Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме: «Запятая между однородными членами, соединёнными союзами»


Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме: «Запятая между однородными членами, соединёнными союзами»
Урок разработан в соответствии с
требованиями ФГОС к УМК «Школа России» к учебнику Канакиной В.П. ,Горецкий В.Г.
Учитель высшей категории Добрышкина Г.И.
Тип урока Решение частных задач
Педагогические задачи
Создать условия для ознакомления с понятием «однородные члены предложения», с их особенностями; способствовать формированию находить однородные члены в предложении;, развивать речь, наблюдательность, орфографическую зоркость, память, внимание, мышление; воспитывать интерес к русскому языку; культуру учебного труда на уроке.
Метопредметные УУД
Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников; сопоставлять, отбирать полученную информацию;
Регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари, определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку: высказывать своё предположение относительно способов решение учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
Личностные результаты
Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке; иметь установку на здоровый образ жизни и реализовывать её в реальном поведении и поступках, проявлять бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Планируемые предметные результаты
Познакомятся с особенностями однородных членов; научатся находить однородные члены в предложении; обосновывать правила пунктуации при интонации перечисления и одиночном союзе «и»; составлять предложения с однородными членами по рисунку; выполнять синтаксический разбор предложения.
Организационная структура урока
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащегося Формируемые способы деятельности учащегося
1.Организационный момент Проверка готовности к уроку:
- Здравствуйте, ребята.
- Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка?
(открывается запись на доске)
Урок
Интересный
Познавательный
Развивающий
Плодотворный
- Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.
-Каким должен быть на уроке ученик?
Ученики
Активные
Думающие
Работоспособные
Аккуратные
Дисциплинированные
- Сможете стать такими? Сообщают о готовности к уроку
Настроен ли слушать учителя, воспринимать материал урока.
Выбирают нужные определения
Отвечают на вопросы учителя
Выбирают нужные определения Аргументировать свою точку зрения
2.Актуализация
знаний.
Проверка домашнего задания Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе
Прочитайте предложения на тему «Золотая осень».
- Какие пропущенные буквы вставили? Объясните свой выбор.
- Какие однородные члены подчеркнули?
- Какими членами предложения они являются? Отвечают на вопросы учителя Рассказывают о выполненной работе дома.
Читают предложения, объясняют выполненное задание, объясняют орфограммы.
В осеннем лесу осинки, берёзки и рябины надели ярко- жёлтые наряды.
Жёлтые листья кружатся и падают на землю.
В тёплые страны улетели журавли, грачи, соловьи. Выделять существенную информацию из текста загадки.
Выдвигать гипотезу и обосновывать её.
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
Принимать и сохранять учебную задачу.
Минутка чистописания Проводит минутку чистописания.
- Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Запишите названия осенних месяцев, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.
Выполняют чистописание.
Записывают слова, объясняют правописание Дополняют, уточняют высказанные мнения
3. Работа над
словарём. Организует работу над словами с непроверяемым написанием
Знакомство с новым словом.
- Отгадайте загадку:
Он груз пассажира, готовый к отправке,
Не нужен в пути – на хранения сдашь,
Прибудешь на место – без спешки и давки
Получишь обратно свой ценный …
(багаж)
- Запишите новое словарное слово,
Объясните его лексическое значение.
- Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «багаж»
- Составьте предложения. Отгадывают загадку.
Записывают новое слово в тетрадь
Багаж
Объясняют лексическое значение слова: 1.Упакованные для отправки транспортом вещи. 2. Перен. О запасе знаний. Слово «багаж» пришло к нам из французского языка
Подбирают однокоренные слова:
(багажный, багажник)
Синонимы:
( вещи, ноша)
Составляют предложения с новым словом. 4.Сообщение темы урока.
Определение
целей урока Предлагает отгадать ребус. Комментирует ответы, предлагает
сформулировать цель урока
.
- Отгадайте ребус. Объяснить, что означает слово – отгадка.
З=Я
Предлагает из группы слов составить предложение:
На, сидели, белка, и, дереве, дятел, сова
- Что интересного заметили в этом предложении? (Это предложение с однородными членами , которые соединяются перечислительной интонацией и союзом «и»)
Прочитайте тему урока.
- Сегодня на уроке будем учиться ставить знаки препинания в предложении с однородными членами
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока.
Под руководством учителя определяют задачи урока.
Отгадывают ребус, объясняют значение слова «запятая»
Запятая – Знак препинания, употребляемый для выделения и разделения слов, групп слов или предложений.
Составляют предложение из группы слов:
На дереве сидели белка, дятел и сова.
Читают тему урока. Принимать и сохранять учебную
цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы.
Осознанно произвольно строить высказывание в устной форме
5.Объяснение нового материала.
