КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Дисциплины ОДБ.07 Информатика и ИКТ Специальность 36.02.01 Ветеринария


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дисциплины ОДБ.07 Информатика и ИКТ
Преподаватель: Глухова С.В.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГБПОУ КК «Пашковский сельскохозяйственный колледж»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Председатель цикловой комиссии Зам. директора по учебной работе
Протокол № _____ от «____»_____20___г. «____» ______________ 20____г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дисциплины ОДБ.07 Информатика и ИКТ
Специальность
36.02.01 Ветеринария
Группа В-12
Преподаватель Глухова Светлана Владимировна
Составлен в соответствии с программой, утвержденной директором ГБПОУ КК «Пашковский сельскохозяйственный колледж» 2014г
г. Краснодар
2014
РАБОЧИЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Курс, семестр Наименование разделов и тем Всего максим. Самостоятельно Аудиторная нагрузка
Всего Теоретич. На лаборат.
работы На практич.
занятия
Раздел 1. Информация и информационные процессы 4 2 2 2 1, 1 Тема 1.1. Введение в дисциплину. Человек и информация 1 1 1 1, 1 Тема 1.2. Информационные процессы 3 2 1 1 Раздел 2. Системы счисления и основы логики 18 12 6 6 1, 1 Тема 2.1. Представление информации. Количество и единицы измерения информации 1 1 1 1, 1 Тема 2.2. Системы счисления, используемые в компьютере 4 3 1 1 1, 1 Тема 2.3. Представление чисел в памяти ЭВМ 1 1 1 1, 1 Тема 2.4. Алгебра логики. Основные логические операции. Построение таблиц истинности сложных высказываний 4 3 1 1 1, 1 Тема 2.5. Основные законы преобразования алгебры логики 4 3 1 1 1, 1 Тема 2.6. Логические основы ЭВМ. 4 3 1 1 Раздел 3. Компьютер 17 9 8 4 4
1, 1 Тема 3.1. Основные устройства компьютера 4 3 1 1 1, 1 Тема 3.2. Программное обеспечение компьютера. Операционная система 5 2 3 1 2
1, 1 Тема 3.3. Файловая система. Работа с носителями информации. 5 2 3 1 2
1, 1 Тема 3.4. Инсталляция программ. Компьютерные вирусы и антивирусные программы 3 2 1 1 Раздел 4. Информационные технологии 36 4 32 6 26
1, 1 Тема 4.1. Технология обработки текстовой информации 5 5 1 4
1, 1 Тема 4.2. Технология обработки графической информации 5 5 1 4
1, 1 Тема 4.3. Технология обработки числовой информации. 7 7 1 6
1, 2 Тема 4.4. Технология хранения, поиска и сортировки информации. 7 7 1 6
1, 2 Тема 4.5. Компьютерные коммуникации. 5 2 3 1 2
1, 2 Тема 4.6. Мультимедийные технологии. 7 2 5 1 4
Раздел 5. Моделирование и формализация 6 4 2 2 1, 2 Тема 5.1. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели 3 2 1 1 1, 2 Тема 5.2. Основные типы информационных моделей 3 2 1 1 Раздел 6. Алгоритмизация 11 5 6 6 1, 2 Тема 6.1 Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов 4 2 2 2 1, 2 Тема 6.2. Основные алгоритмические конструкции. 7 3 4 4 Раздел 7. Программирование 25 3 22 6 16
1, 2 Тема 7.1. Язык программирования Turbo Pascal. 23 3 20 4 16
1, 2 Тема 7.2. Обзор и краткая характеристика современных языков и средств программирования 2 2 2 Всего 117 39 78 32 46
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
иметь представление:
об информационных основах процессов управления;
о методах поиска информации;
о принципах кодирования информации; о системах счисления;
о возможности соединения разнотипной информации в одном электронном документе с помощью технологии мультимедиа;
о работе электронной почты; об информационных ресурсах и технологии поиска информации в сети Интернет;
уметь:
приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
перечислять основные характерные черты информационного общества;
переводить числа из одной системы счисления в другую;
строить логические схемы из основных логических элементов по формулам логических выражений;
применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов;
применять графический редактор для создания и редактирования изображений; строить диаграммы;
применять электронные таблицы для решения задач;
создавать простейшие базы данных; осуществлять сортировку и поиск информации в базе данных; перечислять и описывать различные типы баз данных;
работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск файлов); вводить и выводить данные;
работать с носителями информации; пользоваться антивирусными программами;
записывать на языке программирования алгоритмы решения учебных задач и отлаживать их;
знать:
функции языка как способа представления информации;
способы хранения и основные виды хранилищ информации;
основные единицы измерения количества информации;
правила выполнения арифметических операций в двоичной системе счисления;
основные логические операции, их свойства и обозначения;
общую функциональную схему компьютера;
назначение и основные характеристики устройств компьютера;
назначение и основные функции операционной системы;
назначение и возможности электронных таблиц;
назначение и основные возможности баз данных;
основные объекты баз данных и допустимые операции над ними;
этапы информационной технологии решения задач с использованием компьютера.
