Конспект урока по информатике Перевод чисел в десятичную систему счисления (9 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет, класс
Информатика и ИКТ, 9 класс

Учитель
Кузьмин Олег Валерьевич

Тема урока,
№ урока в теме
Перевод чисел из других систем счисления в десятичную,,
№2

Актуальность использования средств ИКТ
усиление мотивации обучения, автоматизация математических расчетов для ускорения процесса обработки информации.

Цели урока
Цели обучения
Цели воспитания
Цели развития


Повторение и актуализация знаний по темам «Понятие систем счисления», «Правило перевода десятичных чисел в другие системы счисления»
Изучение правила перевода чисел из двоичной, восьмиричной и шестнадцатиричной систем счисления в десятичную.
Освоение приемов автоматизации математических расчетов.
Воспитание чувства долга и ответственности.
Воспитание настойчивости в достижении результата.
Воспитание отзывчивости и дружелюбного отношения к одноклассникам.
Продолжение формирования основ информационной культуры
Развитие общеучебных навыков: умения анализировать, сравнивать, выделять главное, общее, частное.
Развитие навыков устанавливать причинно – следственных связей.
Развитие познавательного интереса.
Развитие аккуратности и прилежности.
Формирование способности рефлектировать свою деятельность.

Задачи урока
Закрепить навыки перевода десятичных чисел в другие системы счисления.
Ознакомиться с приемами перевода десятичных чисел используя метод представления числа в развернутой форме.
Практическое закрепление навыков перевода чисел в двоичную восьмиричную и шестнадцатиричную системы счисления.
Овладение навыками ввода формул в табличном процессоре.
Освоение и закрепление навыков по автоматизации перевода чисел из системы в систему.

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)
Файл – заготовка прикладного ПО Табличного процессора

Необходимое аппаратное и программное обеспечение
Компьютер, проектор, интерактивная доска, ОС Windows или Linux, офисный пакет MS Office, OpenOffice или LibreOffice.

Ресурсы Интернет
Нет




№ п/п
Этап урока
Задачи этапа
Методы
Формы
Деятельность учителя
Деятельность ученика


Организационный момент.
Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе.
Разъяснение
Фронтальная
Здравствуйте ребята!
Садитесь.
Целью нашего занятия – научится переводить числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системе счисления в десятичную систему счисления.
Задачи, которые мы постараемся решить на уроке это:
а) повторить и актуализировать основные понятия темы «Системы счисления»;
б) повторить и закрепить навыки перевода десятичных чисел в другие системы счисления;
в) отработать навыки перевода чисел из других систем счисления в десятичную;
г) автоматизировать процесс перевода недесятичных чисел в десятичную с использованием электронных таблиц.
Встают.
Садятся.
Слушают.





Слушают.


Повторение и актуализация знаний
Повторить основные понятия систем счисления.
Вспомнить правило перевода десятичных чисел в другие системы счисления.
Беседа
Коллективная, индивидуаль-ная
Прежде всего, давайте вспомним – Что такое система счисления?
На какие два класса делятся системы счисления?
Какие с.с. называются непозиционными? Приведите примеры таких систем счисления.



Какие с.с. называются позиционными? Приведите примеры таких систем счисления.


А что такое алфавит системы счисления?

Что такое размерность алфавита или основание системы счисления?

Теперь мы свами на примере вспомним правило перевода десятичного числа в другие системы счисления. В данном случае мы переведем в двоичную число 5210.
Как мы видим, для того, чтобы перевести десятичное число в двоичную с.с., необходимо это число многократно делить на 2 – основание двоичной с.с. до получения последнего остатка меньшего или равного максимального числа данной двоичной с.с.
А как перевести восьмеричное и шестнадцатеричное числа?
Для того чтобы закрепить все то что сейчас повторили, вы самостоятельно решите несколько примеров на перевод десятичных чисел в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную. Вы разделены на три группы: первая группа будет переводить три числа в двоичную, вторая – в восьмеричную, третья – шестнадцатеричную с.с. Затем мы вместе проверим полученные вами результаты и если есть подправим ошибки.

Определённый способ записи чисел (законы по которым представляются числа).
Позиционные и непозиционные системы счисления.
Это такие с.с., в которых значение числа не зависит от позиции знаков обозначающих это число. Примеры - Римская нумерация, система выставления оценок в начальной школе и т.п.
Это такие с.с., в которых значение числа зависит от позиции знаков обозначающих это число. Примеры – Двоичная, троичная, пятеричная, восьмеричная, шестнадцатеричная.
Это совокупность всех цифр данной системы счисления.
Количество цифр в алфавите системы счисления. Записывается в виде нижнего индекса после записи числа.
5210 = 1101002
Многократно делить на 8 – для восьмеричной (16 – для шестнадцатеричной с.с.) до получения последнего остатка меньшего или равного 7 – для восьмеричной (15 – для шестнадцатеричной).




