Программа курса внеурочной деятельности Мир вокруг нас


Программа курса внеурочной деятельности
«Мир вокруг нас»
для обучающихся 1-5 классов
Составитель: Хидиятова Айгуль Азатовна,
учитель-дефектолог
Челябинск, 2015
Пояснительная записка
Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Закон «Об образовании в РФ» (п.22 ст.2; ч.1,5 ст.12; ч.7 ст.28; ст.30; п.5 ч.3 ст. 47; п.1 ч.1 ст.48);ФГОС ОО;
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015;
Письмо Рособрнадзора от 16.07.2012 №05-2680;
Письмо Минобрнауки России от 18.06.2003 №28-02-484/16
Устав МБСКОУ № 60
Положение о разработке рабочих программ МБСКОУ № 60
Цель курса внеурочной деятельности:формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Задачи:
Знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
Формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Общая характеристика курса
внеурочной деятельности «Мир вокруг нас»
Внеурочная деятельность рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленная на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования.
Внеурочная деятельность направлена на социально-эмоциональное развитие личности и осуществляется по соответствующим направлениям.
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Программа курса внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» реализуется в рамках общекультурного направления плана внеурочной деятельности школы.
Программа курса составлена на основе «Примерная адаптированнаяосновная общеобразовательная программа образования обучающихся сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», программы учебного предмета «Окружающий социальный мир»в соответствии с требованиями ФГОС.
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.
Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся.
Курс «Мир вокруг нас» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса МБСКОУ № 60, так как не противоречит её миссии «Понять. Принять. Развить и научить».
Данная программа позволяет учащимся 1-5 классов познакомиться с основными знаниями о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
1. Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей.
2. Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся3. Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования
4. Принцип целостности
5. Принцип непрерывности и преемственности процесса образования
6. Принцип личностно – ориентированного подхода
Для его достижения необходимо:
сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Занятия по данной программе будут способствовать достижению планируемых результатов Основной образовательной программы МБСКОУ № 60

Результаты освоения курса внеурочной деятельности
1-5 классы
1) Представления о мире, созданном руками человека
Интерес к объектам, созданным человеком.
Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей
Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).
Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.
3) Развитие межличностных и групповых отношений
Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
Умение находить друзей на основе личных симпатий.
Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.
Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни
Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.
Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.
Умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.
5) Представления об обязанностях и правах ребенка
Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и др.
Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки, гражданина и др.
6) Представление о стране проживания Россия
Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания. Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).
Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.
Содержание курса внеурочной деятельности
Программа адресована учащимся 1-5 классов. Курс «Мир вокруг нас» рассчитан на 33 часа в 1 классе; 34часа в 2-5 классе.Периодичность занятий – 1 час в неделю.
Программа состоит из крупных разделов:
1.«Школа»
2.«Дом»
3.«Предметы быта»
4.«Предметы и материалы, изготовленные человеком»
5.«Продукты питания»
6.«Транспорт»
7.«Город»
8. «Страна»
9. «Традиции и обычаи»
1 класс (1 год обучения)
1 раздел «Школа»
Прогулка по школе. Назначения помещений школы. Нахождение помещений школы. Знакомство с профессий людей, работающих в школе. Работник школы и его профессия.
2раздел «Дом»
Узнавание (различение)частейдома(стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Дома бывают разные. Я и мой дом. Правила безопасности и поведения в доме.
3 раздел «Предметы быта»
Электроприборы вокруг нас. Электроприборы – их назначение. Правила техники безопасности при пользовании электроприборов.

4 раздел «Предметы и материалы, изготовленные человеком»
Бумага и её свойства (рвется, мнется, намокает). Виды бумаги: (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.). Предметы из бумаги вокруг нас: (салфетка, коробка, газета, книга и др.). Инструменты для работы с бумагой (ножницы, шило, фигурный дырокол).
5 раздел «Продукты питания»
Напитки (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) и их различение по внешнему виду и на вкус. Напиток и его упаковка. Молочные продукты (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, мороженое). Молочные продукты узнаем по упаковке. Храним молочные продукты правильно.
