Мастер-класс «Создание проблемной ситуации на уроке математики как один из способов развития познавательной активности младших школьников»


Мастер-класс «Создание проблемной ситуации на уроке математики как один из способов развития познавательной активности младших школьников»
Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.
В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания.
Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Различается два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. 
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.
 
Побуждающий диалог строится от проблемной ситуации и представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.
№ 1 - Уважаемые коллеги!
№ 2 Основная идея этой темы: создать условия для формирования высокого уровня развития познавательных интересов младших школьников на основе использования проблемных ситуаций на уроках математики, когда мы видим постепенное угасание стремления учеников к самостоятельной деятельности, отсутствие какого бы то ни было стимула к исследованию и познанию неизвестного.
№ 3 Для развития у младшего школьника познавательного интереса необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем ребенок может войти в мир творчества.
Считаю, что математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с… загадки, проблемы. Уже в 1 классе учащиеся сталкиваются с проблемной ситуацией на уроках.
Я продемонстрирую, каким образом на уроке математики можно создать проблемную ситуацию, найти пути решения проблемы и тем самым способствовать развитию познавательного интереса у младших школьников.
- Уважаемые коллеги, вы мне поможете.
№ 4 - Итак, урок математики. 1 класс. Тема: «Задачи».
- В нашей работе сегодня принимают участие 3 команды. Давайте, разделимся на команды.
- Элементы игровых технологий наиболее эффективны в начальных классах, что связано с особенностями психического развития младшего школьника.
№ 5
Для развития познавательного интереса у младших школьников на уроках математики я использую известные методы обучения:
- репродуктивный. Основное назначение метода — формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний.
- эвристический, или частично-поисковый метод. Основное назначение метода – постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем.
- проблемный. Основное назначение метода — раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения.
- объяснительно-иллюстративный метод. Основное назначение метода — организация усвоения информации учащимися путем сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия.
№ 6 - Я вижу суть проблемного обучения в противоречии между знаниями и отсутствием необходимых знаний. Возникает вопрос: «Каков путь от незнания к знанию?». Для усвоения нового материала необходимы самостоятельные поиски, связанные с исследованием предметов и явлений, с выявлением их связей, изменений, то есть возникает проблемная ситуация и требуется напряжение умственной деятельности для её решения.
Проблемное обучение эффективно способствует формированию у учащихся математического склада мышления, появлению интереса к предмету, прививает навыки исследовательской работы и желание самостоятельно решать возникшие ситуации.
Каждый вид математического задания - текстовая задача, математические цепочки, уравнения, примеры и добрая половина других упражнений, представленных в учебниках математики и дидактических материалах, и есть своего рода проблема.
№ 7 - Итак, сегодня мы рассмотрим такой вопрос: создание проблемной ситуации в ходе знакомства с задачей и её составными частями. В конце работы мы должны определить, что же такое "Задача".
- Использование наглядности – также одна из важнейших форм работы на уроке в начальных классах.
№ 8 - Предлагаю вам задание: определить, есть ли среди данных текстов задача?
1. В прошлом году ученики нашей школы заняли 5 призовых мест. В этом году 1.
2. В парке было 15 белок. Потом 5 белок перебежали в сквер. Сколько белок осталось в парке?
3. Всего на территории Ленинского района находится 8 спорткомплексов. Из них 2 около автозавода. Сколько спорткомплексов в районе?
- Сделать выбор и обосновать своё решение – такой приём стимулирует ребёнка к размышлению, что очень важно. Особенно, когда содержание задачи близко и понятно, связано с повседневной жизнью.
- Пожалуйста, коллеги из 1группы, какой текст исключили вы? Почему?
- Коллеги 2 группы, а вы, какой текст исключили? Почему?
- Уважаемые участники 3 группы, прочитайте задачу.
(участники 1 и 2 группы говорят, почему исключили 1 и 2 тексты, 3 группа читает задачу).
№ 9
- Давайте все вместе докажем, что это задача.
- Из каких частей состоит задача? (Условие, вопрос, решение, ответ).
- Назовите условие? (я на доску прикрепляю карточку УСЛОВИЕ)
- Назовите вопрос? (ВОПРОС)
- Назовите решение (РЕШЕНИЕ)
и ответ (ОТВЕТ).
№ 10 - Вернёмся к текстам, которые не являются задачами и проанализируем их: а можем ли мы помочь им превратиться в настоящие задачи? Каких частей не хватает?
- Пожалуйста, участники 1 и 2 группы составьте задачу из 1 текста, а 3 группа задачу из 2 текста.
(1 и 2 группы составляют 1, но с разными вопросами, 3 группа – 2 и называют части задачи)
(Сколько спорткомплексов в Ленинском районе не находятся вблизи автозавода?)
№ 11 - Какой же вывод мы можем сделать?
(Составные части задачи – это условие, вопрос, решение и ответ).
№ 12
№ 13
№ 14 - А теперь посмотрим, сможете ли вы показать применить полученные знания в выполнении творческого задания, которое, безусловно, способствует развитию познавательного интереса к изучению предмета и формированию положительной мотивации к учению в целом.
Работа в группе. (САМОСТОЯТЕЛЬНО)
- Коллеги, у вас на столах лежат карточки. Вам нужно составить задачу, соответственно требованиям, которые мы с вами сейчас обговорили, используя данные с этой карточки.
В Ленинском районе
7 заводов
17 средних школ
2 лицея
2 гимназии
4 пляжа
6 Дворцов культуры
1 кинотеатр
(Каждая группа придумывает свою задачу и задает её участникам других групп). Можно музыку включить на магнитофоне (он у нас есть, запиши что-нибудь)
(Группы задают задачи другим участникам игры, те решают задачи, проговаривая, где условие, вопрос, решение и ответ)
№ 15
№ 16 -Спасибо. Наша работа подходит к завершению. Вначале перед нами стояла проблема: что можно назвать задачей? Давайте подведём итог, ведь подведение итога – один из важных моментов урока на любой ступени обучения.
- Что же мы можем назвать задачей?
- Уважаемые коллеги! Я хотела бы услышать ваши комментарии по поводу проведённой работы. (Комментарии участников)
№17 - И в завершение работы я хотела бы поблагодарить вас за активную работу и добрые слова.
- Спасибо за сотрудничество!

