Дипломная работа на тему: «Методика использования игровых технологий в обучении иностранному языку в школе»


Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»









ИТОГОВАЯ РАБОТА
слушателя профессиональной переподготовки по дополнительной профессиональной образовательной программе: «Теория и практика обучения английскому языку в образовательной организации»

по теме: «Методика использования игровых технологий в обучении иностранному языку в школе»






выполнил(а):
Тюнина Елена Владимировна Ф.И.О. слушателя

проверил(а):
Ларионова И.Е., ст.преподаватель
Ф.И.О. преподавателя











Казань 2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc454895601" 14ВВЕДЕНИЕ 13 PAGEREF _Toc454895601 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc454895602" 14ГЛАВА 1. ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 13 PAGEREF _Toc454895602 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc454895603" 141.1 Понятие игровых технологий 13 PAGEREF _Toc454895603 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc454895604" 141.2 Классификация игровых технологий 13 PAGEREF _Toc454895604 \h 1491515
13 LINK \l "_Toc454895605" 141.3 Особенности, цели и задачи применения игровых технологий на уроках английского языка 13 PAGEREF _Toc454895605 \h 14111515
13 LINK \l "_Toc454895606" 14ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 13 PAGEREF _Toc454895606 \h 14141515
13 LINK \l "_Toc454895607" 142.1 Практические игровые приемы, используемые в ходе эксперимента: 13 PAGEREF _Toc454895607 \h 14151515
13 LINK \l "_Toc454895608" 142.1.1 Универсальные игры на закрепление изученной темы: 13 PAGEREF _Toc454895608 \h 14151515
13 LINK \l "_Toc454895609" 142.1.2 Игры и игровые приемы, применяемые на этапах запоминания, закрепления, обобщения и контроля усвоения учебного материала: 13 PAGEREF _Toc454895609 \h 14171515
13 LINK \l "_Toc454895610" 142.1.3 Игры и игровые приемы на завершающих этапах урока: 13 PAGEREF _Toc454895610 \h 14221515
13 LINK \l "_Toc454895611" 142.2 Анализ результатов применения игровых технологий учителями – предметниками и учениками общеобразовательных школ 13 PAGEREF _Toc454895611 \h 14241515
13 LINK \l "_Toc454895612" 142.3 Оценка эффективности применения игровых технологий на уроках английского языка 13 PAGEREF _Toc454895612 \h 14261515
13 LINK \l "_Toc454895613" 142.4 Рекомендации по организации «Игровых уроков» 13 PAGEREF _Toc454895613 \h 14301515
13 LINK \l "_Toc454895614" 14ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13 PAGEREF _Toc454895614 \h 14331515
13 LINK \l "_Toc454895615" 14СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 13 PAGEREF _Toc454895615 \h 14351515
13 LINK \l "_Toc454895616" 14ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 13 PAGEREF _Toc454895616 \h 14381515
13 LINK \l "_Toc454895617" 14ПРИЛОЖЕНИЕ №2 13 PAGEREF _Toc454895617 \h 14461515
15