1-ая группа:
а) 3110 => 2 (ответ: 3810 = 111112);
б) 4310 = > 2 (ответ: 4310 = 1010112);
в) 2910 => 2 (ответ: 2910 = 111012).
2-ая группа:
а) 3110 => 8 (ответ: 3110 = 378);
б) 4310 = > 8 (ответ: 4310 = 538);
в) 2910 => 8 (ответ: 2910 = 352).
2-ая группа:
а) 3110 => 16 (ответ: 3110 = 1F16);
б) 4310 = > 16 (ответ: 4310 = 2B16);
в) 2910 => 16 (ответ: 2910 = 1D16).


Изучение нового материала.
Изучить правило перевода чисел из других систем счисления в десятичную используя метод представления числа в развернутой форме (на конкретном примере).
Сформировать навыки перевода числе из недесятичной системы счисления в десятичную.
Демонстрация, беседа, решение задач.
Коллективная, групповая, индивидуаль-ная.
Сегодня мы с вами рассмотрим правило перевода чисел из других систем счисления в десятичную, используя правило (известное вам из курса математики 5 класса) представления чисел в развернутой форме, на конкретном примере. Затем закрепим на практике полученные знания, а в последующем автоматизируем процесс перевода с помощью табличного процессора.
Для примера представим десятичное число – 6248 в развернутой форме:
разряды: 3 2 1 0
число: 6 2 4 8
развернутое представление числа 6248:
6248 = 6*1000+2*100+4*10+8*1 = 6*103+2*102 + 4*101+8*100 , где 10 - это основание десятичной системы счисления; степени 3 2 1 0 – номера разрядов, в котором стоит данная цифра. 6248 – цифры, обозначающие наше число записанные по порядку, слева направо.
Аналогичным образом, представляя число, изображенного в с.с. отличной от десятичной, в развернутой форме можно получить десятичное. Давайте на примере переведем число - 1101002 из двоичной формы в десятичную, заодно проверим себя, ведь у нас должно получится число 52.
110100 = 1*25 + 1*24 + 0*23 + 1*22 + 0*21 + 0*20 = 32 + 16 + 0 + + 4 + 0 + 0 =32 + 16 + 4 = 5210, как видите мы, как и ожидали, получили число 52 в десятичной с.с. Полученный ответ говорит о том, что мы всё правильно выполнили.
Давайте полученные знания закрепим на практике, решая примеры по переводу чисел из недесятичной формы в десятичную. Будем переводить работая в тех же группах. Первая группа будет переводить двоичные числа, втора - восьмеричные, третья – шестнадцатеричные. В качестве чисел возьмём числа, которые получились в результате перевода десятичных чисел. Соответственно после правильного выполнения заданий, вы получите ответы соответствующие исходным числам. Откуда мы, в итоге, должны сделать вывод о правильности наших рассуждений и действий.
Записывают.





Слушают.

Слушают.



Записывают.
Слушают.
Слушают.




Выполняют задания:










4.
1-ая группа:
а) 111112 => 10 (ответ: 111112 = 3810);
б) 1010112 = > 10 (ответ: 1010112 = 4310);
в) 111012 => 10 (ответ: 111012 = 2910).
2-ая группа:
а) 378 => 10 (ответ: 378= 3110);
б) 538 = > 10 (ответ: 538 = 4310);
в) 358 => 10 (ответ: 358= 2910).
2-ая группа:
а) 1F16 => 10 (ответ: 1F16 = 3110);
б) 2B16 = > 10 (ответ: 2B16 = 4310);
в) 1D16 => 10 (ответ: 1D16 = 2910).


Установка познавательной задачи
Организовать учащихся по принятию познавательной задачи (ознакомить учащихся с возможность автоматизации перевода чисел из системы в систему используя электронные таблиц)
Определиться с выбором офисного пакета.
Запустить файл – заготовку табличного процессора выбранного офисного пакета.
Беседа,
иллюстрация, практическая работа за компьютером.

