Календарно — тематическое планирование биология ФГОС учебник В.В. Пасечник (5 класс, 1 час)


№ Тема урока Кол час Дата Планируемые результаты Основные виды
деятельности Фор-мы контроля
План Факт Введение 6 1 Биология – наука о живой природе. 1 П.: обуч.-ся имеют представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и о роли биологической науки в жизни общества.
М.: формируются умения проводить наблюдения в жизни природы, фиксировать и оформлять их результаты.
Л.: формируется любовь и бережное отношения к родной природе. Определяют понятия: «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества 2 Методы исследования в биологии 1 П.: обуч.-ся знают основные методыизучения биологии, правила техники безопасности в кабинете биологии.
М.: начато практическое ознакомление с методами проведения научных исследований и оформлением их результатов.
Л.: формируется ответственное отношения к соблюдению правил техники безопасности. Определение понятия: «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии 3 Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого 1 П.: обуч.-ся знают название царств живой природы и отличие живых организмов от объектов неживой природы.
М.:развиваются навыки работы с текстом и иллюстрациями учебника.
Л.: формируется научное мировоззрение на основе знаний об отличительные признаках живого от неживого. Определяют понятия: царств «Бактерии», «Грибы», «Растения» и «Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа учебника 4 Среды обитания живых организмов. 1 П.: обуч.-ся умеют различать среды обитания организмов, знают их особенности.
М.: формируется умение проводить анализ связей организмов со средой обитания.
Л.: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для обучающихся объектов. Определяют понятия: «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу. 5 Экологические факторы и их влияние на живые организмы. 1 П.: обуч.-ся умеют определять понятия «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы.
М.: развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Л.: формируются элементы экологической культуры. Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника. 6 Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных».
1 П.: обуч.-ся имеют начальное представления о многообразии живой природы; приобретают навыки правильного поведения в природе.
М.: развивается умение проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты.
Л.: формируется любовь и бережное отношение к родной природе; элементы экологической культуры. Готовят отчет по результатам практической работы и экскурсии.
Проводят наблюдение подруководством учителя.
Осуществляют расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета.
Описывают биологические объекты и процессы Отчёт по экскурсии
Клеточное строение организмов. 8 7 Устройство увеличительных приборов.
Л. р. №1«Устройство микроскопа. Правила работы с ним»
1 П.: обуч.-ся знают устройство увеличительных приборов, умеют работать с ними; имеют представления об истории создания светового микроскопа и открытие клеточного строения организмов.
М.: развивается умения проводить простейшие исследования и оформлять их результаты.
Л.: формируется познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований. Определяют понятия: «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом. 8 Строение клетки. Л. р. №2«Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом» 1 П.: обуч.-ся имеют начальное представление о строении клетки; приобрели навыки готовить микропрепарат кожицы лука, умеют рассматривать его в микроскоп и схематично изобразить строение клетки в тетради.
М.: развиваются умения выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов.
Л.: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых объектов. Учатся готовить микропрепараты.
Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их.
9 Особенности строения клеток. Пластиды.
Л. р. №3
«Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника»
1 П.: обуч.-ся имеют понятия о пластидах и хлоропластах; у них развиваются навыки приготовления микропрепаратов, изучения их под микроскопом и умения схематически изображать строение клетки в тетради.
М.: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, умения выделять существенные признаки строения клетки.
Л.: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых объектов. Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.
10 Химический состав клетки: неорганические и органические вещества 1 П.: обуч.-ся имеют начальное представление о химическом составе клетки, неорганических и органических веществах, их роли в клетке.
М.: развивается умения обнаруживать общность живой и неживой природы на основании сравнения и установления сходства их состава.
Л.: формируется научное мировоззрение на основании установления сходства химического состава клеток как одного из доказательств единства живой природы. Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучении. Химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием 11 Процессы жизнедеятельности в клетке. 1 П.: у обучающихся формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки.
М.: развиваются навыки проведения простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетке, умения анализировать и объяснять их результатов.
Л.: формируется познавательный мотив на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов. Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. 12 Деление и рост клетки. 1 П.: обуч.-ся знают, умеют, описывать процесс деления клетки и её рост.
М.: развиваются умение работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Л.: формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о делении клеток как основе размножения , роста и развития всех живых организмов. Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки 13 Ткани. Л. р. №4
«Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей» 1 П.: обуч.-ся имеют первоначальное представления о тканях и выполняемых ими функциях в растительном организме.
М.: развиваются навыки работы с текстом и иллюстрациями учебника.
Л.: формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о тканях как следующем уровне организации организмов из клеток. Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах. 14 Обобщающий урок по теме: «Клеточное строение организмов» 1 П.: обуч.-ся имеют первоначальное представления о единстве живых организмов.
М.: развивается умения анализировать и обобщать имеющиеся знания.
Л.: формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о единстве живых организмов.
Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом.
Осуществляют расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета. Тест
Царство Бактерии 3 15 Строение и жизнедеятельность бактерий. 1 П.: обуч.-ся имеют представления об особенностях строения бактерий и их многообразии.
М.: развивается умения самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Л.: формируется научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий. Выделяют существенные признаки бактерий. 16 Роль бактерий в природе. 1 П.: обуч.-ся имеют начальные сведения о роли бактерий в природе.
