Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС В.В.Пасечник Дрофа (Вертикаль)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ВТОРОКАМЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РАССМОТРЕНО
на заседании МО
_______________________
____________________ ОУ
Протокол № ___ от
«___»___________2016_ г.
Руководитель ___________
_______________________
СОГЛАСОВАНО
с заместителем директора
___________________
«___» 2016_г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
__________________
Приказ № ____ от
«___»__________2016_ г.
Рабочая программа
основного общего образования
по_____биологии___________________________________________________
образовательная область_ естественнонаучные предметы_____________________________________________

Класс 5
Всего часов на учебный год 35
Количество часов на неделю 1
Составлена в соответствии с программой Биология. 5-9 классы: Рабочие программы: учебно-методическое пособие/ сост. Г.М.Пальдяева.-4-е изд., стереотип.-М.:Дрофа,2015.-382,[2]с.)__________________
___________________________________________________________________________________
Учебник Биология. Бактерии, грибы, растения.5 кл.: учебник/ В.В.Пасечник-4-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2015.-141,c.
___________________________________________________________________________________
Срок реализации программы 2016_- 2017_ учебный год
Составлена: Василенко Антониной Михайловной
учителем биологии
__________ высшей_ квалификационной категории
Вторая Каменка
2016

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета биологии для 5 класса составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом №1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 со всеми изменениями и дополнениями
Основной общеобразовательной программы основного общего образования МКОУ «Второкаменская СОШ», утвержденной приказом № 44/4 от 19.08.2016г;
Учебного плана МКОУ «Второкаменская СОШ» на 2016-2017 учебный год, утвержденного приказом № 29/4 от 31.05.2016г.
Годового календарного графика МКОУ «Второкаменская СОШ» утвержденного приказом №44/1 от 19.08.2016г.
Положения о рабочей программе в соответствии с ФГОС МКОУ «Второкаменская СОШ» утвержденного приказом №44/2 от 19.08.2016г.
Данная программа разработана в соответствии с примерной программой основного общего образования по биологии. Рекомендованной Министерством образования и науки РФ, и авторским УМК В.В.Пасечника
Основная цель предмета
- социализация учащихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваеваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование учащихся призвано обеспечить:
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой
природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладение методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными,
ценностно-смысловыми, коммуникативными;
- формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Задачами курса являются:
- выяснение, чем живая природа отличается от неживой; формирование общих представлений о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе;
- получение сведений о клетке, тканях и органах живых организмов;
- углубление знаний об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
Место предмета в Федеральном базисном учебном плане
Изучение предмета биологии проводится на втором уровне общего образования. В Федеральном базисном учебном плане на изучение биологии в 5 классе основной школы выделяется 35 часов в год,1 час в неделю.
Изменения, внесенные в содержание авторской программы
В авторской программе резервное время — 3 ч. Оно распределено следующим образом: 2 часа добавлено в раздел 5 «Царство растения» и 1 час в раздел «Летние задания»
Планируемые результаты
Предметные результаты обучения
Обучающиеся должны знать: о многообразии живой природы; царства живой природы, основные методы исследования в биологии; признаки живого; экологические факторы; основные среды обитания живых организмов; правила работы с микроскопом; правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии; строение клетки; химический состав клетки; основные процессы жизнедеятельности клетки; строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов; разнообразие и распространение бактерий и грибов; роль бактерий и грибов в природе и жизни человека; основные группы растений; происхождение растений и основные этапы развития растительного мира; роль растений в биосфере и жизни человека. —внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений; —видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.
Обучающиеся должны уметь: определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы», «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл», отличать живые организмы от неживых; характеризовать среды обитания живых организмов; работать с лупой и микроскопом; готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; распознавать различные виды тканей; давать общую характеристику бактерий и грибов; отличать бактерии и грибы от других живых организмов; отличать съедобные грибы от ядовитых; объяснять роль грибов и бактерий в природе и жизни человека; давать общую характеристику растительного царства; объяснять роль растений в биосфере; давать основную характеристику основных групп растений и основные этапы развития растительного мира. различать и описывать органы цветковых растений; объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания; изучать органы растений в ходе лабораторных работ.