Сочетание коллективной и индивидуаль-ной.
Ребята, займите, пожалуйста, свои рабочие места за компьютерами.
На рабочем столе находится файл с именем «Перевод в десятичную систему счисления», запустите его двойным щелчком левой кнопки мыши.
Перед вами открылось окно программы для работы с электронными таблицами MS Office Excel. Со всем инструментарием данного программного продукта вы ознакомитесь изучая следующую главу учебника «Табличные вычисления на компьютере». А сегодня мы рассмотрим лишь те функции данной программы, которые необходимы нам для решения последней поставленной задачи – автоматизация перевода недесятичных чисел в десятичные.
Как и в окне MS Word и MS Power Point, вверху окна программы располагается панель инструментов. Центральная часть окна, где находится наша разноцветная таблица, называется рабочей областью программы. Поводите мышью по рабочей области и вы увидите, что курсор принял необычный для вас вид – форму крестика. Под панелью инструментов вы видите английские буквы – это имена столбцов нашей таблицы, а слева вертикально расположились номера строк нашей таблицы. На пересечении столбца с необходимым именем и строки с необходимым номером находится клетка таблицы – ячейка, которая будет иметь свой адрес, состоящий из имени данного столбца и номера строки. Например Ячейка С8. Найдите эту ячейку и сделайте по ней щелчок левой кнопкой мыши. Вы видите имя столбца С и номер строки 8 – выделились оранжевым цветом, а вокруг ячейки появилось обрамление. Такая ячейка называется активной и в неё можно вносить изменения.
Давайте в пятой строке начиная с ячейки К5, справа налево введем наше двоичное число 110100, заканчивая ячейкой F7.
Теперь в ячейке К6 введем формулу (вводится начиная со знака «=» в английской раскладке клавиатуры. Набираем знак «равно», затем кликаем по ячейке К5, нажимаем знак «умножить» на клавиатуре, затем цифру «два», вводим знак возведения в степень (shift + 6) и щелкаем по ячейке в строке «Разряды» с адресом К4. Нажимаем “Enter”.
Содержимое данной ячейки скопируем и вставим в диапазон ячеек от J5 до C5.
Теперь в ячейке CDE11 просуммируем содержимое ячеек С6:К6. Для этого сделаем активной большую ячейку CDE11, затем в панели инструментов «ФОРМУЛЫ» кликаем по знаку «АВТОСУММА», после этого выделяем диапазон С6:К6 (протяжкой при нажатой левой кнопке мыши) и нажимаем «Ввод».
Рассаживаются за ПК.

Находят.
Запускают.


Слушают.
Ознакамливаются.






















Выполняют.






Выполняют.


Вводят формулу: « =К6*2^К5 »







Выполняют.

Кликают по CDE11
Выбирают формулу автосуммирования.
Выделяют С6:К6.

Нажимают «Ввод».
Получилось число 52 – верно!


Первичное закрепление.
Организовать деятельность учащихся по применению новых знаний на практике.

Иллюстрация, практическая работа за компьютером.
Индивидуаль-ная.
Теперь проверьте числа, полученные при выполнении задания первой группой, по переводу двоичных чисел в десятичную форму.
Проверяю правильность выполнения задания.
Перевод двоичных чисел:
а) 111112 => 10 (ответ: 111112 = 3810);
б) 1010112 = > 10 (ответ: 1010112 = 4310);
в) 111012 => 10 (ответ: 111012 = 2910).


Первичная проверка понимания
Анализ успешности усвоенного материала и деятельности учащихся.

Самостоятель-ная практическая работа за компьютером.
Индивидуаль-ная.
Ввести формулы в ячейки К8 и К10 с последующим копированием содержимого этих ячеек и вставкой в диапазоны С8: J8 и С10: J10 соответственно. А в ячейках FGH11 и IJK11 вставить формулы автосуммирования диапазонов С8: К8 и С10: К10.
Перевод восьмеричных чисел:
а) 378 => 10 (ответ: 378= 3110);
б) 538 = > 10 (ответ: 538 = 4310);
в) 358 => 10 (ответ: 358= 2910).
Перевод шестнадцатеричных чисел:
а) 1F16 => 10 (ответ: 1F16 = 3110);
б) 2B16 = > 10 (ответ: 2B16 = 4310);
в) 1D16 => 10 (ответ: 1D16 = 2910).


Рефлексия.

Беседа
Фронтальная
Понравился урок – не понравился?
Какие возникали сложности?
Что было не понятно?
Вопросы по домашнему заданию.

Отвечают


Задают вопросы.


Подведение итогов.

Беседа

Устное сообщение
слушают


Заголовок 115