М.: развивается умения самостоятельно выполнять биологические исследования, работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Л.: формируется интерес к предмету и положительная познавательная мотивация на основе самостоятельного биологического исследования. Определяют понятия: «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии », «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека. 17 Роль бактерий в жизни человека. 1 П.: обуч.-ся имеют начальные сведения о роли бактерий в жизни человека..
М.: развивается умения самостоятельно выполнять биологические исследования, работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Л.: формируется интерес к предмету и положительная познавательная мотивация на основе самостоятельного биологического исследования Определяют понятия: «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека. Тест
Царство Грибы. 5 18 Общая характеристика грибов. 1 П.: обуч.-ся знают о строении грибов, их роли в природе и жизни человека.
М.: развивается умения самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Л.: формируется научное мировоззрение на основе изучения строения и роли грибов. Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе 19 Шляпочные грибы.
Л. р. № 5 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»
1 П.: обуч.-ся знают особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, умеют отличать грибы съедобные от ядовитых, знакомы с приемами оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.
М.: развивается умения самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Л.: формируется понимание ценности здорового и безопасного образа жизни; усваиваются правила безопасного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью при отравлении ядовитыми грибами.
Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. 20 Плесневые грибы и дрожжи.
Л. р. №6
«Строение плесневого гриба мукор»
Л. р. № 7
«Строение клеток дрожжей» 1 П.: обуч.-ся знают строение плесневых грибов и дрожжей, их роли в природе и жизни человека.
М.: развивается умение самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы и на основе анализа полученных результатов делать выводы.
Л.: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы. Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением. 21 Грибы-паразиты. 1 П.: обуч.-ся знают о грибах- паразитах и их роли в природе.
М.: развивается умения самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Л.: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы. Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека. 22 Обобщающий урок по теме: «Царство Грибы». 1 П.: обуч.-ся систематизировали и обобщили знания о строении и роли бактерий и грибов в природе и жизни человека.
М.: развивается умение сравнивать объекты и на основе обобщения знаний делать выводы.
Л.: формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков представителей разных царств природы. Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы).
Осуществляют расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета. Тест
Царство Растений 13 23 Разнообразие, распространение и значение растений. 1 П.: обуч.-ся имеют представления о многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях.
М.: развиваются существенные признаки растений, различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, сравнивать их и делать выводы на основе их сравнения.
Л.: формируется экологическая культура на основе понимания важности охраны растений. Определяют понятия: «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространённые растения, опасные для человека растения. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием. 24 Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Одноклеточные водоросли.
Л. р. №8
«Строение зеленых водорослей». 1 П.: обуч.-ся имеют представление о водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках.
М.: развивается умения выделять существенные признаки низших растений и на этом основании относить водоросли к низшим растениям.
Л.: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы. Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом. 25 Строение многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. 1 П.: обуч.-ся имеют представление о многоклеточных водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках.
М.: развивается умения выделять существенные признаки низших растений и на этом основании относить водоросли к низшим растениям.
Л.: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы. Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей 26 Лишайники. 1 П.: обуч.-ся имеют представление о лишайниках как симбиотических организмах.
М.: развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы.
Л.: формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды. Определяют понятия «лишайники», «накипные лишайники», «листоватые лишайники», «кустистые лишайники». Находят лишайники в природе. Тест
27 Мхи.
Л. р. №9 «Строение мха»
1 П.: обуч.-ся имеют представление о мхах как представители высших споровых растений.
М.: развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы.
Л.: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы. Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека. Тест
28
Хвощи, плауны.Л. р. №10«Строение спороносящего хвоща»
1 П.: обуч.-ся имеют представление о хвощах и плаунах как представители высших споровых растений.
М.: развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы.
Л.: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы. 29 Папоротники. Л. р. №11 «Строение спороносящего папоротника» 1 П.: обуч.-ся имеют представление о папоротниках как представители высших споровых растений.
М.: развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы.
Л.: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы. 30 Голосеменные растения.
Л. р. №12
«Строение хвои и шишек хвойных» 1 П.: обуч.-ся имеют представление о голосеменных растений как представители высших растений.
М.: развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы.
Л.: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы. Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека. 31 Покрытосеменные растения.
Л. р. №13 «Строение цветкового растения» 1 П.: обуч.-ся имеют представление о цветковых растений как представители высших растений.
М.: развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы.
Л.: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы. Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека 32 Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
1 П.: обуч.-ся имеют представления о методах изучения древних растений, знают основные этапы развития растительного мира.
М.: развивается умение приводить доказательство того, что многообразие растительного мира – результат длительного исторического развития.
Л.: формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции. Определяют понятия: «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира.
Выявляют взаимосвязи между различными группами растений. 33 Обобщающий урок по теме: «Царство Растений»
1 П.: обуч.-ся систематизировали и обобщили знания о строении и роли растений в природе и жизни человека.
М.: развивается умение сравнивать объекты и на основе обобщения знаний делать выводы.
Л.: формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков представителей разных царств природы. Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую.
Осуществляют расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета. Тест
34 Промежуточная диагностическая работа.
«Бактерии, грибы, растения»
1 П.: обуч.-ся имеют первоначальное представления о единстве живых организмов.
М.: развивается умения анализировать и обобщать имеющиеся знания.
Л.: формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о единстве живых организмов.
Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом.
Осуществляют расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета. Контрольная работа
35 Заключительный урок по курсу «Биология. 5 класс». Летние задания. 1