Программа по внеурочной деятельности Мир вокруг нас


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД КРАСНОДАР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5

Утверждено
решение педсовета протокол №1
от «29» августа 2014 года
Директор МБОУ СОШ №5
________С.С. Григорьева



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Мир вокруг нас» в 5 классе
Количество часов: 68 ч.
Учитель: Каменева Инна Анатольевна



Составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

1. Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Занятия проводятся в форме КТД, экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.
Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

2. Цели внеурочной деятельности
Создание  условий для развития и воспитания личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил.
Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.
3. Задачи внеурочной деятельности
Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся в тесном взаимодействии с социумом.
Включение учащихся в разностороннюю внеурочную деятельность.
Организация занятости учащихся в свободное от учёбы время.
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни.
Организация информационной поддержки учащихся.
Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Реализация основных программ по 5 направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
9. Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.

4. Основные принципы программы
Включение учащихся в активную деятельность.
Доступность и наглядность.
Связь теории с практикой.
Учёт возрастных особенностей.

Реализация этой программы позволяет на всех этапах формировать достаточно высокий уровень духовной культуры ученика.
В процессе педагогической деятельности, общения, самопознания выстраивается представление педагога о ценностях воспитания. В общении педагога и ребёнка, в приобщении детей к культуре своей Родины происходит рождение ценностей и смыслов гуманитарного характера и осознание человеком своей индивидуальности.
Главным становится осознание ценности человеческих отношений, связи поколений, сохранение культурных ценностей и создание новых. Ценности не передаются тем же путем, что и знания, путь их освоения лежит, прежде всего, через переживания, эмоциональный опыт, «память сердца».
Данная программа стимулирует внутренние условия воспитательной работы школы, а также атмосферу творчества, открытости, уважения друг к другу.

5. Универсальные учебные действия
В результате изучения программы обучающиеся получат возможность формирования:
Метапредметных результатов:
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа;
соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих;
Личностными результатами:
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила;
Предметными результатами:
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение пользоваться различными источниками информации;
уметь добывать информацию с помощью различного материала;

Программа реализуется посредством посещение музеев города, театров, знакомство с родным городом и краем, посещение библиотек, предприятий, спортивных центров города.
Духовная среда нашего общества сегодня, к сожалению, не способствует нравственному воспитанию детей. Человеку еще предстоит научиться культурно пользоваться свободой. Ребенок не может самостоятельно разобраться, где зло и где добро, где культура и антикультура, поэтому воспитание этической культуры детей - насущная потребность нашего времени.
Учитель именно в этом направлении должен организовывать, планировать и прогнозировать свою работу. Предлагаемая программа рассчитана на 1год.

6. Содержание
«Театр - ты мне нужен!»
«Здравствуй, родной город!»
«Мой край родной».
«Музеи и выставочные залы нашего города».
«В Книжное Царство - в Мудрое Государство».
«Мир профессий».
«Я расту, я развиваюсь».
«Ура, каникулы!»


7. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

Н.А. Касаткина «Уроки знаний, классные часы» Волгоград «Учитель»2001г.; журнал «Классный руководитель» №4,5 .2004г. Центр «Педагогический поиск»
Аралова М.А. «Классный час». Творческий центр «Сфера» М. 2004.
Горина Т.В. Дневник классного руководителя. – М.: «Айрис-пресс», 2004.
Гуткина Л.Д. Настольная книга классного руководителя. – Центр «Педагогический поиск», 2000.
Гуткина Л.Д. Спутник классного руководителя. – М.: «Педагогический поиск», 2002.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД КРАСНОДАР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5

Утверждено
решение педсовета протокол №1
от «29» августа 2014 года
Директор МБОУ СОШ №5
________С.С. Григорьева



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
курса внеурочной деятельности
«Мир вокруг нас» в 5 классе
Количество часов: 68 ч.
Учитель: Каменева Инна Анатольевна

Составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.










Календарное планирование занятий на 2014-2015 уч.год
Тема
Форма
проведения
Количество часов
Дата

Характеристика основных видов деятельности учащихся на уровне учебных действий




План
Факт


1.«Театр - ты мне нужен!»

9


Личностные УУД
Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение.
Коммуникативные УУД
Понимание значения коммуникации в межличностном общении
Регулятивные УУД
Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).

«Мы поставим самовар»
Посещение театр
3




«Новогоднее представление»
Посещение театра
3



·Личностные УУД
Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение.
Коммуникативные УУД
Понимание значения коммуникации в межличностном общении
Регулятивные УУД
Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).

«Прекрасное далеко»
Посещение театра
3


Личностные УУД
Понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
Коммуникативные УУД
Понимание значения коммуникации в межличностном общении
Регулятивные УУД
Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).

2.«Мой край родной».

16




"Екатеринодар - град казачий!"
Экскурсия
5


Личностные УУД
Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение.
Коммуникативные УУД
Составлять целое из частей, работая в группах
Регулятивные УУД
Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).

Музей им. Е.Д. Фелицина "Кубань в годы Великой Отечественной войны"
Экскурсия
3


Личностные УУД
Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение.
Коммуникативные УУД
Составлять целое из частей, работая в группах
Регулятивные УУД
Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).

Музей им. Е.Д. Фелицина "Регалии и реликвии Кубанского казачьего войска"
Экскурсия
2


Личностные УУД
Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение.
Коммуникативные УУД
Составлять целое из частей, работая в группах
Регулятивные УУД
Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).

