Календарно-тематическое планирование Введение в биологию, концентрический курс 5 класс, Сонин.

В.П. Вишнивецкая
Календарно-тематическое планирование по ФГОС
5 класс «Введение в биологию»


п/п
Дата по плану
Дата по факту
Тема урока
Тип урока
Основные виды учебной деятельности
Планируемые предметные результаты освоения материала
УУД

I.
Раздел 1. Живой организм (8 часов)



1.
1 неделя сентября

Что такое живой организм.
Изучение и первичное закрепление новых знаний
Фронтальная беседа с классом о живом организме, выявление существенных признаков живых организмов, знакомство со структурой и иллюстрациями учебника, с некоторыми биологическими терминами.
Что такое живой организм. Что общего в строении всех живых организмов. Научаться называть основные свойства живых организмов, признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых; давать определение понятию «биология», объяснять роль биологических знаний; знать: основные признаки живой природы, признаки живых организмов.
Метапредметные: познавательные – общеучебные: соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; постановка и формулирование проблемы; применять приемы работы с информацией; поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, постановка и формулирование проблемы; коммуникативные – планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью владеть коммуникативными умениями, иметь опыт межличностной коммуникации, корректно вести диалог и участвовать в дискуссии; логические – подводить итоги работы, формулировать вывод; регулятивные – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой и функциональностью; осуществление учебных действий – отвечать на поставленные вопросы; целеполагание – осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что еще неизвестно; выполнять контроль, коррекцию, оценку деятельности.
Личностные: самоопределение – проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. – Понимают значение знаний, образования в жизни, имеют желание и стремление учиться, делают правильный выбор для себя: как надо учиться и чему.
сориентированы на качественное получение образования.

2.
2 неделя сентября

Наука о живой природе.
Изучение и первичное закрепление новых знаний
Фронтальная беседа с классом, изучение содержание параграфа учебника, работа с биологическими терминами и иллюстрациями учебника, выполнение интерактивного задания,
Что изучает биология. Какие еще есть науки, изучающие природу.
Уметь составлять рассказ о ученом внесшим вклад в изучение биологии по предложенному плану.


3.
3 неделя сентября

Методы изучения живой природы. Л.р. №1 «Знакомство с оборудованием для новых исследований».
Урок усвоения навыков и умений
Определение основных методов биологических исследований. Фронтальная беседа и работа с карточками, демонстрация лабораторного оборудования, выполнение лабораторной работы
Какие методы применяют для изучения природы.
В каких случаях применяется наблюдение, эксперимент, измерение.
Определять основные методы биологических исследований; работать с лупой и световым микроскопом, готовят микропрепараты; планируют и организуют свое рабочее место; выполняют лабораторную работу под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания, делают выводы. Соблюдать правила техники безопасности при выполнение лабораторных и практических работ, пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний; определять основные методы биологических исследований.



4.

4 неделя сентября

Увеличительные приборы. Л.р. №2 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа».
Урок усвоения навыков и умений
Фронтальная беседа, демонстрация увеличительных приборов, выполнение лабораторной работы
Какие существуют увеличительные приборы. Как устроен микроскоп. В чем заключаются правила работы со световым микроскопом.
Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовить микропрепараты. Планируют и организуют свое рабочее место. Выполняют лабораторную работу под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания. Делают выводы.
Соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.


5.
1 неделя октября

Живые клетки. Л.р. №3 «Строение клеток кожицы чешуи лука».
Комплексное применение знаний, умений, навыков
Фронтальная беседа. Работа с интерактивными таблицами.
Выполнение лабораторной работы
Отвечать на вопросы:Что является основой строения всех живых организмов? Какое строение имеет клетка? В чем состоят отличия в строении растительной и животной клетки?
Обобщают и систематизируют знания. Соблюдение правил техники безопасности, пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний.
Метапредметные: познавательные – общеучебные: владеть приемами исследовательской деятельности; находить и устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять постановку и формулирование проблемы; логические – подводить итоги работы, формулировать выводы; осуществлять постановку и формулирование проблемы; осваивать приемы исследовательской. Строить сообщения в соответсвии с учебной задачей, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; деятельности осуществление учебных действий – отвечать на поставленные вопросы, выполнять лабораторную работу; целеполагание – осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; выполнять контроль, коррекцию и оценку деятельности на уроке.
Личностные: осознают единствоприроды, делают правильный выбор для себя: как надо учиться и чему. Демонстрируют интеллектуальные и творческие способности.


