КТП по внеаудиторной деятельности Якутские настольные игры


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Зырянская средняя общеобразовательная школа»
МР «Верхнеколымский улус (район) Республики Саха (Якутия)
«Утверждаю»
Приказ № от
Директор школы:
_______________М.В. Михайлова «Согласовано»
09.2016г.
Зам.директора по УВР
__________________О.В. Лобанова «Рассмотрено»
Протокол заседания МО № от
Руководитель МО
___________________Н.М. Явловская
Рабочая программа
по внеаудиторной деятельности
«Якутские настольные игры», 1 Б, 3 А-Б, 4 А-Б классы
Учитель: _Дьячкова Ирина Аркадьевна__
Количество часов__34 часа_
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Настольные игры народов Республики Саха имеют глубокие корни. Они были широко распространены еще с 16 - 17 веков.
В 20 веке народные настольные игры испытали большой спад и были почти забыты.
Народные игры – это отражение этноса в целом и история его развития. Вместе с тем это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить способности мышления, расцвета воображения. Якутский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал таким образом, именно через игру. В то время особо ценились сильные руки, метский глаз, ловкость, спокойствие, скромность и выдержка. Отсюда в играх хабылык и хаамыска издавна преобладали испытания на ловкость рук, точность, выносливость.
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век.
Хабылык и хаамыска с большим удовольствием и пользой можно использовать как в образовательных учреждениях, в детских оздоровитеьных лагерях, так и в свободное время в кругу семьи.
"Лучинка" (хабылык) - якусткая игра.
Хабылык - якусткая настольная игра, где одновременно развивается в соревновании меткий глаз, острый ум, гибкие пальцы. Игра сопровождается с большим эмоциональным подъемом, удовлетворением, разогревается все тело, человека охватывает всеобъемлющая радость, поднимается настроение как у детей, женщин, так и зрелых мужчин. Это неповторимые чувства положительных эмоций пронес нашхабылык через века и дымку времени.
"Хап" - корень слова "Лови", "Лык" - приложенеи, "Ы" - соединение.все звери, птицы таким образом (путем ловли) добывают пропитание. Человек учится у матушки - природы. Он тоже научился ловить. Выработанные способности ловкости рук пригодились человеку в повседневной броьбе за свое выживание: как в междоусобных войнах и на охоте, так и в процессе трудовой деятельности. Упоминается в фолькоре случаи, когда обученные Боотуры стрелы противников подхватывали на лету между пальцами. Вот где пригодилась игра в лучинки. В ритуал бракосочетания входили также специальные демонстрации - соревнования ловкости рук по ловле костей с мясом, выбрасываемых через печную трубу камелька.
В настоящее время якутские настольные игры, как хабылык, хаамыска, тырыынка очень популярны среди детей и молодежи. В связи с этим создана дополнительная образовательная программа «Якутские настольные игры». Программа рассчитана на 3 года обучения для начальных групп. В группах занимаются дети с 7 лет. И учебно-тренировочные группы с продолжительностью 4 года.
Программа актуальна на сегодняшний день, так как ее реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей, в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма. Новизна программы: данная образовательная программа имеет профориентационную направленность, т.е. рассчитана на то, что в дальнейшем учащийся свяжет свою жизнь с данным видом спорта.
Цель программы: привитие учащимся интереса к национальным видам спорта; применение народных игр для укрепления здоровья, достижение спортивных успехов по якутским настольным играм.
Задачи:
- ознакомить с историей возникновения настольных игр;
- обучение технике и тактике якутских настольных игр;
- достижение разносторонней физической подготовленности (быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости);
-воспитание потребности в физическом самосовершенствовании, осознанного применения умений и навыков в целях спортивной тренировки и повседневной жизни.
- приобретение минимума знаний в области гигиены и оказания первой медицинской помощи. Правильно организовать свой режим дня.
Обучение и тренировка в секции по якутским настольным играм предполагает усложнение: в начальную группу принимаются дети с семи лет. На этом этапе обучения идет по разделам: теоретические занятия, специальная физическая подготовка, изучение и совершенствование техники и тактики настольных игр, хабылык, хаамыска, тырыынка и др..
