Классный час Час толерантности


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« Каменноверховская
основная общеобразовательная школа»
Каширского муниципального района
Внеклассное воспитательное мероприятие
«Час толерантности»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Бортникова Наталья Сергеевна
2012-2013 уч год.
Цели:
1. Знакомство с понятиями «толерантные отношения».
2.Воспитание уважения и доброго отношения к другим людям.
3. Развитие коммуникативных навыков.
4. Способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу.
5. Формированию умения жить в мире с другими людьми;
Вед: Начинаем наше мероприятие под названием «Час толерантности».
Сегодня, дорогие ребята, мы с вами все вместе отправимся в путешествие в страну под названием «Толерантность». У страны есть и другие названия. Прочтём их. (По периметру зала развешаны плакаты):
-Толерантность-это милосердие
-Толерантность-это уважение
-Толерантность-это терпение
-Толерантность-это доброта души.
Вед: Коренные жители этой страны прочтут для вас стихи о толерантности. (Появляются 2 чтеца)
1 чтец: Толерантность- это дружба,
Труд и уважение,
И для нас она не служба,
А одно спасение.
2 чтец: В мире мы живём семьёй,
Нет поступкам низким!
Доверяй своим друзьям,
Слушай своих близких.
1 чтец: Совладать с собой сумей.
Будь терпим и вежлив,
Не кричи по пустякам,
Не кати ком снежный.
1 чтец: Кто в беде покинет друга,
Сам узнает горечь бед,
Хором: И на сердце будет вьюга,
Если дружбы в сердце нет!
Вед: Спасибо, ребята. Так какими же чертами должен обладать толерантный человек?
Ответы :Быть милосердным, вежливым, уважительным, отзывчивым, терпимым, добрым душой, гуманным, доверять своим друзьям и близким, уметь дружить.
Вед: А теперь каждый, кто хочет, может подойти к дереву толерантности и снять с него светлый листочек с напечатанным на нём толерантным словом
Листочек- билетик в страну «Толерантность».
Звучит музыка (Дети снимают листочки и рассаживаются по местам.)
Вед: Мы все уже оказались в стране «Толерантность». (Выходят 2 ученика-жители страны «Толерантность» )2 ученика: Мы рады вас приветствовать в нашей стране. А сами вы, дорогие гости, люди толерантные?
-Давайте поиграем с вами в игру «Волшебный стул» (Дети соглашаются).
Вед: Каждому человеку приятно, когда его хвалят, говорят о нём хорошие добрые слова, особенно когда заслуженно. Это улучшает настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим. (Объясняет правила игры, а жители страны «Толерантность» помогают ему).
Вед: Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмёт в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего. Все остальные расскажут по очереди про положительные качества этого человека.
После того, как дети побывают на волшебном стуле, учитель обсуждает с классом то, что дети чувствовали во время этого упражнения.
Вед: Понравилась ли вам эта игра? Почему? Что нового вы узнали друг о друге? Были комплименты одинаковыми или разными? Почему разными?
Выводы: Действительно, ребята, каждый человек неповторим. Это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы все были одинаковыми - жить на свете было неинтересно.
На сцене появляются 2 ученика.
Стихотворение- диалог Б.Заходера «Мы-друзья».
Дима: С виду мы не очень схожи:
Костя толстый, я худой,
Не похожи мы, но всё же,
Нас не разольёшь водой!
Костя: Дело в том, что он и я-
Закадычные друзья.
Всё мы делаем вдвоём:
Даже вместе отстаём.
Дима: Дружба-дружбою, однако,
И у нас случилась драка…
Дрались честно? Дрались честно,
Как положено друзьям:
-Я как стукну!
-Я как тресну!
- Он как даст!
-А я как дам!
Костя: Скоро в ход пошли портфели,
Книжки в воздух полетели!
Словом, скромничать не будем-
Драка вышла хоть куда!
Дима: Только смотрим, что за чудо?
С нас ручьём бежит вода!
Это Костина сестра
Облила нас из ведра!
Костя: И она ещё смеётся,
Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!
Вед: Вот какие друзья бывают…Ребята, вы все люди толерантные, у вас тоже такая дружба? (Ответы-нет, не всегда.)
Вед: Наверное, ребята, вы знаете много красивых и тёплых слов о дружбе?
Предлагаю спеть песню о дружбе «Ты да я, да мы с тобой».
Ты да я, да мы с тобой!
Ты да я, да мы с тобой!
Здорово, что на свете есть друзья.
Если б жили все в одиночку,
То уже б давно на кусочки,
Развалилась бы, наверное, земля.
Если б жили все в одиночку,
То уже б давно на кусочки,
Развалилась бы, наверное, земля.
Ты да я, да мы с тобой!
Ты да я, да мы с тобой!
Землю обойдём, потом махнём на Марс.
Может, у оранжевой речки,
Там уже грустят человечки.
От того, что слишком долго нету нас.
Может, у оранжевой речки,
Там уже грустят человечки.
От того, что слишком долго нету нас.
Ты да я, да мы с тобой!
Ты да я, да мы с тобой!
Нас не разлучит ничто и никогда.
Даже если мы расстаёмся,
Дружба всё равно остаётся,
Дружба остаётся с нами навсегда.
Даже если мы расстаёмся,
Дружба всё равно остаётся,
Дружба остаётся с нами навсегда
Ты да я, да мы с тобой…-4 раза.
