Календарно — тематическое планирование по биологии 8 класс. Учебник: « Биология. Человек» 8 класс. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш




ТЕМА УРОКА

Кол-во
часов

ВИДЫ ДЕЯТНЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Дата прове-дения

Приме-чание
















п/п

НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА
Кол-во часов
раздела




Тема 1 «Введение» (2ч)


1
(1)

Анатомия, физиология, психология, гигиена и экология человека

1
Деятельность:
– поиск в тексте учебника информации для составления таблицы.
– анализ содержания определений наук о человеке.
- подготовиться к контрольной работе.

05.09




2
(2)
Становление наук о человеке
Контрольная работа
№ 1по основным вопросам предыдущего года обучения


1
Деятельность:
– участие в беседе;
– поиск в тексте учебника информации на основе анализа рисунков;


07.09



Тема 2 «Происхождение человека» (3ч)


3
(1)

Систематическое положение человека

1
Деятельность:
– поиск в тексте учебника информации на основе анализа рисунков;
- участие в беседе;

12.09




4
(2)


Историческое прошлое людей


1
Деятельность:
– обсуждение вопроса 1 на с.21;
- биологический диктант.
– участие в беседе.

14.09



5
(3)

Расы человека
1
Деятельность:
- участие в беседе по рисунку 10;

19.09


Тема 3 «Строение и функции организма» (57ч)
3.1«Общий обзор организма» (1ч)



6
(1)


Общий обзор организма


1
Деятельность:
- участие в беседе;
- анализ содержания рисунка 4 учебника;
Оборудование: Скелет и торс человека, таблицы с изображением систем органов
человеческого организма.

21.09



3.2 «Клеточное строение организма. Ткани» (3ч)


7
(1)

Строение и жизнедеятельность клетки
1

Деятельность:
– беседа по демонстрационной таблице;
- беседа на основе демонстрационного материала.

26.09




8
(2)

Покровные и соединительные ткани

1
Деятельность:
– обсуждение вопроса 1 на с.39 после П8;
- выполнение задания 1 на с. 39;
– анализ текста учебника;

28.09





9
(3)


Мышечная и нервная ткани

Л.Р. № 1


1
Деятельность:
– обсуждение вопроса 1 на с.39 после П.8;
- выполнение задания и 4 на с. 39;
- обсуждение вопросов 5-7 на с. 39 после П.8.
– анализ текста учебника;
- участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом учебника;
- выполнить Л.Р № 1 «Изучение микропрепаратов тканей».

03.10



3.3 «Рефлекторная регуляция органов и систем организма» (1ч)



10
(1)


Рефлекторная регуляция



1
Деятельность:
– участие в водной беседе;
- обсуждение вопросов 2, 4, 6 на с.43 к П.9;
- решение учебно- познавательных задач.

05.10



3.4 «Опорно- двигательная система» (7ч)

11
(1)
Строение костей.
Соединения костей
Л.Р. № 2

1
Деятельность:
- изучение текста и рисунков ;
- Л.Р. № 2 «Микроскопическое строение кости».

10.10





12
(2)


Скелет человека




1
Деятельность:
– участие в вводной беседе;
- обсуждение вопроса 1 на с. 55 к П. 11.
- участие в беседе;
- обсуждение вопроса 1 на с. 61 к П.12;
- изучить строение скелета человека

12.10




13
(3)

Строение мышц
Л.Р. № 3


1
Деятельность:
– просмотр микропрепарата «Поперечнополосатая скелетная мышечная ткань»; - участие в беседе по демонстрационной таблице.
3 - Л.Р. № 3 «Мышцы человеческого тела».

17.10




4
(4)

Работа скелетных мышц и их регуляция
Л.Р. № 4


1
Деятельность:
– участие в беседе;
–поиск информации для описания в тексте учебника.
- Л.Р. № 4 «Утомление при статической работе».

19.10




15
(5)
Осанка. Предупреждение плоскостопия
Л.Р. № 5


1
Деятельность:
- Л.Р. № 5 «Осанка и плоскостопие».
– участие в беседе.

24.10




16
(6)
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов


1
Деятельность:
– участие в беседе.
- анализ содержания рисунка учебника;
- поиск информации о приёмах первой доврачебной помощи.
- подготовиться к контрольной работе.

