Программа по изобразительному творчеству «Волшебные краски» для учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта.


Государственное бюджетное образовательное школы №487
Выборгского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА Решением Педагогического совета
ГБОУ школы№487
Выборгского района
Протокол № 1 от31 августа 2015года
Председатель Педагогического совета
__________________ Ю.Н. Кассихина УТВЕРЖДЕНА
Директором ГБОУ школы№487
Выборгского района
_________________ Ю.Н. Кассихина «____» _______________
ПРОГРАММА
коррекционной деятельности
по изобразительному творчеству
«Волшебные краски»
11 класс
Составитель: учитель Смирнова Г.Э.
Санкт-Петербург
2015
Пояснительная записка.
Программа по изобразительному творчеству «Волшебные краски»
для учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта.
Приоритетной задачей в образовании является реализация права каждого ребенка с выраженным недоразвитием интеллекта на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, и создание условий для получения детьми с выраженным недоразвитием интеллекта психолого-педагогической помощи.
Для детей с выраженным недоразвитием интеллекта, обусловленной органическими нарушениями центральной нервной системы, характерно недоразвитие всех сторон психики: внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти. На современном этапе развития коррекционной педагогики экспериментально и практически установлено, что включение таких детей в систему коррекционно-развивающей работы приводит к тому, что они могут овладеть элементарными способами общения, социальными нормами поведения, специфическими для человека видами элементарной бытовой и предметно-практической деятельности, при этом меняется их личностный облик. Поэтому процесс обучения и воспитания обучающихся с выраженным недоразвитием интеллекта должен максимально содействовать всестороннему развитию их познавательной деятельности, формированию правильного поведения в обществе и социальной адаптации.
Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств работы с детьми с выраженным недоразвитием интеллекта все больше ориентируется на использование искусства в процессе воспитания и обучения детей с выраженным недоразвитием интеллекта.
На важную роль искусства в работе указывали представители зарубежной педагогики Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли, а также отечественные ученые Л. С. Выготский, А. И. Граборов, Е. А. Екжанова, Т. С. Комарова и др. По мнению специалистов художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует развитию восприятия, произвольного внимания, воображения, речи, мелкой моторики, руки, коммуникации, снимает эмоциональное напряжение.
Ведущим нарушением у детей с выраженным недоразвитием интеллекта является нарушение познавательно и эмоционально-волевой сферы. Сниженная познавательная активность проявляется в отсутствии интереса к заданиям, в отсутствии необходимого психического напряжения, сосредоточенность. Снижена работоспособность вследствие явлений психомоторной расторможенности или возбудимости. Дети не могут в ходе деятельности контролировать свои действия и анализировать их. При выполнении работы часто действуют импульсивно и нецеленаправленно. Для детей с выраженным недоразвитием интеллекта характерна недостаточная дифференцированность ощущений, нарушение восприятия и различения цветовых оттенков. Замедленный темп сенсорного восприятия, сужение зрительно воспринимаемого материала. Нарушенное чувственное познание (ощущений и восприятия) не позволяет ребенку получить полноценное представление об окружающем его мире; запомнить, высказать адекватное решение. Для того, чтобы войти в социальную среду и адаптироваться в ней, необходимо быть успешным в каком-либо виде деятельности. Задача программы - подготовить детей к преодолению трудностей социализации, опираясь на потенциал каждого ребенка. Создать условия для его самореализации, раскрыть его возможности и способности. Развитие способностей является наиболее важной прогрессивной функцией личности. Кроме того, развитие творческого воображения в процессе художественной деятельности является один из направлений снятия комплекса депривации. При участии детей в художественно-творческой деятельности происходит:
Снятие эмоционального напряжения.
Коррекция общения.
Развитие коммуникативности.
Создание условий для переживания.
Улучшение психического самочувствия.
Использование изобразительной деятельности с детьми с выраженным недоразвитием интеллекта позволит скорректировать эмоциональную сферу воспитанников, снять эмоциональную зажатость и напряжением и, тем самым, способствовать развитию их способностей.
Л.В.Выгодский писал, что рисование не просто способствует развитию, но и связывает между собой такие функции, как речь, мышление, зрение, двигательную координацию. Творчество и творческая деятельность определяет ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает не только теоретическое, но и практическое значение.
Цель программы «Волшебные краски»: Расширение эмоционального опыта, коррекция эмоционального состояния обучающихся средствами творческой деятельности.