ПЛАН ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
№ занятия Наименование разделов, тем и основных вопросов Учебная аудиторная нагрузка Самостоятельная работа
Кол-во часов Вид учебного занятия Наглядные пособия, оборудование,
ТСО Литература, задание для студентов Кол-во
часов Вид работы
Раздел 1. Информация и информационные процессы 1 Тема 1.1. Введение в дисциплину. Человек и информация.
Информатика как научная дисциплина. Место информатики в научном мировоззрении. Понятие информации. Человек и информация.
Тема 1.2. Информационные процессы.
Информационные процессы: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации. Информационные процессы в живой природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека. Защита информации. 2 урок Л-1 стр.17 - 20
Л-2 стр.6 - 13 2 Подготовка сообщений по теме «Информационные процессы»
Раздел 2. Системы счисления и основы логики. 2. Тема 2.1. Представление информации. Количество и единицы измерения информации.
Язык как способ представления информации. Различные формы представления информации. Кодирование. Двоичная форма представления информации. Количество и единицы измерения информации. Позиционные и непозиционные системы счисления.
Тема 2.2. Системы счисления, используемые в компьютере.
Системы счисления, используемые в ЭВМ: двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная. Алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую. Двоичная арифметика. 2 урок ПК, проектор Л-5 стр.10 – 14
Л-2 стр.82 - 87 3 Составление сводной таблицы перевода чисел из одной системы счисления в другую
3. Тема 2.3. Представление чисел в памяти ЭВМ.
Представление чисел с фиксированной и «плавающей» точкой.
Тема 2.4. Алгебра логики. Основные логические операции. Построение таблиц истинности сложных высказываний.
Понятие об алгебре высказываний. Основные логические операции. Сложные высказывания. Построение таблиц истинности сложных высказываний. 2 урок ПК, проектор Л-2 стр.95 – 102
Л-2 стр.108 - 118 3 Построение таблиц истинности сложных высказываний
4. Тема 2.5. Основные законы преобразования алгебры логики.
Основные логические законы и правила преобразования логических выражений.
Тема 2.6. Логические основы ЭВМ.
Логические основы ЭВМ. Базовые логические элементы. 2 урок Л-5 стр.14 – 16
Л-2 стр.119– 122
3
3 Решение задач на преобразование логических выражений.
Сообщения по теме «Электронные логические схемы»
Раздел 3. Компьютер. 5. Тема 3.1. Основные устройства компьютера.
Основные устройства компьютера: устройства ввода информации, устройства вывода информации, устройства хранения информации (внутренняя и внешняя память), носители информации, устройства обработки информации, устройства передачи информации, устройства мультимедийной обработки информации.
Архитектура ЭВМ. Магистрально-модульный принцип построения компьютера.
Правила техники безопасности при работе на компьютере.
Тема 3.2. Программное обеспечение компьютера. Операционная система.
Программное обеспечение компьютера. Системное и прикладное программное обеспечение. Операционная система: назначение и основные функции. 2 урок ПК, проектор Л-1 п. 3.1 ; 3.4
Л-2 стр.16 – 19, 143 - 146
3
2 Подготовка докладов по теме «Основные устройства компьютера»
Подготовка докладов по данной теме.
6. Тема 3.3. Файловая система. Работа с носителями информации.
Понятие файла. Размер, имя, тип файлов. Каталоги. Подкаталоги. Имя файла. Путь к файлу. Файловая система. Работа с носителями информации.