В начальных группах идет развитие ловкости и гибкости кистей рук, координации, силы, выносливости; воспитание быстроты в разнохарактерных движениях; овладение двигательными навыками в спортивных играх; обучение простым и сложным техникам игры в хабылык, хаамыска, тырыынка и др.; приобретение теоретических сведений по программе материала; подготовка инвентаря; освоение допустимых тренировочных нагрузок; возможность раннего выполнения разрядных нормативов в избранном виде спорта; систематическое ведение дневника спортсмена.
Исходя из цели, практические занятия подразделяются на учебные, тренировочные и контрольные.
Цель учебных занятий заключается в усвоении нового материала.
Тренировочные занятия целиком посвящаются эффективности выполнения ранее изученных движений, приемов и повышению работоспособности.
Контрольные занятия проводятся в форме соревнований с целью проверки уровня юных спортсменов. На таких занятиях принимаются зачеты по технике и физической подготовке, проводятся контрольные игры. Контрольные занятия позволяют оценить качество проведенной учебной работы, успехи и недостатки отдельных спортсменов в уровне психической, физической и технико-тактической подготовленности.
Во время организации и проведения занятий особое внимание обращается на соблюдение мер по предупреждению и профилактике травматизма, а также санитарно- гигиенических требований к местам занятий, оборудованию, спортивному инвентарю. К занятиям допускаются прошедшие медицинский осмотр и имеющие соответствующий документ (справку).
Значение якутских настольных игр в развитии детей
 
Народная игра - понятие многомерное. Она несет символическую информацию о прошлом, передает подрастающему поколению традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности. Для детей дошкольного возраста доступны, полезны якутские народные настольные игры как «Хабылык» (Лучинки), «Хаамыска» (Камешки), «Баайа» (Волчок), «Тырыынка» (Палочки), «Тыксаан» (Фишки).
Значение якутских настольных игр в развитии детей
 
В связи с демократизацией общества в образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) ведется целенаправленная работа по личностно ориентированному воспитанию детей. Особая роль в воспитании отводится народной педагогике. Приобщение детей к народному творчеству, фольклору, традициям и обычаям своего народа должно начинаться с раннего детства, с игры.
Якутские настольные игры – это неотъемлемая часть традиционной культуры народов, отражение этноса в целом и история его развития. Вместе с тем это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить способности мышления, расцвета воображения. Им отводилось особое место в повседневной жизни древних якутов. И редкие праздники, и отдых после тяжелого трудового дня не обходились без массовых игр, состязаний в силе и ловкости. В якутских национальных играх отразились особенности менталитета, мировоззрения народа, которые основывались на сохраняющемся до сих пор почитании, культе природы.
Происхождение игр тесно связано с укладом жизни народа саха, видами традиционного хозяйствования: прежде всего, коневодством, разведением крупного рогатого скота, а также с охотой, рыболовством.
Якутский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал таким образом, через игру. В то время особо ценились сильные руки, меткий глаз, ловкость, спокойствие, скромность и выдержка. Отсюда и в играх хабылык и хаамыска издавна преобладали испытания на ловкость рук, точность, выносливость.
Многие игры служили для детей не развлечением, они имели также важное воспитательное значение, способствуя физическому и умственному развитию детей.
Народные игры как предмет исследования и объект практического использования рассматривались многими выдающимися педагогами (К.Д. Ушинским, E.H.Водолазовой, Е.А. Покровским и др.). Обоснование необходимости использования в воспитании дошкольников народных игр дано в трудах педагогов E.И. Тихеевой, А.П. Усовой, В.И. Прокопенко и др. Полифункциональный характер народных игр раскрыт в трудах академика Е.H. Волкова, который рассматривает их в нравственном, эстетическом и физическом аспектах.
Предлагаем познакомиться с такими играми как: хабылык (лучинки), хаамыска (камешки), баайа (волчок), тырыынка (палочки), тыксаан (фишки)
Игра «Хабылык» («Лучинки») – является самой древней игрой. Играют простыми лучинками которыми пользовались в каждой семье для растопки якутского очага камелек. Когда то ими играли малые дети, затем постепенно начали играть и взрослые члены семьи. Игра в лучинки учит считать, обозначать, воображать, соображать быстрее. Так игра в лучинки стала одним из видов якутской национальной культуры.
