Технологическая карта урока по литературному чтению Марк Шагал «Синий дом», Овсей Дриз «Синий дом».


Тип урока: Изучение нового материала
Учитель: Бесогонова Татьяна Юрьевна.
Класс:2 В
Дата: 15.02.14г.
Технологическая карта урока по литературному чтению
Тема урока .М.Шагал «Синий дом», О.Дриз «Синий дом».
Цель Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с художественным произведением; создание условий для работы над проблемой различения темы и идеи произведения (основной мысли и основного переживания).
Задачи Образовательные: Учить наблюдать за «словом», развитием сюжета, поступками персонажей; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста. Развивающие: Развивать память внимание, речь учащихся. Формирование умений свободного высказывания своего мнения в устной форме. Формирование первоначальных умений проводить сравнительный анализ (оценивать, сравнивать героев произведений и их поступки). Обогащать словарный запас учащихся;
Продолжить развитие мыслительных операций (классификация, обобщение, сравнение), воображения, памяти, фантазии;
Воспитательные: Воспитывать любовь к чтению. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки;
Планируемые результаты Предметные: литературоведческие, исследовательские умения младших школьников при работе с художественным текстом; основные качества полноценного чтения (правильность, осознанность, беглость и, как результат, выразительность.)
Формируемые УУД
- Личностные
- Регулятивные
- Коммуникативные
- Познавательные Основные понятия Картина, стихотворение, анализ, сравнение. Межпредметные связи Изо, русский язык. Оборудования литературное чтение, автор Чуракова Н.А., УМК «Перспективная начальная школа» Задачи этапа урока
(вида работ) Деятельность учителя
Задания для учащихся Деятельность
учеников Планируемые результаты Время
Предметные УУД I. Организация класса на работу Задачи:
Мотивировать, заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке.
Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке. - Здравствуйте, ребята!
Я рада видеть каждого из вас!
И пусть прохладой весна в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит!
Садитесь.
Проверьте готовность к уроку литературного чтения. Дети проверяют готовность к уроку: учебник, словарь - русский язык 2 часть, лупа, рамка. регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
2 мин
II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока. Задачи:
Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач. Сегодня мы с вами будем учиться наблюдать за «словом», развитием сюжета, поступками персонажей; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.
И помогут нам в этом произведения: картина М.Шагала «Синий дом» и стихотворение О.Дриза «Синий дом».


Учатся наблюдать, слушать, осознавать свою учебную задачу. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД). 2 мин
III. Изучение нового материала
Задачи:
Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста.
Сообщение о писателе.
Овсей Овсеевич (Шике) Дриз (1908-1971) - еврейский советский поэт, писавший на языке идиш. Родился 16 мая 1908 года. Рос сиротой. Его отец Шика Дриз, почти сразу после свадьбы отправился за океан в поисках заработка и в пути скоропостижно скончался. Молодая вдова со временем вторично вышла замуж. И детство Шике Дриза-младшего прошло в доме деда — лудильщика в местечке Красное под Винницей. К деду часто заглядывали “на огонек” его соседи — такие же ремесленники, мастеровые, которые всегда тяжело работали, но никогда не теряли чувства юмора. Любили острое словцо, веселую песню. Закончив начальную еврейскую школу, Дриз поехал в Киев и поступил на работу на завод “Арсенал”. Одновременно учился в художественном училище, в Киевском институте искусства. Он мечтал стать скульптором. С детских лет рисовал, лепил. Но в полную силу его талант открылся в поэзии. Все его творчество пронизывают впечатления детства. В них, как из животворящего источника, черпает он язык, темы, картины, типы. В 1930 году вышел первый сборник стихов Овсея Дриза “Светлое бытие”. А в 1934 году — следующий сборник “Стальная мощь”. В том же году начинается его служба в пограничных войсках. Затем — война, которую он прошел “от звонка до звонка”. Демобилизация, вхождение в мирную жизнь Овсея Дриза совпадает с очень трудным периодом для еврейской литературы. Убит Михоэлс, разгромлен Еврейский антифашистский комитет. Закрыто издательство “Дер Эмес” (“Правда”). Надо было как-то жить, и Овсей Дриз работает в Москве маляром, лепщиком, гранильщиком мрамора.Признание, широкая известность пришли к Овсею Дризу на шестом десятке жизни. С начала 60-х годов его книги на идише и в переводе на русский выходят миллионными тиражами. На его тексты композиторы охотно писали музыку. По его пьесам снимали мультфильмы. Его стихи-сказки вошли в антологию сказок мира. Ему были рады в любых аудиториях: в детских садах, в школах, в рабочих коллективах. Он был полон новых замыслов. Но им не суждено было воплотиться. Не хватило жизни.14 февраля 1971 года в возрасте 62 лет его не стало. Знакомятся с литературоведческими понятиями, формируя в себе грамотного читателя; учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)


3 - 5 мин
2.Работа с интригой учебника. Задача:
Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке. Работа по содержанию (2мин)
Как называется глава, в которой мы работаем?