Тема 3.4. Инсталляция программ. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Компьютерные вирусы. Антивирусные программы и защита информации. История развития вычислительной техники. Поколения ЭВМ. 2 урок ПК, проектор Л-2 стр.147
Л-1п. 4.4 2
2 Решение задач на файловые системы
Подготовка сообщений
Раздел 4. Информационные технологии. 7. Тема 4.1. Технология обработки текстовой информации.
Текстовый редактор: назначение и основные функции.
Тема 4.2. Технология обработки графической информации.
Теоретические основы представления графической информации. Пиксель. Графические примитивы. Способы хранения графической информации и форматы графических файлов. 2 урок Л-1 гл. 10, 12
Л-5 стр.81 – 87, 95 – 97
8. Практическая работа № 1.
Правила техники безопасности при работе с ПК. Знакомство с графической операционной системой Windows. 2 Практи-ческое занятие ПК, ИТК ИТК 9. Практическая работа № 2.
Операции с файлами, каталогами. Создание файловой системы и навигация по ней с помощью программы Проводник. 2 Практи-ческое занятие ПК, ИТК ИТК 10. Практическая работа № 3.
Работа с текстовым процессором Word: ввод, редактирование и форматирование текстовых документов. 2 Практи-ческое занятие ПК, ИТК ИТК 11. Практическая работа №4.
Работа с текстовым процессором Word: создание таблиц, ввод данных, оформление. 2 Практи-ческое занятие ПК, ИТК ИТК 12. Практическая работа №5.
Рисование в документе MSWord. Вставка готового рисунка в документ и его форматирование. 2 Практи-ческое занятие ПК, ИТК ИТК 13. Практическая работа №6.
Графический редактор Paint: создание, форматирование и видоизменение графических изображений. 2 Практи-ческое занятие ПК, ИТК ИТК 14. Тема 4.3. Технология обработки числовой информации.
Электронные таблицы: назначение и основные функции. Ячейка: абсолютная и относительная адресация. Форматы данных.
Тема 4.4. Технология хранения, поиска и сортировки информации
Способы организации баз данных: иерархический, сетевой, реляционный. Системы управления базами данных (СУБД). 2 урок Л-1 гл. 10, 12
Л-3 стр.81 – 87, 95 – 97
15. Практическая работа №7.
Электронные таблицы: ввод и редактирование данных. Абсолютная и относительная адресация. Создание и оформление таблиц. 2 Практи-ческое занятие ПК, ИТК ИТК 16. Практическая работа №8.
Работа с электронной таблицей: решение расчетных задач, уравнений. 2 Практи-ческое занятие ПК, ИТК ИТК 17. Практическая работа №9.
Построение диаграмм и графиков функций. 2 Практи-ческое занятие ПК, ИТК ИТК 18. Практическая работа №10.
СУБД MS Access: создание простейшей базы данных. Ввод и редактирование записей. 2 Практи-ческое занятие ПК, ИТК ИТК 19. Практическая работа №11.
Сортировка и поиск информации. Создание запросов. 2 Практи-ческое занятие ПК, ИТК ИТК 20. Практическая работа №12.
Работа с СУБД. Создание форм и отчетов. 2 Практи-ческое занятие ПК, ИТК ИТК 21. Тема 4.5. Компьютерные коммуникации.
Передача информации. Линии связи, их основные компоненты и характеристики. Компьютерные телекоммуникации: назначение, структура, ресурсы. Локальные и глобальные компьютерные сети. Основные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференция, файловые архивы. Сеть Интернет. Информационные ресурсы.
Тема 4.6. Мультимедийные технологии.
Принципы и способы использования мультимедийных технологий. Основные требования к аппаратной части компьютера. 2 урок Л-1 гл. 8
Л-2 стр.63 -65 2
2 Подготовка докладов
Подготовка докладов
22. Практическая работа №13.
Поиск информации в глобальной сети Internet. Создание электронного документа с помощью технологии мультимедиа. 2 Практи-ческое занятие ПК, ИТК 23. Практическая работа №14.
MS Power Point: разработка, создание и оформление презентации. 2 Практи-ческое занятие ПК, ИТК 24. Практическая работа №15.
Оформление анимационных эффектов слайд-презентации. Просмотр презентации 2 Практи-ческое занятие ПК, ИТК Раздел 5. Моделирование и формализация. 25. Тема 5.1. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели.
