Программа занятий внеурочной деятельности «Живой мир вокруг нас»


Программа
занятий внеурочной деятельности «Живой мир вокруг нас»

Составила Илюхина Татьяна Александровна,
учитель биологии высшей категории
«Муниципального бюджетного образовательного
учреждения «Новоозерновская средняя школа
города Евпатории республики Крым»
Возраст обучающихся: 11-12 лет (5 класс)
Срок реализации: 1 год
Учебно-тематический план
№ Раздел, тема Количество часов
Всего Теоретич.
занятия Практич.
занятия
1 Введение. 1 1 2 Зеленый веер планетыЗемля. 7 5 2
3 Организмы - обитатели почвы. 4 2 2
4 Разнообразие растений 7 5 2
5 Мир животных. 14 9 5
Итоговое занятие 1 1 ИТОГО 34 23 11

Содержание курса
Тема 1. Введение (1 час)
Экология в ряду других биологических наук. Роль экологии в рациональном использовании природных богатств.
Тема 2. Зеленый веер планеты Земля (7 часов)
Растения – необходимое условие жизни природы. Лес. Панорама лесов. Типы лесов. Правовая охрана лесных ресурсов. Особенности лесов Крыма. Заочная экскурсия в лес. Лесные этажи – ярусы лиственного леса. Зеленая аптека - лекарственные растения. Растения под охраной. Практическая работа «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений»
Тема 3. Организмы - обитатели почвы. (4 часа)
Почва – среда жизни растений и организмов. Состав и структура почвы. Плодородие почвы. Деятельность червей, насекомых в процессе почвообразования. Практическая работа «Ознакомление с составом почвы»
Тема 4. Разнообразие растений (7 часов)
Группы растений по их экологическому значению значению: лесные, луговые, степные. Медоносные растения. Значение пчел и других опылителей для жизни растений. Сорняки и их значение. Роль цветковых растений в природе и жизни человека. «Красная книга Крыма». Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям. Создание презентации, проекта «Голосеменные и цветковые растения Крыма» Практическая работа «Определение травянистых, лекарственных, древесных, кустарниковых растений Крыма с помощью определителя»
Тема 5. Мир животных (14 часов)
Насекомые. Муравьи – друзья леса, санитары леса. Охрана муравейников. Методика их расселения. Хищные насекомые, их роль в природе (жужелицы, божьи коровки, осы и др.) Насекомые – опылители. Пчела медоносная, бортовая, шмели. Действие антропогенного фактора на численность насекомых. Охрана насекомых. Видовой состав и разнообразие птицКрыма. Причины перелетов птиц. Действие природного и антропогенного факторов на гибель птиц при перелете. Охрана птиц. 1 апреля – Всемирный день птиц. Изучение видового состава зимующих птиц. Наблюдения о наиболее интересных явлениях из жизни птиц. Видовое многообразие млекопитающих Крыма. Особенности отношений «Хищник - жертва». Что значит «вредное» и «полезное» животное? Правовая охрана диких животных. Охраняемые виды млекопитающих нашей местности. Практическая работа «Редкие животные и птицы Крыма». Подкормка животных и птиц, развешивание кормушек для птиц.
КАЛЕНДАРНО-тематическое планирование
№ Наименование темы занятия Календарные сроки
план факт
Тема 1. Введение (1 час) 1 Что изучает экология? Роль науки в рациональном использовании природных и сохранении богатств.Заповедники Крыма. Тема 2. Зеленый веер планеты Земля (7 часов) 2 Растения – необходимое условие жизни природы. 3 Лес. Панорама крымских лесов. Типы лесов. Правовая охрана лесных ресурсов. 4 Заочная экскурсия в лес.Особенности лесов Северного и Южного макросклонов Крымских гор. 5 Лесные этажи – ярусы лиственного леса. 6 Зеленая аптека - лекарственные растения. 7 Растения под охраной. Редкие и исчезающие растения Крыма 8 Практическая работа «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений» Тема 3. Организмы - обитатели почвы. (4 часа) 9 Почва – среда жизни растений и животных. 10 Состав и структура почвы. Плодородие почвы. 11 Деятельность червей, насекомых в процессе почвообразования. 12 Практическая работа «Ознакомление с почвенным составом местности» Тема 4. Разнообразие растений (7 часов) 13 Группы растений по их экологическому значению: лесные, луговые, степные, культурные растения 14 Значение насекомых для жизни растений. Медоносные растения. 15 Сорняки и их значение. 16 Роль голосеменных и цветковых растений в природе и жизни человека. 17 «Красная книгаКрыма». Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям. 18 Создание презентации, проекта «Голосеменные и цветковые растения Крыма и их охрана» 19 Практическая работа «Определение травянистых, лекарственных, древесных, кустарниковых растений с помощью определителя» Тема 5. Удивительный мир животных (14 часов) 20 Насекомые.Муравьи – друзья леса, санитары леса. Охрана муравейников. Методика их расселения. 21 Хищные насекомые, их роль в природе (жужелицы, божьи коровки, осы и др.) 22 Насекомые – опылители. Пчела медоносная, бортовая, шмели. 23 Действие антропогенного фактора на численность насекомых. Охрана насекомых. 24 Видовой состав и разнообразие птиц Крыма 25 Причины перелетов птиц. Действие природного и антропогенного факторов на гибель птиц при перелете. 26 Охрана птиц. 1 апреля – Всемирный день птиц. 27 Изучение видового состава зимующих птиц.Заповедник «Лебяжьи острова» 28 Наблюдения наиболее интересных явлений из жизни птиц. 29 Видовое многообразие млекопитающих Крыма 30 Особенности отношений «Хищник - жертва». Что значит «вредное» и «полезное» животное? 31 Правовая охрана диких животных. Охраняемые виды млекопитающихКрыма. 32 Практическая работа «По следам животных и птиц». 33 Подкормка животных и птиц, развешивание кормушек для птиц. 34 Итоговое занятие