Куда нужно посмотреть?
С какими произведениями мы знакомились на прошлом уроке?
Какую работу мы делали?
Что мы узнали? (Приложение 1)
Учитель читает интригу в учебнике (5мин)
(Маше и Мише так понравилось сравнивать произведения, что Кот предложил еще раз сделать то же самое, только в обратном порядке. Сначала посмотреть картину в «Музейном Доме», а потом прочитать стихотворение)Найдите в содержании авторов и названия картины и стихотворения, которые будем сравнивать.
(Приложение 2)
Что заметили?
Можем мы сказать, что тема одинаковая?
Поставьте цель.
Что для этого нам нужно сделать?
Рассмотреть картину в «Музейном доме».
Прочитать и поработать со стихотворением.
Сравнить тему и главные переживания.
Работа по картине. (8мин)
Мы отправляемся с вами в «Музейный Дом». Найдите картину М.Шагала «Синий дом» и внимательно ее рассмотрите.
Почему дом назван синим? Чем синий дом отличается от других домов на картине? Многое ли он помнит? Что сейчас наблюдает? Как вы думаете, он грустит?
А сейчас закройте глаза и пофантазируйте: о чем может мечтать синий дом.
Возьмите рамочку. Выделите на картине фрагмент, где нет синего дома. Придумайте название фрагменту.
Почему именно синий дом привлек внимание художника и стал главным героем картины?
Каково главное переживание художника?
Мы выполнили первый пункт плана?
Физминутка Отвечают на вопросы учителя,
Вспоминают пройденный материал.
Узнают проблему урока.
У произведений одинаковые названия.
Да, т.к. одинаковые названия.
Совместное составление плана.
Рассматривают картину с помощью лупы, рамки
Фантазируют.
Работают с рамочкой.
Делают вывод о главном переживании художника. Идёт самооценка собственных возможностей в выразительности чтения; возникает интерес к чтению, к происходящим событиям; идёт формирование эстетически грамотного читателя; происходит осмысление окружающей нас действительности.
Узнать, одинаковые или разные главные переживания в произведениях.
себя и находят на стенах способы увидеть мир. Пауза проводится на массажных ковриках.
Уметь анализировать степень выразительности чтения (познавательные УУД)
Понимать на слух содержание произведения (коммуникативные УУД);
Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД).
:
познавательные:
-ориентироваться в учебнике;
коммуиникативные:
-точно и полно выражать свои мысли
Личностные:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?).
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;
- определять последовательность действий на уроке.

10 мин.
3. Работа над стихотворением О.Дриза «Синий дом». Задача:
Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться. Учитель читает интригу учебника
(А теперь почитаем стихотворение О.Дриза «Синий дом». У этого стихотворения есть тайна! -предупредил Кот.- Читайте медленно - так, чтобы все представить в своем воображении..)1. Учебник нас отправляет в толковый словарь.
2. Читаем сноски (сумерки, Энык-Бенык)
3. Чтение стихотворения учителем.
- Ребята, поделитесь своими впечатлениями.
Поработайте в оценочной карте. Раздел 2 «Работа со словарем и сносками»
4. Работа в группе. Маркировка текста (7мин)
Прочитайте стихотворение вполголоса, медленно и очень внимательно и выполните задание в группе.
