Методики диагностики детской одаренности


Методики диагностики детской одаренности
Методика «Карта одаренности»
Общая характеристика. Эта методика создана А.И. Савенковым специально для педагогов и родителей. В ее основу легли собственные многолетние экспериментальные исследования, а также изучение опыта работы отечественных и зарубежных ученых. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, - от 5 до 10 лет.[29]
Инструкция. Перед вами 80 вопросов, систематизированных по 10 относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:(++) – если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
(+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) – оцениваемое и противоположное свойство личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
(-) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Оценки ставятся на листе ответов, (см. приложение1). Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму – во вторую, и так далее. На выполнение теста должно уйти 10 – 15 минут.
Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет соответствующих сведений, оставьте эту клетку пустой.
Лист вопросов.
Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
Инициативен в общении со сверстниками.
Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большем объеме движений.
Интересуется механизмами и машинами.
Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
Становится вдумчивым и очень серьезным , когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
Четко реагирует на характер и настроение музыки.
Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
Интересуется актерской игрой.
Может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток.
Хорошо поет.
Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
Легко общается с детьми и взрослыми.
Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
Разыгрывая драматическую сцену способен понять и изобразить конфликт.
Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
Любит музыкальные записи. Стремиться пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
Читает (любит, когда ему читают, журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.Часто руководит играми и занятиями других детей.
Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
Обращается к рисунку или к лепке, для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в тоже время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
Стремиться вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то рассказывает с увлечением.
Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанные варианты.
Умеет делать выводы и обобщения.
Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
В пении и музыке стремиться выразить свои чувства и настроение.
Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
С большой легкостью драматизирует, передаёт чувства и эмоциональные переживания.
Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
Другие дети предпочитают его в качестве партнера по играм и занятиям.
Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и т.д.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.)
Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
Любит игры-драмматизации.
Быстро и легко осваивает компьютер.
Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
Физически выносливее сверстников.
Обработка результатов.
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:
интеллектуальная;
творческая;
академическая (научная);
художественно-изобразительная;
музыкальная;
литературная;
артистическая;
техническая;
лидерская;
спортивная.
Для большей наглядности чертится графический «профиль одаренности». Для этого по оси Х откладывается десять делений, которые и будут обозначать виды одаренности. По оси У откладывается количество полученных баллов. Соединив поставленные точки, получится «профиль одаренности», (см. главу 3).
Методика оценки общей одаренности
Общая характеристика.
Методика адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача – оценка общей одаренности ребенка его родителями.[26]
Методика должна рассматриваться как дополнительная применительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).
Инструкция.
Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.
Внимательно изучите их и дайте оценку ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;
4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;
3 – оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
1 – четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 – сведений для оценки данного качества нет.
Лист вопросов.
Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей животных и др.).
Сверхчувствительность к проблемам. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно» (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека. Проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.
Способность к прогнозированию. Способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления. Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени, относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.
Словарный запас. Большой словарный запас – результат и критерий развития умственных способностей ребенка. Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.
Способность к оценке. Способность к оценке – прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания, как собственных мыслей, так и действий других людей. Проявляется в способности объективно характеризировать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.
Изобретательность. Способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности. Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.
Способность рассуждать и мыслить логически. Способность к анализу, синтезу, классификации явлений, событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли. Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.
Настойчивость (целеустремленность). Способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели. Умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех. Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.
Требовательность к результатам собственной деятельности (Перфекционизм). Стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.
Обработка результатов.
Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки независимо друг от друга поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.
Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) нужно отложить на графике. Идеальный результат – правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается «звездочка» сложной конфигурации.
Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении вести дальнейшую воспитательную работу, (см. главу 3).
Краткий тест творческого мышления
Закончи рисунок
Ребенку предлагаются нарисованные незаконченные фигурки, если к ним добавить дополнительные линии, то получатся интересные предметы и сюжетные картинки. На выполнение этого задания отводится 10 минут. Нужно придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. К каждой картинке нужно придумать интересное название и написать его внизу под картинкой.
1  2 
3 4
5 6
7 8
9 10
Оригинальность ответа. Для каждой фигуры в отдельности в списке 1 приведены оценки за оригинальность ответа. Поэтому интерпретацию результатов целесообразно начинать, используя этот список.
