Тематическое планирование ФГОС История 5 класс к учебнику Колпакова С.В. Издательство Дрофа линия Вертикаль

Данная программа курса «История» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы. Изучение курса рассчитано на 68 часов -2 ч в неделю.
Курс спланирован на основе программы Колпаков С.В. и др. Всеобщая история. 5-9 кл
Учебник Колпаков С.В. Селунская Н.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Издательство «Дрофа» линия Вертикаль, 2015 г.

Пояснительная записка
Происходящая в настоящий момент в Российской Федерации реформа общего образования связана с введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС). ФГОС начального общего образования был утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации в 2009 г., ФГОС основного общего образования в 2010 г., ФГОС среднего общего образования в 2012 г.
ФГОС это рамочный нормативный документ, который определяет три вида требований к основной образовательной программе образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию: требования к структуре программы, требования к результатам освоения программы предметным, метапредметным и личностным, требования к условиям реализации программы. Каждая образовательная организация, имеющая государственную аккредитацию, разрабатывает основную образовательную программу самостоятельно. Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают вариативность содержания основных образовательных программ, возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся. Таким образом, при разработке основной образовательной программы учитываются тип и вид образовательной организации, образовательные потребности и запросы участников образовательного процесса.
Основная образовательная программа образовательной организации складывается из программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования включает три раздела: целевой, содержательный и организационный. Учитель-предметник принимает участие прежде всего в формировании содержательного раздела основной образовательной программы, так как именно в этот раздел входят рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов, ориентированных на достижение предметных, мета- предметных и личностных результатов, описанных в целевом разделе основной образовательной программы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
В современной России историческое образование служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Динамизм социальных процессов в стране и мире в XXI в., широкие информационные контакты, глобализация в различных сферах жизни, взаимодействие представителей различных этнических и социальных групп и многое другое порождают новые требования к изучению истории.
Уровень подготовки учащихся 59 классов в значительной мере определяется тем, насколько изучение истории помогает им ответить на вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности для самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов;
осмысление исторического опыта своей страны и человечества в целом;
активное и творческое применение исторических знаний в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В основной школе история изучается в 59 классах в качестве обязательного предмета. Базисный учебный план в целом выделяет 196 часов на изучение всеобщей истории: в 5 классе 68 часов, в 6 классе 34 часа, в 79 классах не менее 28 часов (1 час в неделю). Курсы «История России» и «Всеобщая история», изложенные в программе раздельно, на практике изучаются синхронно-параллельно. Преподаватель при планировании учебного процесса может сам определять последовательность рассмотрения отдельных тем, привлечение регионального материала. В некоторых случаях целесообразно объединенное изучение сюжетов отечественной и всеобщей истории, например при рассмотрении истории международных отношений и внешней политики России.
В соответствии с учебным планом курсу истории предшествует курс «Окружающий мир», который включает некоторые знания по истории. В свою очередь, содержаниекурса истории основной школы, являясь базовым звеном в системе непрерывного естественно-научного образования, служит основой для последующих уровней и профильной дифференциации.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты обучения истории в основной школе:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого, знания об историческом опыте человечества важны для понимания школьниками современных общественных процессов;
закрепление умения разделять процессы на этапы и звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять и классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
формирование умения находить адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов деятельности, комбинировать их в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Метапредметные результаты обучения истории в основной школе:
интегративное взаимодействие курсов истории и обще- ствознания позволит учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном сообществе;
использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширит знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепит умение оперировать статистическим и картографическим материалом;
формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательной области «Филология» значительно повысит коммуникативный потенциал процесса обучения, позволит учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков;
знание учащимися исторических основ процесса духовного творчества расширит их возможности при изучении курсов литературы, музыки и мировой художественной культуры, а также духовно-нравственной культуры.
Предметные результаты обучения истории в основной школе:
воспитание патриотизма, гуманизма, уважения к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
ознакомление учащихся с важнейшими событиями всемирной истории, фактами, биографиями исторических деятелей прошлого и современности, основными процессами развития человеческого общества в их взаимосвязях и хронологической последовательности;
создание у учащихся представлений об исторических источниках, их особенностях, формирование основ их анализа;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
развитие способностей к самостоятельному анализу событий прошлого и настоящего, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов, использованию знаний, полученных в ходе изучения курса истории, при анализе и оценке современного состояния общества;
формирование системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества.
Критерии оценки в основной школе. Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметки). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля.