Инструкция.
Перечитайте первую часть стихотворения.
О каком времени года говорит поэт? Подчеркните нужные строчки в тексте.
Какое время суток поэт имеет в виду? Обведите в тексте слова, с помощью которых это можно понять.
Найдите в первой части то, с чем поэт сравнивает багряный листок.
Отметь слово ˅.
5.Во время проверки заполняем кластер (Приложение 5)
Поработайте в оценочной карте с третьим пунктом: работа в группе.
Продолжение работы со 2 частью стихотворения(5мин)
1.Почитайте 2 часть стихотворения.
Сколько героев в стихотворении? Миша утверждает, что один – Энык-Бенык, а Маша говорит, что героев – двое. А вы как думаете? Найдите подсказки в тексте.
-Что-то я не понимаю, - сказал Миша, - в этом саду есть дом или его нет? Как вы ответите Мише?
Почему Эныку-Беныку не удалось постучаться в «синий дом»? Вы поняли, в чем тайна, того что видел в саду Энык-Бенык?
Какое главное переживание поэта?
Мы выполнили 2 пункт плана?
Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы учителя, и учащихся; наблюдают за «словом», за развитием сюжета (чувств и переживаний лирического героя); анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста.Отвечают на вопросы к беседе по сказке.
В толковом словаре находят толкование слова багряный, читают сноски в учебнике
Дети рассказывают о своих впечатлениях.
Работа в оценочной карт
Работа в группе.
Совместно с учителем заполняют кластер. О.Дриз «Синий дом»
Работа в оценочной карте.
Работают со 2 частью.
Отвечают на вопросы Учатся выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями, сопоставлять различные виды искусства;
Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста. Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков (познавательные УУД);
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (коммуникативные УУД);
Предметные:
- уметь сравнивать произведения;
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять взаимоконтроль;
познавательные:
- осуществлять анализ учебного материала;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
15мин.
4. Работа учащихся в микрогруппах. Задача: Формировать у школьников первичные исследовательские умения при работе с художественным произведением; личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия; развивать творческие способности. А сейчас Кот предлагает вам выполнить задание повышенной трудности. В учебнике на с.50 он поместил два высказывания и предупредил:
-Только одно из этих высказываний является верным.
Поработайте в паре и выберите верный ответ.
Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания проекта, его представления, защиты и т. дУчатся работать в различных позициях Читателя – (критик; теоретик; публицист; художник; автор), формируя у себя исследовательские умения в работе с художественным текстом, развивая творческие способности; учатся применять ранее полученные знания на практике. Школьники учатся творчески мыслить, выступать перед публикой, защищая свой проект(познавательные УУД);
Учатся принимать и сохранять учебную задачу, вносить коррективы(регулятивные УУД). 5 – 10 мин.
IV. Подведение итога урока. Задача:
Обобщить полученные школьниками знания и закрепить.
Какое высказывание вы выбрали?
Мы выполнили 3 пункт плана?
Какой вывод мы сделаем?
Поработайте в оценочной карте с четвертым пунктом: работа в паре.
(1мин)
Ребята, посмотрите в оценочные карты. У кого в карте четыре + ? Какую отметку себе поставите?
У кого три + и одна*? Какую отметку вы себе поставите?
Кому было трудно на уроке?
Домашнее задание:
Выразительное чтение стихотворения.
ПТ с.17 упр.12 Текст про Лягушонка
К иллюстрациям в учебнике сочинить хокку (для любителей хокку)
Спасибо за урок. Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы относительно главной мысли произведения и тех продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы. Учащиеся учатся интерпретировать содержание произведения. Учатся оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД); Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения (Познавательные УУД)
Личностные:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные (УУД):
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль по образцу;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. 5 мин
V. Рефлексия. Задача:
Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке. -Сейчас я предлагаю вам закончить предложения…
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
Спасибо за урок! Досвидания! Учащиеся высказывают свои мысли относительно и содержания своей работы на уроке, и закрепления полученных знаний. Учащиеся учатся определять и главную общеучебную свою задачу, и задачу с точки зрения литературного своего образования. Учатся оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).