Урок для 9 класса по русскому языку Сложное предложение с различными видами связи


Урок русского языка в 9-м классе по теме "Сложные предложения с различными видами связи"
Цели урока:
Обучающая: углубление представлений о структуре сложных предложений; совершенствование орфографических и пунктуационных навыков;
Развивающая: развитие образного и логического мышления; овладение приемами учебной деятельности;
Воспитательная: воспитание любви к родному языку; привитие интереса к его познанию; развитие творческих способностей ученика.
Оборудование:
переносные доски;
листы на печатной основе;
произведение Н.В. Гоголя «Мертвые души».
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам:
- Какие виды сложных предложений вы знаете?
(Сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные)
- какие виды связи в сложном предложении мы изучали?
(Сочинительная, подчинительная, бессоюзная)
2. Проблемный вопрос:
- всегда ли в текстах используются предложения только с одним видом связи?
3. Знакомство с теоретическим материалом. Работа с текстом.
Задание: прочитайте текст, который лежит на партах, ответьте на вопросы:
- каков стиль речи данного текста?
- определите автора и название произведения;
- какие синтаксические конструкции используются в тексте?
(Художественный стиль, отрывок из произведения Н.В.Гоголя «Мертвые души», используются предложения с различными видами связи);
- почему автор использует такие предложения?
(Чтобы выразить более сложные мысли)
Вывод: такие предложения выражают более сложные мысли, а их использование в художественной литературе зависит от индивидуального стиля писателя.
Учитель: Тема сегодняшнего урока “ Сложные предложения с различными видами связи”
Цель нашего урока - научиться находить сложные предложения с различными видами связи в тексте, расставлять знаки препинания, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
Вы, наверное, обратили внимание, что я не предлагаю вам открыть тетради и записать тему. У нас сегодня не обычный урок, а творческая лаборатория. Поэтому писать мы будем не в тетрадях, а на специально приготовленных листах на печатной основе. В конце урока каждый из вас сдаст мне наработанный материал и получит оценку.
5. Работа с текстом.
(на экране появляется отрывок из предложения произведения Гоголя)
Задания к тексту:
прочитайте текст, назовите произведение (поэма «Мертвые души»);
какими синтаксическими конструкциями воспользовался автор? Какие типы и виды предложений преобладают в тексте?
(На экране появляется схема)

(В тексте предложения разных типов (простые и сложные), есть СПП и БСП, несколько предложений с различными видами связи – 4,6,7,8).
На экране появляется следующий материал
СПП;
БСП;
Простое;
сложное с различными видами связи;
простое;
сложное с различными видами связи;
сложное с различными видами связи ;сложное с различными видами связи.
- Составьте схемы сложных предложений с различными видами связи и объясните пунктуации.
(Два ученика работают на переносных досках, остальные – в тетрадях).
4. [ ], (куда…) : [ ], [ ].6. [ ] : […, (который…), … ].7. [ ], и [ ], (что…) ; [ ].
8. [ ] , [ ], и [ ].(Учащиеся сверяют свои схемы с теми, которые написаны на досках).
- Вставьте пропущенные буквы в тексте и сгруппируйте по орфограммам.
(Учащиеся работают самостоятельно).
- Назовите, какие орфограммы вы встретили в тексте, приведите примеры.
Вывод: использование предложений с различными видами связи – одна из отличительных особенностей стиля писателей 19 века.
6. Самостоятельная работа с произведением Гоголя «Мертвые души».
Задание: выпишите из поэмы Гоголя по одному предложению подобного вида, составьте схему.
Проверка: 2-3 ученика рисуют схемы и читают предложения.
7. Работа с учебником.
Учитель: мы научились находить сложные предложения с различными видами связи, а теперь давайте откроем учебники на стр. 109 и прочитаем материал, помещённый там, чтобы систематизировать сведения о таких предложениях.
- что нового вы узнали из учебника?
(Чтобы правильно понять смысл такого сложного предложения, нужно посмотреть из каких частей оно состоит, потому что два или даже три тесно связанных по смыслу предложения могут составлять одну сложную часть).
8. Проверка знаний. Отработка умений и навыков.
Задание: записать предложения, расставит знаки препинания, составить схемы.
Когда я вошёл, все молчали: видно, говорили обо мне.
(Когда…), [ ] : [ ].Мы расстаёмся навеки; однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слёзы и надежды.
[ ] ; однако [ ], (что…) : [ ].
Уже было поздно и темно, когда я снова отворил окно и стал звать Максима Максимыча, говоря, что пора спать; он что-то пробормотал сквозь зубы, я повторил приглашение – он ничего не отвечал.
[ ] , (когда…), (что…) ; [ ] ; [ ]- [ ] .9. Конструирование текста.
Учитель: Сегодня на уроке мы работали с отрывками из произведения Гоголя, выписывали предложения определённого вида из его романа, расставляли знаки препинания, составляли схемы. А теперь я предлагаю вам представит себя в роли великого писателя и поэта и поработать творчески.
Задание: перед вами фрагмент из произведения Н.В. Гоголя, в котором опущены все союзы, сложные слова, не расставлены знаки препинания и отсутствуют эпитеты. Ваша задача – восстановить текст.
(Ученики работают самостоятельно на листах с текстом)
Проверка: 2-3 ученика читают восстановленный ими текст, затем на экране появляется оригинал
- как вы думаете, удалось ли вам восстановить авторский текст?
(Да, мы пытались, но у Гоголя всё написано намного лучше, потому что он писатель).
Учитель: Мне кажется, что ваша работа тоже очень важна. Чтобы стать писателем, нужно много трудиться, работать со словами, потому что создание художественного произведения – это огромный труд, это работа, в которую автор вкладывает душу. Сегодня вы сделали лишь маленький шажок к постижению писательского ремесла. А дальше всё в ваших руках. Учитесь у великих писателей, трудитесь не покладая рук, и тогда всё у вас получится.
10. Подведение итогов урока.
Учитель: Наш урок подходит к концу
Учитель: наша творческая лаборатория ещё раз доказала, что произведения Гоголя – прекрасный материал для обучения русскому языку.
11. Оценки за урок.
12. Домашнее задание
Перелистайте ещё раз поэму Гоголя, найдите три предложения с различными видами связи, приготовьте карточку, где будут написаны предложения, не будут расставлены знаки препинания. Ваши карточки мы будем использовать в работе на следующем уроке.
При помощи материалов Виноградовой Е.В.