СОДЕРЖАНИЕ, РЕАЛИЗУЕМОЕ С ПОМОЩЬЮ ЛИНИИ «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. 59 КЛАССЫ»
5 КЛАСС. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА (68 ч)
Введение (1 ч) Что такое история и предмет ее изучения. Всемирная история. История Древнего мира как часть всемирной истории. Почему необходимо изучать прошлое человечества. Исторические источники. Археология. Вещественные исторические источники. Устные исторические источники. Письменные источники.
Как жили люди в древности (5 ч)
Счет лет в истории. Хронология. Современный отсчет времени. Различные точки отсчета времени в древности. Рождество Христово точка современного отсчета времени. Календарь. Лента времени. Наша (новая) эра. Счет лет до новой эры.
Теории происхождения человека: божественная и эволюционная. Мнение ученых о месте и времени появления древних людей. Как выглядели древние люди. Биологическая эволюция человека (по останкам древних людей). Среда обитания древних людей. Первые орудия труда. Умение изготавливать орудия труда главное отличие древних людей от животных. Изобретение новых орудий труда. Занятия и образ жизни древних людей. Человеческое стадо. Собирательство, охота и рыболовство. Овладение огнем. Овладение речью. Жилище первобытного человека. Изобретение одежды. Расселение древних людей. Появление человека разумного. Отличие человека разумного от его древнего предка. Совершенствование человеком разумным орудий труда. Переход от человеческого стада к родовой общине. Признаки родовой общины.
Зарождение искусства. Первобытная наскальная живопись и скульптура. Зарождение веры в сверхъестественные силы. Религиозные представления первобытных людей. Связь между занятиями древних людей и их верованиями. Боги и духи. Жертвоприношения. Обожествление природы. Появление веры в загробную жизнь. Погребальный обряд. Возникновение религии.
Переход от собирательства к земледелию. Мотыжное земледелие. Изобретение плуга. Передняя Азия родина первых растений, которые люди научились выращивать. Переход от охоты к скотоводству. Первые одомашненные животные. Оседлый образ жизни. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Возникновение ремесла. Гончарное дело. Ткачество. Начало обработки металлов. Медные орудия труда. Зарождение первых цивилизаций.
Древний Египет (7 ч)
Географическое положение и природа Египта. Долина и дельта Нила. Египет «дар Нила». Значение Нила для развития земледелия в Древнем Египте. Образование номов во главе с номархами. Нижний Египет и Верхний Египет. Подчинение Нижнего Египта царю Верхнего Египта. Причины образования государства. Складывание единого Древнеегипетского государства. Устройство Древнеегипетского государства: фараон, вельможи, чиновники-писцы, земледельцы, рабы.
Фараон божество среди древних египтян. Причины обожествления египтянами правителя государства. Символы власти фараонов. Система управления Древнеегипетским государством. Египетские вельможи помощники фараонов в управлении государством. Обязанности вельмож и их образ жизни. Земледелие в Древнем Египте. Труд земледельцев, их образ жизни. Дамба. Шадуф. Орудия труда египетских земледельцев. Ремесленники Древнего Египта. Ремесла египтян. Метеоритное железо. Торговый обмен в Древнем Египте. Налоги и повинности. Бесправное положение египетских рабов («живых убитых»). Работы, которые выполняли рабы в древнеегипетском обществе.
Расцвет Древнеегипетского государства. Получение египтянами бронзы. Бронзовые орудия труда. Подъем сельского хозяйства, ремесла и строительства. Структура и вооружение древнеегипетской армии. Праща и бумеранг. Боевые колесницы. Тактика ведения боя у древних египтян. Преимущества бронзового оружия. Военные походы фараона Тутмуса III и расцвет государства. Расширение границ Древнего Египта.
Религиозные представления древних египтян. Боги Древнего Египта. Жрецы служители богов. Религиозные обряды. Храмы Древнего Египта. Рельеф. Подземное царство Осириса. Погребальные обряды древних египтян. Мумия.
Саркофаг. Гробница. Пирамида. Пирамида фараона Хеопса величайшее чудо света, сохранившееся до наших дней.
Письменность в Древнем Египте. Иероглифы. Папирус. Научные знания египтян. Храмы центры науки и образования. Достижения египтян в астрономии, математике, географии, медицине. Обучение в египетских школах. Древнеегипетское искусство. Особенность живописи Древнего Египта. Изображения людей. Скульптура Древнего Египта. Большой сфинкс.
Древнейшие государства Передней Азии (5 ч)
Природа Междуречья. Реки Тигр и Евфрат. Освоение людьми долины Междуречья. Первые государства Междуречья. Возникновение городов-государств. Южное Междуречье страна Шумер. Страна Аккад. Шумерская армия. Изобретение письменности. Клинопись. Легенда о царе Гильгамеше. Боги и храмы Междуречья. Научные открытия шумеров. Достижения в астрономии. Система счета.
Вавилон крупнейший город и главный торговый центр Междуречья. Изобретение денег. Образование Вавилонского царства. Законы царя Хаммурапи. Вавилонское общество. Обязанности людей и обязанности государства. Боги и храмы Вавилона. Шамаш. Мардук. Религиозные ритуалы вавилонян. Легенда о строительстве Вавилонской башни. Быт вавилонян. Вавилонская семья. Жилой дом. Одежда мужчин и женщин. Туника. Рабство в Вавилонии. Источники рабства и положение рабов.
Финикия страна мореплавателей. Местоположение Финикии и влияние природных условий на занятия ее жителей. Города-государства Финикии: Тир, Библ, Сидон. Производство посуды из прозрачного и разноцветного стекла, изобретение пурпурной краски. Финикийские корабли. Морские путешествия финикийцев. Основание колоний. Купцы и пираты. Плавание вокруг Африки. Алфавит величайшее открытие финикийцев.
Возникновение Ассирийского царства. Его местоположение и климат. Основные занятия населения. Начало железного века и перемены в хозяйстве. Значение использования железа. Железный лемех. Реформы царя Тиглатпалассара. Ассирийское войско. Появление постоянной армии. Конница. Осадные машины: таран, осадная башня. Завоевания ассирийцев и образование Ассирийской военной державы. Ассирийцы и покоренные народы. Государство Израиль. Царь
Давид. Царь Соломон. Расцвет Ассирийского царства. Падение Ниневии.
