Выступление на педагогическом совете « Внеурочная деятельность как важное условие эффективного развития склонностей и творческих способностей младших школьников».


Выступление на педагогическом совете « Внеурочная деятельность как важное условие эффективного развития склонностей и творческих способностей младших школьников».
(1слайд) Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие индивидуальных склонностей и творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
В связи с вышесказанным хочу отметить, что внеурочная деятельность учащихся строится мною на следующих принципах:
1.Принцип открытости.
Младшие школьники планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы в предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний. Классный руководитель должен быть очень убедителен, предлагая учащимся те или иные мероприятия и чутко прислушиваться к мнению детей.
2.Принцип привлекательности будущего дела.
Классный руководитель должен увлечь учащихся конечным результатом выполняемого дела. Младшим школьникам присуща конкретность типа: "Что будет, если...", им не интересны абстрактные и расплывчатые цели.
3.Принцип деятельности.
Младшим школьникам хочется активно участвовать во всех мероприятиях, которые проводятся в школе, ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешным в глазах учителя и своих родителей. Ребятам интересны конкурсы, праздники, соревнования, театрализация и т.д. Все это будет способствовать личностному развитию и притягательности школы в глазах ребенка.
4. Принцип свободы участия.
Предлагая ребятам, участие во внеклассном мероприятии, учитываю их мнение. Это может быть выражено в предоставлении возможности выбора задания с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей. Такой подход классного руководителя учит ребенка уже в младшем школьном возрасте ответственности за выполнение порученного дела и соизмерению своих сегодняшних возможностей с прошлыми возможностями.
5. Принцип обратной связи.
Каждое внеклассное мероприятие, большое или маленькое, заканчивается рефлексией. Совместно с учащимися обсуждаем, что получилось и что не получилось, изучаю их мнение, определяю их настроение и перспективу участия в будущих делах класса.
6. Принцип сотворчества.
В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и творчество. Работая с младшими школьниками, предоставляю учащимся право выбора партнера по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы, стимулирует ее успешность. Организуя сотрудничество детей друг с другом, ни в коем случае нельзя поступать с позиции силы, всякая настойчивость взрослого должна быть аргументирована и оправдана.
7. Принцип успешности.
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Стараюсь видеть участие каждого ребенка во внеклассной работе и по достоинству его оценить. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Эффективное взаимодействие педагога и учащихся - это залог успешного развития творческой активности младших школьников. Но на данной ступени оно невозможно без сотрудничества с родителями.
(2 слайд) Творчество (креативность) – способность удивляться и познавать, умение находить выход в нестандартных ситуациях.
Творчество - это нацеленность на открытие нового и способность к осознанию своего опыта.
Творчество предполагается как процесс создания чего-либо нового, причем процесс незапрограммированный, непредсказуемый, внезапный. При этом не принимается во внимание ценность результата творческого акта и его новизна для большой группы людей, для общества или человечества. Главное, чтобы результат был новым и значимым для самого "творца". Самостоятельное, оригинальное решение школьником задачи, имеющей ответ, будет творческим актом, а самого его следует оценивать как творческую личность.
Развивать индивидуальные склонности и способности школьников . Что это значит?
- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты.
- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.
- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
(3 слайд) Творческая деятельность младшего школьника - это продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, преобразования, создания и использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.
СЛАЙД 4 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Первый этап Подготовительный 1 класс Подражания Накопление эмоционального, интеллектуального опыта, как основы для творчества. Освоение эталонов творческой деятельности, технологий, средств, способов.
Второй этап Основной 2,3 класс Преобразования Применение освоенных эталонов и их преобразование в новых личностно значимых условиях в соответствии с индивидуальными особенностями, возможностями, потребностями.
Третий этап Завершающий 4 класс Альтернатива Индивидуализация, гармонизация творческой деятельности , становление творческой индивидуальности, собственного неповторимого стиля.
(5 ,6 ,7,8 слайд) Внеурочная деятельность – важная, неотъемлемая часть процесса образования детей.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство.