ВВЕДЕНИЕ
«Величайшее искусство уметь
превращать для детей в игру все,
что они должны делать или выучить».
Джон Локк
(британский педагог-философ
1632 –1704 гг.)
В современном интернациональном мире представляется невозможным отрицать важную роль в изучении иностранного языка. Знание английского языка становится одной из важных задач для любого здравомыслящего человека, ориентированного на личностный рост и развитие.
Также одной из приоритетных задач образования во все времена была задача «научить учиться». То есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, который обеспечивал бы процесс обучения в дальнейшем.
Однако достижение подобной задачи складывается из следующих принципов:
1. Качественное объяснение нового материала учителем и его последующее закрепление;
2. Активная работа ученика на уроке;
3. Сотрудничество между учителем, учеником и его родителями.
К сожалению, как показывает практика последних лет, «научить детей учиться» оказывается нелегким трудом, поскольку зачастую учитель сталкивается с отсутствием желания и мотивации со стороны учеников изучать предмет, а также нарушается сотрудничество между учителем и родителями ввиду огромной занятости последних. Кроме того, в эпоху интернета и продвинутых IT – технологий все труднее привлечь и удержать внимание ученика в рамках изучаемой темы. В связи с этим каждый учитель сталкивается с необходимостью идти в ногу со временем и самосовершенствоваться, повышая эффективность обучения.
При определении целей занятий учитель обязательно должен учитывать личностные интересы школьников и их индивидуальные особенности. Для большей результативности обучения необходим индивидуальный подход  к каждому ученику, что  побуждает  их к большей самостоятельности и активности.
Одним из важнейших решений проблемы повышения эффективности обучения является разработка и внедрение новых игровых технологий в учебно-воспитательном процессе. Как известно, детство неотделимо от игры. Игра –  наиболее доступный и интересный для детей вид деятельности, способ усвоения полученных из окружающего мира впечатлений. Игра – это поле  деятельности ребенка, в которой  он  вступают в общение со сверстниками. Детей объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игра дает возможность незаметного усваивания языкового материала, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения, повышается самооценка и мотивация. Игра помогает преодолеть и так называемый “языковой барьер”, который является, в первую очередь, психологической проблемой, а не просто недостатком словарного запаса или незнанием грамматического материала.
Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности. Педагогический опыт показывает, что не существует универсальной игры, пригодной для всех групп обучаемых. Одна и та же игра в разных группах проходит по-разному, а потому необходима её адаптация к конкретным условиям проведения. Игра не должна навязываться ученикам, а используется лишь с другими методами и средствами обучения, особенно на начальном этапе.
В рамках данного дипломного проекта рассматривается практическая
польза применения игровых технологий на уроках английского языка в
младшей, средней и старшей школе.
АКТУАЛЬНОСТЬ: В наше время всё больше внимания в научной литературе уделяется использованию игры в целях повышения эффективности учебного процесса, но далеко не все педагоги умеют правильно использовать её в обучении.
ГИПОТЕЗА: Использование игровых технологий на уроках английского языка в младшей, средней и старшей школе способствует успешному усвоению знаний учащимися, а также актуализирует знания, полученные ранее.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Игровая технология в младших, средних и старших классах школ г. Казани.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Процесс обучения с использованием игровых технологий в младших, средних и старших классах на уроках английского языка.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Проанализировать использование игровых технологий в младших, средних и старших классах на уроках английского языка.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
рассмотреть использование игры в качестве метода обучения в начальных классах;
рассмотреть классификацию игровых технологий;
проанализировать процесс использования игровых технологий в начальных классах средней школы;
обосновать возможности практического применения игровых технологий в начальных классах средней школы.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Анализ теоретической литературы, научный эксперимент, научное наблюдение, статистический анализ.
ГЛАВА 1. ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Понятие игровых технологий
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Впервые в педагогике понятие «технология» появилось на рубеже 1940-1950-х гг. и было связано с использованием в педагогическом процессе технических средств и программированного обучения.
Технологизация учебного и воспитательного процесса в современной отечественной и зарубежной педагогике связана с поиском дидактических подходов, которые могли бы превратить обучение в «производственно-технический процесс с гарантированным результатом» (15, с.7)
Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практике не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы занимались следующие учёные: П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский.
Технологический подход к обучению сегодня активно разрабатывается отечественной педагогикой: ему посвящены работы М.Е. Бершадского, В.И.Боголюбова, В.В. Гузеева, Т.А. Ильиной, М.В. Кларина, А.И. Космодемьянской, М.М. Левиной, З.А. Мальковой, В.Я. Пилиповского, А.Я.Савельева, а так же зарубежных авторов: Л. Андерсона, Дж. Блок и других.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Д.Б. Эльконин наделяет игру четырьмя важными для человека функциями (29, с.38):
средство развития мотивационно-потребностной сферы,
средство познания;
средство развития умственных действий;
средство развития произвольного поведения
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игру так же рассматривают как ситуативно – вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
Учебная деятельность подчиняется правилам игры;
Учебный материал используется в качестве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
1.2 Классификация игровых технологий
Роль игры на уроках иностранного языка огромна, так как она позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным для каждого ребёнка. Однако следует заострить внимание на том, что место игровой технологии
в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. В настоящее время в методической литературе существует достаточно большое количество классификаций, систематизирующих виды учебных игр в соответствии с тем или иным классификационным критерием. Типологии игр выстроены в зависимости от целей и задач учебной игры, формы проведения, способа организации, степени сложности, количественного состава участников.
Согласно Зимней А.Н., автору учебного пособия «Педагогическая психология» [14, с.78] игры в первую очередь следует разделить по виду деятельности на:
физические (двигательные);
интеллектуальные (умственные);
трудовые;
социальные;
психологические игры.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Так, Колесникова И.Е. [16] указывает на важнейшие из применяемых типов:
игры предметные;
подвижные с вербальным компонентом;
сюжетные или ситуационные;
ролевые;
игры-соревнования;
интеллектуальные игры (ребусы, кроссворды, чайнворды, шарады, викторины и так далее);
игры-взаимодействия (коммуникативные, интерактивные)
Далее, различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, а также с различными средствами передвижения. Также в рамках приведенных классификаций, следует отметить, что по способу организации игры бывают компьютерные и некомпьютерные, письменные и устные, с опорами и без опор, имитационно-моделирующие, креативные и так далее.
По степени сложности выполняемых действий все учебные игры подразделяются на «простые» (моноситуационные) и «сложные» (полиситуационнные), а по длительности проведения они делятся на продолжительные и непродолжительные. По количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные, парные, групповые, командные и коллективные (17, с.114).
Что касается непосредственно учебных игр, используемых на уроках английского языка, по целям и задачам обучения можно выделить:
языковые (аспектные) игры, которые помогают усвоить различные аспекты языка (фонетику, лексику, грамматику, синтаксис, стилистику);
речевые игры, которые нацелены на развитие и тренировку коммуникативных способностей по той или иной теме урока.
Языковые игры делятся соответственно на фонетические, лексические, грамматические, синтаксические, стилистические. Языковые игры способствуют активизации и актуализации полученных ранее знаний, развивают речевую инициативу учащихся.
Рассматривая речевые игры, следует отметить, что каждому виду речевой деятельности соответствует определённый вид учебной игры, нацеленной на обучение аудированию, обучение монологической и диалогической речи, обучение чтению и обучение письму. Каждая из приведенных языковых и речевых игр имеет свои функции и цели, решает важные методические задачи, а также подчиняется определенным условиям.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
Соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
Доступность для учащихся данного возраста;
Умеренность в использовании игр на уроках.
Игры должны соответствовать уровню подготовки учеников и быть необходимыми для прохождения определённого грамматического или лексического материала. С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, устной речи. С её помощью можно снять психологическое утомление; её можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях (22, с.69).
1.3 Особенности, цели и задачи применения игровых технологий на уроках английского языка
Особенностью игрового метода является то, что игра посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знания в предмете. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения, ученик уже может говорить наравне со всеми.