Новое возвышение Вавилона. Его территория и система управления. Вавилон в период наивысшего расцвета. Ворота богини Иштар. Дорога процессий. Висячие сады Семирамиды одно из семи чудес света. Террасы. Керамика. Персидское царство: территория и занятия жителей. Кир Великий. Персидская армия. Покорение Вавилона. Завоевание Передней Азии и Египта. Персия при царе Дарии I. Устройство Персидской державы. Провинции и методы управления ими. Сатрапы и «уши царя». Царская дорога.
Древнейшие государства Индии и Китая (6 ч)
Географическое положение Индии. Индостан. Гималаи. Индийский океан. Климат Индии. Тропические дожди. Долины рек Инд и Ганг. Джунгли. Археология о древнейших городах Индии. Город Мохенджо-Даро. Глазурь. Арийские племена в Индии. Арии и дравиды. Раджа. Возникновение царств в Индии и их объединение под властью царя Ашоки. Легенда о возникновении варн. Индийские варны: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры.
Природные условия Древнего Китая. Великая Китайская равнина. Реки Янцзы и Хуанхэ. Хуанхэ «Блуждающая река», «Река тысячи бедствий». Хозяйство жителей Китая. Выращивание риса и чая. Изготовление шелка. Великий шелковый путь. Первые государства в Китае. Циньская империя. Правление «первого императора Цинь». Законы Цинь Шихуанди. Гунны. Великая Китайская стена. Крах империи Цинь и основание новой империи Хань.
Культура Индии. Вера в переселение душ. Влияние религиозных представлений на жизнь индийцев. Гаутама Будда («Просветленный»). Нирвана. Возникновение буддизма. Основные положения буддизма. Буддизм одна из мировых религий. Научные знания древних индийцев. Астрономические знания. Десятичная система счета. Арабские цифры. Шахматы. Культура Древнего Китая. Иероглифы. Изобретение бумаги. Астрономия и математика в Древнем Китае. Изобретение компаса. Механические водяные часы. Прибор для предсказания землетрясений. Религиозные представления древних китайцев. Император Китая «Сын Неба». «Поднебесная империя». Учение Конфуция. Искусство. Архитектура. Скульптура. Изготовление фарфора.
Жители и государства Древней Греции (14 ч)
Природа и население Греции. Балканский полуостров. Области Греции. Ахейцы. Эллада. Государство на Крите. Управление Критским царством. Занятия жителей Крита. Акрополь. Легендарный царь Минос. Мифы: Зевс и Европа, Тесей и Минотавр. Кносский дворец. Лабиринт. Фрески дворца царя Миноса. Гибель Критской державы.
Образование Микенского царства. Влияние Критского государства на хозяйство, государственное устройство и культуру Микенского царства. «Златообильные» Микены. Мозаика. Троянская война. Миф о суде Париса и похищении Елены Прекрасной. Вторжение северных греческих племен дорийцев и гибель Микенского царства.
Величайший поэт Древней Греции Гомер. Краткое содержание поэмы «Илиада»: ссора Ахиллеса с Агамемноном, гибель Патрокла, поединок Ахиллеса с Гектором, Ахиллес и Приам, смерть Ахиллеса. Боги и герои в поэме Гомера. Открытия Генриха Шлимана. Поэма Гомера «Илиада» как памятник культуры и исторический источник.
Поэма Гомера «Одиссея». Хитроумный Одиссей и его спутники. Приключения Одиссея. Долгий путь домой и возвращение на родную Итаку. Состязание женихов.
«Темные века» в истории Древней Греции. Подъем хозяйства после «темных веков». Освоение древними греками железа. Возрождение ремесла и торговли. Возникновение полисов. Управление полисом. Права и обязанности граждан полиса. Как выглядел полис. Агора. Портик. Система ценностей жителей древнегреческого полиса. Метеки. Интересы полиса главная ценность для гражданина.
Образование Спартанского государства. Местоположение города-государства Спарта. Пелопоннес. Лаконика. Население Спарты. Воины, илоты и периэки. Отношения между спартанцами и илотами. Государственное устройство Спарты: цари, геронты и эфоры. Аристократическая Спарта. Законы Ликурга. Хозяйство Спарты. Спартанское войско: гоплиты, фаланга. Воспитание юных спартанцев. Лаконичная речь.
Природные условия Аттики. Афины главный город Аттики. Легенда о происхождении названия Афин. Хозяйство и основные занятия афинян. Государственное устройство Древних Афин: Народное собрание, ареопаг, архонты. Законы Драконта. Политическое господство аристократии. Положение афинских земледельцев. Долговое рабство. Демос.
Война в Афинах между демосом и аристократией. Реформы Солона. Отмена долгового рабства. Разделение граждан на разряды. Участие демоса в управлении полисом. Основные черты афинской демократии.
«Великая греческая колонизация». Причины и направления греческой колонизации. Как основывалась колония. Хозяйство и торговля. Жизнь в заморских колониях. Отношения эллинов с местными племенами. Греки и варвары. Колонии греков в Северном Причерноморье. Скифы. Колонии часть единого греческого мира.
Причины греко-персидских войн. Марафонское сражение и его значение. Стратег Мильтиад и его роль в победе над персами. Марафонский бег. Подготовка Персидской державы к новой войне с греками. Подготовка эллинов к войне. Фемистокл. Вторжение персов под предводительством царя Ксеркса в Элладу. Фермопильское сражение. Царь Леонид и 300 спартанцев. Разрушение Афин персами. Битва при Са- ламине. Триера. Битва при Платеях. Создание Афинского морского союза. Значение победы греческих полисов над восточной деспотией.
Возвышение Афин после победы над персами. Афинский морской союз как инструмент поддержания господства Афин в эллинском мире. Положение афинских граждан и их союзников. Развитие демократии. Усиление роли Народного собрания, его функции и порядок работы. Система государственных должностей и плата за их исполнение. Афины при Перикле. Оратор. Восстановление города после разрушения его персами. Военный порт Пирей символ мощи Афин. Труд рабов и их положение в Афинском государстве. Война между Афинами и Спартой (Пелопоннесская война). Победа Спарты.
Культура Древней Греции (6 ч)
Обожествление древними греками явлений природы. Олимпийские боги покровители природы и хозяйства. Древнегреческие герои. Цикл мифов о Геракле.
Представления греков об окружающем мире. Греческие философы. Геродот «отец истории». Греческие историки Фукидид, Ксенофонт и их произведения. Развитие географии, математики и медицины. Пифагор. Гиппократ. Идеи Аристотеля. Воспитание и обучение детей. Греческий алфавит. Школы и палестры в Древней Греции.Расцвет древнегреческого искусства. Архитектура Древней Греции в классический период. Греческие храмы. Ор-дер. Фронтон. Архитектурный ансамбль афинского Акрополя. Парфенон. Скульптура. Представления древних греков о красоте. Канон классических статуй и образ идеального гражданина. Творения Фидия. Древнегреческая живопись. Чернофигурные и краснофигурные вазы. Всемирное значение искусства Древней Греции.
