Дидактический материал к уроку истории по теме Александрия Египетская (5 класс)


Хочу рассказать вам древнегреческую легенду.
«Гуляя в тенистой роще, греческий мудрец беседовал со своим учеником. «Скажи мне, - спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов. Как же так, что и для тебя осталось столь много неясных вопросов?»
В раздумье философ начертил посохом перед собой два круга: маленький и большой.
«Твои знания – это маленький круг, а мои – большой. Но все, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем больше круг знаний, тем больше его граница с неизвестным. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше у тебя будет возникать неясных вопросов».
Давайте сегодня расширим свои знания: повторим время А.Македонского и узнаем много интересного о городе, который он основал.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
проводят викторину.
Возможные вопросы:
Где находится Македония?
Причины слабости Греции?
В чем сила македонской армии?
Как Александр пришел к власти?
Какую черту характера можно увидеть в словах Александра: «Стыдно нам, перешедшим морской пролив, бояться ручейка!»
Какие государства завоевал А.Македонский?
За что А.Македонский убил Клита?
Сколько лет длился поход А.Македонского на Восток?
________________________________________________________________
Игра «молчанка» (учащиеся молча выходят к доске и расставляют стрелки):
Филипп оратор, призывавший отстаивать независимость
Аристотель военачальник
Демосфен царь Македонии
338 г.до н.э. друг Александра
334 г.до н.э. учитель Александра
Парменион царь персов
Клит битва при ХеронееДарий 3 начало похода
Составляем схему похода Р.Граник-г.Исс-г.Тир- Египет-с.Гавгамелы-г.Вавилон-р.Индпохода Р.Граник- г.Исс- г.Тир - Египет-
---------------------------------------------------------
с.Гавгамелы -г.Вавилон- р.ИндРабота по пункту №1. Ищем ответы в тексте.
Что случилось с державой Александра после его смерти?
Что называют Восточным Средиземноморьем?
Какие государства возникли на месте державы А.Македонского? Схема в тетради.
Какой город стал центром всего Восточного Средиземноморья?
_________________________________________________________________
Работа по пункту №2. В александрийском порту.
Вопросы для закрепления:
Где же находился маяк?
Для чего он был нужен?
Как усиливался свет пламени?
Как доставляли топливо?
Какие товары вывозили из Египта?
Какие ввозили?
Работа по пункту №4. В александрийском Музее.
Словарная работа с текстом:
Музей
Музы
Аристарх Самосский
Эратосфен
Евклид
Чем музей в Александрии отличался от современных музеев?