Метапредметные результаты обучения
Обучающиеся должны уметь: составлять план текста; владеть таким видом изложения текста, как повествование; под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы; получать биологическую информацию из различных источников; определять существенные признаки объекта; анализировать объекты под микроскопом; сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунке и определять их; оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; работать с текстом и иллюстрациями учебника; составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую. —анализировать и сравнивать изучаемые объекты; осуществлять описание изучаемого объекта; определять отношения объекта с другими объектами; определять существенные признаки объекта; классифицировать объекты; проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.

Личностные результаты обучения
Воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку; знание правил поведения в природе; понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; умение реализовывать теоретическое познание природы на практике; понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией; воспитание в учащихся любви к природе; признание права каждого на собственное мнение; готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия; умение слушать и слышать другое мнение.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Биология. Бактерии, грибы, растения.
5 класс (35 ч, 1ч в неделю)
Введение (6 ч)
Биология ,как наука о живой природе, роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Лабораторные и практические работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 ч)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы
Устройство увеличительных приборов.Правила работы с ними.
Изучение клеток растения с помощью лупы.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.
Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.
Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Раздел 2. Царство Бактерии (2 ч)
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии – возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Вирусы – неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.
Раздел 3. Царство Грибы (5 ч)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
Изучение строение плодовых тел шляпочных грибов.
Изучение строение плесневого гриба мукора.
Изучение строение дрожжей.
Раздел 4. Царство Растения (9 ч)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные). Принципы классификации.
 Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания.
Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны,их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания.
Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Усложнение растений в процессе эволюции.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Изучение строение зелёных водорослей.
Изучение строение мха (на местных видах).
Изучение строение спороносящего хвоща и  спороносящего папоротника.
Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Изучение строения голосеменных растений.
Изучение строения покрытосеменных растений
Резервное время — 3 ч.
Резервное время распределено следующим образом: 2 часа добавлено в раздел 5 «Царство растения» и 1 час в раздел «Летние задания»
Календарно-тематическое планирование
№ пп№
раздела,
урока Перечень разделов, тем Количество часов Дата по плану Дата по факту
I. «Введение» 6 1 1.1 Биология-наука о живой природе. 1 6.09 2 1.2 Методы исследования в биологии. 1 13.09 3 1.3 Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого. 11 20.09 4 1.4 Среды обитания живых организмов. 1 27.09 5 1.5 Экологические факторы и их влияние на живые организмы Лабораторная работа №1 «Ведение дневника наблюдений.»1 4.10 6 1.6 Обобщающий урок
Экскурсия Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Практическая работа Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе 1 11.10 II «Клеточное строение организмов» 10ч 7 2.1 Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа № 2 «Устройство лупы и светового микроскопа . Правила работы с ними» Лабораторная работа № 3 «Изучение клеток растения с помощью лупы» 1 18.10 8 2.2 Строение клетки. 1 25.10 9 2.3 Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука
Лабораторная работа № 4 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука рассматривание его под микроскопом.»1 8.11 10 2.4 Пластиды. Лабораторная работа № 5 по теме
«Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид» 1 15.11 11 2.5 Химический состав клетки: неорганические и органические вещества 1 22.11 12 2.6 Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание). Лабораторная работа № 6 по теме
«Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи» 1 29.11 13 2.7 Жизнедеятельность клетки: рост, развитие 1 6.12 14 2.8 Деление клетки 1 13.12 15 2.9 Понятие «ткань». Лабораторная работа № 7 по теме
«Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей» 1 20.12 16 2.10 Обобщающий урок 1 27.12 III Царство Бактерии 2 17 3.1 Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность 1 17.01 18 3.2 Роль бактерий в природе и жизни человека 1 24.01 IV Царство Грибы 5 19 4.1 Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека 1 31.01 20 4.2 Шляпочные грибы 1 7.02 21 4.3 Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа № 8 по теме
«Особенности строения мукора и Лабораторная работа № 9 Строение дрожжей» 1 14.02 22 4.4 Грибы-паразиты 1 21.02 23 4.5 Обобщающий урок 1 28.02 V Царство Растения 9+2 24 5.1 Ботаника — наука о растениях 1 7.03 25 5.2 Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Лабораторная работа № 10 по теме «Строение зелёных водорослей» 1 14.03 26 5.3 Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей 1 21.03 27 5.4 Лишайники 1 4.04 28 5.5 Мхи. Лабораторная работа № 11 по теме «Строение мха» (на местных видах).