Народ саха испокон веков обожествлял коня и считал его священным существом. Поэтому игра «хабылык» тесно связана с божеством Джёсёгёй. Вот почему в игре 30 лошадей – это простые палочки а также 6 палочек с метками, которые отождествляют поколения лошадей: с 1-й меткой – жеребенок, с 2-мя метками – двухлетка, с 3-мя – трехлетка, с 4-мя – четырехлетка, с 5-тью метками – пятилетка, с 6-тью метками – жеребец.
Доктор философских наук Е.И.Оконешников объясняет название игры «хабылык»: «…происходит от основы глагола «хап – хватать, схватывать что-либо, на лету, подхватывать падающее сверху. В «Словаре якутского языка» О.К.Пекарского указаны сравнительные параллели с тюркским «кап» - хватать, брать руками, хватать ртом, зубами; вырвать, взять к себе».
Профессор, доктор философских наук Ксенофонт Уткин: «Хабылык – якутская настольная игра, где одновременно развиваются в соревновании меткий глаз, острый ум, гибкие пальцы. Игра сопровождается большим эмоциональным подъемом, удовлетворением, разогревается все тело, человека охватывает всеобъемлющая радость, поднимается настроение как у детей, женщин, так и у зрелых мужчин. Эти неповторимые чувства положительных эмоций пронес нашхабылык через века и дымку времени.
«Хап» - корень слова «лови, «лык»- приложение, «ы»-соединение. Все звери, птицы таким образом (путем ловли)добывают пропитание. Человек учится у матушки-природы. Он тоже научился «ловить». Выработанные способности ловкости рук пригодились человеку в повседневной борьбе за свое выживание: как междоусобных войнах и на охоте, так и в процессе трудовой деятельности. Упоминаются в фольклоре случаи, когда обученные боотуры стрелы противников подхватывали на лету между пальцами. Вот где пригодилась игра в «лучинки». В ритуал бракосочетания входили также специальные демонстрации – соревнования ловкости рук по ловле костей с мясом, выбрасываемых через печную трубу камелька.
Во время летних праздников Ысыах старики с восхищением вспоминали случаи, когда борец в хапсагай одним кончиком сильного пальца моментально брал за большой палец ноги противника и на виду у всех опрокидывал его за спину.
Хабылык также учит: не нужно стремиться все из жизни урвать, а нужно уметь выбирать самое необходимое, брать только одно – единственное».
«Лучинки» представляют собой палочки длиной в 16 см, шириной 0,9 мм, толщиной 0,4 мм с острыми краями по обоим бокам в количестве 30 штук. Игрок берет в ладони палочки, подбрасывает на высоту 10-20 см и ловит тыльной стороной ладони. Пойманные палочки снова подкидывает и ловит ладонью. Пойманные палочки – лошади – делятся по два. И если в конце останется одна палочка, он берет ее себе и продолжает игру. Игрок старается ловить одну палочку средним и безымянным пальцами. В конце игры участники подсчитывают своих «лошадей». Игрок, у которого больше всех «лошадей», становится «господином».
Существуют еще несколько вариантов игры. Со временем правила этой игры усложнялись, и сейчас мы имеем более сложные и улучшенные варианты.
Игра в «камешки» - игра «пятью камешками» - одна из самых распространенных в мире. Ареал этой игры, начиная с Греции, охватывает Россию, Среднюю Азию, Монголию, Корею. Каждый народ считает эту игру своей. По продолжительности ее бытования в нашем краю, популярностью в народе мы тоже считаем хаамыска своей игрой. Если в других странах играют речными камешками, то мы используем деревянные кубики. Их делают из брусочков дерева любой породы, 5 кубиков размером 1,5 на 1,5см. Но в отличие от других стран, только наша хаамыска развита как спортивный вид и популярна среди населения. Наш народ создал различные варианты игры в хаамыска. Играют не только 5, но и 7, 9 камешками.
Количество игроков не ограничено. Игроки сидят за столом. Ведущий берет кубики и подбрасывает вверх, а игроки должны ловить их. Кому попадет кубик с отметиной, то начинает игру. Первый игрок берет в правую ладонь 5 кубиков и подбрасывает «главный» кубик вверх, остальные 4 рассыпает на стол и ловит подкинутую. Каждый раз, подбрасывая вверх кубик и ловя его, игрок подбирает их со стола: по одному в 1-ый раз, по 2 – во второй раз, вначале 1, затем остальные 3 одновременно – в 3-ий раз, сразу все 4 кубика – в 4-ый раз.