Задачи:
-Развивать позитивное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности. Приобщать учащихся к художественной культуре.
-Формировать художественные умения на занятиях, посредством графических техник.
-Развивать мелкую моторику, координацию движения рук.
-Корригировать и развивать речь обучающихся; пополнять и обогащать их пассивный и активный словарный запас.
-Создать условия для формирования у обучающихся коммуникативных и социальных навыков.
-Воспитывать их эмоциональную адекватность.
Методические задачи:
- развитие памяти: зрительной, слуховой, тактильной,
- развитие пространственных представлений;
- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Отличительные особенности данной программы:
- различные графические техники изобразительной деятельности;
- отношения педагога и обучающихся – содружество, соавторство;
- принципы организации занятий: от простого к сложному, самостоятельно по способностям, в зоне ближайшего развития детей;
- материал к занятиям подбирается и адаптируется к конкретному составу данной обучающей группы; возможны изменения в выборе форм, методов, количества часов, что связано с особенностями развития обучающихся.
Программа «Волшебные краски» предназначена для детей 1-12 классов. Занятия в проводятся 2 раза в неделю и рассчитана на 3 года обучения. Формы работы - подгрупповая. Задания выполняются в игровой форме, что очень привлекательно для школьника.
На занятиях могут использоваться :заочная экскурсия;
заочное путешествие;
просмотр презентаций, видеороликов.
Для занятий для детей предусмотрена специальная одежда: фартуки и налокотники для защиты одежды от загрязнения.
Программа «Волшебные краски» составлена для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью 8 – 19 лет.
!!!!!!!!!Рассчитана на 3 года обучения.
Организация работы изо кружка:
1. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
2. Продолжительность занятия – 30 минут, колличество занятий –34 в год, во второй половине дня.
3. Оптимальное количество детей на занятии – 7 человек.
4. Занятие по одной теме проводится в течение двух недель.
5. Для занятий для детей предусмотрена специальная одежда: фартуки и налокотники для защиты одежды от загрязнения.
Для работы наиболее удобна следующая структура занятия.
-вводная часть,
-основная часть,
-заключительная часть.
I. Вводная часть. Задачей вводной части является создание у учащихся положительного эмоционального фона, настроя рисовать. Продолжительность вводной части – 5 минут.
II. Основная часть. Задания составлены с учётом их направленности на развитие воображения, координации движения руки, пространственной ориентации. В системе заданий реализован принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.
Этапы основной части:
1. Основной показ, объяснение выполнения новой техники –5 минут
2. Выполнение детьми работы – 10 минут.
III. Заключительная часть. Подведение итогов работы. Обсуждение результатов работы, рефлексия. Продолжительность заключительной части – 5 минут.
Принципы, на которых осуществляется программа:
1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников умениям выполнять основные предметные действия
2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей развития детей, индивидуального подхода к учащимся.
Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
3. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций данного вида работы (логического и речевого мышления с целью их полного понимания.) Использование в заданиях максимально разнообразного материала.
4. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к изобразительной деятельности. При выполнении заданий оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.
Ожидаемые результаты.
В результате работы у детей с выраженным недоразвитием интеллекта предполагаются следующие результаты:
1. Создание условий для выражения эмоционального состояния учащихся 2.Обогащение и активизация словаря, развитие связной речи.
3.Развитие у детей с выраженным недоразвитием интеллекта всех психических процессов: восприятия (зрительного, слухового, тактильного и.т.д.), памяти, мышления.
4.Развитие общей и мелкой моторики.
5.Развитие и совершенствование у детей умений и навыков работы с красками посредством различных техник.
6.Проявление творческой активности.
7.Предполагается продолжать воспитывать у детей аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
8. Расширение и закрепление у учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта знаний и представлений об окружающем мире.
Способы проверки результатов -итогов.
Выставки детских работ.
Диагностика проводится два раза в год – первая неделя сентября и четвертая неделя мая на специально разработанных занятиях. Навыки и умения определяются по разработанным для каждого раздела критериям.
Программа составлена на 3 года обучения.
Учебно-тематический план:
Вид работы Чему обучаем Кол-во часов
Монотипия
Познакомить детей с техникой отпечатка, способствовать развитию памяти, глазомера, объясняем и закрепляем законы симметрии.