1 11.04 29 5.6 Папоротники, хвощи, плауны. Лабораторная работа № 12 по теме «Строение спороносящего хвоща»
Лабораторная работа № 13 по теме «Строение спороносящего папоротника» (на усмотрение учителя1 18.04 30 5.7 Голосеменные растения. Лабораторная работа № 14 по теме
«Строение хвои и шишек хвойных» (на примере местных видов) 1 25.04 31 5.8 Покрытосеменные Растения. Лабораторная работа № 15 по теме
«Строение цветкового растения» 1 2.05 32 5.9 Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира 1 16.05 33 5.10 Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира 1 16.05 34 5.11 Обобщающий урок
1 23.05 35 VI Летние задания 1 30.05 Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе
Источники для учащихся:
1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл. : учеб./ / В. В. Пасечник. – 3-е изд.. стериотип, – М.: Дрофа, 2014.- 141, (3) с.
2. Биология: Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения, 5 класс» /В.В.Пасечник.- 4-е изд.,стериотип.-М.: Дрофа, 2015.-60,[4]с.
3. Контрольные и проверочные работы по биологии: 6 класс: К учебнику В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» / Л.Д.Парфилова. – М.: Издательство «Экзамен» 2005.- 126 (2)с.: ил.- (Серия «Учебно-методический комплект»)
источники для учителя
1.Биология: Бактерии,грибы,растения,5 класс. Методическое пособие к учебнику В.В.Пасечника « Биология.Бактерии, грибы, растения, 5 класс»/ В.В.Пасечник.-3-е изд., стериотип. – М.: Дрофа,2015.-91,[5] с.
2. Биология: Диагностические работы к учебнику В.В.Пасечника Биология: Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: В.В. Пасечник - 2-е изд., стериотип. -М.: Дрофа, 2016.-92,[4]с. : ил.
3. Контрольные и проверочные работы по биологии: 6 класс: К учебнику В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» / Л.Д.Парфилова. – М.: Издательство «Экзамен» 2005.- 126 (2)с.: ил.- (Серия «Учебно-методический комплект»)

Дополнительные материалы и интерактивные тесты для проверки усвоения материалов
1http://www.livt.netЭлектронная иллюстрированная энциклопедия "Живые существа"http://www.floranimal.ru/Портал о растениях и животных
http://www.plant.geoman.ru/Занимательно о ботанике. Жизнь растений
Материально – техническое обеспечение
Мультимедийный компьютер Основные технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет; оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками; в комплект входит пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).
Экран (на штативе или навесной) Минимальные размеры 1,5 × 1,5
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Комплект микропрепаратов «Ботаника 1»
Комплект микропрепаратов «Ботаника2»
Игла препаровальнаяМикроскоп школьный
Набор хим.посуды и принадлежностей по биологии для дем. работ.(КДОБУ)
Набор хим.посуды и принадлежн. для лаб. работ по биологии (НПБЛ)
Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ. Включает посуду, препаровальные принадлежности, покровные и предметные стекла и др.
Комплект оборудования для комнатных растений
Лупа ручная
Лупа штативная
Муляжи
Плодовые тела шляпочных грибов
НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ
Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп
Набор микропрепаратов по ботанике
Набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии . Грибы. Лишайники» (базовый)
Живые объекты
Комнатные растения по экологическим группам
Тропические влажные леса
Влажные субтропики
Сухие субтропики
Пустыни и полупустыни
Приложение №1
Лист прохождения программы по биологии 5 класс
за 2016 – 2017 учебный год
Четверть 1 четверть 2 четверть/
1 полугодие 3 четверть 4 четверть/
2 полугодие Учебный год
План Факт. План Факт. План Факт План Факт План Факт.
Количество часов Количество контрольных работ Количество практических работ Количество лабораторных работ Количество уроков развития речи Количество уроков внеклассных чтений Количество экскурсий Приложение № 2
Лист корректировки рабочей программы
№ ппНазвание раздела, номер, тема урока Дата проведения по плану Причина корректировки Корректирующие мероприятия (указать какие номера уроков совмещены, какие номера уроков предложены учащимся для самостоятельного изучения, какие – проведены за счет резерва) Дата проведения по факту
Приложение №3
Лист выполнения программы учащимися, пропустившими занятия по биологии 5 класс
№п\пДата пропущенного урока Тема пропущенного урока Формы работы с учащимися Дата полученной оценки за пропущенный материал