Использование игрового метода обучения способствует выполнению
важных методических задач, таких как:
Создание психологической готовности учащихся к речевому общению;
Обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
Тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по основным направлениям:
Дидактическая цель ставится перед учащимся в форме игровой задачи;
Учебная деятельность подчиняется правилам игры;
Учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Целями игрового обучения школьников являются:
Развитие мышления средствами иностранного языка;
Повышение мотивации изучения предмета;
Обеспечение личностного роста каждого участника игры;
Способствование совершенствованию умений активно и доброжелательно взаимодействовать друг с другом.
Использование разнообразных приёмов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся. Применение игр и игровых ситуаций на начальном этапе обучения даёт возможность не только привить учащимся интерес к языку, но и более целенаправленно осуществлять индивидуальный подход в обучении, а также создаёт положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность учащихся. Игровые формы обучения иностранному языку актуальны не только на начальном, но и на старшем этапе обучения, так как они диктуются особенностями развития и мировосприятия старших подростков. Кроме того, они активизируют познавательные процессы учащихся, повышают мотивацию к изучению иностранного языка. Но что особенно важно – игровые методики создают вполне естественные ситуации общения между участниками. На старшей ступени обучения активное развитие получают чтение, монологическая и письменная речь, увеличивается словарный запас. Ведущим видом деятельности подростков становится межличностное общение. Игровые методы дают возможность изучать новый лексический материал в ситуациях общения, повышая мотивацию к изучению иностранного языка. В игре активизируются мыслительные процессы, и возрастает мотивация к изучению иностранного языка. Мотивация учащихся и их интерес являются основным фактором в изучении иностранного языка. Игровой метод имеет большой обучающий и психотерапевтический потенциал, так как игра создает умственное напряжение, без которого невозможен активный процесс обучения в старшей школе.
Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо – поисковой деятельности. Творческо – поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.
Исходя из этого, можно сказать, что технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, то есть формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
В рамках данной дипломной работы была выдвинута гипотеза, что игровые технологии оказывают одинаково благотворное влияние на учеников младшей, средней и старшей школы, как в процессе усвоения нового, так и для отработки уже ранее изученного материала.
В практической части авторы работы предприняли ряд экспериментов, целью которых являлось доказать данную гипотезу опытным путем. Эксперимент по внедрению игровых технологий был проведен на базе МБОУ «Школа № 85» г. Казани на примере учащихся 1 – 4 классов, а также АНО СОШ «Международная Академия Образования» г. Казани для 7, 9 и 10 классов.
Для сравнения были целенаправленно выбраны классы младшего (2 класс), среднего (7 класс) и старшего (10 класс) звена. Кроме того, в эксперименте был задействован 9 класс, где игровые технологии не являлись приоритетным методом обучения. Основной задачей здесь стояло проведение сопоставительного анализа в выявлении эффективности применения игровых технологий и их практической помощи в улучшении качества образования.
Основными методами педагогических исследований были выбраны:
Педагогический эксперимент;
Научное наблюдение;
Статистический анализ
В практической части диплома представлены основные выдержки о ходе эксперимента (методы, структура, выводы). В приложении № 1 представлены план-конспекты уроков с применением игровых технологий. Приложение № 2 содержит материал, который использовался в рамках этих уроков.
Исследовательская работа проходила на протяжении всего учебного 2015-2016 года с выделением экспериментальных и контрольной групп.
2.1 Практические игровые приемы, используемые в ходе эксперимента:
Следует еще раз подчеркнуть, что задача подобных игр состоит в том, чтобы помочь учителю заинтересовать учеников новой темой и сделать содержание темы более понятным.
Игры этого плана можно разделить на 2 группы: универсальные (их можно использовать на любом предмете) и специальные (ориентированные на конкретный предмет или на определённую тему).
Основная цель этих игр - сделать изучаемый материал интересным и понятным детям. С этой задачей прекрасно справляются универсальные игры. Однако приоритетной задачей остается донести содержание темы до учеников.
В этих играх часто используется приём преобразования информации, перевод терминов и теорий на язык, понятный детям, приём сравнения незнакомого с чем-нибудь известным, активно задействуются популярные в ученической среде образы.
2.1.1 Универсальные игры на закрепление изученной темы:
1. Игра «Картинки»
Цель игры: закрепить изученный на уроке материал
Задача игры: проверить насколько полно учениками были усвоены новые лексические знания
Возрастная группа: 1–11 класс
Тип игры: индивидуальная
Ход игры: На заключительном этапе уроке на интерактивной доске появляются картинки по пройденной теме. Учитель объясняет ученикам задание: соотнести картинки и перевод слов между собой. После этого учитель предлагает дать определение на английском языке нескольким словам. Учитель распределяет слова между учениками, каждый ученик получает индивидуальное задание.
На выполнение задания дается около 5 минут.
После выполнения задания учитель предлагает ученикам сдать на проверку тетради, или правильность выполнения задания проверяется методом взаимоконтроля.
2. Игра «Ассоциации»
Цель игры: закрепить изученный на уроке материал
Задача игры: проверить насколько усвоены новые лексические знания
Возрастная группа: 1 – 4 класс
Тип игры: групповая
Как известно, лучше всего учить иностранный язык при помощи ассоциаций, представляя себе  предмет, а не просто запоминая перевод слова с русского на английский.
Например, учим слово собака – a dog.  Лучше запомнится, если представить себе собачку, чем просто твердить себе под нос: собака – a dog, собака – a dog. Вспомним, что при изучении иностранного языка нужно научиться думать на нем, способ  запоминания с  ассоциациями как раз и поможет в этом. Кроме того, ребенку легче запомнить новое слово, если он увидит его изображение, в нашем случае, карточку с собакой.
С картинками очень хорошо не только запоминать новые слова, но и проверку домашнего задания превращать в веселую игру.
Ход игры: Учитель показывает карточки с различными изучаемыми предметами, животными, продуктами и так далее. На доске или на слайде можно расположить названия этих предметов в хаотичном порядке. Кто первый из учеников поднимает руку и отвечает правильно, получает звездочку (или любой другой поощрительный приз). Побеждает тот, кто наберет больше звездочек. Если в классе достаточно места, то можно сделать эту игру подвижной и еще более увлекательной. Ребята встают в одну линию, а учитель напротив них так же показывает картинки. Ребенок, первый угадавший слово, делает шаг вперед. Побеждает тот, кто первым доберется до учителя.
3. Игра «Непонятная цепочка»
Цель игры: закрепить изученный на уроке материал
Задача игры: проверить насколько усвоены новые лексические знания
Возрастная группа: 1– 4 класс
Тип игры: групповая
Ход игры: На экране или на доске в одну линию без пробела записываем несколько слов. Можно усложнить задачу и записать слова с лишними буквами. Ребятам нужно найти все слова. Когда дети называют слово, учитель обводит его.
Например: CATDOGSNAKELIONPARROTHENCROCODILE или CATWDOGIISNAKELIONDEPARROTUHENKECROCODILE
2.1.2 Игры и игровые приемы, применяемые на этапах запоминания, закрепления, обобщения и контроля усвоения учебного материала:
Игровые технологии особенно полезны на этапе закрепления материала. Как правило, повторять то, что уже знакомо, менее интересно, чем узнавать новое. Не случайно игры, которые помогают запомнить учебный материал, глубже разобраться в нем и крепко его усвоить, составляют большую часть дидактических игр.
Универсальные игры этого плана более разнообразны по решаемым дидактическим задачам. С их помощью можно оптимизировать закрепление, запоминание, обобщение знаний, а также организовать контроль их усвоения. Игры, ориентированные на конкретные учебные дисциплины, в основном решают задачу закрепления знаний по определённой теме.
Универсальные игры и приёмы на запоминание лексического материала:
В качестве универсальной книги для средних и старших классов было выбрано учебные пособия Джила Хадфилда «Коммуникативные игры» [31]. Данным автором выпущена серия обучающих книг от начинающего до продвинутого уровня.
Цель лексических игр: тренировка речевых навыков и расширение словарного запаса учащихся.
Основная задача данных игр: закрепление и/ или актуализация изученного лексический материал, развитие навыков спонтанной речи.
1. В поисках мистера ИКС:
Возрастная категория: от 5 класса
Тип игры: коллективная
Ход игры: Учитель раздает ученикам карточки с заданиями. На карточках представлена информация, касательно мистера ИКС. У учеников информация на карточках разная. Задача учеников – заполнить выданную им карточку. Для этого им необходимо выяснить друг у друга нужную информацию, задавая соответствующие вопросы о мистере ИКС. Ученик может задать другому ученику только один вопрос. Игра заканчивается тогда, когда учащиеся собирают всю необходимую информацию для заполнения их карточек.
2. Игра «Список покупок»
Возрастная категория: от 5 класса
Тип игры: коллективная
Ход игры: Учитель выдает ученикам карточки с продуктами, а также список продуктов, которые им необходимо приобрести. Задача учащихся – собрать свою продуктовую корзину в соответствии со списком покупок. Для того, что бы достичь цели, требуется передвигаться по классу в поисках нужных товаров, задавая одноклассникам вопросы по типу: Do you have any butter?’ / «Не найдется ли у вас масла?». Игра заканчивается, когда все ученики «совершили необходимые им покупки».