Результаты развития творческих способностей – это участие детей в конкурсах, фестивалях, проектах различных уровней, классных и школьных мероприятиях: «Осенние посиделки», « Выставка поделок «Золотая осень»» ,«концерт для мам – 8 Марта» , празднование «Масленицы» , « Папа , мама ,я – спортивная семья» , «конкурс чтецов ( в рамках фестиваля, посвящённого 70-летию Победы)» , «Новогодняя ёлка» ,« Конкурс песен о войне» ,« Конкурс творческих работ ( в рамках фестиваля, посвящённого 70-летию Победы)» ,« Благотворительная ярмарка» , экскурсия на международную книжную выставку , « Научно- практическая конференция « Познание и творчество» и другие.
Моя главная задача при работе над развитием индивидуальных склонностей и способностей– вовлечь детей в активную творческую деятельность, помочь овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Роль учителя здесь – роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Для достижения этой цели я использую все возможные методы, формы и приемы работы, которые способствуют всестороннему развитию личности во внеурочное время. Младшие школьники с удовольствием участвуют в различной интеллектуальной и творческой деятельности:
-интеллектуальные марафоны;
-творческие интеллектуальные игры, конкурсы;
-творческие конкурсы разного уровня;
-участие в кружках и секциях по интересам.
(9,10 слайд) Во внеурочное время мои ученики посещают кружки «Умелые ручки», «Плавание», «Здоровячок», « Большой теннис» ,«Весёлые нотки», « Валяние», «Лепка», которые проводятся в школе .
Творческие способности ребенка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:
- наличие сформированного у детей интереса к выполнению творческих заданий;
- реализация творческих заданий как важнейший компонент внеурочной деятельности школьника;
- творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом и взрослыми ; - стимулировать родителей к созданию домашних условий для развития индивидуальных склонностей и способностей ребенка.
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьными учебниками, им не интересна однообразная работа на уроке, они читают словари и специальную дополнительную литературу, ставят вопросы и сами находят на них ответы в различных областях знаний. Подбирают дополнительный материал за страницами учебника, оформляют небольшие рефераты, проекты и защищают их.
(11 слайд) Проектная деятельность.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми.  Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию ребенка.
Младшие школьники рассудительны, им свойственна способность к умозаключениям, их отношение к миру в достаточной степени носит игровой характер, что позволяет достаточно легко относиться к окружающей жизни, к людям, не замечать трудности. В этом возрасте дети готовы как губка впитывать знания, предлагаемые педагогом. Чем интереснее и увлекательнее это делает педагог, тем больше удовольствия и восторга в глазах детей, тем больше интереса и любопытства, активности в его усвоении.
Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно могут быть реализованы:I. Творческие проекты , предполагающие максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т.п. Продуктом проектной деятельности (творческим продуктом) будут являться выставки, газеты, коллекции, письма, праздники, иллюстрации к сказкам. II. Исследовательские проекты  – по структуре напоминают подлинно научное исследование. Продуктом исследовательских проектов в начальной школе могут быть – научные сообщения, статьи в школьной газете.Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя или родителей, а дети, в рамках внеурочной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования, обобщают и представляют полученные результаты.
В классе были проведены проектно-исследовательские работы «Животный мир», «Ветераны войны», «С математикой по жизни!», «Путешествия», «Правила дорожного движения», « Рассказ о слове» и др. Подготовительная работа способствовала расширению знаний учеников, создавала атмосферу творчества, проявления активности, самостоятельности, фантазии, способствовала созданию благоприятного микроклимата в коллективе детей и родителей, сплочению класса, развитию творческих способностей. Общие дела и интересы объединяли детей и родителей, помогали им найти общий язык общения, положительно воздействовали на формирование личности ребёнка. Работа над проектами: позволила учащимся применить имеющиеся знания и умения в реализации собственных интересов. Дети расширили свой кругозор . Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость , осознание собственных умений, компетенции. Дети готовы и хотят выполнять следующий проект.
(12 слайд) Развитие индивидуальных склонностей и способностей школьников формирует инициативность, самостоятельность, способствует успешной социализации детей и является одним из важнейших компонентов воспитания в интересах человека, общества, государства.
Учитель начальных классов Иванова М.В.
.