Премиальные баллы за оригинальность ответа. Всегда встает вопрос об оценке оригинальности ответов, в которых испытуемый объединяет несколько исходных фигур в единый рисунок. П. Торренс считает это проявлением высокого уровня творческих способностей, поскольку такие ответы довольно редки. Они указывают на нестандартность решения и отклонение от общепринятого. Инструкция к тесту и раздельность исходных фигур не указывают на возможность такого решения, но вместе с тем и не запрещают его. П. Торренс считает необходимым присуждать дополнительные баллы по оригинальности за объединение в блоки исходных фигур:
за объединение двух рисунков – 2 балла;
за объединение трех – пяти рисунков – 5 баллов;
за объединение шести – десяти рисунков – 10 баллов.
Эти премиальные баллы добавляются к общей сумме баллов за оригинальность по всему заданию.
Разработанность. При оценке тщательности разработки ответов баллы даются за каждую значимую деталь (идею), дополняющую исходную стимульную фигуру, как в границах ее контура, так и за ее пределами. При этом, однако, основной, простейший ответ должен быть значимым, иначе его разработанность не оценивается.
Один балл дается за:
- каждую существенную деталь общего ответа; при этом каждый класс деталей оценивается один раз и при повторении не учитывается; каждая дополнительная деталь отмечается точкой или крестиком один раз;
- цвет, если он дополняет основную идею ответа; специальную штриховку (но не за каждую линию, а за общую идею) – тени, объем, цвет;
- украшение, если оно имеет смысл само по себе;
- каждую вариацию оформления (кроме чисто количественных повторений), значимую по отношению к основному ответу: например, одинаковые предметы разного размера могут передавать идею пространства;
- поворот рисунка на 90 и более, необычность ракурса (вид изнутри, например), выход за рамки задания большей части рисунка;
- каждую подробность в названии сверх необходимого минимума.
Если линия разделяет рисунок на две значимые части, подсчитывают баллы в обеих частях рисунка и суммируют их. Если линия обозначает определенный предмет – шов, пояс, шарф и т.д., то она оценивается в 1 балл.
Список 1. Ответы на задания с указанием номеров категорий и оценок по оригинальности (ответы, не указанные в списке 1, получают оценку по оригинальности 2 балла как нестандартные и встречаются реже, чем в 2% случаев).
Фигура 1
0 баллов (5% и более ответов)
(24) Абстрактный узор.
(37) Лицо, голова человека.
(1) Очки.
(8) Птица (летящая), чайка.
1 балл (от 2% до 4,99%)
(10) Брови, глаза человека.
(33) Волна, море.
(4) Животное (морда).
(4) Кот, кошка.
(21) Облако.
(58) Сверхъестественные существа.
(10) Сердце («любовь»).
(4) Собака.
(8) Сова.
(28) Цветок.
(37) Человек, мужчина.
(31) Яблоко.
Фигура 2
0 баллов
(24) Абстрактный узор.
(64) Дерево и его детали.
(67) Рогатка.
(28) Цветок.
1 балл
(41) Буква Ж, У и др.
(13) Дом, строение.
(60) Знак, символ, указатель.
(8) Птица: следы, ноги.
(45) Цифра.
(37) Человек.
Фигура 3
0 баллов
(24) Абстрактный узор.
(53) Звуковые и радиоволны.
(37) Лицо, голова человека.
(9) Парусный корабль, лодка.
(31) Фрукты, ягоды.
1 балл
(21) Ветер, облака, дождь.
(7) Воздушные шарики.
(64) Дерево и его детали.
(49) Дорога, мост.
(4) Животное (морда).
(48) Карусели, качели.
(68) Колеса.
(67) Лук и стрелы.
(35) Луна.
(27) Рыба, рыбы.
(48) Санки.
(28) Цветок.
Фигура 4
0 баллов
(24) Абстрактный узор.
(33) Волна, море.
(41) Вопросительный знак.
(4) Змея.
(37) Лицо, голова человека.
(4) Хвост животного, хобот слона.
1 балл
(4) Кот, кошка.
(32) Кресло, стул.
(36) Ложка, половник.
(4) Мышь.
(38) Насекомое, гусеница, червяк.
(1) Очки.
(8) Птица: гусеница, червяк.
(27) Ракушка.
(58) Сверхъестественные существа.
(1) Трубка для курения.
(28) Цветок.
Фигура 5
0 баллов
(24) Абстрактный узор.
(36) Блюдо, ваза, чаша.
(9) Корабль, лодка.
(37) Лицо, голова человека.
(65) Зонт.
1 балл
(33) Водоем, озеро.
(47) Гриб.
(10) Губы, подбородок.
(22) Корзина, таз.
(31) Лимон, яблоко.
(67) Лук и стрелы.
(33) Овраг, яма.
(27) Рыба.
(25) Яйцо.
Фигура 6
0 баллов
(24) Абстрактный узор.