26.10




17
(7)
К. Р. № 2
по теме «Опорно – двигательная система»

1


31.10



3.5 «Внутренняя среда организма» (3ч)


18
(1)

Компоненты внутренней среды.

1
Деятельность:
– обсуждение вопросов 2-4на с.89 к П.17;
- участие в беседе;

09.11




19
(2)


Кровь


1
Деятельность:
– обсуждение вопросов
3 ,5 на с. 89 к П.19;- участие в беседе;
-поиск информации о свертывании крови

14.11


20
(3)
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет

1
Деятельность:
- участие в беседе.
– обсуждение вопросов 1, 2, 3 ,4, 5 на с. 93 к П. 19;

16.11



3.6 «Кровеносная и лимфатическая системы организма » (7ч)


21
(1)

Транспортные системы организма

1
Деятельность:
- участие в вводной беседе;
- обсуждение вопросов на с. 105 перед * 20; 2 на с. 105 к П.20.;
– анализ текста учебника;
- выявление параметров сравнения в ходе беседы по рисунку;
-подготовиться к контрольной работе

21.11


22
(2)
Круги кровообращения
Л.Р. № 6

1
Деятельность:
- Л.Р. № 6 «Функция венозных клапанов»;

23.11




23
(3)


Строение и работа сердца


1
Деятельность:
- участие в беседе;
- обсуждение вопросов 1, 2 на с. 114 к П. 22.;
– заполнение таблицы;
- обсуждение содержания заполненной таблицы;
обсуждение вопроса 5 на с. 114 к П. 22;


28.11



24
(4)
Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения
1
Деятельность:
-изучить схему движения крови по сосудам;

30.11




25
(5)

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и суставов
Л.Р. № 7,8


1
Деятельность:
-изучить правила гигиены сердечно -сосудистой системы; - изучить приемы первой помощи при заболеваниях сердечно – сосудистой системы.
- Л.Р. № 7«Изменение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа».
«Опыт, доказывающий причину появления пульса».
Л.Р. № 8 «Реакция сердечно- сосудистой системы на дозированную нагрузку».

05.12




26
(6)

Первая помощь при кровотечениях


1
Деятельность:
- участие в беседе;
- решение учебно – познавательных задач практического содержания
- подготовиться к контрольной работе.

07.12





27
(7)
К. Р. № 3 по теме
«Внутренняя среда, кровеносная и лимфатическая системы организма»


1



12.12



3.7 «Дыхательная система организма » (4ч)


28
(1)
Значение дыхания.
Строение дыхательной системы. Заболевания органов дыхания


1

Деятельность:
– участие в беседе с элементами самостоятельной работы с учебником;


14.12




29
(2)

Газообмен в лёгких и тканях



1
Деятельность:
– участие в беседе с элементами самостоятельной работы с учебником;
- обсуждение вопросов 1, 2, 3 ,4 на с. 141 к П. 27;

19.12





30
(3)
Регуляция дыхания.
Механизмы вдоха и выдоха.
Охрана воздушной среды. Чистота воздуха как фактор здоровья.


1

Деятельность:
- поиск информации о мерах по охране воздушной среды.


21.12




31
(4)
Функциональные возможности дыхательной системы. Болезни и травмы органов дыхания
Л.Р. № 9


1

Деятельность:
– описание содержания рисунков.
– участие в беседе;
Л.Р. № 9 «Изменение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха».


26.12


3. 8 «Пищеварительная система организма » (7ч)

32
(1)

Питание и пищеварение

1
Деятельность:
– участие в беседе с элементами самостоятельной работы с учебником;

11.01



33
(2)

Пищеварение в ротовой полости

1
Деятельность:
- обсуждение вопроса 3, 4 на с. 161 к П. 30;
– участие в беседе по таблице;

16.01




34
(3)


Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке
Л.Р. № 10


1
Деятельность:
-обсуждение вопроса 2 на с. 169 к
П. 32; - участие в беседе.
- обсуждение вопросов 3, 4, 5, 7, 8 на с. 169 к П. 32;
- поиск информации о расположении пищеварительных желез.
- Л.Р. № 10 «Действие слюны на крахмал».