6 раздел «Транспорт»
Наземный транспорт (рельсовый, безрельсовый). Наземный транспорт и его назначение. Части наземноготранспортного средства.Воздушный транспорт.Воздушный транспорт и его назначение.Части воздушного транспортного средства.
7 раздел «Город»
Элементы городской инфраструктуры: районы, улицы, площади, здания, парки.Назначение зданий (вокзал). Назначение зданий (магазин). Назначение зданий (больница). Назначение зданий (жилой дом). Назначение зданий (театр и цирк).

2 класс (2 год обучения)
1 раздел «Школа»
Прогулка по школьной территории. Назначение участков школьной территории. Правила поведения на территории школы.
2раздел «Квартира, дом»
Правила пользования домофоном. Наша квартира и её помещения. Функциональное назначение помещений квартиры. Мой домашний адрес. Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного).
3 раздел «Предметы быта»
Мебель вокруг нас. Назначение предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.). Посуда вокруг нас. Назначение предметов посуды.
4 раздел «Предметы и материалы, изготовленные человеком»
Дерево и его основные свойства. Предметы, изготовленные из дерева вокруг нас. Инструментыдля обрабатывания дерева (молоток, пила, топор).
5 раздел «Продукты питания»
Продукты из мяса. Продукты из мяса готовые к употреблению (колбаса, ветчина). Продукты из мясатребующие обработки (приготовления). Знакомство со способами обработки (приготовления) мясных продуктов. Храним мясные продукты правильно. Приготовление сосисок.

6 раздел «Транспорт»
Водный транспорт.Водный транспорт и его назначение. Составные части водного транспортного средства.

7 раздел «Город»
Мир профессий: врач. Мир профессий: продавец. Мир профессий: кассир.Мир профессий: повар. Мир профессий: строитель.Мир профессий: парикмахер.Мир профессий: почтальон. Мир профессий: работник химчистки. Мир профессий: работник банка. Особенности деятельности людей разных профессий.
3 класс (3год обучения)
1 раздел «Школа»
Делим класс на зоны.Назначение зон класса. Распорядок школьного дня.
2раздел «Квартира, дом, двор»
Написание своего домашнего адреса. Прогулка по территории двора жилого дома.Правила безопасности и поведения во дворе. Знакомство с коммунальными удобствами вквартире: отопление, канализация, водоснабжение, вентиль, раковина), электроснабжение.Правила безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме.
3 раздел «Предметы быта»
Кухонный инвентарь (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка). Назначение кухонного инвентаря.
4 раздел «Предметы и материалы, изготовленные человеком»
Стекло и его основные свойства (прозрачность, хрупкость). Предметы, изготовленные из стекла вокруг нас (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.). Правила безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла.
5 раздел «Продукты питания»
Рыбные продукты. Рыбные продукты готовые к употреблению (крабовые палочки, консервы), рыба (копченая, соленая, вяленая). Рыбные продукты, требующие обработки (приготовления). Знакомство со способами обработки (приготовления) рыбных продуктов. Храним рыбные продукты правильно.
6 раздел «Транспорт»
Космический транспорт. Космический транспорт и его назначение.Составные части космического транспортного средства.Общественный транспорт. Правила поведения в общественном транспорте. Специальный транспорт: пожарная машина.Специальный транспорт: скорая помощь.Специальный транспорт:полицейская машина. Назначение специального транспорта. Профессии людей, работающих на специальном транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Места посадки и высадки из автобуса. Учимся пользоваться общественным транспортом (посадка в автобус, покупка билета и др.).

7 раздел «Город»
Правила поведения в общественных местах.Части территории улицы (проезжая часть, тротуар).Технические средства организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор).
4 класс (4 год обучения)
1 раздел «Школа»
Школьные принадлежности. Назначение школьных принадлежностей. Школьный коллектив. Представление о себе как члене коллектива класса.
