Выступление на педагогическом совете МАДОУ на тему Формирование творческих способностей


Формирование творческих способностей

1 слайд
Я хочу представить опыт своей работы по теме «Развитие творческих способностей в конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста».
2 слайд
Отечественные психологи и педагоги – Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В Запорожец, Н.Н Поддьяков, Н.А. Ветлугин и др. – доказали: творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Подтверждение тому – множество открытий, создание интересных, порой оригинальных конструкций. Эффективным средством для развития творческих способностей детей является конструктивная деятельность. Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта. Эту деятельность очень любят дети, поскольку конструирование связано с игрой.
3 слайд
- Конструирование – это единственный вид деятельности, в котором результат ребенка и взрослого совпадают однозначно, что позволяет дошкольнику давать адекватную самооценку полученному результату;
- именно этот вид деятельности наиболее значим для становления самосознания ребенка, для открытия им деятельности как взаимосвязи компонентов от замысла до результата;
- конструктивная деятельность содействует нравственному развитию ребенка: он учится заботиться о ком-то с учетом особенностей персонажа;
- конструктивная деятельность становится любимой и для мальчиков и для девочек, так как соответствует интересам и потребностям дошкольника данного возраста;
- в процессе конструктивной деятельности у ребенка развиваются конструктивные способности, практический ум, воображение, личностные качества;
- в процессе конструирования у детей формируются волевые качества: умение выслушать воспитателя, работать в соответствии с его указаниями, преодолевать трудности в достижении цели.
Детское конструирование в силу самой его созидательно – преобразующей природы, при определенной организации обучения носит подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения ярких и «умных» эмоций, что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творческих способностей у дошкольников.
4 слайд
Цель моей работы: создание условий для развития творческих способностей в конструктивной деятельности. Задачи представлены на слайде.
5 слайд
Для того, чтобы конструктивная деятельность носила творческий характер необходимы следующие условия:
- насыщенная разнообразными материалами развивающая предметно-пространственная среда;
- свободный доступ детей к материалам и возможность экспериментирования с ними;
- эмоционально-положительная атмосфера в процессе совместной педагогической деятельности с детьми, что способствует проявлению у них активности и творчества;
- использование созданных детьми продуктов конструирования для оформления группы, подготовки атрибутов к спектаклям, организации выставок;
- заинтересованность родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
6 слайд
Исследования психологов и педагогов доказали, что уровень развития воображения и уровень развития конструктивного творчества взаимосвязаны: чем выше уровень развития воображения, тем выше уровень развития творчества и наоборот. Поэтому перед тем как развивать у детей творчество в конструктивной деятельности, мы предлагали детям упражнения на развитие воображения и фантазии.
Кляксография – это нетрадиционная изобразительная техника, где основная задача – увидеть в краски очертания какого-либо изображения и дорисовать его. Мы рисовали двумя способами: разбрызгивали краску с помощью кисточки, а еще наносили большую кляксу и с помощью питьевой трубочки раздували ее по поверхности бумаги.
7 слайд
Не менее эффективным методом развития воображения у детей является рисование способом «опредмечивания» линии или фигуры. Детям с низким уровнем развития творческих способностей предлагались простые геометрические фигуры, нужно было найти сходство с каким-либо предметом и дорисовать заданную форму. Воспитанникам, у которых хорошо развиты творческие способности, предлагались задания посложнее – нужно было использовать заданную линию или фигуру в качестве второстепенной детали предмета.
8 слайд
Развитие творчества у детей связанно с целенаправленным обучением, для того, чтобы дети проявляли творчество и фантазию в конструировании, необходимо сформировать у них необходимо сформировать у них необходимые технические способы и приемы. С этой целью я организую конструирование с детьми по схемам, чертежам на занятиях и в свободной деятельности с разными видами конструкторов. Данная форма организации конструирования обеспечивает переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера, помогает овладеть обобщенным способом анализа.
9 слайд
Дети нашей группы очень любят создавать постройки на плоскости, данный вид конструирования является подготовительным этапом к конструированию в пространстве и способствует развитию пространственного воображения.
10 слайд
Одним из способов развития творческих способностей является конструирование по условиям. Как показали исследования Н.Поддьякова, А.Н Давидчука, Л.А. Парамоновой данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования. Здесь задачи конструирования выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. На таких занятиях дети конструировали мосты для пешеходов и для транспорта, гаражи для легковых и грузовых машин.