1 часа
ДиатипияЗнакомим детей с новой техникой, она считается разновидностью монотипии, но есть отличия - осваиваем новые приемы. 1 часа
Рисование мятой бумагой,красками. Обучаем детей владению техникой рисования мятой бумагой. 2 часа
Рисование перьями Обучаем детей владению техникой рисованием пером 4часа
Линогравюра
Познакомить детей с техникой линогравюры в упрощенном варианте.Развиваем сенсорное восприятие, координацию движений, фантазию, речь. На первом занятии - фигурки, вырезанные взрослыми.
На втором занятии - фигурки, вырезанные детьми.
1часа
«Волшебные нитки» Познакомить детей с новой «волшебной» техникой. Развиваем фантазию,
внимание, мелкую моторику.
2 часа
«Пальцевая» живопись.
Нитки №10, ножницы, набор ярких чернил или жидко разведенных гуашевых
и акварельных красок, бумага, фломастеры, карандаши, кисть.
1 час
КляксографияНаучить детей новой технике. Создать у детей стремление ксамовыражению, фантазии.
2 часа
Фотокопия
Обучаем детей владению новой техникой, развиваем мелкую моторику,фантазию детей, сочиняем сказку.
2 часа
«Знакомая форма-новый образ» Научить видеть необычное в обычных предметах. 2часа
Граттаж (техника царапания) Познакомить детей с новой для них техникой, развиваем мелкую моторику, координацию, внимание, фантазию, сенсорное восприятие.
2 часа
Акватушь (или акватип)
Знакомство с новой техникой, умение правильно ее использовать, внимание, фантазию детей развиваем. 1 часа
Водная печать Сенсорное восприятие - смешивание красок. Научить детей использовать новую технику, пользоваться только светлыми красками, развиваем фантазию детей.
2 часа
Печатание растений
Научить детей новой технике, развивать внимание, терпение, мелкую моторику, координацию движений, учить составлять композиции на втором занятии. 2 часа
Коллаж
Научить детей новой технике, развить воображение, речь (составлениеистории), чувство юмора. Развиваем мелкую моторику, внимание,аккуратность.
1 часа
Аппликация с дорисовываниемПознакомить детей с новой техникой, развить воображение, творческую активность, развить координацию движений, мелкую моторику. 1 часа
Витраж
Учим детей новой технике, развиваем координацию движения, мелкую
моторику, глазомер.
2 часа
Рисование «носом»
Развивать внимание, сенсорные навыки, фантазию детей. 1 часа
НабрызгПознакомить детей с новым способом рисования. Развиваем воображение,
развиваем мелкую моторику.
2 часа
Припечатка
Познакомить детей с новой техникой уметь правильно пользоватьсятампоном, развивать фантазию, внимание, координацию движений,смелость. 1часа
Рисование ладошкой Обучаем детей владению техникой рисованием краской 1 час
ИТОГО
34 часа
Календарно-тематическое планирование по внеклассному образованию
по изобразительной деятельности «Волшебные краски» в 11 классе.
№ Тема 11в
понедельник
1 Бабочки. Монотипия
2 Бабочки. Диатипия3 Дверная ручка. Знакомая форма-новый образ 4 Расческа. Знакомая форма-новый образ 5 Роспись буквы «О» Рисование тушью 6 Ежик. Рисование мятой бумагой 7 Медведь Рисование мятой бумагой 8 Роспись буквы «М». Рисование тушью 9 Роспись буквы «Н». Рисование тушью 10 Яблоко Линогравюра 11 Роза «Волшебные нитки» 12 Роза «Волшебные нитки» 13 Котик. Кляксография14 Кит. Кляксография15 Яблоко. Фотокопия 16 Солнце Фотокопия 17 Мордочка кота. Граттаж18 Зайчик. Граттаж19 Жирафы. Акватушь (или акватип) 20 Розы. Водная печать. 21 Тюльпаны. Водная печать. 22 Кленовый лист. Печатание растений 23 Лист боярышника. Печатание растений 24 Тарелка. Коллаж 25 Парта. Коллаж 26 Холодильник.Аппликация с дорисовыванием27 Рисунок в контурах листьев.Рисование тушью 28 Огурец. Витраж 29 Тыква.Витраж30 Рисование запахов. Рисование «носом» 31 Одуванчик. Рисование ладошкой 32 Мишка. Набрызг33 Петушок. Набрызг34 Цыплята. Припечатка. 34ч Всего