«Использование нестандартных форм обучения в начальной школе как средство развития творческого потенциала личности ученика и учителя»


Выступление на Региональном научно-методическом семинаре «Потенциал развивающего обучения в реализации ФГОС Н
ОО»
на тему:
«Использование нестандартных форм обучения в начальной школе как средство развития творческого потенциала личности ученика и учителя»
(слайд №1)
Я работаю учителем начальных классов в гимназии №6 г.Кимовска, в которую приходят учиться дети с разным уровнем подготовки.
Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Стараюсь заинтересовать детей, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами.
(слайд№2,3) Новым образовательным стандартом предусмотрено формирование универсальных учебных действий. Использование современных цифровых ресурсов считается наиболее естественным способом формирования этих действий. До нынешнего года работала по системе развивающего обучения Л.В.Занкова.
(слайд№4)Данная программа сама по себе очень интересная, но в сочетании с ИКТ процесс познания окружающего мира и овладения детьми огромнейшего потока информации становится более эффективным. Комплект учебников и CD дисков к урокам даёт возможность творчески подходить к организации методов и приёмов развивающего обучения младших школьников, обеспечивает развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться. А также введен учебный курс “Информатика” как учебный предмет для младших школьников.
Как правило, дети 6-7 лет с большим желанием идут в школу, им все интересно.
(слайд №5) Но проходит 5-6 лет и этот интерес к учению постепенно угасает, некоторые ученики вообще не хотят учиться.
(слайд №6) Что должен делать учитель, чтобы интерес к учению не только не падал, а наоборот возрастал?
(слайд №7) В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся, и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.
(слайд №8) Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. Нетрадиционные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.
При проведении открытых уроков данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.
Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физминутка. Это зависит от профессионализма творческого таланта учителя.
Но не стоит забывать, что при подготовке такого урока, нужно соблюдать определенные требования, например, такие как:
(слайд№9) При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся.
Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;
Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;
И, конечно же:
При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков форм нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Наиболее распространенные формы нестандартных уроков вы можете видеть на экране (слайд№10)
(слайд№11) Но образовательный процесс совершенствуется, появляются новые методы и приемы. К современным типам нестандартных уроков так же можно отнести урок- квест. Как такового определения урока-квеста нет. Урок-квест может быть закончен как в рамках одного урока, так и быть долговременным проектом на протяжении нескольких уроков, а может быть всего учебного года. Благодаря использованию урока-квеста в образовательном процессе учащиеся получают возможность самостоятельно выбирать и структурировать материал, анализировать полученную информацию, учиться самостоятельно принимать решения для получения нужного результата, постигать элементы научно-практической работы.
В связи с тем, что я учитель начальных классов, считаю, что использование квестов на уроке литературного чтения в начальной школе и во внеурочной деятельности наиболее продуктивно. В сентябре этого года ко Всероссийскому уроку безопасности дорожного движения в нашей гимназии был проведен урок-квест «Безопасное колесо» для начальной школы. (слайд№12)
Для проведения игры нужна территория, например парк или здание. Суть игры-квеста заключается в том, что участники разбиваются на 4 группы. Каждая группа передвигается с помощью своего маршрутного  листа от «подсказки к подсказке», собирая части пазла или кодового слова.   В финале участники групп  составляют общий пазл - «калейдоскоп–карту» либо составляют слово- код, далее по  этой карте находят клад, либо кодовое слово указывает направление, в котором нужно искать сокровище. (слайд№13) Подсказки находятся у учащихся старших классов. Ведущий дает задание команде участников. Если команда правильно выполняет задание, то ведущий отдаёт подсказку (часть цветного пазла- кода). Если команда не справляется с заданием, то педагог даёт дополнительное задание. В идеале, конечно, является привлечение родителей к игре, они становятся участниками вместе с детьми.
Этот же принцип можно использовать, например, на уроке литературного чтения, при изучении сказок Пушкина.
(слайд№14) Действительно урок-квест может использоваться на занятиях по многим учебным дисциплинам, т.к. может быть взаимосвязан с другими формами обучения и воспитания и давать лучшие результаты в учебном процессе. Если же рассмотреть урок-квест как дидактическую игру, то он может быть направлен на формирование соответствующих образовательных компетенций у учащихся.