Вед: Да, ребята, мы все очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.
Игра «Белая ворона»
(ведущий делит детей на 4 группы и сообщает каждому ребёнку «на ушко» название одного животного -кошка, собака, корова, лягушка. Одному, как правило, самому озорному, сообщается слово «ворона»).Задание детям: Не говоря того слова, что я вам сказал, а произнося лишь звуки, которые издают эти животные, найдите «своих»
Вопросы для обсуждения:
-Как вы узнали, где ваша группа?
-Легко ли было найти своих?
Обращаясь к вороне: Почему никто не обращал на тебя внимания? Как ты себя чувствовал?
-Ребята, почему вы не обращали внимания на ворону?
-Хотели бы вы быть на месте вороны?
-Тяжело ли быть непохожим на всех?
-Как вы в следующий раз отнесётесь к такому человеку?
-А кто поможет такому человеку в жизни?
-Поэтому надо беречь друга и тогда ты никогда не останешься один!!!
Стихотворение Расула Гамзатова «Берегите друзей»:
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши,
Гнев на друге может быть мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился,
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг - и повинился-
Ты ему греха не поминай.
Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей-
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей!
Вед: Друзья всегда должны держаться вместе, прощать друг другу все обиды, шалости, нехорошие поступки. Хоть мы все очень разные, но всем надо держаться вместе.
А сейчас изобразим себя такими, какие мы есть
. Упражнение «Нарисуй себя»
Все дети получают шаблон. На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности.
Вед: А теперь давайте прикрепим ваши изображения на один лист бумаги и посмотрим, что же у нас получилось?
-Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги…)
-Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, причёской, цветом глаз…)
Вед: Ведь каждый из вас индивидуальность
И в этом, конечно, и есть уникальность!
Различиями вашими мы будем восхищаться!
Друг другу доброту дарить и просто улыбаться!
Вед: Действительно, ребята, иногда достаточно улыбки, чтобы помириться, чтобы подружиться, чтобы кому-то поднять настроение и стать ближе друг другу.
Мы все должны держаться, считаться с мнением друг друга, заботиться друг о друге. Не будем огорчать друг друга, давайте дарить друг другу улыбки, добрые слова!
Что образовали ваши изображения? (дружную команду, которая образовывает круг.)
Вед: А сейчас игра под названием «Звали, зовут, будут звать»
Ученики рассаживаются в круг, и все по очереди, начиная с ведущего, произносят:
«Когда я была совсем маленькой, меня звали Наталёк, сейчас в школе меня зовут Наташа, а когда я вырасту, меня будут звать Наталья Сергеевна»
Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух, звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребёнка к себе и родителям, даёт ориентир на будущее, на взросление.
Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.
Упражнение «Волшебный микрофон»
Каждый, кто по кругу получает микрофон, отвечает на 2 вопроса:
-Ваше увлечение (чем вы любите заниматься)?
-О чём вы мечтаете?
Затем следует обсуждение
-Узнали ли вы о своих друзьях что-то новое?
-Что нового вы узнали?
-Что вас удивило, что понравилось?
Теперь вы можете поделиться с друзьями своими интересами, умениями, мечтами не только на занятиях.
На сцену выходит девочка с именем «Доброта» на груди.
Доброта: Ребята, а я хочу вас познакомить с пословицами и поговорками разных народов и национальностей о доброте.
А вы найдите синонимы к слову «доброта» после прослушивания.
-Добрый человек несёт мир (говорят русские)
-Сделаешь добро-добро найдёшь (говорят удмурты)
-Добро и собака не забывает (говорят мари)
-Добрый конь не устаёт, добрый человек не отказывает в помощи (говорят татары)
-Доброта рождает доброту (говорят персидские мудрецы)
Вед: Ну, что, ребята, кто нашёл синоним к слову «доброта»?
-Конечно, толерантность
Вед: Как вы считаете, наше путешествие удалось?
К сожалению, люди ещё не всегда бывают, толерантны по отношению друг к другу. Но я надеюсь, что придёт время, когда часом толерантности можно будет называть каждый обычный день. Все люди будут уважительно относиться друг к другу. Никто и никогда никого не будет обижать. Никто не станет воевать, ругаться и конфликтовать.
Все люди научатся договариваться.
Вед и ребята хором: Мы с вами все равны
И все для счастья рождены!

Песня «Мы желаем счастья вам»
В мире, где кружиться снег шальной,
Где моря грозят крутой волной,
Где подолгу добрую, ждём порой мы весть.
Чтобы было легче в трудный час,
Нужно верить каждому из нас.
В то, что счастье есть.
Припев:
Мы желаем счастья вам,
Счастья в этом мире большом,
Как солнце по утрам,
Пусть оно заходит в дом.
Мы желаем счастья вам,
И оно должно быть таким,
Когда ты счастлив сам,
Счастьем поделись с другим.
Вед: Желаю много счастья,
Капельку невзгод,
Океан удачи,
Ручеёк забот!
Спасибо всем большое !!!
Домашнее задание
Обсудите в семейном кругу, как надо относиться друг к другу.
Используемая литература
Этикет для девочек.- М. : Премьера. 1999
Г.К. Звездина. Классные часы в начальной школе
Тематические часы в начальной школе. –М., 2004
Журналы «Педсовет»
Г.Н. Рослякова Воспитание юных россиян.-Воронеж. 1996