков педагогики и школьных практиков, поскольку особенность начальной школы как самоценного звена общей системы образования в том, что каждый компонент его содержания является фундаментом для различных образовательных областей и предметов, их составляющих, вносит свой вклад в развитие ребенка и его подготовку к дальнейшему образованию.
Мы живем в современном обществе и учить по устаревшим программам и стандартам мы не имеем права. Образование не может оставаться на вчерашнем уровне. Я, как современный человек, за ФГОС, который дает возможность формировать и развивать нового человека 21 века, но перед обществом стоит не менее важная задача - сохранение сельских школ. Живет школа - живет село.
Я думаю, что статья предназначена для сельского учителя. Каждый из нас должен приложить усилия, раскрыть в полном объеме свое педагогическое мастерство для того, чтобы безболезненно решать всем коллективом проблемы на этапе реализации ФГОС в сельской школе.










Проект урока
Учебный предмет: русский язык
Класс:2
УМК (система начального образования) « Начальная школа 21 века».
Автор учебника С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др..
Учебник «Русский язык», Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2012год.



Исходный уровень знаний
Данный урок входит в раздел «Состав слова».
Обучающиеся научились:
- формулировать определение приставки;
- объяснять значение приставок в словах;
- выделять в словах приставки;
- научились писать приставки с буквой «о».


Тема. Учимся писать приставки за-, на-, над-. (№ урока 65)
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели: организовать работу учащихся с группой приставок, в которых пишется буква а;
учить определять место орфограммы в слове.
Задачи:
Образовательные : путем наблюдения, сравнения ввести правило правописания слов с приставками, в которых пишется буква «а».
Развивающие: способствовать развитию у детей орфографической зоркости, словесно-логического мышления, наблюдательности, памяти, умения рассуждать, анализировать, строить умозаключения, развивать письменную речь.
Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, пытливость, любознательность.
Формирование УУД:
- личностные: положительное отношение к процессу познанию, приметь правила делового сотрудничества;
- регулятивные: планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность;
- познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, находить дополнительную информацию, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
- коммуникативные: участвовать в учебном диалоге, строит монологические высказывания.
Планируемые результаты:
Знать правило правописания слов с приставками, в которых пишется буква «а» и уметь пользоваться им при письме. Уметь определять место орфограммы в слове.
Оборудование:
Учебник «Русский язык» 2 класс, С.В. Иванов, 2012 год
Тетрадь «Пишем грамотно», часть №1
Таблицы: «Серия учебных таблиц по русскому языку» М.В. Белькинд

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Теоретические основания: формирование УУД

1.Самоопределение к учебной деятельности.
Цель: формирование умений самореализации и самооценки готовности к предстоящей учебной деятельности.
Создает атмосферу дружелюбия и симпатии, условия для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке
- Проверим готовность к уроку:
Ручка, книжка и тетрадь На столе должны лежать.
-Легкий или трудный урок
русского языка? Почему?
- А зачем нужно изучать русский язык?
-А что нужно знать, чтобы писать грамотно?
-А как нужно писать? Почему?
Участвуют в диалоге
- Чтобы быть грамотными, чтобы нас понимали другие люди.

-Красивый почерк, аккуратное письмо это признак культурного человека
Коммуникативные УУД : понимать интересы и взгляды других людей



2. Актуализация знаний .
Цель: развивать орфографическую зоркость, мышление, каллиграфический навык, актуализация знаний , необходимых при изучении новой темы.



Минутка чистописания.
Организует работу на развитие зрительного восприятия, отработку умения сравнивать, на развитие мелкой моторики, точности проведения линий.
-Итак, чистописание.
На доске:
об, от, под
- Прочитайте задание по чистописанию.
-Какую задачу мы поставим перед собой на минутке чистописания?
- А сейчас обратите внимание на соединение этих букв. Что вы заметили?
-При выполнении задания уделите ему особое внимание.
-О чем нужно помнить на уроке русского языка выполняя задание в тетради?

-Пропишите соединения букв.
-Сравните то, что вы написали с моим образцом.
-Если вы считаете, что ваше соединение очень походит на образец, поставьте под ним маячок.
-Посчитайте маячки.
-Поднимите руку у кого много маячков.
Молодцы, все старались писать красиво и аккуратно.

Правильно писать соединения букв.


Соединительный штрих.

О правильной посадке ученика, о правильном положении тетради на столе.


Анализируют написанные соединения и оценивают себя.






Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности (увидеть проблему, выразить ее словесно), уметь работать по алгоритму.
Познавательные УУД:
умение сравнивать и анализировать, контролировать свою деятельность, адекватно оценивать свои достижения.





3.Словарная работа

Организует словарную работу.
-Сегодня на уроке у нас гостья, угадайте кто это?
(на доске картинки на тему «Зима» и среди них картинка на тему «Лето»
-Какая иллюстрация лишняя и почему?
- Назовите гостью.
-Настоящая зима со снегом, с морозами-
это веселье и радость.
Давайте представим себе, что у нас в классе хозяйка Зима и хозяйничает она по – царски. Взмахнула рукавом, подхватила и закружила в вальсе подружек – снежинок.( на партах снежинки)
-Улетел ветерок, опустились снежинки к вам на парты. Они волшебные, на них какие-то послания.
-Что написано на снежинке?
-Какую мы поставим перед собой задачу?
2 снежинка.
Назовите-ка ребятки
Месяц в этой вот загадке.
Дни его всех дне короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.
3 снежинка.
Щиплет уши, щиплет нос, Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету,
Что, скажи за месяц это?
4 снежинка.
В старину этот месяц называли ветродуем, бокогреем.
Днем часто бывает ясно, солнечно, но еще холодно. Что это за
месяц?
- По какому признаку объединены эти слова?

Организовать индивидуальную работу.
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать слова.

-Запишите эти слова в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните орфограммы.
-Что нужно сделать с этими словами?
-Почему?

- Проверьте правильность выполненного задания.
( на доске слова с выделенными орфограммами)
-У кого нет ошибок? Поднимите сигналы.

-К нам пожаловал еще один гость.
-Угадайте кто это?
Организовать работу в парах.
-Все его зимой боятся –
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щеки, нос,
Ведь на улице мороз.
-Придумайте однокоренные слова, отвечающие на вопрос (что сделать?)
-Запишите.

Дети рассматривают иллюстрации. Анализируют объекты с выделением существенных признаков, выделяют лишнюю, называют гостью.

















Отгадывать загадки о зиме, и записывать отгадки.



















-Зимние месяцы.
-Словарные слова.

Дети анализируют слова, проговаривают с закрытыми и открытыми глазами и выполняют задание по алгоритму.(памятки на столах)
- Запомнить правописание этих слов.







Работают в парах.


Познавательные УУД: анализировать
визуальную информацию,
осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.
Регулятивные: слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания. Осуществлять самоконтроль учебной задачи.
Коммуникативные УУД:
взаимодействуют с учителем во время фронтальной беседы, воспринимать на слух ответы детей.










4.Физкульт-
минутка


Организуют и проводят
разминку.



5.Постановка учебной задачи.
Цель: подводить анализируемые объекты под понятия в соответствии с заданием, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
-Прочитайте задание по чистописанию еще раз.
-Что мы с вами записали?
-Какие еще приставки пишутся с буквой «о».

-Вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
-Чему мы будем продолжать учиться?
Сформулировать учебную задачу как тему урока.
Отвечают на вопросы учителя.
Выдвигают предположения.



Коммуникативные УУД: участвовать в учебном диалоге.
Личностные: применять правила делового сотрудничества.
Познавательные УУД:
Осуществлять актуализацию знаний; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу;
осуществлять взаимоконтроль,
адекватно воспринимать оценку учителя.






6.Решение
учебной задачи
открытие
детьми
нового знания.
Цель: построение проекта выхода из затруднения.




































7.Первичное закрепление
изученного.
Цель:создать условия для осознания места и причины собственных затруднений обучающихся в выполнении изученных способов действий, формировать умение анализировать и соотносить свои действия с алгоритмом проверки.

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
Цель:самостоятельное применение правила правописания приставок за-,на-, над-.


Организует « открытие» детьми нового знания.

-Сейчас мы проведем маленькую исследовательскую работу.

-Откройте урок №65.
-работаем с рубрикой «Давай подумаем»
-Что нового для себя выделили?
-Что общего в написании данных приставок?
-Попробуйте сделать вывод о правописании этих приставок.
-Какую задачу мы будем выполнять на уроке?

-А что необходимо сделать, для того, чтобы правильно писать приставки с буквой «а».
Организовать работу по составлению алгоритма.

- У вас на партах заготовки алгоритма правописания орфограммы, над которой мы сегодня работаем.
- А кто скажет, что это за орфограмма?
-Составьте этот алгоритм.















Организует закрепление полученных знаний
- А сейчас мы будем учиться применять новые знания, опираясь на алгоритм.
- А что вы нового узнали?












