Рабочая программа по внеурочной деятельности Мир вокруг нас 4 класс


Планируемые результаты
В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД:
- готовность и способность к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
- установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура; ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- этические чувства: доброжелательность, эмоционально – нравственная отзывчивость.
Коммуникативные УУД:
- обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- договариваться о распределении функций в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- определять общую цель и пути её достижения;
- проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные УУД:
- формулировать и удерживать познавательную задачу;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно воспринимать замечания и предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;
- сбор, обработка и передача информации различными способами;
- классификация по заданным критериям;
- установление аналогий и причинно-следственных связей;
- осуществлять рефлексию способов и условий действий;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
- построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации;
- презентовать полученную информацию с помощью ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за её сохранение;
- выбирать оптимальные формы поведения на основе полученных знаний;
- собирать материал и составлять презентации с помощью ИКТ
Содержание программы
Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельный и развивающий характер.
Ценностными ориентирами содержания курса в начальной школе являются:
—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
—формирование представлений о природе как универсальной ценности;
—изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему мир природы;
—развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
—формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Основной акцент в содержании факультатива сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.
Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём и т. п.).
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция курса заключается в формировании у младших школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.
Занятия в кружке «Мир вокруг нас» проводятся один раз в неделю.
Тематический план
№ раздела
и тем Наименование разделов и тем Учебные часы Практическая
часть
1 «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 10 3
1.1 Молчаливые соседи 1 1.2 Пернатые друзья 1 1.3 Мир хищников 2 1.4 Подводный мир 2 1.5 Цветочный мир 2 1.6 О чём шепчут деревья 1 1.7 Загадки животного мира 1 2 «ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ» 18 2
2.1 Земля – планета солнечной системы 2 2.2 Изучение и освоение космоса 3 2.3 Материки и океаны нашей планеты 2 2.4 Многообразие стран и их достопримечательности 7 2.5 Народы, населяющие нашу планету, их культура и традиции 4 3 «ЧЕЛОВЕК И ЕГО МЕСТО НА ЗЕМЛЕ» 4 3
3.1 Знакомство с охраняемыми растениями и животными 2 3.2 Поддержание порядка на нашей планете 1 3.3 Глобальные экологические проблемы Земли 1 Резервные уроки 2 Итого: 34 8
Календарно – тематическое планирование
№ Дата Тема занятия Примечание
план факт план факт «Окружающий мир»
1 Молчаливые соседи 2 Пернатые друзья 3 Мир хищников экскурсия
4 Мир хищников 5 Подводный мир. Жители морских глубин экскурсия
6 Подводный мир. Обитатели пресных вод 7 Цветочный мир 8 Цветочный мир 9 О чём шепчут деревья… 10 Загадки животного мира экологическая
викторина
«Планета Земля»
11 Солнечная система 12 Земля – планета солнечной системы 13 Что такое космос 14 Первый космонавт – Ю.А. Гагарин 15 Изучение и освоение космоса 16 Материки нашей планеты. 17 Океаны нашей планеты 18 Страны на карте мира. 19 Наши ближайшие соседи 20 На севере Европы 21 В центре Европы 22 Путешествие по Франции и Великобритании 23 На юге Европы 24 По знаменитым местам мира 25 Народы, населяющие нашу планету 26 Народы Крыма, их культура и традиции экскурсия
27 Народы России, их культура и традиции проект
28 Народы России, их культура и традиции «Человек и его место на Земле»
29 Знакомство с охраняемыми растениями. 30 Знакомство с охраняемыми животными. экскурсия
31 Поддержание порядка на нашей планете. трудовой десант
32 Глобальные экологические проблемы Земли. экологическая
викторина
33 Резервный урок 34 Резервный урок