2раздел «Квартира, дом, двор»
Вредные насекомыеу нас дома (муравьи, тараканы, клопы, вши). Грызуныу нас дома (крысы, мыши). Представление о вреде, который приносят вредные насекомые. Правила поведенияв чрезвычайной ситуации. Узнавание и различение предметов посуды. Узнавание и различение часов: механическиенаручные и настенные.Узнавание и различение часов: электронные наручные и настенные.
3 раздел «Предметы быта»
Предметы интерьера в школе. Предметы домашнего интерьера. Назначение предметов интерьера в школе. Назначение предметов домашнего интерьера.Узнавание и различение светильников (люстра, бра, настольная лампа).
4 раздел «Предметы и материалы, изготовленные человеком»
Резина и её основные свойства (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость). Предметы, изготовленные из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушкии др.). Металл и его основные свойства (прочность, твёрдость – трудно сломать, тонет в воде). Предметы, изготовленные из металла (ведро, игла, кастрюля и др.).
5 раздел «Продукты питания»
Мука и мучные изделия. Мучные изделия готовые к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка). Мучные изделия, требующие обработки (приготовления). Знакомство со способами обработки(приготовления) мучных изделий.Храним мучные изделия правильно.
6 раздел «Город»
Правила перехода улицы. Правила поведения на улице.
7 раздел «Страна»
Что такое государство? Название государства, в котором мы живем. Государственная символика нашей страны – герб.Государственная символика нашей страны – флаг. Государственная символика нашей страны – гимн. Президент РФ (на фото, видео). Государственные праздники. Москва – столица России. Основные достопримечательности столицы (Кремль, Красная площадь, Третьяковская Галерея, Большой театр) на фото, видео.
5 класс (5 год обучения)
1 раздел «Школа»
Положительные качества человека. Способы проявления дружеских отношений (чувств). Учимся выражать свой интерес к другому человеку.
2раздел «Квартира, дом, двор»
Строение часов циферблат, стрелки (часовая, минутная). Аудио и видеотехника. Средства связи(телефон, компьютер, планшет, магнитофон, плеер, видеоплеер). Назначение технического устройства (сотовый телефон, планшет, видеоплеер и др.).Последовательность действий пользования телефоном.
3 раздел «Предметы быта»
Узнавание и различение часов наручные настенные и механические. Узнавание и различение часов, электронные часы. Узнавание и различение частей часов: стрелки, циферблат. Назначения часов. Назначения частей часов.
4 раздел «Предметы и материалы, изготовленные человеком»
Ткань и её основные свойства (мягкая, мнется, намокает, рвётся). Предметы, изготовленные из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное бельё, обивка мебелии др.). Инструменты для работы с тканью (ножницы, игла). Пластмасс и его основные свойства (лёгкость, хрупкость). Предметы, изготовленные из пластмассы.
5 раздел «Город»
Достопримечательности нашего города.
6 раздел «Страна»
Название городов России (Санкт-Петербург, Казань, Владивосток, Сочи и др.). Достопримечательности основных городов России. Права и обязанности гражданина России. Документы, удостоверяющие личностьгражданина России(паспорт, свидетельство о рождении). Значимые исторические события России. Выдающиеся люди России. Национальные особенности странмира. Выдающиеся люди мира.
7 раздел «Традиции и обычаи»
Традиции и атрибуты праздников: Новый Год. Традиции и атрибуты праздников: День Победы. Традиции и атрибуты праздников: 8 марта. Традиции и атрибуты праздников: 23 февраля. Традиции и атрибуты праздников: пасха. Школьные традиции.