(15) Лестница, ступени.
(37) Лицо, голова человека.
1 балл
(33) Гора, скала.
(36) Ваза.
(64) Дерево, ель.
(19) Кофта, пиджак, платье.
(66) Молния, гроза.
(37) Человек: мужчина, женщина.
(28) Цветок.
Фигура 7
0 баллов
(24) Абстрактный узор.
(18) Автомашина.
(36) Ключ.
(62) Серп.
1 балл
(47) Гриб.
(36) Ковш, черпак.
(43) Линза, луна.
(37) Лицо, голова человека.
(36) Ложка, половник.
(62) Молоток.
(1) Очки.
(18) Самокат.
(60) Символ: серп и молот.
(48) Теннисная ракетка.
Фигура 8
0 баллов
(24) Абстрактный узор.
(37) Девочка, женщина.
(37) Человек: голова или тело.
1 балл
(41) Буква У и др.
(36) Ваза.
(64) Дерево.
(11) Книга.
(19) Майка, платье.
(2) Ракета.
(58) Сверхъестественное существо.
(28) Цветок.
(67) Щит.
Фигура 9
0 баллов
(24) Абстрактный узор.
(33) Горы, холм.
(4) Животное, его уши.
(41) Буква М.
1 балл
(4) Верблюд.
(4) Волк.
(4) Кот, кошка.
(4) Лиса.
(37) Лицо человека.
(4) Собака.
(37) Человек: фигура.
Фигура 10
0 баллов
(24) Абстрактный узор.
(8) Гусь, утка.
(64) Дерево, ель, сучья.
(37) Лицо человека.
(4) Лиса.
1 балл
(63) Буратино.
(37) Девочка.
(8) Птица.
(58) Сверхъестественное существо.
(45) Цифры.
(37) Человек, фигура.
Список 2. Категории ответов, оригинальность которых оценивается 2 баллами.
(18) Автомобиль: машина легковая, гоночная, грузовая; повозка, тележка, трактор.
(3) Ангелы и другие божественные существа, их детали, включая крылья.
(1) Аксессуары: браслет, корона, кошелек, монокль, ожерелье, очки, шляпа.
(20) Бельевая веревка, шнур.
(41) Буквы: одиночные или блоками, знаки препинания.
(7) Воздушные шары: одиночные или в гирлянде.
(39) Воздушный змей.
(33) Географические объекты: берег, волны, вулкан, гора, озеро, океан, пляж, река, утес.(34) Геометрические фигуры: квадрат, конус, круг, куб, прямоугольник, ромб, треугольник.
(24) Декоративная композиция: все виды абстрактных изображений, орнаменты, узоры.
(64) Дерево: все виды деревьев, в том числе новогодняя ель, пальма.
(49) Дорога и дорожные системы: дорога, дорожные знаки и указатели, мост, перекресток, эстакада.
(4) Животное, его голова или морда: бык, верблюд, змея, кошка, коза, лев, лошадь, лягушка, медведь, мышь, обезьяна, олень, свинья, слон, собака.(5) Животное: следы.
(53) Звуковые волны: магнитофон, радиоволны, радиоприемник, рация, камертон, телевизор.
(65) Зонтик.
(63) Игрушка: конь-качалка, кукла, кубик, марионетка.
(62) Инструменты: вилы, грабли, клещи, молоток, топор.
(46) Канцелярские и школьные принадлежности: бумага, обложка, папка, тетрадь.
(11) Книга: одна или стопка, газета, журнал.
(68) Колеса: колесо, обод, подшипник, шина, штурвал.
(50) Комната или части комнаты: пол, стена, угол.
(22) Контейнер: бак, бидон, бочка, ведро, консервная банка, кувшин, шляпная коробка, ящик.(9) Корабль, лодка: каноэ, моторная лодка, катер, пароход, парусник.
(12) Коробка: коробок, пакет, подарок, сверток.
(54) Космос: космонавт.
(16) Костер, огонь.
(23) Крест: Красный крест, христианский крест, могила.
(40) Лестница: приставная, стремянка, трап.
(2) Летательный аппарат: бомбардировщик, планер, ракета, самолет, спутник.
(32) Мебель: буфет, гардероб, кровать, кресло, парта, стол, стул, тахта.
(43) Механизмы и приборы: компьютер, линза, микроскоп, пресс, робот, шахтерский молот.(44) Музыка: арфа, барабан, гармонь, колокольчик, ноты, пианино, рояль, свисток, цимбалы.(6) Мячи: баскетбольные, теннисные, бейсбольные, волейбольные, комочки грязи, снежки.