18..01




35
(4)

Функция тонкого и толстого кишечника. Всасывание


1
Деятельность:
-обсуждение вопроса 1 на с. 174 к П.33;
- участие в беседе по таблице;
- выполнение задания на с. 174 к П.33.

23.
·01





36
(5)


Регуляция пищеварения


1
Деятельность:
– беседа по рисунку учебника;
- описание рисунка учебника;
- участие в беседе.
- обсуждение вопроса 2 на с. 177 к * 34;

25.01





37
(6)
Гигиена органов пищеварения
Предупреждение желудочно кишечных инфекций


1
Деятельность:
- обсуждение вопросов 6, 7, 8 на с. 181 к П.35.
-обсуждение вопроса 3 на с. 79к П. 17.
– написание мини- сочинения по желанию учащихся.
- подготовиться к контрольной работе.

30.01




38
(7)
К. Р. № 4 по теме «Пищеварительная система. Дыхательная система»

1


01.02


3. 9 «Выделительная система организма » (1ч)


39
(1)

Выделение

1
Деятельность:
-обсуждение вопросов 1, 3 на с. 217 к П. 42.
-обсуждение вопроса 2 на с. 217 к П.42;

06.02


3. 10 «Обмен веществ и энергии » (3ч)

40
(1)
Обмен веществ и энергии в организме

1
Деятельность:
-обсуждение вопросов 3, 4, 5 на с.187 к П.36.
– участие в беседе с элементами самостоятельной работы

08.02



41
(2)

Витамины

1
Деятельность:
-обсуждение вопроса 1 на с.192 к * 37;- анализ содержания основных понятий;

13.02



42
(3)

Энерготраты человека и пищевой рацион
Л.Р. № 11


1
Деятельность:
-обсуждение вопроса 3 на с.196 к П. 38.
-обсуждение вопросов 1 ,4 на с.196 к П. 38.
- Л.Р. № 11 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем Е-обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки».

15.02



3.11 «Покровные органы и теплорегуляция » (4ч)


43
(1)

Кожа – наружный покровный орган


1
Деятельность:
– описание рисунка учебника;
- обсуждение вопросов 1, 3, 4 на с.204 к П.39;
– участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом учебника;

20.02




44
(2)
Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи


1
Деятельность:
- обсуждение вопросов 6, 8 на с.208 к П. 40;
- обсуждение задания №2 на с. 208 к П.40.
- обсуждение вопроса 4 на с.208 к П. 40;


22.02




45
(3)

Терморегуляция организма. Закаливание

1
Деятельность:
- обсуждение вопросов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 на с.21 к П. 41;
- подготовиться к контрольной работе.
Оборудование: Таблица «Строение и функции кожи».


27.02




46
(4)
К. Р. № 5 по теме «Обмен веществ и энергии Выделительная система. Покровные органы.
Теплорегуляция.»


1

Выполнить контрольное задание.


29.02



3.12«Нервная система человека » (5ч)


47
(1)

Значение и строение нервной системы

1
Деятельность:
- обсуждение вопросов 1 - 5 на с.221 к * 43.
– составление опорной схемы по ходу беседы;

05.03


48
(2)
Строение нервной системы.
Спинной мозг

1
Деятельность:
– описание рисунка учебника.
07.03





49
(3)
Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста, мозжечка. Л.Р. № 12


1

Деятельность:
- Л.Р. № 12 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка».


12.03



50
(4)


Передний мозг


1
Деятельность:
- обсуждение вопросов 5,6 на с.234 к
П. 46.
– выполнение задания № 1 на с. 230 к П. 45; - обсуждение вопроса 7 на с. 234;


14.03




51
(5)

Соматический и автономный отдел нервной системы

1
Деятельность:
– описание рисунка учебника.
– участие в беседе по рисунку учебника;

19.03


3. 13 «Анализаторы » (4ч)



52
(1)


Анализаторы


1
Деятельность:
- обсуждение вопроса 2 на с.244 к П. 48.
– участие в беседе;
- анализ текста учебника.