Еще одна форма нетрадиционного урока, которой я отдаю предпочтение, это урок- игра. Как показывает практика, дети очень любят видеовопросы. (слайд№15) Например: во время игры " Что? Где? Когда?" по теме по окружающему миру в 3 классе на экране ребята видят лицо чей-то мамы, которая говорит: "Уважаемые знатоки. Ответьте на вопрос: какой князь отказался выплачивать дань Орде, и выиграл всем известную битву на первом ратном поле России?" Это будет не только большой радостью для учащихся, но и стимулом, пробуждающим интерес, вселяющим уверенность в свои силы и способности. Эти качества необходимо постоянно поддерживать.
Поддержание познавательной активности учащихся в ходе контроля за уровнем знаний - важное условие успешности учебного процесса. Однако известно, что повторное воспроизведение детьми учебного материала, будучи важным в плане закрепления и контроля, снижает интерес к предмету, если проводится дублирующим образом и в форме простого повторения. Оживить опрос и активизировать в процессе его работу учащихся могут занимательные формы проверки усвоения фактического материала - кроссворды. Тематические кроссворды можно использовать как для фронтальной, так и для индивидуальной работы с учащимися, работать с ними можно с первого класса.
Конечно, использование обычных кроссвордов на бумаге, или даже в виде презентации уже не вызывает у детей большого интереса. Для себя нашла способ справиться с этой проблемой. В своей работе я использую программу Learning Apps (лёнинг апс) (слайд№16)

Веб-сервис learningapps.org создан с целью поддержки учебного процесса с помощью интерактивных приложений. Очень удобное и простое в использовании приложение. Помогает готовиться не только к традиционным, но и к нестандартным формам урока. Например, можно создать интерактивные упражнения к уроку окружающего мира: найди карту или хронологическая линейка, к уроку русского языка- вставь пропущенные буквы или найди пару, при закреплении и повторении изученного материала можно использовать сортировку картинок или интерактивные пазлы. (слайд)
И, конечно, каждый педагог вправе выбирать те педагогические методы и приемы, которые комфортны для него, и соответствуют индивидуальным особенностям учащихся:
Например, недавно я освоила для себя такой метод, как: (слайд№17)
Метод CASE STUDY (метод кейсов) – метод проблемного обучения. Я активно использую его при проведении таких форм урока как: уроки “Следствие ведут знатоки”, уроки-обобщения, уроки - творческие отчеты.
Суть «кейс» технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор – кейс (папку), и их передаче обучающимся. Каждый кейс  представляет собой полный комплект материалов, разработанных на основе жизненных ситуаций. Он формирует у обучающихся навыки самостоятельного построения алгоритмов решения предложенных задач.
Например:
Тема урока: Искусство.
Работу на уроке будем строить методом кейсов. Класс делится на 5 групп.
1 группа изучают музыку.
2 группа- живопись.
3группа - предметы быта.
4 группа - литературу.
5 группа- кино и театр.
- Каждая группа пытается выяснить влияние изучаемого вида искусства на жизнь человека
4.Содержание кейса.
Для каждой группы подготовлены тексты о видах искусства, к ним даны вопросы для анализа:
-Название вида искусства.
-Как этот вид искусства представлен.
-Что чувствуют люди при встрече с этим искусством.
-Как этот вид искусства отражает окружающий человека  мир.
- Даёт ли искусство представление об окружающем мире человеку.
5.Работа с кейсом.
(Группы изучают тексты, предложенные им. На основании этих текстов, а также используя имеющийся у детей жизненный опыт, готовят свои выступления, выбирая того, кто наиболее полно сможет дать ответ.)
6.Выступления учащихся.
(В выступлении учащиеся, с помощью ответов на вопросы и личного опыта доказывают важность изученного вида искусства или иное своё мнение.)
7.Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.
(слайд№18) Метод кейс-стади в образовании берёт своё начало в двадцатых годах прошлого века. Он может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода в следующем: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую- либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Эффективен при проведении урока с групповой формой работы, творческие отчеты, бинарные уроки, уроки-суды и так далее.
И, в заключении, хочу сказать: разумеется, никто не требует отмены традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям. Формула эффективности урока включает две составные части: (слайд№19) тщательность подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок, качественным быть не может. Подготовка урока - это разработка комплекта мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.
Спасибо за внимание! (слайд№20)