(59) Наземный транспорт – см. Автомобиль, не вводить новую категорию.
(38) Насекомое: бабочка, блоха, богомол, гусеница, жук, клоп, муравей, муха, паук, пчела, светлячок, червяк.(35) Небесные тела: Большая Медведица, Венера; затмение Луны, звезда, Луна, метеорит, комета, Солнце.
(21) Облако, туча: разные виды и формы.
(30) Обувь: ботинки, валенки, сапоги, тапки, туфли.
(19) Одежда: брюки, кофта, мужская рубашка, пальто, пиджак, платье, халат, шорты, юбка.(67) Оружие: винтовка, лук и стрелы, пулемет, пушка, рогатка, щит.
(48) Отдых: велосипед, каток, ледяная горка, парашютная вышка, плавательная доска, роликовые коньки, санки, теннис.(29) Пища: булка, кекс, конфета, леденец, лепешка, мороженое, орехи, пирожное, сахар, тосты, хлеб.(66) Погода: дождь, капли дождя, метель, радуга, солнечные лучи, ураган.
(36) Предметы домашнего обихода: ваза, вешалка, зубная щетка, кастрюля, кофеварка, метла, чашка, щетка.(8) Птица: аист, журавль, индюк, курица, лебедь, павлин, пингвин, попугай, утка, фламинго, цыпленок.(26) Развлечения: певец, танцор, циркач.
(47) Растения: заросли, кустарник, трава.
(27) Рыба и морские животные: гуппи, золота рыбка, кит, осьминог.
(58) Сверхъестественные (сказочные) существа: Алладин, Баба-Яга, бес, вампир, ведьма, Геркулес, дьявол, монстр, приведение, фея, черт.(42) Светильник: волшебный фонарь, лампа, свеча, уличный светильник, фонарь, электрическая лампа.(60) Символ: значок, герб, знамя, флаг; ценник, чек, эмблема.
(52) Снеговик.
(57) Солнце и другие планеты: см. Небесные тела.
(55) Спорт: беговая дорожка, бейсбольная площадка, скачки, спортивная площадка, футбольные ворота.
(13) Строение: дом, дворец, здание, изба, конура, небоскреб, отель, пагода, хижина, храм, церковь.(15) Строение, его части: дверь, крыша, окно, пол, стена, труба.
(14) Строительный материал: доска, камень, кирпич, плита, труба.
(17) Тростник и изделия из него.
(51) Убежище, укрытие (не дом): навес, окоп, палатка, тент, шалаш.
(31) Фрукты: ананас, апельсин, банан, ваза с фруктами, вишня, грейпфрут, груша, лимон, яблоко.(28) Цветок: маргаритка, кактус, подсолнух, роза, тюльпан.
(45) Цифры: одна или в блоке, математические знаки.
(61) Часы: будильник, песочные часы, секундомер, солнечные часы, таймер.
(37) Человек, его голова, лицо или фигура: девочка, женщина, мальчик, монахиня, мужчина, определенная личность, старик.(56) Человек из палочек: см. Человек.
(10) Человек, части его тела: брови, волосы, глаза, губы, кость, ноги, нос, рот, руки, сердце, ухо, язык.(25) Яйцо: все виды, включая пасхальное, яичница.
Интерпретация результатов тестирования
Беглость или продуктивность. Этот показатель не является специфическим для творческого мышления и полезен прежде всего тем, что позволяет понять другие показатели теста. Данные показывают, что большинство детей 1 – 8 классов выполняют от семи до десяти заданий. Минимальное количество выполненных заданий (менее пяти) встречаются чаще всего у подростков (5 – 8 классы).
Гибкость. Этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Иногда этот показатель полезно соотнести с показателем беглости или даже вычислить индекс путем деления показателя гибкости на показатель беглости и умножения на 100%. Если испытуемый имеет низкий показатель гибкости, то это свидетельствует о ригидности его мышления, низком уровне информированности, ограниченности интеллектуального потенциала и (или) низкой мотивации.
Оригинальность. Этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных. Те, кто получают высокие значения этого показателя, обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Оригинальность решений предполагает способность избегать легких, очевидных и неинтересных ответов. Как и гибкость оригинальность можно анализировать в соотношении с беглостью с помощью индекса, вычисляемого описанным выше способом.
Разработанность. Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, способных к изобретательской и конструктивной деятельности. Низкие – для отстающих, недисциплинированных учащихся. Показатель разработанности ответов отражает как бы другой тип беглости мышления и в определенных ситуациях может быть как преимуществом, так и ограничением, в зависимости от того, как это качество проявляется.