3. Игра с мячом
Цель игры: повторить лексический материал на заданную тему
Задача игры: проверить лексические знания
Возрастная группа: 1- 4 класс
Тип игры: групповая
Мяч – один из самых любимых всеми детьми предметов для игры. На своих уроках в начальной школе я часто использую мяч для повторения изученной лексики. Игра заключается в том, что учитель бросает мяч любому из учеников, называя русское слово, а ребенок в свою очередь должен возвратить учителю мяч, назвав английский эквивалент. Так же можно работать и наоборот, учитель называет английское слово, а ученик русское. Ребята с нетерпением ждут этого этапа урока, хотя он не очень продолжителен. Игра занимает всего несколько минут, но ученики всегда с большим удовольствием принимают в ней участие. Игра требует максимальной концентрации, т.к. дети не знают заранее, какое слово назовет учитель, а главное, к кому полетит мяч. И, пожалуй, одно из самых важных достоинств данной игры – это то, что задействованы абсолютно все дети, как особо активные, так и не очень.
Универсальные игры и приемы на закрепление фонетических навыков:
1. Игра «Кубики»
Цель игры: повторить буквы и звуки
Задача игры: проверить усвоение фонетических правил
Возрастная группа: 2 класс
Тип игры: групповая
Кубики с гласными и согласными звуками – это давно полюбившаяся мною и моими учениками игра. Она не занимает много времени и вызывает большой интерес у учащихся. Суть игры достаточно проста: на гранях кубиков напечатаны гласные и согласные звуки. Ребенок бросает кубик и называет любое слово, в котором есть этот звук. Для облегчения задачи можно вывести группу слов, содержащих данные звуки в хаотичном порядке на доске. В этом случае, ребенок, которому пока трудно вспомнить слово самостоятельно, может найти нужное слово на доске. Упражнение хорошо тренирует память, а так же закрепляет фонетические навыки.
Универсальные игры и приёмы на закрепление и повторение грамматического материала:
Основной задачей и целью грамматических игр является закрепление изученного грамматического материала и его возможность использовать на практике. За основу подобных игр для 7-11 класса также рекомендуется взять книги Джила Хадфилда из серии: «Грамматические игры» [30]. Игры могут быть перенесены полностью, как даны в исходном пособии, либо доработаны каждым преподавателем самостоятельно, исходя из целей и задач, которые он ставит перед собой. Ниже приведен пример одной из наиболее увлекательных грамматических игр, которая пользуется большой любовью у учеников.
Игра «What do you like?»
Цель игры: повторить, как изменяется глагол «do» в зависимости от числа и лица, повторить грамматическую структуру ответов и вопросов, порядок слов в предложении, закрепить навыки диалоговой речи
Задача игры: проверить грамматические знания и закрепить навыки говорения
Возрастная группа: 2 - 3 класс
Тип игры: групповая
Эта игра хорошо тренирует грамматическую структуру: What does she or he like? – She or he likes, а так же, внимание и память. Ход игры таков, учитель начинает цепочку с вопроса: What do you like? (Можно выбрать любую тему: игрушки, животные, предметы, еда и т. д.) Ученик, к которому адресован вопрос, к примеру, отвечает: I like bananas. Затем он задает тот же вопрос соседу по парте, и так далее по цепочке, пока все ребята не зададут вопрос и не дадут ответ. Кстати, последний ученик может задать вопрос учителю, и, таким образом, цепочка замкнется. Затем учитель выбирает любого ученика, и задает классу вопрос: What does Sasha like? Ребята обдумывают, вспоминают, и первый поднявший руку дает ответ. Если ученик отвечает правильно, следующий вопрос учитель задает о нем. Игра продолжается до тех пор, пока дети не ответят, что любят все одноклассники, и, конечно же, учитель. Кстати, дети очень ждут именно конца игры, чтобы сказать, что люблю я.
Применяя данную игру практически на каждом уроке в начальной школе, я столкнулась с некоторыми трудностями. Учителю необходимо с первого урока отметить, что каждому ученику не следует, отвечая на вопрос, называть больше двух-трех предметов, продуктов и т. д. Во-первых, через некоторое время дети сами забывают, что точно они называли, а во-вторых, ребята, которые угадывают, попросту не запоминают все, что перечислили их товарищи. За каждый правильный ответ, ребята получают звездочки. Во время этой игры дети очень оживляются, сосредотачиваются и проявляют очень большую активность.
2. Present Perfect VS Past Simple (Употребление Настоящего Совершенного и Простого Прошедшего времени).
Задача игры: закрепить различия в употреблении Просто Прошедшего и Настоящего Совершенного времени глагола.
Цель игры: используя слова-маркеры, составить предложения в Простом Прошедшем или Настоящем Продолженном времени.
Возрастная категория: от 7 класса
Тип игры: групповая
Ход игры: Ученики делятся на группы по три - четыре человека. Каждой группе выдается игровое поле, где изображены какие-либо действия, карточки со словами-маркерами, фишки игроков, а также числовой игровой кубик. Далее, ученики поочередно кидают кубик, вытягивают слово-маркер, с которым необходимо составить предложение, определяют его время, составляют предложение, исходя из той клеточки, куда должна встать их фишка. Если предложение составлено правильно, то ученик закрепляет свою фишку на данной клеточке игрового поля. Если предложение составлено неверно, учащийся остается на исходной позиции. У каждого ученика по одной попытке на составление своего предложения. Повторять предложения друг друга нельзя. Далее, ход переходит следующему по порядку ученику. Игра может быть закончена, когда один из учеников пересекает «финишную» черту на игровом поле или продолжаться до того, как это сделает последний ученик.
2.1.3 Игры и игровые приемы на завершающих этапах урока:
Что нравится тебе на уроках?
Что не нравится на уроках?
Можешь ли ты учиться лучше?
Что мешает тебе учиться лучше?
Какие действия учителя ты считаешь неправильными? Поставь отметку учителю по 10- балльной системе. Обоснуй её
Поставь себе отметку по 10- балльной системе. Обоснуй её.
Для уроков английского языка эти вопросы могут выглядеть следующим образом:
What do you like and dislike during the lessons?
Could you study better?
What prevent you to study better? / What do you need to study better?
What do you think your teacher did wrong?
Put the mark to your teacher and give the reasons.
Evaluate yourself and give the reasons.
Чем старше возрастная группа, где применяется данный метод рефлексии, тем сложнее могут становиться вопросы. Для оценки эмоционального состояния учеников рекомендуется применять вопросы, разработанные Е.В. Головкиной. Ниже приведены некоторые из них:
На уроке я работал активно/пассивно
I was active/passive during the lesson.
Своей работой на уроке я доволен/не доволен.
I’ m satisfied/ dissatisfied with my work during the lesson.
Урок мне показался коротким/длинным.
The lesson was short/ long.
За урок я не устал/устал.
After the lesson I feel tired/I’m not tired
Материал урока мне был понятен/не понятен, полезен/бесполезен, интересен/скучен.
The theme of the lesson seems to me clear, useful, interesting/ hard, useless, boring.
Домашнее задание мне кажется лёгким/трудным, интересным/неинтересным.
It will be easy, interesting/ hard, boring to do my homework.
Периодичность таких опросов может быть разной (каждый день, раз в неделю, раз в месяц). Желательно, чтоб листы были подписаны.
Проанализировав ответы, учитель может зачитать наиболее интересные или оригинальные мысли. Главным в данном случае остается уважительное отношение к мнению учеников, даже если учитель с чем- то не согласен.
2.2 Анализ результатов применения игровых технологий учителями – предметниками и учениками общеобразовательных школ
Идея внедрения игровых технологий в учебно - воспитательный процесс существует уже несколько десятилетий. На территории всего мира учителями – новаторами предпринимаются попытки исследования эффективности их применения. Как правило, для исследования игровой деятельности в процессе обучения используются следующие методы научно-педагогического исследования:
1. Беседа
2. Интервьюирование
3. Анкетирование
4. Контрольная работа.
Исходя из подобных исследований, можно сделать заключение, что существует две категории учителей:
1. Учителя, которые категорически отказываются применять игровые технологии на своих уроках;
2. Учителя, которые включают в процесс обучения игровые технологии в той или иной степени.
Первая категория учителей-предметников руководствуется в своем выборе тем, что их предмет является одним из самых сложных предметов в школьной программе и поэтому, для усвоения учебного материала нецелесообразно использовать игры. Многие из них считают, что у них уже отработаны свои методы обучения и нет необходимости их менять, либо же считают, что организовать процесс обучения, используя дидактические игры, довольно сложно и более приемлемо организовывать педагогический процесс в форме урока и использовать устоявшиеся методы обучения.
Однако, обобщение опыта учителей, которые успешно применяют дидактические игры, показал, что использовать игру предпочтительно на этапе проверки и закрепления учебного материала. Использование игровых методов обучения способствует закреплению и улучшению знаний, развитию психологических качеств, воспитанию у учащихся речи, умения правильно и логично излагать свои мысли, развитию умения находить оптимальные решения.
Исходя из своего педагогического опыта, учителя считают, что дети любят играть на уроке, но не всегда выполняют правила. Чаще всего это бывает в групповой игре, где дети пытаются помочь друг другу. В этом случае учитель не прекращает игровой процесс, но делает более жесткими правила игры. Игру нельзя применять в следующих случаях, когда игра не соответствует уровню развития учащихся, то есть даже при четком объяснении правил вызывает определенную трудность при их выполнении. На их взгляд это не соответствует закреплению знаний, а рассеивает внимание на решение отвлеченных от темы задач.
В целом, учителя считают, что игра помогает учащимся развиваться в личностном плане, сотрудничать со сверстниками, выслушивать и принимать мнение других.


