Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему Пунктуация при деепричастном обороте


Тема: «Пунктуация деепричастного оборота».
Цель урока:
Сформировать у обучающихся понятие о деепричастном обороте, правилах постановки запятых в предложениях с деепричастным оборотом.
Задачи:
обучающие:
- научить детей находить деепричастия и деепричастные обороты в предложении;
- выработать умение находить границы деепричастного оборота;
- познакомить с пунктуационными правилами выделения деепричастного оборота;
- показать роль деепричастий в художественном тексте;
развивающие:
- развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения;
- развивать логическое мышление, память, умение аргументировать и доказывать свою точку зрения;
воспитательные:
- воспитывать любовь к русскому языку;
- формировать у детей интерес к изучению родного языка;
- воспитывать толерантное отношение друг к другу.
Оборудование:
Учебник «Русский язык 7 класс», компьютер, экран, проектор, презентация, доска, раздаточный материал (карточки с текстами), сигнальные карточки.Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения: учебный практикум.
Предполагаемые результаты:
- обучающиеся должны овладеть умениями находить деепричастия и деепричастные обороты в тексте;
- научиться определять границы деепричастного оборота;
- различать причастные и деепричастные обороты;
- определять роль деепричастий в художественном тексте.
Ход урока.
I. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)
1. Здравствуйте, ребята! Сегодня у вас на открытом уроке присутствуют гости, но вы, пожалуйста, не волнуйтесь, чувствуйте себя уверенно.( Отметим отсутствующих.)
2. Запишем число. Классная работа. Тема: «Запятые при деепричастном обороте».
3. Наш урок мне хотелось бы начать со следующего эпиграфа:
«Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко,
так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело
и животрепетало, как метко сказанное русское слово».
Н.В. Гоголь.
Мне бы хотелось, чтобы и вы продолжали узнавать, изучать русские слова, богатый русский язык. Сегодня на уроке речь пойдёт о новой части речи, которую мы начали изучать – это деепричастие, а также о деепричастном обороте.
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
1. Вспомните, ребята, что такое деепричастие как часть речи. (Определение деепричастия)
2. Обратите внимание на слайд. Прочитайте все слова. Найдите лишнее слово среди четырёх предложенных и объясните свой выбор.
Зависевший, умывая, подействовав, играя.
- Ребята, какое из них лишнее и почему?
- На какой вопрос отвечает причастие? На какой вопрос отвечает деепричастие?
- Что вы знаете о деепричастном обороте?
3. А сейчас обратите внимание на следующий слайд. Прочитайте весь текст. Попробуйте найти в данном тексте деепричастия и деепричастные обороты.
Однажды, собирая грибы, я набрёл на старую порубку, заросшую травами. Приглядевшись к чёрному пню, я обнаружил весёлую семейку тонконогих опят. Я осторожно их срезал, не разъединяя, и положил в кузовок. Я присел на пень и, сняв кепку, подставил голову теплу и свету. Бабочка, отогревшись на солнце, скачущим полётом запорхала над поляной. Лето, поспешно улетая, обронило одну из своих светлых страничек. Нагнувшись, я выпутал из травы кисточку душицы, усыпанную нежно - лиловыми венчиками.
(По Л. Дмитриеву.)
- Что вы можете сказать о постановке запятых при деепричастном обороте?
- Но прежде, чем выделить деепричастный оборот, важно определить его границы.
III. Постановка целей и задач урока.
- Ребята давайте сформулируем цели нашего урока по опорным словам.
1. Повторить, что мы знаем о … (деепричастии и деепричастном обороте).
2. Учиться находить… ( деепричастия в предложении).
3. Учиться определять границы… (деепричастного оборота) и выделять его запятыми.
4. Учиться различать … (причастный и деепричастный обороты).
5. Определить роль деепричастий в художественном тексте.
I\/. Изучение новой темы.
1. Работа с текстом учебника на стр. 80.
2. Потренируемся определить границы деепричастного оборота по упр.165.
Для работы возьмём 1, 4, 5 предложения.
Чтение задания: спишите, расставляя пропущенные знаки препинания, обозначьте графически деепричастные обороты.
1. Старик угрюмо сидел на облучке, отворотясь от меня, и молчал, изредка только покрякивая. (А.С. Пушкин). Коллективное выполнение.
Самостоятельная работа:
2. Через полминуты соловей пустил высокую мелкую дробь и, испробовав таким образом свой голос, начал петь. (А.П. Чехов).
3. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав крылья и устремив глаза свои в траву. (М. Горький).
Вывод: 1) на письме деепричастный оборот с обеих сторон выделяется запятыми, если находится внутри предложения и одной запятой, если находится в начале или в конце предложения;
2) деепричастный оборот, стоящий перед или после союза, отделяется от него запятой;
3) однородные деепричастные обороты разделяются запятыми по тем же правилам, что и однородные члены предложения.
3. Ребята, чтобы понять разницу между причастным и деепричастным оборотом, попробуем составить предложения. Замените помещённые в скобках словосочетания с неопределённой формой глагола сначала деепричастным, а затем причастным оборотом.
Где – то наверху каркали (перелетать с ели на ель) вороны.
Где – то наверху каркали, перелетая с ели на ель, вороны.
Где – то наверху каркали, перелетавшие с ели на ель вороны.
Медведь( ухватить обеими лапами ствол берёзки) ломал её, гнул из стороны в сторону. (Если есть время).Вывод: деепричастие относится к глаголу и характеризует действие, причастие относится к существительному и характеризует предмет, лицо, производящее действие. В первом предложении запятыми выделяем обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, а во втором предложении определение, выраженное причастным оборотом, стоящим перед определяемым словом, запятыми не выделяется.
\/. Закрепление изученного.
Ребята, мне хотелось бы вернуться к эпиграфу урока о меткости и выразительности русского слова и поговорить о роли деепричастий в художественном тексте.
Работа по карточкам. Выразительно прочитать отрывок из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь выезжали паны, окружённые несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили, не переводя дух.
- О чём говорится в этом отрывке? (О битве между запорожцами и поляками). В третьем предложении замените деепричастия глаголами. Прочитайте. Изменился ли смысл предложения? (Получается , что поляки выполняли действия последовательно).
Вывод: в тексте деепричастия употребляются для того, чтобы передать множество действий, происходящих одновременно, чтобы передать динамику, стремительность этих действий.
\/I. Подведение итогов. Домашнее задание.
Домашнее задание: упр. 169. Какую роль выполняют деепричастные конструкции? Характеризуют только движения героев или передают их душевное состояние в решающие моменты их жизни? (Устно разобрать 1 – 2 предложения). Списать, расставить недостающие знаки препинания, обозначить графически деепричастные обороты.
\/I. Рефлексия.
- Что являлось целью нашего урока?
- Как вы считаете удалось ли нам достичь целей урока?
- Работа над какими заданиями не вызвала затруднений?
- Над чем следует поработать ещё?
Урок окончен. Спасибо за работу.