11 слайд
На занятиях, где дети конструировали по теме предлагалась общая тематика конструкций ( транспорт, здания). А дети сами выбирали, какое сооружение они хотели построить: жилой дом или детский сад, магазин, замок и из каких строительных материалов.
12 слайд
Дети любят конструировать по собственному замыслу. Такая форма организации позволяет детям в полной мере проявить творческие способности, а педагогам увидеть уровень конструкторских умений.
13 слайд
Конструирование из бумаги относится к художественному конструированию, это синтез разных видов изобразительной деятельности: аппликации, рисования и конструирования из бумаги. В старшей группе дети осваивают новые способы техники оригами и один наиболее простые для них способы новой техники – объемная фигура. Конструирование из бумаги имеет свою специфику: сначала дети овладевают обобщенным способом конструирования , на следующих занятиях происходит «распредмечивание» данного способа.
14 слайд
Я познакомила детей с техникой оригами: отгибание нижних углов треугольника к противоположным его сторонам. Сначала дети поупражнялись в конструировании данным способом вне конкретной задачи, после этого я продемонстрировала ребятам разные поделки, сконструированные из полученной фигуры. Дети сами выбрали ту поделку, которую хотели бы сложить из бумаги, выбрали цвет и размер бумаги, а после работы украсили свою конструкцию.
15 слайд
Познакомившись с новой техникой оригами: отгибание нижних углов треугольника к соответсвующим его сторонам, дети поупражнялись. После дети поупражнялись в складывании фигуры данным способом, сконструировав по образцу тюльпаны.
16 слайд
На следующем занятии дети сами складывали мордочки разных животных, прикрепляли к трубочкам. Так в нашей группе появился новый театр, с помощью которого дети с удовольствием разыгрывали самостоятельно придуманные сказки.
17 слайд
Освоив новую технику выполнения «объемной» фигуры: закручивание прямоугольника в цилиндр, дети по собственному замыслу смастерили следующие поделки.
18 слайд
Дети научились изготавливать низкий и высокий конус и с помощью данной техники создали цирковых животных. Причем, некоторые дети соединили две техники: оригами (таким образом сложили мордочку животного) и объемную скульптуру для туловища. Другие дети использовали только технику объемной скульптуры: из высокого конуса сделали туловище, а из низкого – голову.
19 слайд
Для украшения группы и весеннего настроения, мы с детьми сконструировали вот такие яркие, красочные цветы, которые создают хорошее настроение. Дети сами выбирали цвет бумаги.
20 слайд
Так же мы с детьми сделали книжки-малышки, куда родители записали сказки и рассказы детей. Начали знакомиться с техникой плетения, так получились закладки для книг.
21 слайд
Конструирование из природного материала имеет свою специфику: дети не только структурно отображают образы, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер. Основная задача – научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую политру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы.
22 слайд
Наши дети очень любят создавать постройки из шишек с добавлением других материалов, так получились птицы, лесовички, разные животные.
23 слайд
Полюбилась детям новая техника конструирования: из размоченного гороха и зубочисток.
24 слайд
Нравится детям конструировать из бросового материала: чем разнообразнее выбор материала, тем выразительнее постройки. Из коробок для яиц, стаканчиков из- под йогуртов и ваты мы изготовили вот такие цветы.
25 слайд
Для плоскостного конструирования мы использовали пуговицы, а наклеив их на картон – получилась вот такая картина.
26 слайд
Нравится детям конструировать из разных коробков (спичечных и других). Это трудоемкий, но интересный вид конструирования.
27 слайд
Из коробков мы изготовили разные машины и мебель для кукол, какие-то поделки дети сделали сами, а какие-то дома с родителями.
28 слайд
Из стаканчиков из-под йогуртов и других материалов получились вот такие забавные человечки.
29 слайд
Вместе с детьми мы обклеили емкости цилиндрической формы, из конусов сделали крышу, приклеили окна и дверь. Так у нас получились башни.
30-31 слайд
Все поделки, выполненные детьми, находят применение в игровой деятельности. Мы объединяем их по тематике, так получаются целые игровые комплексы: с помощью спичечных коробков была сделана новая мебель для домика Барби.
Были смоделированы улицы города и деревни, изготовлен пруд. Игровой замысел побуждает детей к созданию дополнительных поделок: избушки, мостика через реку, колодца и др.
32 слайд
В нашей группе разные виды конструкторов, все это позволяет каждому ребенку найти себе занятие по душе, в соответствии с его интересами.
33 слайд
Родители стали активными помощниками в моей работе: некоторые семьи поделились опытом семейного воспитания, мама провела занятия для детей по ознакомлению с архитектурой.