Анализ результатов применения игровых технологий учениками, задействованными в эксперименте
Для проверки эффективности использования игр для обучения и воспитания учащихся, выявления этапов их использования были проведены исследования среди самих участников экспериментальных групп.
Анализ ответов дал следующие результаты:
1. Игры на уроках английского языка нравятся всем без исключения.
2. Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта игра им интересна.
3. Дети больше всего любят групповую или командную форму игр.
4. Для младших классов следует выбирать серию коротких игр, посвященных той или иной тематике, для удержания их внимания, в то время как для учащихся средней и старшей школы может быть выбрана одна игра на весь урок.
5. Желание учеников участвовать в игре очень часто зависит от их взаимоотношений с учителем, вследствие чего учителю необходимо продумать свои действия, прослеживать реакцию учеников на эти действия и делать выводы.
6. Большинству детей нравится в игре побеждать. Это стремление к победе обеспечивает обучение и развитие учащихся в игровой деятельности.
7. Если игра имеет четко заданные ориентиры (правила, приз в случае победы), это повышает эффективность ее применения

2.3 Оценка эффективности применения игровых технологий на уроках английского языка
В рамках данной дипломной работы эффективность применения игровых методов организации занятий оценивали по результатам работы учеников на уроках английского языка в течение 2015-2016 учебного года, а также прогрессом их знаний на протяжении указанного временного периода.
В таблицах 1-4 указывается прогресс четвертных оценок в классах, где активно применялись игровые технологии. Экспериментальной группы представлены среди 2,7,10 классов. 9 класс – контрольная группа, где игровые технологий были практически не задействованы в процессе обучения.
Таблица 1. Успеваемость во 2 классе:
Оценки
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