Организует самостоятельную деятельность по применению полученных знаний с использованием групповой работы.
Организует самостоятельную работу в рабочих тетрадях (в парах))
-Откройте урок 65 в рабочей тетради. Упр. 1
-Прочитайте задание к упражнению.

Организует проверку самостоятельной работы.




Узнают, когда пишутся приставки за-, на-, над-.
Работают в группах.



Делают вывод предположение, сравнивают с выводом в учебнике.



Составить алгоритм написания приставок.


Работа в парах. Сверяют с экраном.

Учатся использовать полученные знания при выполнении практических заданий.
Работают фронтально, проговаривая каждый шаг алгоритма.
За – шить
1 шаг: подбираю однокоренные слова, изменяя приставки.
2 шаг: выделяю приставку.
3 шаг: вспоминаю правописание.
В приставке за- всегда пишется только буква «а»
Аналогично: на-лить , на-писать.
Делают вывод.



Работают в группах.
Выполняют упр.1.Проверяют, комментируя свои ответы: орфограмма в приставке. В приставке за-, на-, над- всегда пишется буква «а».











Работают в парах. (один ученик у доски)

Сравнивают свою работу с той, что на доске, находят ошибки и доказывают правильность выполнения, используя алгоритм.
Целеполагание.
Способность организовать
деятельность на уроке.
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу.



Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию необходимую для решения учебной задачи; уметь работать по алгоритму.



























Личностные УУД: положительное отношение к процессу познания, применение правил делового сотрудничества.
Регулятивные: оценивание и коррекция деятельности.











8.Рефлексия
Цель: формирование умения анализировать и оценивать собственную деятельность на уроке.
-Чему учились на уроке?
-Что понравилось?
-Что показалось сложным?

-Вспомните, какие задачи вы ставили на уроке, достигли вы их?
Оценка работы учащихся.



Осознание своей учебной деятельности, самооценка деятельности.
(используют «ладошки»)

Фиксирование учебного действия, оценка собственной деятельности.
Регулятивные УУД: адекватно оценивать свои достижения, адекватно воспринимать оценку учителя.

9.Домашнее
задание.

Организует объяснение
домашнего задания.
Предлагаю вам выполнить одно из трех заданий, которое вам по силам.
Уч. стр.153 упр.2;
Раб. тетр. стр. 83 упр.3.
Записать по три слова
с новыми приставками.







Самоанализ урока.
Тема урока «Учимся писать приставки за-, на-, над-. ».
Были поставлены следующие цели урока: 1.Организовать работу учащихся с группой приставок, в которых пишется буква «а»;
учить определять место орфограммы в слове. Считаю, что большая часть поставленных целей была реализована в ходе урока. Запланированы были следующие виды деятельности: формулирование темы урока, формулирование и сохранение учебной цели, организация восприятия новой информации, первичная проверка понимания, закрепление знаний, рефлексия. Все заявленные виды деятельности удалось удержать в ходе урока. Цели урока определялись в рамках использования технологии развивающего обучения, на применение которой ориентирован УМК «Начальная школа XXI века». Я считаю, что цели урока были определены правильно. Хорошая психологическая атмосфера поддерживалась самими формами групповой и парной работы. За счёт применения разных вариантов заданий, с разным уровнем нагрузки на органы зрения, слуха, моторику, введения здоровье сберегающих технологий было обеспечено рациональное использование времени. Выбранные формы, методы и приёмы считаю оптимальными для реализации целей урока. Урок проводился в течение 45 минут. Думаю, что задачи, формы и приёмы контроля удалось определить правильно: на уроке использованы приёмы, формирующие навык самоконтроля и самооценки, имело место и комментирование оценок. На уроке ребята с моей помощью определили тему и частично цели урока, в результате чего они учились оформлять свои мысли в устной форме; работали с упражнениями, пользуясь алгоритмами , всё это проходило в коллективной форме тем самым учились слушать и понимать речь других, развивали коммуникативные умения. На уроке также была уместна и самостоятельная работа в парах. Дети работали над выполнением дифференцированного задания. В процессе урока в речи учащихся допускались речевые ошибки, которые исправлялись в тактичной форме. Я стремилась правильно построить свою устную речь, использовать логические акценты, паузы, выразительные высказывания для повышения её общей выразительности. Считаю, что повышение качества урока возможно за счет расширения арсенала средств педагогического воздействия, применения игровых, коммуникативных и проблемно – поисковых технологий, дифференциации процесса обучения. Весь материал, который был запланирован, дети успешно усвоили.





















15