«Сложное предложение с разными видами связи» конспект урока по русскому языку в 9 классе

Тема

Цель:

Задачи:




Целеполагание:
Повторение изученного































Самостоятельная работа с теоретическим материалом учебника



Сложное предложение с разными видами связи

Отработка знаний о пунктуации в сложном предложении с разными типами связи.
1.
2.
3.
Ход урока
Мы продолжаем работать над пунктуацией в сложном предложении с разными видами связи. Запишем число, классная работа, тема.
Начнем с графического диктанта. На доске записано предложение, вам необходимо в тетради составить схему, определить вид связи, расставить знаки препинания устно.
1. Боброву вспоминались читанные им в каком-то журнале стихи, в которых поэт говорит своей милой, что они не будут
клясться друг другу, потому что клятвы оскорбили бы их доверчивую и горячую любовь (А. И. Куприн).
СПП с последовательным
подчинением

2. И в этот день, когда граф уже ушел, Александр старался улучить минутку, чтобы поговорить с Наденькой наедине. (А. Гончаров).
СПП с неоднородным
соподчинением
3. Поздоровавшись, папа сказал, что будет нам в деревне баклуши бить, что мы перестали быть маленькими и что пора нам серьезно учиться (Л.Н. Толстой).
СПП с однородным
соподчинением

4. Когда Мирон шел по двору, казалось, что длинная тень его творит вокруг тишину. (М. Горький)
СПП с неоднородным
соподчинением

5. Они крепко запирали сени, двери и, чтобы не привлечь зверей светом, наглухо занавешивали половиком окна, хотя надо
было делать совсем наоборот, потому что зверь не человек и он огня боится (А.П. Гайдар).

СПП с соподчинением и
последовательным подчинением

Откройте учебник на странице 155, упражнение. 244. прочитайте текст про себя, а затем вслух. Составьте схему. В чем особенность этого предложения? Постановка каких знаков препинания вам не знакома?

Подобные предложения называются периодом. Прочитаем об этом языковом понятии в учебнике (I).
Сегодня нас будет интересовать именно сочетание знаков препинания: запятой и тире.


















Предложения проецируются на доске (Знаки препинания не расставлены)

















Предложения проецируются на доске (Знаки препинания не расставлены)







Запятая и тире в сложноподчиненном предложении ставятся в том случае, когда однородные придаточные предложения
предшествуют главному, в котором содержится обобщение перечисленных фактов, выраженное интонационно, а часто и
с помощью обобщающего слова.
Например:
Что тайна наша давным-давно раскрыта, что знакомые шушукаются и посмеиваются у нас за спиной, что друзья готовят нам подарки и поздравления, – мы этого совершенно не подозревали.

Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел; когда б мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел; когда б
семейственной картиной пленился я хоть миг единый, – то верно б, кроме вас одной, невесты не искал иной.


Запишите предложения, расставьте знаки препинания.
1) Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам.

2) Как удержать бегущих, как заставить их повернуть обратно, как организовать эту нестройную массу, – этого он пока не знал.

3) Как мы бежали по лесу, как задыхались и падали, выбиваясь из сил, как продирались сквозь колючие кусты, – это я помню смутно.




Запятая и тире в сложноподчиненном предложении ставятся после придаточного предложения, находящегося внутри главного,
если далее следует слово, повторяющее (или уточняющее) какой-либо член прерванного предложения.
Например:
Герой моего романа, которого сам я люблю всей душой, которого старался воспроизвести во всей красе и силе и который всегда был, есть и будет прекрасен, – этот герой вряд ли привлечет современного читателя.

Запишите предложения, расставьте знаки препинания.
1) Тот день, когда она сказала, что все кончено, что она больше не хочет видеть меня, – тот день и сегодня, двадцать лет спустя, я помню
в самых мельчайших подробностях.

2) Наверное, отец сам хорошо помнил, как это бывает, когда весна, когда первая любовь, – помнил, и не пытался возражать мне.

3) Только один из тех, кого я считал своими друзьями, за кого был готов поручиться головой, – только он один не предал меня.



Самостоятельная работа

















Подведение итогов урока

Домашнее задание




























Задания на карточках
1) Как его подняли и внесли в дом, как раздели и уложили в постель, как мать меняла компрессы на его пылающем лбу, – ничего
этого Егор уже не чувствовал.

2) Я знала очень хорошо, что это был муж мой, не какой-нибудь новый, неизвестный мне человек, а хороший человек, – муж мой,
которого я знала, как самое себя.

3) Что это были не пустые слова, которые срываются с губ в минуту гнева, что Катя больше не любит его, что она ушла навсегда, – Антон не мог в это поверить.

4) И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, – этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь.

Какие знания, полученные вами сегодня, необходимы современному молодому человеку. Почему?

Параграф 27: выписать языковые особенности периода, дать им определения.(конспект)
Для всех ЗСП – 14, упражнение 247
По желанию: в текстах писателей-классиков найти примеры, иллюстрирующие правило постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении.

15