Тройки
2
2
0
1

Четверки
4
4
4
3

Пятерки
5
5
7
7


Таблица 2.Успеваемость в 7 классе 2015-2016 учебный год:
Оценки
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

Тройки
5
5
3
3

Четверки
2
1
4
3

Пятерки
1
2
1
2


Таблица 3. Успеваемость в 9 классе 2015-2016 учебный год:
Оценки
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

Тройки
2
2
2
3

Четверки
6
5
5
4

Пятерки
1
2
1
2


Таблица 4. Успеваемость в 10 классе 2015-2016 учебный год:
Оценки
1 полугодие
2 полугодие

Тройки
-
-

Четверки
2
1

Пятерки
1
2


Статистический анализ таблиц 1-4 приводит нас к выводу, что в контрольной группе, где игровые технологии в учебно-воспитательном процессе практически не применялись, уровень знаний остался примерно на одном и том же уровне в начале и конце учебного года.
Программа была разработана на основе УМК «Английский в фокусе» для 9 класса [6] и рассчитана на 99 часов в год, 3 раза в неделю. Каждый из учеников имел возможность качественной отработки каждой темы, так как в данном классе обучается 9 человек, и каждому ученику уделялось равное внимание. В подобной обстановке нескольким ученикам удалось расширить словарный запас, заполнить пробелы в области грамматики, улучшить свои четвертные и годовые оценки, в то время как большая часть учеников осталась примерно на том же уровне. Подобный результат может быть объяснен одним из главных принципов успешного обучения – желанием изучать иностранный язык. К сожалению, без отсутствия должной мотивации со стороны учеников обеспечить прогресс в их уровне знаний становится трудной, а иногда и непосильной задачей для учителя.
Что касается экспериментальных групп, где игровые технологии применялись систематически, можно отметить следующее.
Во 2 «Б» классе МБОУ «Школа № 85» игры активно стали применяться лишь с третьей четверти, так как в первом полугодии в этом классе работал другой учитель. Как только на уроках были применены игровые технологии, в корне изменилось общее настроение в классе, спало некоторое напряжение, а главное, изменилось отношение к предмету, как у детей, так и у родителей. Английский язык перестал быть предметом, который невозможно выучить. Он стал интересным уроком, на котором можно узнать много нового о другой стране, ее культуре и традициях, и сделать это не через трудные и скучные задания, а через игру. Уроки проходят легко, быстро, и что особенно важно – результативно. С повышением интереса к предмету, повысилась и успеваемость учеников.
Уровень знаний в 7 классе АНО СОШ «Международная Академия Образования» в начале учебного года был очень слабый. Класс отличала разрозненность и полное отсутствие желания учится. На первых же уроках учителем были предприняты попытки исправить ситуацию коренным образом. Была введена система «мотиваторов», а также проведены игры на командообразование. Это позволило создать в классе более дружелюбную атмосферу, а также настроило детей на обучение.
Программа обучения 7 класса была построена на УМК «Английский в фокусе» для 7 класса [5] и предполагала 100 уроков в год из расчета 3 часа в неделю. Практически на каждом уроке часть времени целенаправленно отводилась для закрепления изученного лексического материала, так как словарный запас учеников был очень маленьким. Грамматические аспекты также прорабатывались в игровой форме.
В результате уже к следующей четверти несколько учеников смогли повысить уровень своих знаний и, как следствие, их четверные оценки стали выше. В классе наметилась положительная тенденция, и к концу учебного года количество «троек» сократилось на 25 %, а количество «четверок» и «пятерок» выросло на 25% и 12,5% соответственно.
В 10 классе АНО СОШ «Международная Академия образования» обучалось три человека. Это давало возможность качественно прорабатывать новый материал, а также актуализировать ранее пройденный. Программа обучения, построенная на УМК «Английский в фокусе» для 10 класса [7] предполагала проведение 168 уроков, среди них было специально выделено 8 игровых уроков, ориентированных на повторение изученного лексического материала, и 8 игровых уроков, направленных на закрепление пройденного грамматического материла.
Оценивая прогресс знаний учащихся 10 класса, следует отметить, что у одного из двоих учащихся в первом полугодии была спорная оценка, близкая к тройке, его знания были достаточно слабыми и разрозненными. Двое других учеников демонстрировали определенные пробелы в знаниях в большей или меньшей степени.
На протяжении учебного года уровень знаний каждого ученика и класса в целом вырос, были заполнены многие пробелы в области применения грамматических форм глагола, расширен лексический запас учащихся. Кроме того, метод проведения занятий с использованием игровых технологий способствовал повышению качества знаний, научного мировоззрения, а главное вызвал интерес учащихся к научно - познавательной деятельности, что также способствовало прогрессу в исследуемой области.
Результаты таблиц 1-4 подтверждают реальную эффективность использования игровых технологий на уроках английского языка по разработанным методикам во всех звеньях средних образовательных школ. Примерный план-конспект уроков с применением игровых технологий, размещен в Приложении №1.
2.4 Рекомендации по организации «Игровых уроков»
Анализ работы учителя – предметника и исследование игровой деятельности учащихся на уроках позволили обнаружить негативные стороны в использовании игр в процессе обучения:
1.Объяснение правил и игры занимает много времени (особенно у учителей с небольшим опытом организации игр). Часто это приводит к тому, что дети не успевают за оставшееся время изучить или закрепить материал.
2.Нередко нарушается механизм игры. Чаще всего это наблюдается в групповых и коллективных формах игр, что приводит к путанице, а главное, к сомнительным результатам;
3.После проведения игр бывает трудно восстановить дисциплину в классе, на что жалуются учителя, к которым приходят дети на следующий урок.
4.При проведении парных, групповых и коллективных форм игры соревнование между детьми, бывает, перерастает в нездоровое соперничество. Это приводит к испорченным взаимоотношениям между детьми вне игры.
В связи с этим для педагогов, которые применяют игры в учебной деятельности, опытным путем разработаны следующие рекомендации:
1.При выборе игровых форм обучения следует четко для себя определить цель и задачу игры;
2.Игры следует выбирать, исходя из интересов и способностей учеников, следить за тем, чтобы игра соответствовала их уровню владения иностранным языком;
4.Каждому учителю необходимо самому убедиться в эффективности и привлекательности игры, поиграв с коллегами и хорошо играющими детьми.
5.Целесообразно перед игрой провести подготовительный этап, на котором учитель обязательно озвучить все правила, а также цель игры. Также на подготовительном этапе следует сделать небольшой обзор пройденного материала для повышения эффективности игры;
6.Необходимо соблюдать все признаки строгости и безотказной требовательности. Игра должна нести учебно – познавательную функцию до своего логического завершения;
7.По окончанию игры ученики должны получить полагающийся им «приз». В качестве «приза» могут быть использованы как материальные предметы (звездочки, смайлики и так далее), так и нематериальные предметы (например, баллы, очки и так далее).
Для примера, в средних и старших АНО СОШ «Международная Академия Образования» применялась поощрительная система баллов. Для того чтобы поднять «плохую» оценку дети должны были «заработать» 50 баллов. Баллы начислялись за активную работу на уроке, отличное выполнение самостоятельных и контрольных работ, а также за участие в командных и индивидуальных играх.
В то время как в младших классах МБОУ «Школа № 85» в качестве поощрения были использованы звездочки. Звездочка дается каждому ребенку за каждый правильный ответ в течение всего урока. В среднем активно работающий ученик получает от 5 до 6 звездочек за урок.
Итого: 5-6 звезд – оценка «5»
3-4 звезды – «4»
1-2 звезды – «3»
В заключение данной главы подведем некоторые итоги. Одним из главных выводов, исходя из результатов практически – экспериментальной части, является то, что предложенная в работе гипотеза о повышении качества образования через использование игры в некоторых формах учебного процесса при преподавании английского языка в младшей, средней и старшей школе нашла свое подтверждение в результате наших исследований. Более того, данная дипломная работа доказывает, что применение игровых технологий в рамках учебно – воспитательного процесса позволяет повысить активность познавательной деятельности школьников и их уровень усвоения излагаемого материала, а также развить и укрепить мотивацию к изучению иностранного языка.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, использование игровых технологий на уроках английского языка является важным аспектом формирования предметной одаренности учащихся, в частности – коммуникативных навыков. В настоящее время в методической литературе представлено большое количество разнообразных игр, однако в научной литературе существует так же немало описаний того, как неверная, или, точнее сказать, методически неграмотно построенная работа, с использованием игровых технологий, способствовала формированию у учащихся ложных стереотипов. Именно поэтому, используя игровые технологии на уроках, учитель должен учитывать возрастные и умственные особенности учащихся.
При использовании игровых методов в обучении учеников необходима связь игры с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой, познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение учеников рациональными приемами учебной работы, навыками самовоспитания, являющимися непременной предпосылкой для достижения успеха.
Независимо от того, насколько динамичен учитель, всегда есть моменты, когда внимание учеников рассеивается. Быстрая, спонтанная игра повышает внимание, оживляет, улучшает восприятие. Игра позволяет учителю исправлять ошибки учеников быстро, по ходу дела, не дав им глубоко закрепиться в памяти. Учащиеся обычно лучше запоминают то, что им было приятно делать. Поэтому игры позволяют хорошо запоминать информацию.
Игры делают процесс обучения, порой трудный и утомительный, веселым, а это усиливает мотивацию к учению.
Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребёнка к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы на уроках.
Ценность любой игры как воспитательного средства заключается в том, что, учитель через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, он формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры – таким образом, при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания.


















СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1) Английский язык: 2 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2/ [М.В. Вербицкая, О.В. Оралова, Б. Эббс, Э. Уорелл, Э. Уорд.] – Вентана-Граф: Pearson Education Limited, 2010. – 80 с.
2) Бабанский, Ю.В. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса / Ю.В. Бабанский. – М., 2007. – 198 с.
3) Баранова.Н.В., Гусева С.Б. Социокультурный компонент в содержании обучения английскому языку. Иностранные языки в школе.2001, №4. – 187 с.
4) Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М., 2008. – 178 с.
5) Ваулина Ю.Е., О. Е. Подоляко, Д. Дули, В. Эванс «Английский в фокусе» для 7 класса. М.:Express Publishing: Просвещение, 2010 г. – 164 с.
6) Ваулина Ю.Е., О. Е. Подоляко, Д. Дули, В. Эванс «Английский в фокусе» для 9 класса. М.:Express Publishing: Просвещение, 2010 г. – 216 с.
7) Ваулина Ю.Е., О. Е. Подоляко, Д. Дули, В. Эванс «Английский в фокусе» для 10 класса. М.:Express Publishing: Просвещение, 2012 г. – 248 с.
8) Винникова, И.В. Игры на развитие психических процессов. Начальная школа – 2002. - № 3. - С. 168 с.
9) Водзинский, Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков / Д.И. Водзинский. – М.: Просвещение, 2004. – 121 с.
10) Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. – М., 1966. – 541с.
11) Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо. М.: Просвещение, 2005. – 89 с.
12) Давыдов, В.Н. Проблемы развивающегося обучения / В.Н. Давыдов. – М., 2008. – 204 с.
13) Завгородняя, О.Д. Нестандартность: ее пути, обретения и ловушки / О.Д. Завгородняя. – М., 2008. – 158 с.
14) Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. М.: Просвещение, - 1991 г. – 222 с.
15) Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989 г. – 80 с.
16) Колесникова И.Е. Игры на уроке английского языка. Минск: Народная Асвета, - 1990 г. – 125 с.
17) Комарова Ю.А. Использование учебных игр в процессе обучения иностранным языкам. - СПб.: «Каро», 2001 г., - 163 с.
18) Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», - 2006. – 192 с.
19) Конышева А. В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку. – СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти»,, 2005. – 203 с.
20) Курбатова М.Ю. Игровые приёмы обучения грамматике английского языка на начальном этапе. Иностранные языки в школе, - №3, 2006 г. – 179 с.
21) О преподавании иностранного языка в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования: методическое письмо // Иностранные языки в школе. 2004 г. №5. - 196 с.
22) Петричук, И.И. Еще раз об игре – Иностранные языки в школе, 2008 г. № 2. – 185 с.
23) Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении / П.И. Пидкасистый. – М.: Просвещение, 2008 г. – 193 с.
24) Пучкова, Ю. Я. Игры на уроках английского языка - М.: АСТ, 2003 г. – 169 с.
25) Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 272 с.
26) Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения. Иностранный язык. – М. Просвещение, 2011. - 144 с.
27) Фридман, Л.М., Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман. – М.: Просвещение, 2003. – 297 с.
28) Шарафутдинова Т.М. Обучающие игры на уроках английского языка, - №8, 2005 г. – 118 с.
29) Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1991 г. – 304 с.
30) Jill Hadfield Intermediate Grammar Games’. Pearson Education Limited, 2003 – 128 p;
31) Jill Hadfield Elementary Communication Games’. Tomas Nelson and Sons Ltd, 1984 – 97 p;


















ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
1. Открытый урок для АНО СОШ «Международная Академия Образования»
Педагог: Тюнина Елена Владимировна
Предмет: Английский язык
Класс: 7
Тема урока: «Новый год и Рождество в англоязычных странах»
Тип урока: Комбинированный: урок развивающего контроля, урок открытого знания, совершенствования речевых и аудио – визуальных навыков.
Цели урока:
Контроль и самоконтроль лексики, изученной в предыдущей теме: «Новый год и Рождество в англоязычных странах»;
Расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов по теме: «Новый год и Рождество в англоязычных странах»»;
Обеспечение условий для тренировки навыков спонтанной и подготовленной речи;
Содействие формированию самостоятельной познавательной деятельности, а также способностей к осуществлению контрольной функции;
Задачи урока:
Оценить степень усвоения материала по теме: ««Новый год и Рождество в англоязычных странах»;
На основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым углубить знания по теме: «Новый год и Рождество в англоязычных странах»;
Продолжить формирование умений выделять необходимую информацию из речи носителя языка, а также вести аргументированный разговор;
Продолжить формировать у учащихся умения работать самостоятельно и отбирать нужный материал по новой теме;
Помочь учащимся увидеть результаты своего труда и оценить проблемные моменты с целью повышения эффективности обучения в дальнейшем;
 Методы обучения:
Игровой метод. Серия игр по теме: «Новый год и Рождество в англоязычных странах».
Формы обучения:
фронтальная беседа, индивидуальная работа, коллективная работа
Оборудование:
Для реализации образовательной программы требуется оснащенная учебная аудитория. Оборудование учебного кабинета: столы, стулья, доска. Технические средства обучения: интерактивная доска, ноутбук/планшет для прослушивания аудиозаписей.
План-конспект открытого урока для 7 класса АНО СОШ «Международная Академия образования» г. Казани:
Этапы урока:
1) Организационный
Учитель приветствует учеников, интересуется, кто отсутствует в классе, все ли необходимое для урока оборудование подготовлено, просит дежурного подготовить доску и записать дату, выявляет отсутствующих учеников, проверяет готовность учеников приступить к уроку.
2) Установка темы, целей и задач урока
Учитель включает на планшете мелодию Jingle Bells’ и предлагает ученикам угадать тему урока. После того, как тема названа, учитель прописывает ее на доске: «Новый год и Рождество в англоговорящих странах».
3) Игровой этап
В первую очередь учитель устанавливает правила игры №1:
Учениками поочерёдно называются слова, связанные с праздниками, представленными в теме урока;
Ответ должен быть дан в течение 10 секунд.
Если ученик за указанное время слово не называет, ход переходит другому ученику, а данный ученик выбывает из этого раунда;
Ученик, последний назвавший верное слово, получает 10 баллов.
В ходе игры учитель оценивает степень усвоения лексического материала по теме: «Рождество и Новый год в англоязычных странах» в игровой форме.
Teacher: Let’s check how you prepare for the New Year Holidays. As you know the most famous holiday in English-speaking world is X-mas. But Russian people adore New Year. So, today we are going to know what you know about these events and get some scores for our future tests. Well, are you ready?
Children: Yes, we are!!!
Teacher: Firstly, I’d like you to give me the words, connected with our holidays. The last pupil, who names the word, will get 10 points. So, let’s do it one by one. Diana, start, please!
Diana: winter
Teacher: Right! The next, Danil
.
Teacher: So, the first winner of our lesson is Taya. She gave the last word and has got 10 points.
4)Изучение нового лексического материала
После того, как первая игра закончена, учитель углубляет знания детей в изучаемой области, предлагая им новую лексику для изучения, которую они фиксируют в своих тетрадях-словарях. (Полный перечень лексических единиц представлен в Приложении №2). По возможности, незнакомые слова объясняются учителем на английском языке.
Teacher: Now, I’d like you to open your notebooks to write down new words, connected with the theme of our lesson.
5) Закрепление нового изученного лексического материала
Детям предлагается игровое задание: составить предложение от 6 до 10 слов с новыми лексическими единицами.
Цель данного задания – закрепить изученный лексический материал, а также потренировать умения грамматически и лексически правильно составлять предложения. Каждый ученик, правильно составивший свое предложение, получает 5 баллов.
Teacher: Well done! Your following task is making a sentence from 6 to 10 words with new vocabulary. You’ll get 5 points if your sentence is correct. You have 2 minutes to do the task!... Ok, it’s time to check. Azamat, welcome with your sentence, please!
Azamat: I’m looking forward to putting up a Christmas tree.
Teacher: Well, you’ve got your 5 points! Who is next?
6) Тематическое задание на тренировку чтения и понимания текста
В качестве финального задания учитель предлагает ученикам прочитать тематический текст и вставить пропущенные слова. За каждое слово, оказавшееся на своем месте, ученики получают по 1 баллу.
Teacher: Here you can see a text about Christmas day. You need to read it and fill the gaps with the appropriate word. You’ll get a score for each correct word. You have about 2 minutes to complete the task.
Teacher: Now it’s time to check your answers. Please, exchange you work with your neighbours.
Проверка проводится методом взаимного контроля: учащиеся обмениваются работами, по цепочке читают и переводят текст, отмечая в проверяемой работе правильность выбранного ответа. Учитель следит ходом выполнения задания, корректируя и направляя учеников. С текстом к данному заданию можно ознакомиться в Приложении №2.
7)Подведение итогов. Рефлексия
Учитель и ученики подсчитывают баллы, заработанные учениками за урок. Данные баллы ученики смогут использовать в дальнейшем на уроках английского языка для исправления своих оценок. Далее, учитель проводит опрос учащихся:
Как вы оцениваете свою работу на уроке от 1 до 10? (1 – почти не работал на уроке; 10 – работал активно)
Evaluate your work during the lesson from 1 to 10, where 1 is a passive work and 10 is active.
Что больше всего понравилось на уроке?
What do you like most during the lesson?
Был ли урок полезен? Почему?
Was it useful for you? Why?
Самым активным ученикам выставляются оценки за урок, домашнее задание записывается в дневники.
2.Открытый урок во 2 классе МБОУ «Школа №85» г. Казани
Педагог: Юлашова Вероника Гайратовна
Предмет: Английский язык
Класс: 2
Тема урока: «Моя семья и мои друзья»
Цели урока:
1.развитие у учащихся информационной, коммуникативной культуры; развитие внимания, логического мышления, памяти, сообразительности;
2.организация деятельности учащихся в работе с изученным материалом;
3.развитие навыков межличностного взаимодействия
Тип урока:
комбинированный
Этапы урока:
1) Организационный момент.
- Good morning, children! Sit down, please, and let’s begin our lesson! Today we will speak about family, will play a lot, will listen to the recodings and, of course, will speak with each other. But first of all, pupils, look at the blackboard and tell me, please:
What date is it today? – Today is the 25th of November.
What day is it today? – Today is Monday.
2) Речевая разминка.
Ok, now let’s remember and sing a song about Janett!
Now let’s remember our dialogs of the 1st meeting. (one by one) Ребята проговаривают диалог первого знакомства друг с другом.
- What is your name? – My name is
- How old are you? – I’m
- Where do you live? – I live in Kazan.
- What can you do? – I can
3) Фонетическая разминка.
(Игра с кубиками (сл. 2) На кубиках написаны звуки (гласные и согласные) Ребята бросают кубик, угадывают звук и называют слова с этим звуком, которые они знают. На слайде написаны некоторые слова в качестве подсказки.
- Now, it’s time to play! I have a surprise for you. I brought some cubes with different sounds. You have to drop the cube, guess the sound and name me the words with this sound.
5) Закрепление лексики по теме семья. (На экране выведена активная лексика по теме «Семья». (сл. 3)
- Now, let’s remember words about family! And play again. We will play with our favourite ball! But first of all, lets repeat after me:
- mother
- father
- sister
- brother
- grandmother
- grandfather
- uncle
- aunt
- cousin
После повторения лексики за учителем, закрепляем слова при помощи мяча.
- Now, let’s play with the ball! I’ll give you the ball name the Russian word and you name me the English equivalent.
6) Физкультминутка. I can run.
7) Совершенствование навыков аудирования и работа с учебником.
Ребята слушают рассказ Бена о своей семье и считают, сколько в ней человек.
- We go further and let’s work with the students book. Open your books on page 54 and look at ex. 1. You should listen to the story of Ben’s family and say how many members of his family are there?
Затем, дети слушают следующую запись, по которой они должны угадать номера картинок членов семьи Бена. (запись включается 2 раза)
- Open your books on page 56 ex. 3. Listen to the recording 2 times and when I turn on the recording the 2nd time you should guess the number of picture.
8) Совершенствование навыков говорения. Ученики должны ответить на вопросы учителя о своей семье.
- Now, children, answer my questions about your family.
What members of your family have you got?
- I have got
9) And finally, let’s learn a new poem about family. (сл. 4) Repeat after me:
Good night, mother!
Good night, father!
Kiss your little son!
Good night sister!
Good night brother!
Good night everyone!
10) Подведение итогов, выставление оценок запись домашнего задания.
Составить рассказ о себе и своей семье. (сл. 5)

