Поездка в Атамань.
Экскурсия
6


Личностные УУД
Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение.
Коммуникативные УУД
Составлять целое из частей, работая в группах
Регулятивные УУД
Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).

3. «Здравствуй, родной город!»

10




«Улица Красная какая ты прекрасная!»
Экскурсия
2


Личностные УУД
Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение.
Коммуникативные УУД
Составлять целое из частей, работая в группах
Регулятивные УУД
Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).

«Парковые и уличные фонтаны. «Водное чудо»
Экскурсия
2


Личностные УУД
Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества
Коммуникативные УУД
Понимание значения коммуникации в межличностном общении
Регулятивные УУД
Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).

"Их именами названы улицы"
Урок-экспедиция
2


Личностные УУД
Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение.
Коммуникативные УУД
Понимание значения коммуникации в межличностном общении
Регулятивные УУД
Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).

Ул. Котовского
Урок-экскурсия
1


Личностные УУД
Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение.
Коммуникативные УУД
Понимание значения коммуникации в межличностном общении
Регулятивные УУД
Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).

Микрорайон школы: история прошлая и современная.
Урок-экскурсия
1


Личностные УУД
Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение.
Коммуникативные УУД
Понимание значения коммуникации в межличностном общении
Регулятивные УУД
Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).

Храмы Екатеринодара
Экскурсия
2


Личностные УУД
Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение.
Коммуникативные УУД
Понимание значения коммуникации в межличностном общении
Регулятивные УУД
Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).

4.«Музеи и выставочные залы нашего города».

6




«Выставка восковых фигур»
Экскурсия
2


Личностные УУД
Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение.
Коммуникативные УУД
Понимание значения коммуникации в межличностном общении
Регулятивные УУД
Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).

Музей им. Е.Д. Фелицина: "Древнее прошлое Кубани"
Экскурсия
2


Личностные УУД
Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение.
Коммуникативные УУД
Понимание значения коммуникации в межличностном общении
Регулятивные УУД
Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).

Литературный музей "Книжки-малышки"
Экскурсия
2


Личностные УУД
Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение.
Коммуникативные УУД
Понимание значения коммуникации в межличностном общении
Регулятивные УУД
Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).

5.«В Книжное Царство - в Мудрое Государство».

4




Школьный библиотечный час
Урок
1


Личностные УУД
Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение.
Коммуникативные УУД
Понимание значения коммуникации в межличностном общении
Регулятивные УУД
Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).

Школьная библиотека
Экскурсия
1


Личностные УУД
Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение.
Коммуникативные УУД
Понимание значения коммуникации в межличностном общении
Регулятивные УУД
Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).

Библиотека им. И. С. Тургенева.
Экскурсия
1


Личностные УУД
Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение.
Коммуникативные УУД
Понимание значения коммуникации в межличностном общении
Регулятивные УУД
Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).

Библиотека им. Л.Н. Толстого.
Эксурсия
1


Личностные УУД
Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение.
Коммуникативные УУД
Понимание значения коммуникации в межличностном общении
Регулятивные УУД
Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).

6.«Мир профессий».

3




Знакомство с профессиями родителей
Деловая игра
1


Личностные УУД
Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение.
Коммуникативные УУД
Понимание значения коммуникации в межличностном общении
Регулятивные УУД
Составлять план своих действий

Музей почты
Экскурсия
2


Личностные УУД
Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение.
Коммуникативные УУД
Составлять целое из частей, работая в группах
Регулятивные УУД
Составлять план своих действий

7.«Я расту, я развиваюсь».

6




Научное шоу "Николя"
Посещение мероприятия
2


Личностные УУД
Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение.
Коммуникативные УУД
Составлять целое из частей, работая в группах
Регулятивные УУД
Составлять план своих действий

Музей "Энштейниум"
Экскурсия
2


Личностные УУД
Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение.
Коммуникативные УУД
Составлять целое из частей, работая в группах
Регулятивные УУД
Составлять план своих действий

Тренинг «Я сегодня и завтра»
Практические занятия
2


Личностные УУД
Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение.
Коммуникативные УУД
Составлять целое из частей, работая в группах
Регулятивные УУД
Составлять план своих действий

8.«Ура, каникулы!»

14




«Фильм, фильм, фильм»
Посещение кинотеатра
3


Личностные УУД
Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение.
Коммуникативные УУД
Составлять целое из частей, работая в группах
Регулятивные УУД
Составлять план своих действий

Посещение боулинга «Красная площадь»

3


Личностные УУД
Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение.
Коммуникативные УУД
Составлять целое из частей, работая в группах
Регулятивные УУД
Составлять план своих действий

Городская елка.
Посещение городского новогоднего праздника
3


Личностные УУД
Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение.
Коммуникативные УУД
Составлять целое из частей, работая в группах
Регулятивные УУД
Составлять план своих действий

Выставка игрушек XIX века (музей им. Е.Д. Фелицина).
Экскурсия
2


Личностные УУД
Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение.
Коммуникативные УУД
Составлять целое из частей, работая в группах
Регулятивные УУД
Составлять план своих действий

Театр «Премьера»
Спектакль
2


Личностные УУД
Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение.
Коммуникативные УУД
Составлять целое из частей, работая в группах
Регулятивные УУД
Составлять план своих действий










13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 215