Моделирование. Формальная и неформальная постановка задачи. Основные принципы формализации. Основные типы информационных моделей.
Тема 5.2. Основные типы информационных моделей.
Понятие об информационной технологии решения задач. Этапы решения задачи на компьютере: постановка задачи, построение модели, разработка алгоритма и программы, отладка и исполнение программы, анализ результатов. 2 урок ПК, проектор Л-2 стр.198 - 202 2
2 Составление сравнительной таблицы основных типов моделей
Подготовка сообщений, докладов.
Раздел 6. Алгоритмизация. 26. Тема 6.1. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов.
Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Различные способы записи алгоритма. 2 урок ПК, проектор Л-2 стр.167 - 173 2 Подготовка сообщений.
27. Тема 6.2. Основные алгоритмические конструкции.
Линейные и разветвляющиеся алгоритмы. Составление простейших алгоритмов и запись их в графическом представлении. 2 урок Л-2 стр.178 - 182 3 Разработка и запись алгоритмов в графическом представлении.
28. Циклические алгоритмы. Составление простейших алгоритмов и запись их в графическом представлении. 2 урок Л-2 стр.182 - 187 Раздел 7. Программирование. 29. Тема 7.1. Язык программирования Turbo Pascal.
Введение в язык программирования. Основные типы данных. Основные алгоритмические конструкции языка и соответствующие им операторы языка программирования.. 2 урок ПК, проектор конспект 1 Подготовка сообщений.
30. Структурные типы данных Turbo Pascal: массивы, записи. Поиск и упорядочение элементов массива. Работа с записями 2 урок ПК, проектор конспект 2 Разработка задач в Turbo Pascal.
31. Практическая работа № 16.
Знакомство с Turbo Pascal: работа с главным меню, набор и редактирование текста программы. 2 Практи-ческое занятие ПК, ИТК ИТК 32. Практическая работа № 17.
Разработка и программирование задач с линейной алгоритмической структурой. 2 Практи-ческое занятие ПК, ИТК ИТК 33. Практическая работа № 18.
Разработка и программирование задач с разветвляющейся алгоритмической структурой. 2 Практи-ческое занятие ПК, ИТК ИТК 34. Практическая работа № 19.
Разработка и программирование задач с разветвляющейся алгоритмической структурой. 2 Практи-ческое занятие ПК, ИТК ИТК 35. Практическая работа № 20.
Разработка и программирование задач с циклической структурой. 2 Практи-ческое занятие ПК, ИТК ИТК 36. Практическая работа № 21.
Разработка и программирование задач с числовыми массивами. 2 Практи-ческое занятие ПК, ИТК ИТК 37. Практическая работа № 22.
Составление и отладка программ по обработке числовых массивов. 2 Практи-ческое занятие ПК, ИТК ИТК 38. Практическая работа № 23.
Разработка и программирование задач с использованием символьной информации. 2 Практи-ческое занятие ПК, ИТК ИТК 39. Тема 7.2. Обзор и краткая характеристика современных языков и средств программирования.
Краткая характеристика современных языков и средств программирования. Дифференцированный зачет. 2 урок Л-5 стр.139 - 141 Преподаватель Глухова С.В.
ИЗМЕНЕНИЯ ТИПОВОЙ ПРОГРАММЫ, ПРИНЯТЫЕ ЦИКЛОВОЙ КОМИССИЕЙ
№ п/п№, дата протокола Содержание изменения по программе, в т. ч. по лабораторным работам и практическим занятиям Подпись председателя предметной (цикловой) комиссии
Используемая литература
№ п/пОСНОВНАЯ
1. Информатика: Базовый курс / Под ред. Симанович С.В. – СПб., 2000.
2. Шауцукова А.З. Информатика. – М.: Академия, 2007.
3. Шафрин Ю. Информационные технологии: в 2 ч. - М.: Лаборатория базовых знаний, 2000.
4. Голицына О.А., Попов И.Н. Основы алгоритмитизации и программирования. М.: Форум: ИНФРА-М, 2006.
5. Жаров М.В. Основы информатики: учебное пособие. – М.:ФОРУМ, 2008.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Острейковский В.А. Информатика. – М.: Высшая школа, 1999.
2. Каймин В.А. Информатика. – М.: ИНФРА-М, 2000.
3. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2003
Для заметок преподавателя и замечаний проверяющих