ПРИЛОЖЕНИЕ
7 заводов
17 средних школ
2 лицея
2 гимназии
4 пляжа
6 Дворцов культуры
1 кинотеатр
1. В прошлом году ученики нашей школы заняли 5 призовых мест. В этом году 1.
2. В парке было 15 белок. Потом 5 белок перебежали в сквер. Сколько белок осталось в парке?
3. Всего на территории Ленинского района находится 8 спорткомплексов. Из них 2 около автозавода. Сколько спорткомплексов в районе?
1. В прошлом году ученики нашей школы заняли 5 призовых мест. В этом году 1.
2. В парке было 15 белок. Потом 5 белок перебежали в сквер. Сколько белок осталось в парке?
3. Всего на территории Ленинского района находится 8 спорткомплексов. Из них 2 около автозавода. Сколько спорткомплексов в районе?
1. В прошлом году ученики нашей школы заняли 5 призовых мест. В этом году 1.
2. В парке было 15 белок. Потом 5 белок перебежали в сквер. Сколько белок осталось в парке?
3. Всего на территории Ленинского района находится 8 спорткомплексов. Из них 2 около автозавода. Сколько спорткомплексов в районе?
 Основные приемы создания проблемной ситуации.
 
Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию проблемы
1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения. Что Вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо? Выбрать подходящее:
2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал. Вопрос (задание) был один? А сколько в классе мнений? Почему так получилось?  
3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием "на ошибку".
Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью. Вы сначала как думали? А как на самом деле? Какой возникает вопрос?
4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?  
5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим. Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? Какая будет тема урока?
6. Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущим.
Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено. Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Почему так получилось?