Рабочая программа во внеурочной деятельности Мир вокруг нас


Управление образования
Администрации Солнечногорского муниципального района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Тел. 994-13-15_____________________141500 г. Солнечногорск, ул. Дзержинского, д. 5
e-mail:suschool.5@mail.ru «Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №5
___________ С.А. Карпович«__»_______________2016г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Мир вокруг нас»
в5 классеСоставитель:
Свирская Елена Владимировна
учитель географии
2016г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа учителя Свирской Е.В. по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» в 5А классе (34 часа: 1 час в неделю) составлена на основе авторской программыПлешакова А.А. Зеленый дом: программно-методические материалы / А. А. Плешаков. – Москва., 2010.
Данная программа соответствует учебному плану и реализует его цели и задачи.
5часов - Что такое экология
10 часов – Части биосферы
13 часов–Живая природа
4 часа–Природоохранная деятельность
Цели и задачи курса:
формирование и развитие экологической культуры личности и сообразного поведения в окружающей среде.
стимулировать учащихся к постоянному поиску информации об окружающей среде;
способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека;
обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений, учить принимать экологически целесообразные решения.
формировать   осознанные   представления   о   нормах и правилах поведения в природе и привычки их соблюдения в своей жизнедеятельности.
вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению  проблем окружающей среды местного значения.
Перечень учебно-методического обеспечения
Арский Ю.М. и др. Экологические проблемы, что происходит, кто виноват и что делать. – М. МНЭПУ, 2009.
Брем  А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra,2008.
Букин  А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М, 2010.
Грехова  Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2009.
Вернадский В.И. Размышления натуралиста. – М. Наука, 2007.
Дыбина  О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина  Н. П. Рахманова  В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2009.
Зверев  И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волгоград, 2009.
Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод.пособие(уроки мастерства) Пособие. Е.В. Тяглова . М.: Планета, 2010.-225с.
Калецкип  А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.-М., 1976.
 Кирсанова, Т. А. Птичьи имена / Т. А. Кирсанова // Начальная школа. -  2001. - № 1.
Лучич  М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. - М., 1989. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьниками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. - Волгоград, 2008. - С. 36.
Никитина  Б. А. Развивающие экологические игры в школе и не только   / Б. А. Никитина. - Самара, 2006.
Носаль  М. А. Лекарственные растения. Способы их применения в   народе / М. А. Носаль  И. М. Носаль. - Ленинград,2010.
Плешаков  А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва :  Просвещение, 2009.
Плешаков  А. А.   Зеленый  дом.  От  земли  до  неба  А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 2008.
Плешаков  А. А. Зеленый дом: программно-методические  материалы / А. А. Плешаков. – Москва ., 2010.
 Плешаков  А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в  природе / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1998. -№ 8.
Плешаков  А. А. Экологические проблемы и начальная школа / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1991. - № 5.
Пол Даузвелл. /В мире животных./Энциклопедии для  любознательных. /  Харьков , Белгород  2008.
Роберт Коуп. / Мир насекомых. / Москва «Махаон» 2009
Руймерс Н.Ф.  Природоиспользование: словарь-справочник, М., Мысль, 1990г.
Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология в таблицах. – М. Дрофа, 2012.
Календарно-тематическое планирование
В 5 классе.
Учитель Свирская Е.В.
1 час в неделю(34 часа)

урока Тема. Раздел. Плановые сроки
проведения Скоректиров.
сроки
проведения
Что такое экология.(6 ч) 1 Вводное занятие.Предмет и задачи экологии. 01.09-03.09 2 Сферы Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера. 05.09-10.09 3 Взаимосвязь сфер Земли. Живые организмы Земли и их распределение по сферам. 12.09-18.09 4 Границы распространения живых организмов в сферах Земли. 19.09-24.09 5 Биосфера как совокупность сфер, населенных живыми организмами. 21.09-01.10 6 Горизонтальное и вертикальное (зональность) распределение живых организмов на Земле  03.10-08.10 Части биосферы. (10 ч) 7-8 Основные среды жизни: водная, наземно-воздушная и почвенная. 17.10-22.10
9 Вода как среда жизни 24.10-27.10 10 Живые организмы водной среды 07.11-12.11 11 Наземно-воздушная среда обитания и ее характеристика.  14.11-19.11 12 Живые организмы и их приспособленность к жизни в наземно-воздушной среде. 21.11-26.11
13 Почвенная среда жизни и ее характеристика.  28.11-10.12 14 Живые организмы почвы 12.12-17.12 15 Живые организмы как среда обитания других живых организмов и их приспособительные особенности. 19.12-22.12 16 Демонстрация разнообразия объектов живой природы 24.12-12.01 17 Обобщение и повторение 12.01-17.01 Живая природа. (13 ч) 18 Растение и все о нем 19.01-23.01 19-20 «Значение воздуха для роста и развития корней»Опыт 26.01-04.02 21 Комнатные растения – наши друзья.  06.02-11.02 22 Вредители комнатных растений  13.02-18.02 23 Питание комнатных растений и их подкормка. 20.02-25.02 24 Удобрения минеральные о органические.  27.02-04.03 25 Условия избыточного накопления нитратов в растениях 06.03-11.03 26 Основные типы взаимоотношений живых организмов 13.03-18.03 27 Совместное обитание живых организмов в природе.  20.03-25.03 28 Природные и искусственные сообщества. 03.04-08.04 29 Сезонные изменения в биоценозах. 10.04-15.04 30 Последствия влияния человека на природу. 17.04-22.04 Природоохранная деятельность.(5ч) 31 Загрязнение и охрана водных богатств Земли. 24.04-29.04 32 Охрана воздушной среды 01.05-13.05 33 Влияние окружающей среды на здоровье человека. 15.05-20.05 34 Сохранение природы 22.05-27.05
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УМР
_____ Н.И. Ермолаева
«__»____2016