Возникновение театральных представлений в Древней Греции. Праздники в честь бога Диониса. Как выглядел древнегреческий театр. Древнегреческие драматурги. Эсхил «отец трагедии». «Персы». «Медея» Еврипида. Комедия «Мир» Аристофана. Значение театра в жизни эллинов.
Общегреческие праздники. Панафинеи. Игры в Олимпии. Подготовка и организация Олимпийских игр. Священное перемирие. Ипподром. Виды спортивных состязаний. Олимпионики. Значение Олимпийских игр в объединении греков.
Создание державы Александра Македонского. Эпоха эллинизма (4 ч)
Причины ослабления Эллады. Македония при Филиппе II: природа, особенности хозяйства, организация войска. Македонская фаланга. Подчинение Филиппом II полисов Греции. Борьба эллинов за независимость. Оратор Демосфен. Сражение при Херонее и его последствия. Воцарение Александра Македонского.
Покорение Александром Македонским Восточного Средиземноморья и Египта. Разгром персов на Гранике. Сражение при Иссе. Сражение при Гавгамелах. Падение Персидской державы Дария III. Поход в Индию. Образование державы Александра Македонского и ее распад.
Понятие «эллинизм». Возникновение эллинистических государств. Развитие техники. Архимед. Математик Герон. Александрия Египетская столица Египетского царства. Маяк на острове Фарос одно из семи чудес света. Мусейон. Особенности изобразительного искусства в эпоху эллинизма. Шедевры эпохи эллинизма.
Рим покоряет Италию (4 ч)
Природные особенности Италии. Народы и племена Древней Италии. Легенды об основании Рима. Ромул и Рем. Древние обычаи и предания римлян. Холмы Рима. Римские цари. Реформы римских царей. Тарквиний Гордый последний царь Рима.
Рождение республики. Понятие «республика». Устройство Римской республики. Консул. Сенат. Нравы древних римлян. Неравенство: богатые и бедные, должники. Патриции и плебеи. Первый уход плебеев на Священную гору. Трибун «народный защитник». Вето. Восстановление власти народных трибунов. Законы XII Таблиц.
Боги древних римлян. Римские жрецы. Понтифики и авгуры. Весталки. Лары и пенаты. Дом и семья в Древнем Риме. Домашний быт римлян. Римская семья фамилия. Патроны и клиенты. Римские имена.
Войны Рима с этрусками. Нашествие галлов на Рим. Подчинение римлянами городов латинов. Принцип «разделяй и властвуй». Войны за юг Италии. Война с царем Эпира. «Пиррова победа». Образование римско-италийского союза. Римская армия. Вооружение римлян. Легион, манипула, центурия. Триумф. Римская военная дисциплина. Диктатор.
Рим властелин морей (7 ч)
Карфаген хозяин моря. Причины Пунических войн. Первая Пуническая война. Борьба за Сицилию. Провинция. Ход Второй Пунической войны. Поход Ганнибала в Италию. Битва при Каннах. Борьба в Африке. Сципион Африканский победитель Ганнибала.
Рим и эллинистический мир. Войны Рима с Македонией и Сирией. Третья Пуническая война. Окончательное падение Карфагена. Понтийское царство при Митридате VI. Поражение Митридата и установление господства Рима над эллинистическим миром.
Жизнь и быт римлян в период расцвета Римской республики. Перемены в римском обществе, вызванные завоевательной политикой. Публий Сципион Эмилиан и Марк Порций Катон лучшие люди золотого века. Римское общество золотого века. Сенаторы и всадники. «Новые люди». Римские провинции. Управление «поместьями римского народа». Положение жителей римских провинций.
Рабство в Риме. Источники рабовладения. Положение рабов. Значение рабства для городского и сельского хозяйства. Рим рабовладельческое государство. Гладиаторские бои. Восстание Спартака.
Необходимость реформ в Риме. Народные трибуны Тибе- рий и Гай Гракхи. Земельная реформа Тиберия Гракха. Гибель братьев Гракхов. Положение италийцев. Союзническая война. Предоставление населению Италии прав римского гражданства. Военная реформа Гая Мария. Профессиональ-ная армия. Понятие «гражданская война». Гай Марий и Корнелий Сулла. Диктатура Суллы. Триумвират Марка Красса, Гнея Помпея и Юлия Цезаря. Установление диктатуры Цезаря. Гай Юлий Цезарь полководец и государственный деятель. Гибель Цезаря. Вторая гражданская война и падение Римской республики. Октавиан и Марк Антоний. Победа Октавиана в гражданской войне.
Греческое влияние на римскую литературу. Вергилий. Великие поэты Гораций и Овидий. Латинская комедия Плавта и Теренция. Римские историки: Марк Порций Катон и Тит Ливий. Тит Ливий о пользе и назначении истории. Великий оратор Цицерон.
Расцвет и закат Римской империи (9 ч)
Правление императора Октавиана Августа. Принципат. Тираническая власть наследников Августа. Император Нерон. Победа Веспасиана в гражданской войне. Золотой век Римской империи. Марк Ульпий Траян. Династия Анто- нинов и гражданский мир. Династия Северов. Правление императора Септимия Севера.
Общественные здания императорского Рима. Вечный город. Форум. Золотой дом Нерона. Форум Траяна. Рельефы на колонне Траяна. Триумфальные арки. Пантеон. Общественные бани-термы. Амфитеатр Колизей арена смерти. Римские акведуки. Италийский город. Базилика. Извержение вулкана Везувий и гибель Помпей. Раскопки в Помпеях. Дома в Помпеях. Римские виллы.
Неограниченная власть императора Диоклетиана. Поздняя империя. Император Константин I. Константинополь новая столица империи. Новая система управления. Колоны. Кризис «отеческой» религии римлян. Возникновение христианства. Предания об Иисусе Христе. Книги Нового Завета, или Евангелия. Распространение христианства в Римской империи. Возникновение церкви. Гонения на христиан. Христианская церковь при Константине I. Никейский собор. Символ веры. Неудачная попытка Юлиана Отступника возродить язычество. Преследование язычников при императоре Феодосии.
Римская армия. Варваризация римской армии. Великое переселение народов. Восстание германских племен готов. Поражение римской армии под Адрианополем. Готы, вандалы и франки на службе у римского императора Феодосия I. Разделение империи на Западную и Восточную. Разорение Вечного города готами. Нашествие гуннов. Аттила. Вандалы в Риме. Вандализм. Падение Западной Римской империи. Судьба Восточной Римской империи.
Языческая культура периода поздней Античности. Римский скульптурный портрет. Языческие культы. Язычество и христианство. Городская культура на Востоке. Александрия и Антиохия. Константинополь Новый Рим. Памятники христианского искусства. Катакомбы. Раннехристианские храмы.