Наблюдение над языковым материалом
Физминутка для глаз.
На доске открывается отрывок из стихотворения И. Бунина «Листопад»
Лес, точно терем расписной
Лиловый золотой багряный
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной
- Как вы думаете почему я предложила именно этот отрывок?
- Назовите однородные члены.
-Какие члены предложения бывают однородными?
- Каким членом предложения являются
Однородные члены в этом предложении?
- С какой интонацией произносится предложение?
- Перечитайте ещё раз.
- Спишите этот отрывок, поставьте знаки препинания.
- Проследите глазами за движением
осеннего листика
(электронное приложение) Читают отрывок.
Рассматривают иллюстрацию к отрывку.
Отвечают на вопросы.
В этом отрывке говорится об осени и здесь есть однородные члены предложения
Однородными членами предложения могут быть подлежащее, сказуемое,
второстепенные члены предложения.
Второстепенными членами предложения.
С интонацией перечисления.
Читают выразительно.
Списывают отрывок, расставляют знаки препинания.
Осуществляют взаимопроверку.
Выполняют действия по алгоритму.
Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию
6.Первичное закрепление
Знаний.
Работа в парах Организует работу с деформированным предложением.
Наблюдает за работой учащихся, помогает при необходимости, комментирует ход решения.
- Осенью облака плывут низко, они становятся серыми. Вот и у нас, кажется, начался дождь, но он не простой: он состоит из слов и знаков препинания.
- Составьте предложение и запишите в тетрадь.
Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале
Составляют предложение из слов и знаков препинания, записанных на «капельках дождя»: «леса», «ковром»,
«опавших», «осенью», «из», «листьев», «парки», «скверы», «покрыты»,.,,!
Работают в парах. Записывают предложения. Расставляют знаки препинания.
Осенью леса, парки, скверы покрыты ковром из осенних листьев.
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Согласовывать
усилия по решению учебной задачи.
7.Закрепление, обобщение приобретённых знаний и умений.
Работа по учебнику (упражнение 42)
Организует дискуссию, выслушивает мнение учащихся.
- Прочитайте. Рассмотрите условные обозначения однородных членов.
- Как соединены однородные члены в данных предложениях?
- Что можете сказать о постановке знаков препинания в данном случае?
-Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
- Знание каких правил поможет вам выполнить это задание?
Обобщают способы действия по правилу. Выполняют аналитико-синтетические упражнения.
Делают выводы.
- С помощью союзов «а», «но».
- Между однородными членами перед союзами «а», «но» всегда ставится запятая.
Выполняют задание в тетради самостоятельно.
Взаимопроверка.
- Частица «не» пишется отдельно с глаголами. Безударные гласные необходимо проверять.
Понимать на слух ответы учащихся.
Слушать собеседника. Строить понятные высказывания. Аргументировать свою точку зрения.
Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия зада нному эталону.
Творческая работа в парах.
(Работа по карточкам)
Домашнее
задание. Организует работу по карточкам.
- У вас на партах лежат карточки с заданием для каждой пары.
- С помощью условных обозначений
нужно составить предложение с однородными членами.
- Перед какими союзами ставится запятая, а перед какими нет?
Предлагает разноуровневые задания.
Формулирует задачи выполнения упражнения, даёт сопутствующие комментарии.
1уровень: составить сообщение на
тему «Когда ставиться запятая между однородными членами предложения».
2уровень: выполнить упражнение 41 с. 31
Читают задания, выполняют.
Проверка фронтальная.
Делают вывод.
Внимательно слушают задание, задают уточняющие вопросы.
Формулировать своё мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Использовать речевые средства для решения ком-
муникативных задач.
8. Итог урока. Рефликсия.
Организация подведения итогов урока
учащимися.
- Смогли мы быть с вами сегодня на уроке внимательными, работоспособными?
-Достигли цели?
-К какому выводу пришли?
- Над чем надо ещё поработать?
- У кого не было затруднений по новой теме?
- Как оцените свою работу на уроке?
- У вас на партах лежат смайлики,
оцените свою работу.
- Продолжите высказывания.
Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным - и только!
Всё запомнишь, всё поймёшь!
Спасибо за урок!
Проводят самооценку, рефлексию.
Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет.
Показывают смайлики- оценки.
Продолжают высказывания:
- Я приобрёл …
- Я научился …
- Урок мне показался …
- Для меня было открытием …
- Материал урока был мне …
Осуществлять самоконтроль учебной деятельности.
Используемая литература:
1. Канакина В.Г., Горецкий В.П. «Русский язык» учебник для 4 класса. Часть 1.
2. Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык». Часть 1.
3. Технологические карты уроков по учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого.
4. Современный толковый словарь под ред. С.А.Кузнецова.
5.Электронное приложение к учебнику «Русский язык».