Статья «Использование игровых методов в изучении гуманитарных дисциплин с целью повышения познавательной активности студентов негуманитарных специальностей»


Использование игровых методов в изучении гуманитарных дисциплин с целью повышения познавательной активности студентов технических специальностей
В настоящее время перед преподавателями профессионального образования стоит проблема, как повысить интерес студентов технических специальностей к гуманитарным дисциплинам.
В современном мире технологического прогресса гуманитарные науки вытесняются на второй план, поэтому все сложнее мотивировать студентов на обучение. Студентам технических специальностей сложнее так же и в силу своих психофизических особенностей: правое полушарие, отвечающее за интуицию, восприятие образов, воображение, творчество, развито слабее.
Особенность гуманитарного знания состоит в его мировоззренческой природе, поэтому точное механическое запоминание, необходимое и часто достаточное для других предметов непригодно для освоения гуманитарных дисциплин.
Для повышения эффективности учебного процесса используются различные педагогические технологии, одной из которых является игровая, которая «создает оптимальное соотношение emocio и raci» [1].
Игровая методика объективно способствует лучшему усвоению материала, поскольку обучающиеся переходят из состояния пассивного наблюдателя, слушателя в состояние активного участника учебного процесса.
При активном обучении студент в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Использование активных форм обучения является основой развития познавательной активности студентов.
На педагогическую ценность игры обращали внимание еще в Древней Греции – Платон призывал обучать детей играючи, о том же говорил И. Кант в своих заметках «О педагогике» и многие другие.
Человек включается в деятельность только при появлении мотива участвовать в ней. Задача преподавателя заключается в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание мотивов учебно-познавательной деятельности. С этой целью используют стимулы, то есть внешние побудители определенной деятельности. Эмоциональная реакция на предмет является непременным условием возрастания познавательной активности, - считает Эльконин.
Игра является «наиболее эффективным механизмом эмоционального включения, «вживания» студентов в предмет» [1]. Играющий человек не преследует определенной цели, вступая в игру, он увлечен самим процессом.
Будучи свободной, по своему характеру, игра не может заставить или принудить кого-то, игра существует ради самой игры, а положительные эмоции, полученные в процессе игры, становятся мощным стимулятором при изучении гуманитарных дисциплин.
Однако следует заметить, что игра не может и не должна подменять собой традиционные формы работы. Игра может использоваться как элемент в семинарском занятии, как форма контроля и т.д. Иначе, она должна органично вписываться в общую концепцию преподаваемого курса, и только в этом случае, уместна и применима в процессе обучения.
Различные игровые приемы могут варьироваться в зависимости от цели преподавания. Если цель заключается в том, чтобы студенты получили знания, соответствующие ФГОС, то игровые методы должны быть рассчитаны именно на запоминание. Если цель не только в передаче знаний, а в том, чтобы «помочь осознать и скорректировать собственные нравственные, эстетические, политические и т.д. взгляды и установки» [1], то методы приемы должны быть направлены на формирование собственного мировоззрения студентов, соответствующего общечеловеческим ценностям.
Так, например, формой контроля уровня знаний студентов по программному произведению «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского нами выбрана ролевая игра – урок-суд, что, конечно, инновацией не является. Но это не стандартный урок-суд, так как вместо привычного деления на обвинителей и защитников, разбивка идет так же на психологов, которые привносят в анализ более глубокие черты - не только поступки, но и мотивы этих поступков. Также, остается открытым финал, и каждый студент самостоятельно должен вынести приговор Раскольникову, что находит отражение в домашнем эссе. Таким образом, коллективное обсуждение выливается в индивидуальную интеллектуальную работу, в которой отражены не только знание текста, но и понимание - проекция ценностных ориентиров каждого студента касаемо данного вопроса, скорректированные в процессе урока.
Многие особое внимание на уроках уделяет организации интеллектуальных игр как средству повышения качества знаний учащихся. Безусловно, они имеют место быть и при изучении гуманитарных дисциплин студентами технических специальностей. Интеллектуальная игра способствует большой сосредоточенности, расширению словарного запаса, развивает навыки говорения и взаимодействия друг с другом.
Такие игры, как интеллектуальный марафон, викторина строятся по принципу «мозгового штурма». Вопросы, предлагаемые командам, проверяют не просто знание фактического материала, а умение применять эти знания на практике. Задания требуют смекалки, быстроты мышления и общей эрудированности.
Использование карточек в качестве оценки деятельности учащихся на уроке также дает хорошие результаты. Нет карточек с неудовлетворительными оценками, так как ситуация успеха - очень важный фактор стимуляции работы на уроке.
При систематическом обращении к игровым методам, приемам и технологиям в изучении гуманитарных дисциплин с целью повышения познавательной активности студентов технических специальностей неминуемо встает вопрос о критериях оценивания уровня активной познавательной деятельности. Для отслеживания динамики развития познавательной активности нужны критерии её оценки. Без критериев оценки невозможно определить первоначальный уровень познавательной активности студентов техникума, следовательно, сложно выявить степень воздействия игровых методов, приемов, технологий на познавательную активность студентов, составить сравнительную характеристику.
На этом этапе возникают определенные трудности, так как нет универсальных критериев оценки уровня развития познавательной активности. Тем не менее, встречаются работы научных деятелей, в частности, в психологии, посвященные этой проблеме. Мы в своей работе используем адаптированную версию анкеты для исследования познавательной активности учащихся, предложенной педагогами-психологами Червяковой Л.А. и Бойко Ю.В. [2].
Использование игровых технологий в изучении гуманитарных дисциплин с целью повышения познавательной активности студентов технических специальностей дает хорошие результаты, повышает интерес к предмету, следовательно, повышается качество знаний. Активная познавательная деятельность обеспечивает раскрытие новых возможностей студентов, является необходимым условием для становления компетенций.
Список используемой литературы
Ретюнских, Л.Т. Игровая методика как способ интенсификации познавательной активности студентов в процессе преподавания философии [Электронный ресурс]. URL: http://iph.ras.ru/uplfile/ethics/RC/ed/school3/materials/retunsc.html. (дата обращения 06.04.2014)
Червякова, Л.А., Бойко, Ю.В. Исследования познавательной активности учащихся по школьным предметам [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/578737/. (дата обращения 07.04.2014)
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М. : Просвещение, 1991г.
Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении / П.И. Пидкасистый. - М. : Просвещение, 1992г.
Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М., 1978г.