5 прием: подкинув «главный» вверх, выстраивает остальные по одному на стол, затем при повторном подбрасывании подбирает всех.
6 прием: игроки указывают любой кубик, а играющий должен взять остальные сразу, не задевая его, а последним должен взять этот указанный кубик.
7 прием: подбирает все 4 кубика со стуком.
8 прием: левой рукой делает ворота, а правую, держа ладонями вверх, засовывает через запястье левой руки и бросает на стол 4 кубика. Игроки указывают любой кубик. Не задевая его, играющий каждый раз поочередно выталкивает кубики правой рукой через ворота правой рукой время полета «главного». Последним пропускает через ворота указанный кубик. Победителем считается тот, кто сделает это все за один подход. Если игрок ошибется или уронит кубик, то ход переходит к другому игроку. Тот начинает с того приема, где ошибся предыдущий игрок. Игра ведется только одной рукой. Смена рук не допускается.
Игра «Баайа» (волчок) – надо просверлить посередине деревянный кубик размером 7 см на 7 см, затем воткнуть в него палочку размером с карандаш так, чтобы она торчала из кубика на 1 см. Волчок крутят против солнца все по очереди независимо от того, выиграл игрок или нет. Волчок надо раскрутить и опустить на стол. Остановившись, он упадет на одну из сторон. На каждой стороне нарисованы разные знаки: крест. 3 линии, 5 линий, прорубь. Каждому игроку выдается по 11 палочек. Это их «богатство». Крутящий волчок игрок делает ставку: 1 или несколько палочек. Другие кладут столько же. Первый игрок раскручивает волчок. Пока он крутится, другие игроки, стуча по столу, кричат: «Прорубь!». Если волчок упадет 3-мя линиями вверх, играющий должен взять 3 палочки, крестом- он отдает3, «прорубью»- отдает 7,5 линий – забирает все себе. Если один выигрывает все палочки, то игра начинается сначала. Все делают ставки заново, если кто-то «обанкротится», он может взять долг у друга.
Игра «Тырыынка» (палочки) –нужны тонкие палочки из дерева, длина которых равна ширине ладони. Надо сделать столько палочек, сколько поместиться в сжатой руке. Из одной тырыынка делают наподобие ложечки.
Первый игрок, держа на столе все палочки вертикально в одной руке, резко ослабляет их захват. Затем он собирает свободно лежащие палочки, после чего при помощи специальной палочки – ложечки очень осторожно вытаскивает остальные. В случае, когда игрок заденет при вытаскивании другую палочку, то игра прекращается, и палочки передаются следующему игроку.
После сбора игроками всех тырыынка состязание прекращается. Победитель определяется по наибольшему количеству набранныхтырыынка.
Игра «Тыксаан» (фишки) – для игры тальника диаметром 1 см делают фишки длиной 1,5 см. Затем их расщепляют по длине на 2 части. Одна из продольных сторон фишек должна быть полукруглой, другая – прямой (как половинки чурочек). Общее количество от 40 до 60 фишек.
Игроки сидят за столом. 1 игрок собирает фишки в ладонь и рассыпает их на столе. Если 2 фишки легли одна на другую, их забирает участник, начавший игру первым. Затем он ударом среднего пальца «отстреливает» лежащие навзничь фишки лежащими в таком же положении. Если фишка лежит обратной стороной, то ее «отстреливают» таким же «обратными».
При попадании в цель (не задев другие фишки) игрок забирает пораженную фишку себе в копилку и продолжает игру. Если игрок заденет другую фишку или промахнется, то передает ход другому участнику. Второй игрок заново разбрасывает все фишки на стол и начинает «стрелять». Играют до тех пор, пока не закончатся все фишки. В конце игры все игроки бросают фишки парами на стол, тот, у кого остались лишние фишки – победитель.
Мы, пришли к выводу, что можно и нужно играть в народные настольные игры детям дошкольного возраста, так как:
- настольные игры отражают традиции, образ жизни, быт, характер, психологию, философию любого народа.
- настольные игры народов имеют глубокие корни.
- они развивают гибкость пальцев и кисти, ловкость, координацию, находчивость и умственные способности.
-они способствуют передаче жизненно важных умений и навыков, воспитанию нравственности, уважения к народным традициям, обычаям.
- только в Якутии хабылык и хаамыскаразвиты как спортивный вид, есть Федерация настольных игр.