6
2 неделя октября

Химический состав клетки. Л.р. №4 «Определение состава семян пшеницы».
Комплексное применение знаний, умений, навыков
Индивидуальный опрос по карточкам и устно, демонстрация опытов. Выявление основных органоидов клетки. Выполнение практической работы.
Какие химические элементы входят в состав клетки? Какие вещества входят в состав клетки? Какова роль жиров, белков, углеводов, нуклеиновых кислот, воды и минеральных солей в живо организме?
Находить основные органоиды клетки; узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки, понимать строение живой клетки (главные части), называть органические и минеральные вещества; объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке.



7.
3 неделя октября

Вещества и явления окружающей среды
Комбинированный
Фронтальная беседа, демонстрация опытов, работа с учебником. Сравнение тел живой и неживой природы
В каких состояниях в природе могут находиться вещества. Из каких элементарных физических частиц состоят вещества. Наблюдать вещества в различных агрегатных состояниях, называть признаки тел живой и неживой природы, различать тела живой и неживой природы, используя соответствующе признаки, приводить примеры простых и сложных веществ; называть элементарное определение молекулы, атома.


8.
4 неделя октября

Великие естествоиспытатели.
Изучение и первичное закрепление новых знаний
Рассказ учащихся о великих естествоиспытателеработа с учебником, тест
Каких ученых называют естествоиспытателями? Когда впервые возник интерес к изучению природы? Какой вклад в изучение биологии внесли Аристотель, Линней, Дарвин, Вернадский? Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями.


II.
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 + 1 часов) из резерва.

9.
2 неделя ноября

Как развивалась жизнь на Земле.
Изучение и первичное закрепление новых знаний
Фронтальная беседа, видеофильм, знакомство с содержанием и иллюстрациями параграфа, преобразование материала в форму таблицы, называть основные этапы в развитии жизни на Земле.
Как давно и где возникла жизнь на Земле? Какие животные и растения господствовали в разные периоды на Земле. Какие полезные ископаемые образовались на Земле в далекие времена. Этапы развития Земли, понятия:трилобиты, стегоцефалы, период, динозавр.
Выделяют основные признаки представителей Царств живой природы; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; называть этапы формирования жизни на Земле, гипотезы возникновения Земли.
Метапредметные: познавательные – общеучебные: использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; осуществление учебных действий – отвечать на вопросы; давать оценку ответам одноклассников, слушать оценку своих ответов, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их;
регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.
Личностные: смыслообразование – понимать социальную роль и нравственную позицию, оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья..

10.
3 неделя ноября

Разнообразие живого.
Комбинированный
Индивидуальная работа по карточкам, фронтальная беседа, изучение новых терминов, изображение рисунков, выявление отличительных признаков представителей царств живой природы
Почему возникла необходимость в классификации живых организмов? Основная единица классификации живых организмов. Что такое систематика. Называют основные признаки представителей Царств живой природы, признаки живых организмов, определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы; устанавливать черты сходства и различия у представителей основных Царств; различать изученные объекты в природе, на таблицах; приводить примеры тел живой и неживой природы; описывать рисунки; делать зарисовки животных.



11.
4 неделя ноября

Бактерии.
Комбинированный
Фронтальный опрос, работа по карточкам, выполнение заданий после рассказа учителя, наблюдение и описание внешнего вида бактерий
Почему бактерии выделяют в отдельное царство? В чем заключается положительная и отрицательная роль бактерий. Строение и бактерии. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов.


12.
1 неделя декабря

Грибы.
Комбинированный
Фронтальный опрос, сопровождающийся демонстрацией рисунков, сообщения учащихся, выполнение заданий в печатной тетради. Работа с текстом учебника, наблюдение и описание внешнего вида грибов
Каковы особенности строения шляпочных грибов. Что такое плодовое тело, грибница, почкование. Отличительные особенности ядовитых грибов, грибов-паразитов. Значение грибов в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, на таблицах.



13.
2 неделя декабря

Водоросли.
Комбинированный
Работа по карточкам, выполнение заданий в рабочей тетради, работа с литературой и другими источниками информации.
Чем растения отличаются от других царств. Характеристика водорослей как низших растений. Где обитают водоросли. Чем одноклеточные водоросли отличаются от многоклеточных. Какое строение имеет хламидомонада.
Различают изученные объекты в природе, на таблицах.
коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.
Личностные: проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. самоопределение – имеют адекватную позитивную самооценку.
.