Примерное тематическое планирование
История Древнего Мира , 5 класс
№ п/п,

Раздел программы, тема урока, кол-во часов
сроки
Тип урока
Содержание урока
Вид деятельности ученика
Домашнее задание

1.
Введение

Открытие новых знаний
Что такое история и для чего ее изучают.
Как ученые узнают о событиях прошлого. Как работать с учебником
Раскрывать значение терминов «история», «век», «исторический источник»; участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю


Как жили люди в древности (5 ч)

2.
Как ведется счет лет в истории

Открытие новых знаний
Как начался современный отсчет времени. Счет лет до новой эры
Объяснять, как ведется счет лет до нашей эры и нашей эры с помощью линии времени; соотносить события во времени, дату события с веком, тысячелетием;
раскрывать значение терминов «хронология», «календарь», «линия времени»
§ 1, ??,зад, словарь.

3.
Жизнь древних людей

Комбинированный
Как появились первые люди. Как выглядели древние люди. Первые орудия труда. Как жили и чем питались древние люди. Овладение огнем. Появление человека разумного. Переход от человеческого стада к родовой общине
Показывать на карте места расселения древнейших людей;
рассказывать об условиях жизни, занятиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы; объяснять главные отличия первобытных людей от обезьяноподобных предков; характеризовать основные признаки родовой общины
§ 2, ??,зад, словарь

4.
Верования и искусство первобытного человека

Комбинированный
Зарождение искусства. Зарождение у людей веры в духов и богов. Появление веры в загробную жизнь
Раскрывать значение понятий и терминов «искусство», «религия», «жертвоприношение»; рассказывать о верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы
§ 3, ??,зад, словарь

5.
Возникновение земледелия, скотоводства и ремесла

Комбинированный
Зарождение земледелия. Появление скотоводства. Возникновение ремесла. Начало обработки металлов
Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей (орудий труда и др.) для развития человеческого общества; раскрывать значение понятий и терминов «земледелие», «скотоводство», «ремесло», «присваивающее и производящее хозяйства», «племя»,«цивилизация»
§ 4, ??,зад, словарь.

6.
Обобщающий урок по теме






Древний Египет (7 ч)

7.
Возникновение государства в Древнем Египте

Открытие новых знаний
Страна среди песков. Складывание единого Древнеегипетского государства. Как было устроено Древнеегипетское государство
Показывать на карте территорию и центры Древнеегипетского государства; объяснять значение понятий и терминов «государство», «вельможа», «фараон»; раскрывать влияние природных условий Египта на формирование государства; характеризовать устройство государства в Древнем Египте, порядок управления страной
§5 , ??,зад, словарь


8-9
Фараоны и вельможи, крестьяне и рабы

Комбинированный
Египетские фараоны. Египетские вельможи. Труд земледельцев. Как жили земледельцы. Ремесленники Древнего Египта. Рабы в Древнем Египте
Объяснять особенности власти фараона; характеризовать основные группы населения Древнего Египта, их занятия, положение и др., используя текст учебника и иллюстративный материал;
рассказывать об условиях жизни и занятиях древних египтян, используя термины и понятия «дамба», «шадуф», «налоги», «повинности»
§ 6-7, ??,зад, словарь


10.
Расцвет Древнеегипетского государства

Комбинированный
Подъем хозяйства. Развитие военного дела. Время расцвета Древнеегипетского государства
Объяснять связи между применением бронзы и подъемом сельского хозяйства, строительства, военного дела в Древнем Египте; рассказывать о вооружении и организации древнеегипетской армии, используя термины «праща», «бумеранг», «боевая колесница» и изобразительные материалы; характеризовать историческую деятельность фараона Тутмуса III
§ 8, ??,зад, словарь


11.
Боги Древнего Египта

Комбинированный
Каким богам поклонялись древние египтяне. Жрецы служители богов. Храмы Древнего Египта. Царство Осириса. Величайшие из чудес света
Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе, используя термины «жрец», «храм», «рельеф», «мумия», «саркофаг», «гробница», «пирамида»; составлять рассказ о прогулке по египетскому храму;
называть и описывать памятники архитектуры Древнего Египта
§ 9, ??,зад, словарь.


12
Наука и искусство Древнего Египта

Комбинированный
Письменность Древнего Египта. Научные знания египтян. Чему и как учили в египетских школах. Древнеегипетское искусство
Рассказывать о письменности древних египтян; описывать произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах;
высказывать суждения о вкладе научных знаний и достижений искусства древних египтян в мировую культуру
§ 10, ??,зад, словарь.
к/к «Др. Египет»

13
Урок проверки и систематизации знаний по теме «Древний Египет»



Древнейшие государства Передней Азии (5 ч)

14.
Жители и боги Шумера

Открытие новых знаний
Земледельцы Шумера. Первые государства Междуречья. Письменность Шумера. Боги Междуречья. Научные открытия шумеров
Показывать на карте местоположение древнейших государств Месопотамии; рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Месопотамии; раскрывать значение понятий и терминов «Междуречье», «город-государство», «клинопись»;
составлять план ответа к теме «Достижения древних шумеров»
§ 11, ?,зад, словарь.


15.
Вавилонское царство

Комбинированный
Образование Вавилонского царства. Вавилон при царе Хамму- рапи. Боги и храмы Вавилона. Быт вавилонян. Рабство в Вавилонии
Характеризовать законы Хаммурапи как письменный источник, рассказывающий о Вавилонском царстве;
сравнивать положение рабов в Древнем Египте и Вавилоне;
объяснять, как отражались в древних легендах представления древних вавилонян о мире
§ 12, ?,зад, словарь. Даты
к/к «Междуречье»

16.
Города Финикии

Комбинированный
Земля между морем и горами. Властители древних морей. Плавание вокруг Африки. Величайшее из открытий финикийцев
Показывать на карте древние города-государст- ва Восточного Средиземноморья; рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Финикии;
объяснять предпосылки и следствия создания финикийского алфавита
§ 13, ?,зад, словарь
к/к «Финикия и ее колонии»

17.
Ассирийское государство

Комбинированный
Возникновение Ассирийского царства. Начало железного века и перемены в хозяйстве Ассирии. Возвышение Ассирии. Крушение Ассирийской державы
Характеризовать значение открытия железа для развития хозяйства и военного дела; показывать на карте основные направления завоевательных походов ассирийцев; объяснять причины падения Ассирийской державы;
рассказывать о культуре Древней Ассирии, используя иллюстративный материал учебника
§ 14, ?,зад, словарь.

