Система оценки предметных и метапредметных результатов. Карта способов получения данных о результативности курсов внеурочной деятельности в начальной школе

Маркова Е.В., Заместитель директора по УВР, МБОУ СОШ № 25, г.Сургута

Система оценки предметных и метапредметных результатов начального общего образования


Процедуры/деятельность
сроки, периодичность
содержание
формы и виды оценки

1
Стартовая работа
фаза совместной постановки учебных задач года (1 раз в год)
Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний
Фиксируется учителем в рабочих материалах отдельно задания актуального уровня и уровня ближайшего развития критериально в бинарной системе оценивания. Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку младшего школьника.

2
Диагностическая работа





- на вход в тему/учебную задачу
по количеству тем/учебных задач









Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках решения учебной задачи/темы

Диагностика применения общего способа в различных ситуациях
Результаты фиксируются в рабочих материалах учителя отдельно по каждой отдельной операции бинарно и также не влияют на дальнейшую итоговую оценку младшего школьника.


- на выход по итогам изучения темы/освоения способа действия


Результаты фиксируются в журнале по 100-балльной системе оценивания как проверочная работа. По результатам может быть рекомендовано посещение мастерской для решения индивидуальных проблем/трудностей в освоении темы/способа

3
Посещение мастерской
по запросу ученика/учителя
Решает проблемы и трудности учащихся в обучении
оценка отсутствует

4
Проектная задача (предметная, межпредметная)
предметная задача1-2 раза в год в классе, межпредметная задача – 2 раза в год в смешанном составе 2-4 классов (октябрь, апрель)
Направлена на выявление уровня освоения ключевых компетентностей
Экспертная оценка по специально созданным экспертным картам

5
Текущие оценочные процедуры
проводятся в зависимости от специфики предмета, в соответствии с рабочей программой учителя и графиком оценочных процедур


- Проверочная работа
в соответствии с рабочей программой учителя (внутри темы)
Проверяется уровень освоения учащимися предметного материала и способов/средств действия
Все задания обязательны для выполнения. Учитель оценивает все задания по 100-балльной системе оценивания.


- Тематическая проверочная работа
в соответствии с рабочей программой учителя (после изучения темы)




- Трехуровневая работа
2 раза в год (в конце первого полугодия и в конце учебного года в качестве итоговой работы)
Проверяется уровень освоения учащимися предметных культурных способов/средств действия. Уровни опосредования:
1 – формально-репродуктивный;
2–предметно-рефлексивный;
3–функционально-ресурсный*
В журнале фиксируются результаты первого уровня. Результаты второго и третьего уровня наряду с первым являются основанием для построения персонального «профиля» ученика по освоению предметного способа/средства действия

6
Внеурочная деятельность
встроена в образовательный процесс
H°проверяется уровень освоения метапредметных результатов
Фиксируется в сводных таблицах по отдельным критериям оценки метапредметных результатов (в зависимости от специфики курса)

7
Международная олимпиада развивающего обучения, мониторинговые конкурсы-исследования
1-3 раза в год
проверяются как предметные, так и метапредметные результаты, а также уровень освоения способов действий
сертификаты качества, свидетельства и дипломы, мониторинговые данные, графики результативности, качественные рейтинги

8
Школа-конкурс «Ученик года»
в течение года поэтапно
формируются метапредметные результаты в ходе прохождения этапов: «Публичное выступление», «Образовательная инициатива», «Исследовательский проект», Портфолио»
экспертная накопительная оценка, дипломы участников и победителей на параллели, в возрастной группе и абсолютном зачете







Карта способов получения данных о результативности курсов и программ внеурочной деятельности начального общего образования

Программа, курс
Направление
Классы
Состав групп
Место предъявления результата в образовательном процессе и/или характеристика результата

1
Философский клуб
духовно-нравственное
1
группы одного класса
коммуникативные УУД в дискуссионных формах образовательного взаимодействия (урочная и внеурочная деятельность)

2
Интеллектуальный клуб «Я – исследователь»
общеинтеллектуальное
1
класс
УУД, формирование исследовательских и проектных умений

3
Программа «Архитектурная Русь»
духовно-нравственное
1,2
группы одного класса
познавательные УУД, выставка макетов-проектов

4
Творческие объединения «Лоскуток», «Затейники»
общекультурное


3-4
класс,
смешанные группы одной параллели
выставки, концерты, фестиваль творчества «Радуга», мастер-классы, общешкольные мероприятия, классные часы и десятиминутки в своих и других классах


5
Интеллектуальный клуб «РОшка»
(русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство)
общеинтеллектуальное
2-4
смешанные предметные группы
школьная олимпиада развивающего обучения, Международная олимпиада школ развивающего обучения, г.Москва

6
Курсы «Первоклассная газета», «Учусь принимать решения»
общеинтеллектуальное
3-4
класс
познавательные, регулятивные УУД, смысловое чтение и работа с текстом в учебном процессе, мониторинговая диаграмма результатов в курсе «Интеллект-конструктор»


7
Курс «Интеллект-конструктор»
общеинтеллектуальное
2
класс
комплексная метапредметная работа с мониторинговым сопровождением (электронная таблица и диаграммы)

8
Курс «Социокультурные истоки»
духовно-нравственное
1-4
класс
личностные результаты, межличностная коммуникация


9
Программа «МИР»
(«Мир загадок», «Мир человека», «Мир логики»)
духовно-нравственное, общеинтеллектуальное
2-4
класс
познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные УУД, комплексные работы, результаты в экспертных листах по отдельным критериям


10
Курс «Мир информатики»
общеинтеллектуальное
3,4
группы классов
презентации, проектные задачи, образовательный процесс























15