Урок Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с разными видами связи.


Число Класс_____9____
Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с разными видами связи.
(урок 54)
Цели:
научить правильно выполнять синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения;
закрепить знание классификаций предложений по цели высказывания, интонации, наличию главных и второстепенных членов предложения;
проверить умение ставить знаки препинания при однородных членах предложения, обращении.
Ход урока:
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся
Орг. момент. Проверка готовности к уроку.
Работа в коррекционных тетрадях
Синтаксическая разминка
Работа по теме
Слово о хлебе
Работа со статьей

Работа по тексту
Самостоятельная работа
Домашнее задание Настроить на работу
Просклоняйте слова: «птица», «лось». И.п.
Р.п. - Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.
Чтение стихотворения Н. Рыленкова "Хлеб"
                    ХЛЕБКто землю сам пахал, тот за столомРазрежет хлеб, не уронив ни крошки,Стянув на свежей скатерти узломВо дни страды исхоженные стежки.Я тоже в поле вырос и окреп,Шёл не прохожим по родному краю,И по тому, как люди ценят хлеб,Себе друзей в дорогу выбираю.
О чем стихотворение?
Как вы понимаете последние две строчки стихотворения?
Задание: произвести синтаксический разбор первого предложения,

(Пов., нев., сложн., союзн., СПП с прид. изъяснит., сост. из 2х частей,соед. союзн. сл. кто: гл. часть - двусост., распр., осложн. однородн. обособл. обст., выраж. д/о; придат. часть - двусост., распр.) 
второго предложения.

(Пов., нев., сложн., с разными видами связи: сочинит. и подчинит., сост. из 2 х частей, соед. И : 1 часть - прост., двусост., распр., осложн. однородн. чл. ; 2 часть- СПП с прид. изъяснит., сост из 2 частей, соед. союзн. сл. как: гл. часть-односост., опр. - личн., распр., неосложн.; придат. часть - двусост., распр., неосложн.)

Какое предложение мы называем предложением сложной синтаксической конструкции? (сложное предложение, которое состоит из нескольких предложений, одни из которых могут соединяться при помощи сочинительных союзов, другие - при помощи подчинительных союзов или союзных слов, третьи - без союзов)
На что нужно обратить внимание, чтобы правильно понять смысл такого сложного предложения? (нужно понять, из каких частей оно состоит, потому что два, три или более тесно связанных по смыслу предложения могут составлять одну сложную часть.)
Слово о хлебе.
Но прежде чем хлеб попадает к нам на стол, он проходит долгий, нелегкий путь. А начинается этот путь с маленького зернышка, которое теплыми человеческими руками с большой любовью, трепетом и надеждой на будущий урожай укладывается в землю.
Выращивание хлеба всегда неразрывно связано с тяжелой работой простого человека - хлебороба.
А задумываемся ли мы об этом?
Помним ли мы о той поре, когда хлеб ели с лебедой, когда голод косил целые деревни, когда в блокадном Ленинграде суточная норма составляла 125 граммов?
Какое отношение к хлебу мы, поколение сытых, можем так часто наблюдать вокруг себя сегодня?
Об этом же размышляет И. Давыдова в своей статье "Хлеб - имя существительное"
Хлеб - имя существительное.
Часто смотрю вокруг и думаю: как изменились люди! Зачастую мы проходим мимо, ни на что не обращая внимания. Посмотрите вокруг: мусорные контейнеры наполнены хлебом, а мальчишки играют хлебом в футбол. Как больно это видеть!
Задумайтесь, каков путь хлеба с поля к нам на стол? Сколько людей вложили в него свою любовь и теплоту своего сердца? И ради чего?! Чтобы он, кувыркаясь, летел в ворота?!
Мы относимся к хлебу, как к чему-то привычному. А ведь это неправильно. Нет на свете ничего дороже краюхи хлеба. Ведь хлеб - это имя существительное! И не потому, что слово относится к этой части речи. А потому, что это самое существенное для нас, это сущность нашей жизни, смысл нашего существования.
Нам всем нужно заново учиться уважать хлеб, беречь труд простого сельского человека. Надо просто действовать, и тогда теплее и добрее станет наш мир, потому что мы будем знать, что нас всех объединяет краюшка хлеба, связывающая нас с прошлым и прокладывающая дорогу в будущее.
(И.Давыдова)
К какому стилю речи можно отнести этот текст и почему? (к публицистическому, так как в нём поднимается злободневная и актуальная проблема отношения современного человека к хлебу.)
Сформулируйте основную проблему текста? (Люди забывают об истинной ценности хлеба, относятся к нему, как к чему-то привычному, повседневному.)
В каких строчках содержится основная идея текста? ("Хлеб - это имя существительное! И не потому, что слово относится к этой части речи. А потому, что это самое существенное для нас, это сущность нашей жизни, смысл существования").Видит ли автор какие-либо пути решения обозначенной проблемы? (Автор предлагает всем объединиться и вспомнить, какова же настоящая цена хлеба. Цена хлеба - тяжелый труд тысяч людей, которые вложили в него свою душу, любовь, желая, чтобы плоды их труда приносили в каждый дом радость и благополучие).О чем же мы должны помнить, беря в руки хлеб? (Хлеб не появляется просто так, это результат тяжелого труда сельского человека. Надо ценить это и воспитывать бережное отношение к хлебу.) Определите тип речи и докажите? (Рассуждение. Выдвигается тезис, приводится доказательство, есть вывод)Задание: выписать сложные предложения с разными видами связи, составить схемы, дать краткую характеристику.
Посмотрите вокруг: мусорные контейнеры наполнены хлебом, а мальчишки играют хлебом в футбол.
 
Сложное предложение с разными видами связи: бессоюзн., сочинит.: 1 часть - прост., 2 часть - ССП.
Надо просто действовать, и тогда теплее и добрее станет наш мир, потому что мы будет знать, что нас всех объединяет краюшка хлеба, связывающая нас с прошлым и прокладывающая дорогу в будущее.

Сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной: 1 часть - простое, 2 часть - СПП с двумя придат. обст. причины и изъяснит. при последовательном подчинении.
решить кроссворд Слушают
Письменно
Слушают
Устно
Кроссворд по предмету "кулинарии" на тему "Хлеб"

По горизонтали
3. Пасхальный хлеб
5. Восточный хлеб
8. Хлебобулочное изделие продолговатой формы
9. Хлебобулочное изделие формы полумесяца
11. Булочка из слоеного теста
13. Жаренный в масле плоский пирожок из тонкого пресного теста с начинкой из бараньего фарша
14. Род открытого пирога, пирожка с творожной начинкой
16. … всему голова!
17. Восточная лепешка с сыром
18. Пшеничный хлеб, по форме напоминающий замок с дужкой
19. Большой продолговатый пирог с начинкой из мяса или рыбы, капусты, каши
21. Печеное изделие из раскатанного теста с начинкой
22. Круглый, жаренный в кипящем жире пирожок
23. Маленькая тонкая и очень сухая баранка
По вертикали
1. Пшеничный хлеб
2. Кушанье - тонкая лепешка из теста с запеченными на ней под соусом кусочками мяса, сыра, овощей, грибов
4. Продолговатый или круглый пшеничный хлебец
6. Круглый открытый пирожок из ржаной муки
7. Традиционная немецкая рождественская выпечка
8. Большая толстая баранка из некрутого теста
10. Фрацузский рогалик
12. Запеченное кушанье в виде батона с начинкой
15. Австрийское мучное блюдо в виде рулета
18. Карельский пирожок
20. Пшеничный хлебец в виде кольца