18.
Нововавилонское и Персидское царства

Комбинированный
Новое возвышение Вавилона. Возникновение Персидского царства. Завоевание персов. Устройство Персидского государства
Показывать на карте территорию Персидской державы;
участвовать в обсуждении вопроса о достижениях Вавилона, используя названия «Висячие сады Семирамиды», «Дорога процессий», «Вавилонская башня»;
объяснять устройство Персидской державы, как она управлялась
§ 15, ?,зад, словарь.
к/к «Ассирийское и Персидское царства»

Древнейшие государства Индии и Китая (6 ч)

19.
Древняя Индия

Открытие новых знаний
Природные условия Индии. Арийские племена в Индии. Индийские варны
Показывать на карте территорию Древней Индии;
рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Индии;
характеризовать общественный строй Древней Индии, положение представителей различных варн: «брахманы», «кшатрии», «вайшьи», «шудры»
§ 16, ??,зад, словарь.

20.
Древний Китай

Комбинированный
Природные условия Древнего Китая. Хозяйство жителей Китая. Возникновение государства. Борьба с северными кочевниками. Империя Хань
Характеризовать влияние природных условий на хозяйство и занятия населения Древнего Китая;
объяснять значение понятия «империя»
§17, ??,зад, словарь. к/к «Индия и Китай в древности»

21-22
Культура Индии и Китая

Комбинированный
Религия ариев. Возникновение буддизма. Научные знания древних индийцев. Письменность Древнего Китая. Открытия китайских ученых. Религиозные представления древних китайцев. Искусство жителей «Поднебесной »
Объяснять, какую роль играли идеи индуизма, буддизма и конфуцианства в жизни индийцев и китайцев;
называть изобретения и культурные достижения древних индийцев и китайцев, высказывать суждения об их вкладе в мировую культуру; рассказывать о культурных достижениях Древней Индии и Древнего Китая, используя названия «буддизм», «мировая религия», «десятичная система счета», «арабские цифры», «шахматы», «китайские иероглифы», «фарфор», «бумага», «компас», «конфуцианство»
§ 18, ??,зад, словарь,

23.
Урок проверки и систематизации знаний по теме «Древнейшие государства Индии и Китая»

24.
Обобщающий урок по теме «Открытия и изобретения народов Древнего Востока»


Жители и государства Древней Греции (14 ч)

25-26
Критское царство

Открытие новых знаний
Природа и население Греции. Государство на Крите. Критское царство при царе Миносе. Гибель Критской державы
Показывать на карте территорию Древней Греции;
рассказывать о природных условиях и занятиях населения Древней Греции; характеризовать условия жизни и общественный строй на Крите, причины гибели Критской державы
§ 19, ??,зад, словарь.


27.
Микенское царство

Комбинированный
Образование Микенского царства. «Златообильные» Микены. Поход греков на Трою. Гибель Микенского царства
Сравнивать черты хозяйства, государственного устройства Критской державы и Микенского царства;
раскрывать причины гибели Микенского и других ахейских царств
§ 20, ??,зад, словарь
к/к

28.
Троянская война в поэме Гомера «Илиада»

Комбинированный
Величайший поэт Древней Греции. «Гнев, богиня,воспой Ахиллеса, Пелеева сына...». Гибель Патрокла. Месть Ахиллеса. Ахиллес и Приам. Открытие Шлимана
Рассказывать об основных героях и событиях поэмы «Илиада»;
раскрывать значение открытий Генриха Шлимана в изучении Древней Греции; объяснять значение крылатых выражений «нить Ариадны», «яблоко раздора», «ахиллесова пята»
§ 21, ??,зад, словарь.

29
Поэма Гомера «Одиссея»

Комбинированный
Хитроумный Одиссей. Одиссей на острове феаков. Одиссей и Полифем. Одиссей и волшебница Цирцея. Одиссей и сирены. Состязание женихов
Рассказывать об основных героях и событиях поэмы «Одиссея»;
объяснять значение крылатого выражения «троянский конь»
§ 22, ??,зад, словарь
к/к «Др.Греция и расселение греков

30
Конец «темных веков» и появление полисов

Комбинированный
Новый подъем ремесла и торговли. Появление полисов. Как выглядел полис. Кто мог быть гражданином полиса
Характеризовать полисный строй древнегреческих городов-государств, используя понятия и термины «полис», «Народное собрание», «агора»;
объяснять, что означало в Древней Греции понятие «гражданин»
§ 23, ??,зад№3 словарь.

31
Спартанское государство

Комбинированный
Образование Спартанского государства. Государственное устройство Спарты. Хозяйство Спарты. Спартанское войско. Как воспитывали юных спартанцев
Показывать на карте территорию Древней Спарты;
характеризовать государственное устройство Спарты;
объяснять значение понятий и терминов «илоты», «периэки»,«гоплит», «фаланга»; рассказывать о воспитании юных спартанцев, определять свое отношение к нему
§ 24, ??,зад, словарь


32
Древние Афины

Комбинированный
Природные условия Аттики. Основные занятия населения.Государственное устройство Древних Афин. Положение афинских земледельцев
Рассказывать о природных условиях и занятиях населения Аттики;
характеризовать государственное устройство Древних Афин, используя термины «ареопаг», «архонты», «драконтовские законы», «аристократия»;
объяснять причины тяжелого положения афинских земледельцев
§ 25, ??,зад, словарь.


33
Утверждение демократии в Афинах

Комбинированный
Реформы Солона. Разделение граждан на разряды. Возрастание роли демоса в управлении Афинами. Основные черты афинской демократии
Определять значение реформ Солона для утверждения в Афинах демократии; рассказывать о разрядах афинских граждан; объяснять значение понятий и терминов «демос», «демократия»; давать сравнительную характеристику общественно-политическому устройству Афин и Спарты
§ 26, ??,зад, словарь.