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочнойдеятельности обучающихсяКласс Тема
(раздел) Кол-во часов Основные виды
деятельности
1 класс «Школа» 5 Познавательная
Игровая
«Квартира, дом» 4 Познавательная
Художественное творчество
Проблемно – ценностное общение
Игровая
«Предметы быта» 3 Познавательная
Проблемно - ценностная
Туристко-краеведческая
«Предметы и материалы, изготовленные человеком» 4 Познавательная
Игровая
Досугово–развлекательная
«Продукты питания» 5 Туристко-краеведческая
Художественное творчество
Игровая
«Транспорт»
6 Познавательная
Игровая
«Город» 4 Познавательная
Игровая
2 класс «Школа»
3 Познавательная
Игровая
«Квартира, дом»
5 Познавательная
Художественное творчество
Проблемно – ценностное общение
Игровая
«Предметы быта»
5 Познавательная
Проблемно - ценностная
Туристко-краеведческая
«Предметы и материалы, изготовленные человеком»
3 Познавательная
Игровая
Досугово–развлекательная
«Продукты питания»
6 Туристко-краеведческая
Художественное творчество
Игровая
«Транспорт»
3 Познавательная
Игровая
«Город» 10 Познавательная
Игровая
3 класс
«Школа»
3 Познавательная
Игровая
«Квартира, дом, двор»
5 Познавательная
Художественное творчество
Игровая
«Предметы быта»
2 Познавательная
Проблемно - ценностная
Туристко-краеведческая
«Предметы и материалы, изготовленные человеком»
3 Познавательная
Игровая
Досугово–развлекательная
«Продукты питания»
5 Туристко-краеведческая
Художественное творчество
Игровая
«Транспорт»
3 Познавательная
Игровая
«Город» 3 Познавательная
Игровая
4 класс «Школа»
4 Познавательная
Игровая
«Квартира, дом, двор»
7 Познавательная
Художественное творчество
Игровая
«Предметы быта»
5 Познавательная
Проблемно - ценностная
Туристко-краеведческая
«Предметы и материалы, изготовленные человеком»
4 Познавательная
Игровая
Досугово–развлекательная
«Продукты питания»
5 Туристко-краеведческая
Художественное творчество
Игровая
«Город»
2 Познавательная
Игровая
«Страна» 8 Познавательная
Игровая
5 класс
«Школа»
3 Познавательная
Игровая
«Квартира, дом, двор»
5 Познавательная
Художественное творчество
Игровая
«Предметы быта»
5 Познавательная
Проблемно - ценностная
Туристко-краеведческая
«Предметы и материалы, изготовленные человеком»
5 Познавательная
Игровая
Досугово–развлекательная
«Город»
1 Туристко-краеведческая
Художественное творчество
«Страна»
8 Познавательная
Игровая
«Традиции и обычаи» 6 Познавательная
Игровая
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности
Беляева Л. Т. Ботанические экскурсии в природу – М.: Учпедгиз, 1955.
Владышевский Д.В. «Экология и мы», К., Соло, 2006.
Горышина Т.К. «Экология растений», М., 2007.
Бороздинов Н.М. « Географические кружки в школе», «Просвещение», М.,2004.
Гладкий Ю.Н. «Дайте планете шанс!» Москва «Просвещение»2000 г.
А.А.Кузьменко и др. «География Исилькульского района», Омск: Изд- во ОмГПУ,2001.
Экологическое воспитание в дополнительном образовании. Приложение к журналу «Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи» вып.№5, _ М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006.
Материально-техническое обеспечение - это общие характеристики инфраструктуры организации, включая параметры информационно-образовательной среды.
1 класс
комплект предметных, сюжетных картин, серий сюжетных картин, динамических картин и схем по разделам программы;
технических средств обучения;
экранно-звуковые пособия: видеофильмы и презентации по темам учебного предмета;
оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.);
натуральные объекты: учебные принадлежности, игрушки, комнатные растения.
2 класс
комплект предметных, сюжетных картин, серий сюжетных картин, динамических картин и схем по разделам программы;
технические средства обучения;
экранно-звуковые пособия: видеофильмы и презентации по темам учебного предмета;
оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.);
натуральные объекты: учебные принадлежности, игрушки, комнатные растения.
3 класс
технические средства обучения;
экранно-звуковые пособия: видеофильмы и презентации по темам учебного предмета;
оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.);
модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, и овощей;
натуральные объекты: учебные принадлежности, игрушки, комнатные растения.
