Статья «Модель профессиональной ориентации как средство выявления и развития художественной одаренности»


Модель профессиональной ориентации как средство выявления и развития художественной одаренности
Художественная одаренность — способность создавать, воспринимать выразительные художественные образы как культурное и как персональное, личностное качество.
Художественная одаренность присуща каждому ребенку. Возможности проявления одаренности потенциально велики. Только в искусстве ребенок создает образы, несущие определенную ценность в культуре человечества. Всё, что рисует ребенок, уже художественно и несет черты  возрастного своеобразия  личности.
В связи с возросшей потребностью общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, необходимо выявление художественной одаренности с дошкольного возраста. Для решения данной проблемы в БУ «Югорский художественный техникум» разработана и проходит апробацию модель трехступенчатой профессиональной ориентации, которая позволяет на ранних этапах выявлять художественные способности, и помогает осуществлять осознанный профессиональный выбор.
Выявление художественной одарённости — дело чрезвычайно трудное, так как она может либо набирать силу, либо угасать, или исчезать безвозвратно. Её очень трудно «ухватить» как постоянную величину для того, чтобы «измерить» стандартными психологическими тестами. Художественная одарённость ещё и многолика, она отличается удивительным многообразием форм выражения, объясняющимся особенностями интеграции и своеобразия её компонентов в их количественном и качественном проявлении.
В модели профессиональной ориентации БУ «Югорский художественный техникум» (рисунок 1,2,3) заложено развитие мотивации, которая является двигателем творчества в любой сфере деятельности и мобилизует все творческие ресурсы личности.
Рисунок 1. Модель профессиональной ориентации БУ «Югорский художественный техникум»
1 ступень

Рисунок 2. Модель профессиональной ориентации БУ «Югорский художественный техникум»
2 ступень

Рисунок 3. Модель профессиональной ориентации БУ «Югорский художественный техникум»
3 ступень

Трехступенчатая модель профессиональной ориентации БУ «Югорский художественный техникум» построена на взаимодействии техникума с дошкольными образовательными учреждениями, средними общеобразовательными школами города и района, городским центром занятости населения, работодателями города и района, высшими учебными заведениями.
На первой ступени в процессе взаимодействия с ДОУ из множества технологий мы выбираем те, которые в большей степени способствуют развитию художественной одаренности детей с 3 до 7 лет: выставки детских рисунков, мастер-классы, экскурсии. Эти технологии работы с детьми способствуют развитию мотивации к творчеству и развитию художественной одаренности. Например, в период с января по март 2012 года в мастер-классах, выставках и экскурсиях приняли участие более 150 воспитанников МБ ДОУ города: «Брусничка», «Радуга», «Гусельки», «Снегурочка».
Вторая ступень охватывает учащихся общеобразовательных школ города и района. Для учащихся от 8 до 17 лет проводятся диагностики, мастер-классы, дни открытых дверей (знакомство с техникумом и специальностями). С целью профессиональной ориентации оформлен стенд, проводятся социальные практики (учащиеся 15-17 лет). Приобщение учащихся школ к творчеству способствует повышению мотивации и интереса к профессиям художественной направленности у отдельных учащихся, и в целом развивает их эстетический вкус и художественную одаренность. В целом в мероприятиях техникума приняли участие более 750 учащихся школ города и района. Учащиеся, которые в процессе сотрудничества, выявляют собственные творческие способности, делают выбор в пользу БУ «Югорский художественный техникум».
Модель профессиональной ориентации техникума охватывает и студентов БУ «Югорский художественный техникум» посредством взаимодействия с городским центром занятости населения, работодателями, высшими учебными заведениями. В проведенных мероприятиях (выставка-презентация работ выпускников, круглый стол с работодателями, встреча со специалистом городского центра занятости населения, встреча со специалистом филиала УРАЛ ГАХА) приняли участие 9 выпускников и 30 студентов техникума. На этом этапе формируется четкое, осознанное представление о выбранной профессии и перспективах дальнейшего самоопределения (ВУЗ или трудоустройство). В результате диагностики самоопределения выпускников техникума, получены следующие данные: 67% выпускников продолжат обучение по специальности, 33% выпускников планируют трудоустроиться по специальности.
В результате реализации данной модели техникум приобретает подготовленных, профессионально направленных абитуриентов, общество – высококвалифицированных специалистов художественного направления, обладающих набором компетенций, способствующих решению задач общества нестандартным способом.