34
Появление
греческих
колоний

Комбинированный
«Великая греческая колонизация». Жизнь в заморских колониях. Греки в Северном Причерноморье. Единство греческого мира
Объяснять причины «Великой греческой колонизации»;
показывать на карте основные территории греческой колонизации;
рассказывать о том, как основывались греческие колонии и как жили переселенцы; объяснять значение понятий «колония», «колонизация», «метрополия»
§ 27, ??,зад, словарь.
к/к «Греческие колонии»

35-36
Греко-персидские войны

Комбинированный
Вторжение персов в Грецию. Победа греков при Марафоне. Подготовка к новой войне. Фермопильское сражение. Битва при Саламине. Окончание греко-пер- сидских войн
Объяснять причины греко-персидских войн; рассказывать о наиболее важных сражениях при Марафоне, в Фермопильском ущелье, при Саламине;
показывать на карте места важнейших сражений греко-персидских войн; объяснять итоги греко-персидских войн
§ 28, ??,зад, словарь

37
Расцвет Афинского государства

Комбинированный
Возвышение Афин. Развитие демократии. Первейший среди афинян. Положение рабов в Афинском государстве. Война между Афинами и Спартой
Характеризовать афинскую демократию при Перикле;
составлять исторический портрет (характеристику) Перикла;
сравнивать положение рабов в Афинах с положением илотов в Спарте;
определять результаты войны между Афиной и Спартой, получившей название Пелопоннесской
§ 29, ??,зад, словарь


38.
Урок проверки и систематизации знаний по теме «Жители и государства Древней Греции»


Культура Древней Греции (6 ч)

39.
Религия древних греков

Открытие новых знаний
Обожествление явлений природы. Олимпийские боги. Боги покровители хозяйства. Древнегреческие герои
Характеризовать верования древних греков; объяснять, какую роль играли религиозные культы в древнегреческом обществе; рассказывать о том, кто такие герои и почему их почитали древние греки
§ 30, ??,зад,

40.
Наука и образование в Древней Греции

Комбинированный
Представления об окружающем мире. Греческие историки. Развитие науки в Древней Греции. Как воспитывали и обучали детей
Рассказывать о том, как представляли устройство Вселенной древнегреческие ученые; раскрывать достижения древнегреческих ученых;
рассказывать об образовании в Древней Греции, используя термины «алфавит», «стило», «палестра»
§ 31, ??,зад,


41.
Древнегреческое искусство

Комбинированный
Расцвет древнегреческого искусства. Архитектура Древней Греции. Скульптура. Древнегреческая живопись. Всемирное значение искусства Древней Греции
Представлять описание произведений разных видов древнегреческого искусства, высказывая и аргументируя свои оценочные суждения; объяснять устройство древнегреческого храма, используя термины «ордер», «дорическая и ионическая колонны», «фронтон»; участвовать в воображаемом путешествии по афинскому Акрополю;
характеризовать всемирное значение искусства Древней Греции
§ 32, ??,зад,


42.
Греческий театр

Комбинированный
Как возникли театральные представления. Трагедия. Комедия. Значение театра в жизни эллинов
Рассказывать о том, как возникли театральные представления;
определять виды театральных представлений на примерах произведений древнегреческих поэтов;
раскрывать значение театра в жизни эллинов
§ 33, ??,зад,


43.
Олимпийские игры

Комбинированный
Общегреческие праздники. Время священного перемирия. Как готовились к играм. Олимпийские состязания
Характеризовать значение общегреческих праздников в жизни древних греков; рассказывать об организации и проведении Олимпийских игр, используя иллюстративный материал учебника;
объяснять значение терминов «церемония», «атлет», «стадион», «ипподром», «олимпио- ник»
§ 34, ??,зад, словарь

44
Обобщающий урок по теме «Особенности развития древнегреческой цивилизации»


Создание державы Александра Македонского. Эпоха эллинизма (4 ч)

45.
45. Возвышение Македонии

Открытие новых знаний
Ослабление Эллады. Македония при Филиппе II. Усиление Македонии. Воцарение Александра Македонского
Объяснять причины ослабления Греции после Пелопоннесской войны;
раскрывать роль Филиппа II в возвышении Македонии;
рассказывать о борьбе эллинов за независимость, используя текст учебника и историческую карту
§ 35, ??,зад, словарь

46-47
Походы Александра Македонского

Комбинированный
Покорение Восточного Средиземноморья и Египта. Падение Персидской державы. Поход в Индию. Образование державы Александра Македонского и ее распад
Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра Македонского;
составлять исторический портрет (характеристику) Александра Македонского; объяснять причины распада державы Александра Македонского
§ 36, ??,зад, словарь

48.
Культура
эллинистических
государств

Комбинированный
Возникновение эллинистических государств. Развитие техники в эпоху эллинизма. В Александрии Египетской. Искусство эллинистических государств
Раскрывать значение понятия «эллинизм»; представлять описание произведений разных видов эллинистического искусства, высказывая и аргументируя свои оценочные суждения;
называть и описывать памятники культуры периода эллинизма
§ 37, ??,зад, к/к «Образование и распад державы Ал. Македонского»


Рим покоряет Италию (4 ч)


49.
Начало римской истории

Открытие новых знаний
Природные особенности и древние жители Италии. Легенды об основании Рима. Древние обычаи и предания римлян. Римские цари
Показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии; рассказывать о природных условиях и древних жителях Италии, используя текст учебника и историческую карту;
объяснять, какие события древности отражают легенды об основании Рима
§ 38,
??,зад,

50.
Ранняя республика. Борьба патрициев и плебеев

Комбинированный
Рождение республики. Неравенство: богатые и бедные, должники. Первый уход плебеев на Священную гору. Продолжение борьбы плебеев
Характеризовать государственный строй в Риме после свержения Тарквиния Гордого; объяснять, кому принадлежала власть в Римской республике;
раскрывать значение понятий «республика», «консул», «сенат», «патриций», «плебей», «трибун»,«вето»;
рассказывать о борьбе плебеев с патрициями и ее результатах, используя текст учебника
§ 39, ??,зад,