14.
3 неделя декабря

Мхи.
Комбинированный
Умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации. Работа по карточкам, выявление существенных признаков мхов, составление кроссворда. Объяснение роли мхов
Каковы отличия мхов и водорослей. В чем состоят отличия кукушкина льна от сфагнума. Какое значение имеют мхи в природе и в жизни человека. Различают изученные объекты в природе, на таблицах. Что такое ризоиды, побег, торф.


15.
4 неделя декабря

Папоротники.
Комплексное применение знаний, умений, навыков
Выявление существенных признаков, выполнение заданий в рабочей тетради, объяснение значения папоротников для человека, используя различные источники информации

Природные условия произрастания папоротников. Каково внешнее строение папоротников. С чем было связано господство папоротников в юрский период. Каково значение древних папоротников для человека.
Отличают современные папоротники от других организмах, на таблицах, слайдах, среди живых объектов.
Метапредметные: общеучебные: использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку проблемы; логические – осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию; планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.
Личностные: проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.

16.
2 неделя января

Голосеменные растения.
изучение и первичное закрепление новых знаний
Работа с учебником, выполнение заданий в рабочей тетради, выделение признаков приспособленности к изменившимся условиям среды голосеменных растений, узнавать голосеменные растения на рисунках и называть их, выявлять значение голосеменных для природы и для человека
Особенности строения голосеменных растений. Что такое хвоя, шишка. Отличия пихты, лиственницы, сибирской сосны. Значение голосеменных в природе и для жизни человека.


17.
3 неделя января

Покрытосеменные (цветковые) растения.
Комбинированный
Работа с различными источниками информации, выявление особенностей покрытосеменных, выполнение заданий в рабочей тетради, сравнительный анализ голосеменных и цветковых растений
Почему цветковые растения называют покрытосеменными. Значение плода для покрытосеменных. Преимущества покрытосеменных по сравнению с голосеменными. Устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным Царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи.



18.
4 неделя января

Значение растений в природе и жизни человека.
Обобщение и систематизация знаний
Биологический диктант, фронтальная беседа, выполнение заданий в рабочей тетради, выделение отличительных особенностей дикорастущих и культурных растений, освоение правил поведения в лесу
Какова роль зеленых растений в природе. Чем дикорастущие растения отличаются от культурных. Группы растений в зависимости от пользы, которую они приносят человеку. Культурные растения, дикорастущие растения, пищевые растения, кормовые растения, технические растения, декоративные.
Научиться объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека.



19.
1 неделя февраля

Простейшие.
Изучение и первичное закрепление новых знаний
Прослушивание сообщений, работа с микроскопом, выполнение заданий в рабочей тетради, выделение признаков животных, научиться находить сходства и отличия между простейшими и бактериями
Основные признаки животных. Каких животных называют простейшими и почему. Амеба обыкновенная, инфузория туфелька, малярийный плазмодий. В чем сходства и отличия между простейшими и бактериями.


20.
2 неделя февраля

Беспозвоночные животные.
Комбинированный
Работа по карточкам, с различными источниками информации, выделение основных признаков позвоночных и беспозвоночных животных, узнавать беспозвоночных на рисунках
Принцип деления животных на позвоночные и беспозвоночные. Группы животных относящиеся к беспозвоночным. Определять принадлежность биологических объектов к Беспозвоночным; устанавливать черты сходства и различия.



21.
3 неделя февраля

Позвоночные животные.
Комбинированный
Фронтальная беседа, прослушивание сообщений, работа с учебником, приводить примеры видов – представителей разных классов
Группы животных относящиеся к позвоночным животным.
Различать учебные объекты в природе, на таблицах; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным Царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи.

Метапредметные общеучебные – формулировать ответы на вопросы учителя; использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы; отвечать на вопросы; коммуникативные: планировать сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание; взаимодействие – строить сообщения в соответствии с учебной задачей, уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.
Личностные: проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.

22.
4 неделя февраля

Значение животных в природе и жизни человека.
Обобщение и систематизация знаний
Фронтальная беседа, прослушивание сообщений, работа с учебником, представлять значение животных в природе и жизни человека
Значение животных в природе и жизни человека. Польза и вред некоторых животных обитающих в крае.
Различать учебные объекты в природе, на таблицах; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным Царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи.



23


Растения и животные, занесенные в Красную книгу.
Комбинированный
Вводная эвристическая беседа, прослушивание сообщений, работа с учебником, дополнительной литературой.
Объясняют роль представителей живого мира занесенных в красную книгу. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, рисунков и др. ).