4 класс
оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.);
технических средств обучения;
экранно-звуковые пособия: видеофильмы и презентации по темам учебного предмета;
натуральные объекты: учебные принадлежности, игрушки, комнатные растения.
5 класс
технических средств обучения;
экранно-звуковые пособия: видеофильмы и презентации по темам учебного предмета;
оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.);
натуральные объекты: учебные принадлежности, игрушки, комнатные растения.
Формы текущего контроля и итоговой аттестации в ходе курса
внеурочной деятельности
Беседы;
Практические занятия, согласно плану воспитательной работы.
Календарно – тематическое планирование
1 класс
№ Название темы Кол-во
часов Дата Формы организации
деятельности
I четверть
Школа
Прогулка по школе. 1 07.09 Экскурсия по школе.
Назначение помещений школы. 1 14.09 Экскурсия по школе, рассказ.
Нахождение помещений школы. 1 21.09 Игра «Найди …»
Знакомство с профессий людей, работающих в школе. 1 28.09 Беседа. Дидактическая игра «Профессии в школе».
Работник школы и его профессия. 1 05.10 Беседа. Просмотр презентации «Работник школы и его профессия».
Дом
Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). 1 12.10 Прогулка во дворе школы и игра «Узнай-ка часть дома»
Дома бывают разные. 1 19.10 Рассказ, беседа.
Я и мой дом. 1 26.10 Описание своего дома (комнаты).
II четверть
Правила безопасности и поведения дома. 1 09.11 Беседа. Формулирование правил безопасности и поведения в доме.
Предметы быта
Электроприборы вокруг нас. 1 16.11 Рассказ об электроприборах.
Электроприборы – их назначение. 1 23.11 Беседа «Электроприборы- их назначение».
Правила техники безопасности при пользовании электроприборов. 1 30.11 Беседа. Формулирование правил техники безопасности.
Предметы и материалы, изготовленные человеком
Бумага и её свойства (рвется, мнется, намокает). 1 07.12 Работа с бумагой, формулирование основных её свойств.
Виды бумаги: (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.). 1 14.12 Практическое занятие. Работа с разными видами бумаг.
Предметы из бумаги вокруг нас: (салфетка, коробка, газета и др.). 1 21.12 Практическое занятие. Поделка из бумаги.
III четверть
Инструменты для работы с бумагой (ножницы, шило, фигурный дырокол). 1 11.01 Практическое занятие. Вырезание новогодней снежинки.
Продукты питания
Напитки (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) и их различение по внешнему виду и на вкус.1 18.01 Практическое занятие в столовой.
Напиток и его упаковка. 1 25.01 Просмотр презентации «Напиток и его упаковка».
Молочные продукты (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, мороженое). 1 01.02 Просмотр презентации «Молочные продукты».
Молочные продукты узнаем по упаковке. 1 15.02 Дидактическая игра «Узнай продукт по упаковке».
Храним молочные продукты правильно. 1 22.02 Формулирование правил хранения молочных продуктов.
Транспорт
Наземный транспорт (рельсовый, безрельсовый). 1 29.02 Просмотр презентации «Наземный транспорт».
Части наземного транспортного средства. 1 14.03 Практическое занятие с игрушечным транспортом (автомобиль).
IV четверть
Воздушный транспорт. 1 04.04 Просмотр презентации «Воздушный транспорт и его назначение».
Воздушный транспорт и его назначение. 1 11.04 Беседа «Воздушный транспорт и его назначение».
Части воздушного транспортного средства. 1 18.04 Практическое занятие с игрушечным воздушным транспортом (самолёт).
Город
Элементы городской инфраструктуры: районы, улицы, площади, парки. 1 25.04 Экскурсия по Ленинскому району.
Назначение зданий (больница). 1 16.05 Рассказ о назначение больницы.
Назначение зданий (жилой дом). 1 23.05 Рассказ и беседа о жилом доме.