Конспект урока русского языка в 11 классе по теме Сложные предложения с различными видами связи

Конспект открытого урока русского языка в 11 классе по теме
"Сложные предложения с различными видами связи"
Цели:
Познавательные:
o актуализация и закрепление знаний о сложных предложениях с различными видами связи;
o отработать умения составлять схемы, характеризовать предложения (владение синтаксической терминологией, логичной последовательностью разбора);
o научить обосновывать выбор места для знака препинания и выбор необходимого знака.
Развивающие:
o научить осуществлять основные мыслительные операции;
o развивать готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
o развивать потребности к речевому самосовершенствованию.
Воспитательные:
o воспитание чувства патриотизма, уважения к людям, живущим рядом,;
o воспитание бережливости, сострадания к живой природе;
o воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры;
o воспитание интереса и любви к русскому языку.
Задачи урока:
Актуализировать и систематизировать теоретические знания о сложных предложениях.
Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ.
Активизировать правильность интонирования предложений с различными видами связи в устном высказывании и при чтении.
Обобщить представления об экспрессивных возможностях данных синтаксических конструкций и показать необходимость их использования.
Методические приемы: сравнительный анализ предложений; редактирование: замена простых предложений синонимичными конструкциями (богатство синтаксической синонимии); составление схем предложений и их характеристика; наблюдения над интонацией сложных предложений с различными видами связи; схематический диктант; подведение итогов урока.
Методы:
по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;
по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;
по источнику знаний: словесные, практические;
стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;
интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль;
по организации деятельности: индивидуальные, парные, фронтальные.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент
II. Постановка цели урока
Мотивация.
Слово учителя: Сегодня урок совершенствования знаний, умений, навыков. Как вы думаете, зачем нам необходимо изучать сложные предложения?
Ученики выдвигают предположения:
– Чтобы мы могли строить сложные мысли.
– Простые предложения дробят мысли, делают их более мелкими, а сложные позволяют не путаться, не повторять одни и те же слова, не спотыкаться.

Слово учителя: Сложные предложения делают речь выразительнее, придают изложению строгий, деловой характер, делают перечисление более напряженным, а речь - взволнованной и торжественной.
Учитель (корректирует выводы и цель урока): на этом уроке мы должны закрепить данное понятие; отработать умения составлять схемы, характеризовать предложения (владение синтаксической терминологией, логичной последовательностью разбора), умения обосновывать выбор места для знака препинания и выбор необходимого знака, более успешно подготовиться к ЕГЭ.

III. Актуализация знаний по теме
1. Фронтальный опрос:
1.Виды сложных предложений (союзные, бессоюзные)
2. Виды союзных предложений ( ССП, СПП)
3. Отличительные признаки каждого вида предложения (в ССП - сочинительная связь между простыми предложениями, равнозначные отношения, связаны сочинительными союзами, в СПП- подчинительная, придаточное предложение подчиняется главному, предложения связаны подчинительными союзами и союзными словами).
4. Как связаны предложения в бессоюзном предложении
(при помощи интонации, на письме при помощи знаков препинания-запятой, точки с запятой, тире и двоеточия).
5. Виды СПП по значению (с изъяснительными придаточными, определительными, обстоятельственными).
2. Оценочная деятельность учащихся.
1. Составление схем предложений, диктуемых учителем (важно показать вид предложения и тип связи)
А) Ветер рванул со всей силой, и тогда разом слетели все листья с липы
[ ], и [ ].
Б) Облака над морем потемнели, море тоже стало темным.
[ ], [ ].
В) Только по ночам, пока еще держалась роса, была прохлада.
[ ,(пока ), ].
Г) Поля, вдоль которых мы проезжали, когда возвращались домой, уже покрылись изумрудной зеленью.
[ ,(вдоль которых ),(когда ), ]
Д) Солнце пряталось за холодные вершины, и беловатый туман начинал расходиться, когда на улице раздался звон дорожного колокольчика, который нас и разбудил.
[ ], и [ ],(когда ), (который )./

2. Схемы каких предложений было сложнее построить? (4 и 5)

3. Использование проблемного задания. Учитель предлагает записать 4 и 5 предложения, сопоставить две схемы и определить, в чем их сходство и чем они отличаются (на доске).
Сходство: это два СП, и в первом примере и во втором есть последовательное подчинение.
Различие
4 предложение – СПП с несколькими придаточными;
5 предложение - в состав СП включены предложения, соединенные между собой различными видами связи: в данном случае сочинительной и подчинительной).
4. Как называется такая синтаксическая конструкция?
(сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи)