ПРИЛОЖЕНИЕ №2
1.Лексика к уроку для 7 класса:
to look forward to the holiday – с нетерпением ждать праздника
Christmas holidays – рождественские праздники
Christmas card – рождественская открытка 
white Christmas – рождество со снегом 
Christmas Eve – канун Рождества
on Christmas Day – на Рождество
at Christmas  на Рождество
a Christmas Tree – рождественская елка
Jack Frost -дед мороз
 a red robe – красный кафтан
gloves  перчатки
long white beard – длинная белая борода
 a reindeer – северный олень
a sleigh  сани
the fireplace  камин
the chimney  дымоход
a carol – новогодняя песня
coloured lights – фонарики
glistening glass balls – новогодние шары
 a tinsel  гирлянда
 mistletoe – омела (в Англии традиционное украшение дома на Рождество)
 a stocking  чулок
 to hang up-вешать
to light a candle  зажечь свечу
to decorate  украшать
 to celebrate (all over the country) – отмечать (по всей стране)
to wish each other – желать друг другу
to make a wish – загадать желание
to come true  исполниться
 to tell a fortune  гадать
to send greeting cards (Christmas cards) – отправлять рождественские открытки
 Christmas meal – рождественская трапеза. a holiday meal – праздничный ужин
Christmas turkey – праздничная индейка
 a treat – угощение
to wrap up gifts – завертывать подарки
to leave the gifts under the tree – оставлять подарки под елкой
 to give presents – дарить подарки.
to get (receive) a present  получить подарок
to visit smb/ to go to see – идти в гости
to put up a tree – ставить елку
 to stay up late – засиживаться допоздна
2.Текстовое задание к уроку для 7 класса:
Put the missed words in the text: Another, presents, coloured, important, consists, called, break¬fast, cheaply, snowy, eat, a lot of, holiday.
Christmas Day
     Christmas Day is a public (1) ... . Families usually spend the day opening their (2) ... which are often under the Christmas tree decorated with (3) ... toys. The most (4) ... meal is Christmas dinner. The typical meal (5) ... of turkey with potatoes and other vegetables. (6) ... traditional food in Britain is Christmas cake.      Americans make special biscuits called Christmas cookies which they (7) ... over the Christmas season. In Britain, the day after Christmas is (8) ... Boxing Day and is also a public holiday. (9) ... sports take place on Boxing Day. In the US there are many special sales, where things can be bought (10) ..., on the day after Christmas. Ключи: 1 holiday; 2 presents; 3 coloured: 4 important; 5 consists; 6 another; 7 eat; 8 called; 9 - a lot of; 10 cheaply.





















3.Раздаточный материал для универсальной грамматической игры:














13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT144915




Рисунок 1 Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415