Урок по истокам по теме: Храм Покрова на Нерли

Урок по истокам на тему:
Храм покрова на Нерли. 1 урок. История храма.
Составитель: Третьякова Марина Юрьевна.
План урока:
1. Вводная часть.
- Организационный момент. Присоединение.
- Вступление.
2. Основная часть.
- Работа над содержанием.
- Работа по учебникам.
- Работа с презентацией.
- Работа в тетради.
- Работа по группам.
3. Заключение.
- Вопросы.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.

Конспект урока:
Присоединение.
Представиться.
Добрый день, ребята, очень рада здесь всех сегодня видеть и приветствовать.
На прошлом уроке вы, насколько я знаю, закончили тему: Соловки. Что вы помните? Чему вас эта тема научила? Итак, вы рассмотрели 3 памятника Отечества. Напомните мне, какие?
Теперь вам предстоит познакомиться еще с четырьмя памятниками. А сегодня мы рассмотрим еще одно из чудес России.
Для начала мы с вами обратимся к одной притче: (сначала рассказать предание о появлении Богородицы в Храме (Собравшиеся В храме христане горячо молились о спасении от врагов, и тут к ним явилась Богородица и распростерла над народом свой покров –великое и блистающее покрывало. После чего исчезла. И люди были спасены, как бы оставаясь под покровом Богородицы. Храбрый князь Андрей Боголюбский знал это и особо чтил Пресвятую Матер – Деву Марию. Он часто молился перед ее образом и верил в ее заступничесвто. Когда князь переезжал из Киева в Ростово-Суздальскую Русь, он взял с собой чудотворную икону Богоматери, написанную самим евангелистом Лукой. По пути в город Владимир его кони встали и не хотели двигаться дальше, Андрей Боголюбский воспринял это как знамение Божие и построил на этом месте город Боголюбов.
Затем предложить зачитать из учебника притчу о том, как князь А. Б. перед опасным сражением увидел над собой покров Богородицы и в случае успеха пообещал построить храм.) Итак, кто-нибудь догадался, о каком же памятнике сегодня пойдет речь?
Это Церковь Покрова на Нерли. Пример гармонии мира природного и мира рукотворного.
Ребята, а как вы понимаете слово Храм? (Включить презентацию с образами храмов), Зачитать стихотворение:
По какой ты скроена мерке?
Чем твой облик манит в дали?
Чем ты светишься вечно, церковь
Покрова на реке Нерли?
Невысокая, небольшая,
Так подобрана складно ты,
Что во всех навек зароняешь
Ощущение высоты –
Так в округе твой очерк точен,
Ты так здесь для всего нужна,
Будто создана ты не зодчим,
А самой землёй рождена. Н.Коржавин.

Во всей русской архитектуре, наверное, нет памятника более лирического, чем всемирно известная церковь Покрова на Нерли. Это удивительно гармоничный белокаменный храм называют поэмой, запечатлённой в камне.

А скажите пожалуйста, был ли кто то из вас в этом храме?
Где люди обычно возводят храм? Люди строят храмы неподалеку от своих домов.
Почему люди возводят храм там, где они живут? Для чего? Чтоб не бояться, чтоб была защита
А почему, как вы поняли Андрей Боголюбский освятил храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы? Так как он почитал Богородицу и она помогла ему в опасном сражении.
Белокаменная церковь Покрова на Нерли - это первый храм Покрова на Руси. А почему именно покрова?
Ребята, как вы понимаете слово Покров?
Покров – это защита, укрытие, покровительство, заступничество. То есть под покровом человек чувствует себя в безопасности, уверенно. На этом месте он может построить дом, возвести хозяйство, растить детей и знать, что находится под защитой.
А кто знает, что есть праздник Покров Пресвятой Богородицы? Когда он бывает? Покров празднуют 14 октября. А вы знаете, вследствие какого события появился этот праздник? Да, после явления Божьей Матери во Влахернском храме. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы издревле любим и почитаем русским народом.
А какие приметы вы знаете, связанные с этим праздником? Так как Покров празднуют как раз между осенью и зимой, то большинство примет объясняет, какой буд
·ет зима.
(Какова погода на Покров, такова и зима будет, Если первый снег до Покрова выпадет, то зима не скоро наступит, Если вы на Покров увидели отлетающих журавлей, то зима наступит рано и будет холодной.).

Работа в тетради. Задание №1. Ребята, откройте рабочую тетрадь на странице 38. Предложить зачитать задание. Каждый читает все три текста и для себя решает, в которых из них отражена идея Покрова. Работа по группам. На работу – 5-7 минут. Далее работаю в 4-ке. Время на работу 3-5 минут. Обсудите вопрос, выслушивая мнение каждого в группе, и придите к единому мнению. Одну из групп спросить о выбранных ответах, спросить, согласны или остальные. Если нет, то разъяснить ответ.
Что нового вы узнали из этих текстов?
Какие мысли и чувства у вас возникли?

Как выбирали и готовили место для храма. Показать на слайде.
Храм находится неподалеку от Боголюбова, при впадении речки Нерли в реку Клязьму. Мимо проходили большие суда: княжеские, боярские, купеческие. Там то и решили поставить храм, чтобы он напоминал всем о победе и о заступничестве Божьей Матери.
Но была одна проблема: это место весной в половодье затапливалось водой. Но князь не отказался о своего решения построить храм именно в этом месте. И строителям пришлось найти выход – в основание они положили толстые стены, засыпали их землей так, что среди низкой и ровной местности вырос искусственный холм в 4 метра высотой. Это и стало основой будущего храма. И сейчас можно заметить что очертания холма слишком правильные. Вначале входа в храм была построена лестничная терраса, а вокруг храма была галерея, но они вскоре были разобраны и храм стала окружать лишь зеленая трава. Таким образом, храм как бы утопал в зелени, соединялся с природой. А весной вокруг храма разливалась вода и плывущим по реке открывался живописный пейзаж – белокаменный храм среди воды.

2. Включить колокольный звон. А теперь давайте представим, что вы плывете на лодке и видите вдали на берегу среди зелени белые стены каменного храма. Мы подплываете, выходите на берег, подходите к стенам величественного храма и заходите в него. находимся в храме, что вы 1)видите, 2)слышите, 3)чувствуете Здесь можно увидеть высокие стены, множество икон, свечей. Это может быть голос священника во время службы или же, наоборот, звенящая тишина, или шепот молящихся, прихожан. В храме люди чувствуют спокойствие, смирение, помощь Бога.

Если останется время, провести тренинг: Мнемотехника «На святом месте». Ряд слов: Море. Корабль. Парус. Ветер. Волны. Дождь. Солнце. Небо. Река. Зелень. Крест. Храм. Тропинка. Холм. Путники. Свет. Радость. Благодарность. Гармония. Вечность. Слова нужно воспроизвести в в той последовательности, в которой они были продиктованы.
Спросить, кто сколько слов запомнил. Один из учеников, запомнивший наибольшее количество слов, читает записанные слова классу. Спросить, какие образы они увидели, какую картину в целом дети представили, какие чувства появились.
Спросить у ребят, как у них это получилось. Что помогло воспроизвести слова в нужном порядке.
Видео.
Домашнее задание. Вы можете найти в Интернете картинки с изображением церкви, а также по желанию вы можете найти и зачитать стихи, подходящие к нашей теме. Будет очень хорошо, если вы найдете стихи именно о Церкви Покрова на Нерли.
Рефлекся. Что нового узнали. Ребята, всем большое спасибо! Все молодцы, замечательно себя сегодня проявили! Урок закончен. Все свободны. До свидания!

15