IV. Работа по теме.
1. Слово учителя. В сложном многочленном предложении, состоящем из нескольких предложения, части могут соединяться различными видами связи: сочинительной, подчинительной, бессоюзной.
В таком предложении 2 или 3 предложения, тесно связанные по смыслу, могут составлять 1 компонент ( или член), подобный сложному предложению.
2. Работа с таблицей «Сложные предложения с различными видами связи». 3. Анализ предложений. Выполняется с учениками. Оценивается их работа.
Анализ СП с различными видами связи выполняется по алгоритму (алгоритм действия на столах):
1) Выделить грамматические основы;
2) Определить виды связи: сочинительная, подчинительная, бессоюзная;
3) Какие простые предложения тесно связаны между собой и составляют отдельный компонент в составе данного СП.
4) Виды связи между компонентами;
5) Составить схему.

1. Ближний лес, в котором мы часто бываем, полон ягод и грибов, а текущая неподалеку река спасает от летнего зноя.
[ , ( в котором ) , ] , а [ ].
Подчинительная и сочинительная связь
2. Все небо затянуто, идет мелкий холодный дождь, но по свежей зелени деревьев можно догадаться: наступает весна.
[ ], [ ] , но [ ] : [ ].
Бессоюзная и сочинительная связь
3. Люблю весенний полдень: звенит за окном капель, которая радует душу.
[ ] : [ ] , ( которая ) .
Подчинение и бессоюзная связь
4. Хороша наша природа зимой: все вокруг усыпано снегом, который искрится на солнце, и легкий морозец бодрит.
[ ] : [ ], ( который ) , и [ ].
Бессоюзная связь, подчинение и сочинение
Природа не боится повторений, в ней все из года в год проходит чередом, но, сколько б ни цвели для нас сирени, цветенья нового мы вновь весною ждем.
[ ] , [ ] , но , ( сколько ), [ ].
Бессоюзная, сочинительная и подчинительная связь.

4. Ролевая ситуация. Работа в парах
Развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию.
Учитель. Перед вами небольшой текст. Если бы вы были редактором журнала, отправили бы его в печать? Обсудите текст с товарищем по парте, подумайте и обоснуйте свой ответ. Отредактируйте текст, замените эти 5 предложений одним СП с различными видами связи, осложненным обособленным членом предложения. Какие виды связи вы использовали?
(Учащиеся переносят приобретенные знания в нестандартную ситуацию. Отрабатывается умение использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла.)
Текст для редактирования:
Тигр злопамятен. Он легко запоминает запах человека. Он запоминает голос человека. Он не решается конфликтовать с человеком в открытую. Он дожидается возможности человеку отомстить.
(Тигр злопамятен, зверь легко запоминает запах и голос человека, и, не решаясь конфликтовать с ним в открытую, он дождется возможности ему отомстить)

5. Работа над предложениями со знаками препинания на стыке союзов.
1. Учитель: обратим еще раз внимание на последнее нами записанное предложение. Что особенного в его строении и пунктуации?
- рассмотрение и сопоставление примеров на слайде (слайд № 8). Вывод о том, когда ставится запятая на стыке союзов, а когда нет.
- составление алгоритма.
2. Анализ предложений
А) Часто случается бабьим летом, что, когда с утра небо затянуто тучами, вдруг мягкое солнце без теней осветит землю.
Б) Ночь на исходе, и, когда взойдет солнце, природа снова оживет.
В) С большой силой вода давила на плотину, и когда новый поток прибавил воды, то плотина не выдержала и разломилась
Г) Дождь не прекращался, и я понял, что если мы немедленно не выйдем в путь, то домой вернемся не скоро.
6. Творческое задание (слайд № 10-11)
Учащиеся в парах самостоятельно со слайда восстанавливают строки из стихотворения, записывают на листах, расставляют знаки препинания и строят схемы (по вариантам)

V. Отработка заданий № 19 ЕГЭ в режиме он-лайн.

VI. Итоги урока, задание на дом:
1) Учитель оценивает работу класса в целом и индивидуально.
2) Все этапы урока должны были подтвердить слова профессора Добиаша.
– На каком этапе особенно удалось?
3) Выводы: сфера употребления сложных предложений с разными видами связи. ( В художественных произведениях в зависимости от индивидуального стиля писателя)
4) На дом бланки с тестовыми заданиями № 19
ИЛИ выписать из «Тихого Дона» М.А.Шолохова 5 предложений с различными видами связи, выделить основы, построить схемы.










Бланк ответов

Ф.И.учащихся, выполнявших задание
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18





















15