51.
Римская религия, обычаи и нравы

Комбинированный
Боги древних римлян. Жрецы служители богов. Дом и семья в Древнем Риме
Характеризовать верования древних римлян; объяснять, какую роль играли религиозные культы в древнеримском обществе; описывать римскую фамилию, используя термины «нравы», «атриум», «клиент», «патрон»
§ 40. ??, зад. схема


52.
Войны и войско ранней республики

Комбинированный
Война за Лоций. Войны за Италию. Римская армия
Рассказывать о покорении Римом италийских племен, используя историческую карту; объяснять происхождение выражений «гуси Рим спасли», «разделяй и властвуй», «пиррова победа»;
характеризовать римскую армию, опираясь на иллюстрации учебника;
высказывать суждения о преимуществах римской армии, используя термины «легион», «манипула», «триумф», «диктатор»
§ 41, ??. зад
к/к «Образование Римского государства и завоевание Римом Италии»


Рим властелин морей (7 ч)

53.
Пунические войны

Комбинированный
Карфаген хозяин моря. Первая Пуническая война. Поход Ганнибала в Италию. Борьба в Африке
Характеризовать причины конфликта между Карфагеном и Римом;
использовать карту при характеристике военных событий Пунических войн; составлять исторический портрет (характеристику) Ганнибала;
объяснять причины победы Рима в Пунических войнах
§ 42, ?? зад

54.
Рим и эллинистический мир

Комбинированный
Рим и эллинистический мир. Войны Рима с Македонией и Сирией. «Карфаген должен быть разрушен». Митридатовы войны
Рассказывать о войнах Рима с эллинистическими государствами, используя текст учебника и историческую карту;
показывать на карте территорию Римского государства в I в. до н. э.
§ 43, ?? зад

55.
Золотой век Римской республики

Комбинированный
Между войнами с Карфагеном. Лучшие люди золотого века. Римское общество золотого века. «Поместья римского народа»
Объяснять, почему II в. до н. э. получил название «золотой век Римской республики»; рассказывать о положении жителей римских провинций, опираясь на текст учебника и историческую карту;
раскрывать значение понятия «провинция»
§ 44, ?? зад

56.
Рабы и Рим

Комбинированный
Источники рабовладения. Рабы городские и сельские. Восстание Спартака
Называть источники рабовладения в Древнем Риме;
составлять рассказ о положении рабов в Риме; рассказывать о восстании Спартака, опираясь на историческую карту;
объяснять значение понятия «рабовладельческое государство»
§ 45, ?? зад

57.
Гражданские войны

Комбинированный
Народные трибуны. Тиберий и Гай Гракхи. Союзническая война. Военная реформа Мария и диктатура Суллы. Диктатура Цезаря. Вторая гражданская война и падение Римской республики
Характеризовать предпосылки гражданских войн в Риме;
раскрывать значение понятий «гражданская война»,«диктатура»; высказывать свои оценочные суждения о деятельности братьев Гракхов;
составлять исторический портрет (характеристику) Цезаря;
объяснять, почему политическая деятельность Юлия Цезаря и Октавиана Августа привела к падению республики в Риме
§ 46, ?? зад

58.
Литература и театр в Риме

Комбинированный
Древнеримская литература. Труды историков. Великий оратор Цицерон
Выявлять примеры влияния Древней Греции на появление литературы у римлян; составлять описание древнеримского театра; объяснять значение понятий «меценат», «метаморфоза», «риторика»; рассказывать о культурной жизни в Древнем Риме
§ 47, ?? зад
к/к «Пунические войны»

59.
Урок проверки и систематизации знаний по теме «Рим властелин морей


Расцвет и закат Римской империи (9 ч)

60.
Ранняя империя. Первые императоры

Открытие новых знаний
Правление Августа. Наследники Августа. Золотой век Римской империи. Династия Северов
Характеризовать политическую жизнь в Римской империи, ее участников, важнейшие события;
показывать на карте владения Римской империи в III вв. н. э.;
объяснять, почему II в. получил название «золотой век Римской империи»; раскрывать значение понятий «империя», «император», «принципат», «тиран», «династия»
§ 48, ?? зад

61.
Архитектура и строительство в Римской империи

Комбинированный
Общественные здания имперского Рима. Италийский город. Дома в Помпеях
Составлять описание памятников древнеримской архитектуры, используя текст и иллюстрации учебника;
участвовать в воображаемом путешествии по императорскому Риму, используя названия «Вечный город», «форум», «колоннаТраяна», «триумфальная арка», «терма», «Пантеон», «амфитеатр», «Колизей», «акведук», «базилика»
§ 49, ?? зад

62.
Поздняя империя

Комбинированный
Новая форма правления. Империя и христиане
Раскрывать изменения в характере императорской власти при Диоклетиане; объяснять, в чем состояли предпосылки распространения христианства в Римской империи; рассказывать о судьбе первых христиан в Риме; составлять исторический портрет (характеристику) императора Константина
§ 50, ?? зад

63.
Империя и варвары

Комбинированный
Великое переселение народов. Разделение империи. Судьба Древнего Рима. Восточная Римская империя
Показывать на карте границы западной и восточной частей империи после ее разделения; рассказывать о том, что происходило в восточной части империи после захвата варварами западной части;
показывать на карте направления переселений варварских племен и их вторжений на территорию Римской империи;
высказывать суждения о причинах падения Западной Римской империи
§ 51, ?? зад
к/к «Распад и гибель Римской империи»

64.
Культура Рима на закате империи

Комбинированный
Языческая культура периода поздней Античности. Городская культура на Востоке. Памятники христианского искусства
Раскрывать значение понятия «язычество»; рассказывать, как складывались отношения между христианами и язычниками; высказывать суждения о вкладе древних римлян в культурное наследие человечества
§ 52, ?? зад

65.
Обобщающий урок по теме «Культурное наследие Древнего Рима»


66-68
Итоговые уроки систематизации и обобщения знаний по теме «Значение истории Древнего мира. Наследие Античности фундамент российской культуры»


15