- это универсальный и доступный всем спорт.
- преимущество: играют и  дети и взрослые, материал и изготовление инвентаря доступны всем, экологически чистый, не нужны большие финансовые затраты и специальные помещения.
- лучший способ досуга – это народные настольные игры. Игровой отдых может принести больше пользы, чем полное безделье.
- нам удалось привлечь детей, организовали небольшие соревнования.
- для детей дошкольного возраста используем самые упрощенные варианты таких игр.
№ Название урока Примечание Дата
План Факт
1 Вводный урок. Жизнь наших предков Познакомить детей с культурой и традициями предков 2 Быт наших Предков Познакомить с бытом наших предков 3 Национальные игры  и  игрушки коренных народов Якутии Знакомство с якутскими играми и игрушками 4 Состояние и развитие национальных видов спорта народов Якутии, народностей севера России. Понятие о национальных видах спорта и их профессионально-прикладное значение;
-особенности возникновения и развития самобытно-традиционной системы физического воспитания народностей Якутии;
-роль, место и значение национальных видов спорта;
-состояние и развитие национальных видов спорта в России;
-Спартакиады народов Якутии, Спартакиады по нац. видам спорта народностей Севера Якутии, Спартакиады на призы Василия Манчаары как соревнования - смотр мастерства и массовости , интернациональной дружбы.
-признание нац. видов спорта в РФ. 5-7 Обучение якутской настольной игре «Хаамыска»
Разучивание игр.
8-10 Техника подбрасывания и способы ловли камешек Тренировка подбрасывания и ловли камешек. Игра пятью камешками. Отработка способа ловли и подбора камешек со стола:-по одному в первый раз;-по два — во второй раз;-вначале один, затем – остальные три или наоборот;-подкидывание одного и во время его полёта остальные положить на стол, снова подкидывание одного и во время его полёта успеть подобрать и ловить камешек;-подкидывание одного вверх, во время его полёта положить на стол 4 камешка, снова подкидывая камешек, подбирать в ладонь остальные по одному; — все камешки на ладони, подбрасывание и ловля тыльной стороной ладони, снова подбрасывание и ловля всех камешек с прихватом упавших на стол при первом подбрасывании. 11 Техника и тактика при игре «Хаамыска» Понятие о технике и тактике;
-основы игры;
-виды тактики, умение отдыхать в процессе игры;
12-13 Обучение якутской настольной игре «Тырынка» Разучивание игр.
14 Техника и тактика при игре «Тырынка» Понятие о технике и тактике;
-основы игры;
-виды тактики, умение отдыхать в процессе игры;
15-16 Обучение якутской настольной игре «Дугда» Разучивание игр
17 Техника и тактика при игре «Дугда» Понятие о технике и тактике;
-основы игры;
-виды тактики, умение отдыхать в процессе игры;
18-19 Обучение якутской настольной игре «Тыксаан» Разучивание игр
20 Техника и тактика при игре «Тыксаан» Понятие о технике и тактике;
-основы игры;
-виды тактики, умение отдыхать в процессе игры;
21-26 Обучение якутской настольной игре «Сонор» Разучивание игр
27 Техника и тактика при игре «Сонор» Понятие о технике и тактике;
-основы игры;
-виды тактики, умение отдыхать в процессе игры;
28-29 Обучение якутской настольной игре «Хабылык»
Разучивание игр
29-30 Техника подбрасывания и ловли палочек Стойка игрока. Основные положения при подбрасывании и ловли палочек. Имитация подбрасывания и ловли. Подбрасывание и ловля палочек тыльной стороной ладони. Снова подкидывание и ловля одной палочки. Способы ловли палочек 31 Техника и тактика при игре «Хабылык» Понятие о технике и тактике;
-основы игры;
-виды тактики, умение отдыхать в процессе игры; 32 Гигиена, закаливание, режим и питание спортсменов. личная гигиена: режим дня, питания. Питьевой режим, отдых и сон;
-использование интенсивных сил природы (солнце, воздух, вода) для закаливания организма;
33 Правила. Организация и проведение соревнований по якутским настольным играм. виды соревнований: личные, лично-командные, командные;
-ознакомление правил игры хабылык, хаамыска, тырыынка;
-определение мест в соревнованиях. Возрастные группы учеников. 34 Конкурс рисунков «Моя победа моему народу» Итого: 34 часа