02.04




53
(2)

Зрительный анализатор.
Предупреждение глазных болезней
Л.Р. № 13


1
Деятельность:
– описание содержания рисунка;
- обсуждение вопроса 1, 2, 3 на с.248 к П.49;
– выполнение задания № 2 на с. 248 к П 49. – участие в беседе;
- Л.Р. №13 - «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением»

04.04




54
(3)


Слуховой анализатор



1
Деятельность:
- обсуждение вопросов 1, 3 на с.257 к П. 51;
- обсуждение вопроса 2 на с.257 к П. 51;
- участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом учебника;

09..04



55
(4)

Органы равновесия, кожно-мышечного чувства, обоняния и вкуса.

1
Деятельность:
- участие в беседе;
– описание содержания рисунка;
- обсуждение вопросов 3, 6 на с.263 к П. 52.


11.04



3. 14 «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика » (5ч)


56
(1)
Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности

1

Деятельность:
- выполнение заданий № 1 , 2 на с. 273 к П.53.
– поиск информации о проявлении индукции.


16.04



57
(2)
Врождённые и приобретённые программы поведения. Л.Р. № 14

1
Деятельность:
- Л.Р. № 14 «Выработка навыков зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа».

18.04



58
(3)
Сон и сновидения.


1
Деятельность: 1 – описание рисунка учебника.
2 – обсуждение вопроса 4 на с. 118 к П.28 учебника «Экология человека».

23.04



59
(4)
Речь и сознание. Познавательные процессы.
Память, ее виды, тренировка памяти.

1
Деятельность:
– обсуждение вопросов 6, 14 на с. 287 к П.56;
- обсуждение вопросов 1, 10, 12 на с.287 к П. 56;
- анализ текста учебника;


25.04




60
(5)
Воля, эмоции, внимание.
Цели и мотивы деятельности
Индивидуальные особен-ности человека.. Л.Р. № 15

1
Деятельность:
- Л.Р. № 15 « Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях»



30.04


3. 15 «Железы внутренней секреции » (2ч)


61
(1)

Роль эндокринной регуляции.


1
Деятельность:
- обсуждение вопроса 1 на с. 301 к П.58;
- участие в беседе по таблице.
– поиск информации об источниках шума различной интенсивности.


02.05




62
(2)


Функции желез внутренней секреции.


1
Деятельность:
- обсуждение вопросов 9, 11 на с. 306 к П.59;
- обсуждение вопросов 2, 3 на с. 305 к П.59;
- выполнение упражнения 217 на с. 88.

07.05


Тема 4 «Индивидуальное развитие организма» (5ч)


63
(1)
Жизненные циклы. Размножение Репродук -тивное здоровье человека.


1

Деятельность:
- выполнение упражнений 222, 223 на с. 89;

09.05




64
(2)


Развитие зародыша и плода


1
Деятельность:
- обсуждение вопроса 3 на с. 317 к П.61;
- обсуждение задания! на с. 317 к П.61;- выполнение упражнения 227 на с. 89;
- обсуждение вопроса 3 на с. 317 к П.60;- анализ текста учебника;


14.05



65
(3)
Наследственные и врождённые заболевания
Заболевания,
передающиеся половым путем и их профилактика.



1
Деятельность:
- обсуждение вопросов 3, 5 на с. 320 к П.62;
- обсуждение вопроса 4 на с. 320 к П.62;



16.05




66
(4)

Развитие ребёнка после рождения


1

Деятельность:
- обсуждение вопросов 2, 3 на с. 324 к П.63;
- выполнение упражнения 231 на с. 93.
– анализ текста П.63;
- выполнение упражнения 234 на с. 93;


21.05




67
(5)

Интересы, склонности, способности.
Особенности психики человека. Психическое здоровье человека. Профилактика вредных привычек.


1

Деятельность:
– сравнить понятия интересы, склонности, способности;
– анализ содержания основных понятий.


23.05




68
(1)


Обобщающее повторение


1

Деятельность:
- повторить изученный материал;
- подготовиться к контрольной работе.

25.05




69
(2)

Итоговая
К.Р. № 6

1

Деятельность:
Выполнение тестовых заданий


28.05



70
(3)

Подготовка к ЕГЭ

1
Деятельность:
Решение тестовых заданий по КИМам ЕГЭ
Оборудование: тестов. задания, КИМы.

30.05





































15