III.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 часов)

24.
1 неделя марта

Три среды обитания живых организмов.
Комбинированный.
Выполнение теста, заданий в рабочей тетради, выделение особенности живых организмов, сформированные средой их обитания, сравнение сред обитания
Называть среды обитания организмов, перечислять важнейшие природные зоны Земли, их обитателей; сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания.

Метапредметные– общеучебные – использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы; отвечать на вопросы; коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями. взаимодействие – строить сообщения в соответствии с учебной задачей, уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.
Личностные: демонстрируют ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; осознают потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

25.
2 неделя марта

Приспособленность организмов к разным средам обитания.
Комбинированный.
Работа с дидактическим материалом, выделение признаков приспособленности живых организмов в зависимости от среды обитания
Определять основные среды обитания живых организмов; называть природные зоны нашей планеты, их обитателей; сравнивать условия обитания в различных природных зонах.


26
3 неделя марта

Жизнь на разных материках: Евразия, Северная Америка, Африка.
Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Работа по карточкам, работа с учебником, составление таблицы. Выделять различия животного и растительного мира разных материков, приводить примеры.
Называть среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли, черты приспособленности живых организмов к определенным условиям.



27
1 неделя апреля

Жизнь на разных материках: Южная Америка, Австралия, Антарктида. Пр. р. №1 «Определение наиболее распространенных растений и животных».
Комплексное применение знаний, умений, навыков.
Работа с дидактическим материалом, учебником, составление таблицы, выполнение практической работы
Определение (узнавание ) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации(фотографий, атласов, чучел, гербариев. Выполняют лабораторную работу. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов. Обобщают и систематизируют знания.



28
2 неделя апреля

Природные зоны Земли.
Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Работа по карточкам, работа с дидактическим материалом, выполнение заданий в рабочей тетради.
Характерные признаки разнообразных географическихзон земли и объектов их населяющих.
Перечислять природные зоны с севера на юг, выявить закономерности распределения организмов, приводит примеры типичных обитателей различных природных зон


29
3 неделя апреля

Жизнь в морях и океанах.
Комбинированный.
Работа по карточкам на соотношение, выполнение заданий на распознание природных сообществ морей и океанов, сравнение условий существования живых организмов в разных сообществах
Называть сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов), приспособления у живых организмов для выживания, узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя; сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания; выявлять черты приспособленности живых организмов к определенным условиям


Раздел 4. Человек на Земле (5 ч)

30
4 неделя апреля

Как человек появился на Земле.
Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Прослушивание сообщений, анализ последствий хозяйственной деятельности человека. Предлагать пути решения экологических проблем.
Называть этапы происхождения человека, предков человека, их характерные черты, образ жизни; объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы.
Метапредметные,общеучебные работать в соответствии с поставленной задачей; составлять простой и сложный план текста; участвовать в совместной деятельности;
работать с текстом параграфа и его компонентами; формирование основ экологической культуры Личностные: проявляют интерес к здоровому образу жизни; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук. коммуникативные: слушать и понимать речь других людей.
Взаимодействие-использовать речевые средства для аргументации своей позиции;
Личностные: формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов, формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
.


31
1 неделя мая

Как человек изменил Землю.
Комбинированный.
Называть изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Называть и узнавать редкие и исчезающие виды растений и животных
Называть основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством; соблюдать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу, роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных.


32
2 неделя мая

Жизнь под угрозой.
Комбинированный.
Прослушивание сообщений, выполнение заданий в печатной тетради, учиться решать элементарные экологические задачи работая над презентацией по теме.
Объяснять причины негативного влияния хозяйст
венной деятельности человека на природу.
Вести здоровый образ жизни и бороться с вредными привычками своих товарищей; приводить примеры изменений, происходящих в живой и неживой природе нашей планеты.


33
3 неделя мая

Не станет ли Земля пустыней?
Комбинированный.
Круглый стол, прослушивание сообщений, выявление районов, подверженных опустыниванию, учиться решать элементарные экологические задачи
Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе.


34
4 неделя мая

Здоровье человека и безопасность жизни. Пр. р. №2 «Измерение своего роста и массы тела».
Комплексное применение знаний, умений, навыков
Практическая работа. Аргументация гигиенических требований направленных на сохранение здоровья
Вести здоровый образ жизни и бороться с вредными привычками своих товарищей; обоснование необходимости выполнения гигиенических требований и правил направленных на сохранение здоровья.


35
резерв










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15