Рабочая программа внеурочной деятельности. Мир вокруг нас. 4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Владиславовская общеобразовательная школа»
Кировского района Республики Крым

«Рассмотрено»
на заседании МО
учителей начальных классов
Руководитель МО
_______Гамова Т. П.
Протокол №__от
«___»__________2016г
«Согласовано»
Заместитель директора по
учебно-воспитательной работе МБОУ “Владиславовская ОШ” _______Мелеховская Г.Г.
«__»____________2016г
«Утверждаю»
Директор МБОУ “Владиславовская ОШ”
_______Васильчук Н.Н.
Приказ №__от
«__»_________2016г







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«Мир вокруг нас»
3 класс
2016-2017 уч. год




Составитель: Гамова Анна Владимировна,













2016 год


Рабочая программа «Мир вокруг нас» составлена на основе: Закон «Об образовании» РФ, Приказа Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 об утверждении и введении в действие ФГОС НОО. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011)
Данная программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, в соответствии с новыми требованиями стандартов нового поколения начальной школы.
Учитывая, что будущее определяется крупными научными изменениями, конкуренцией, мобильностью применения знаний и скоростью внедрения новых технологий, создание условий для подготовки личности, творческой, ориентированной на научный поиск, сегодня приобретает решающее значение.
Данный курс соединил в себе теоретические сведения из разных областей астрономии, географии, биологии, истории, экологии, ОБЖ, предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учётом возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника. УУД Образовательный процесс программы построен как последовательный переход воспитанника от одного образовательного уровня к другому. Средствами внеурочных занятий решаются общие задачи начальной школы, такие, как развитие у ребенка положительных личностных качеств (доброты, терпимости, ответственности и др.), познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирование учебной деятельности.
Отличительной особенностью программы является его практическая направленность, в ходе которой формируется активная жизненная позиция у младших школьников.
Детям предлагается свободная форма поведения на занятиях: можно передвигаться по классу, наблюдать и участвовать в экспериментальных опытах, выбирать по желанию задания творческого характера, участвовать в работе групп сменного состава, пользоваться справочными материалами.
Цель программы: создать условия для развития интеллектуальной активности воспитанников через формирование навыков проектно-исследовательской деятельности.
Задачи:
ОБУЧАЮЩИЕ
дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
научиться применять на практике полученные знания;
формировать представления о природе страны, родного края.
РАЗВИВАЮЩИЕ
повышать общий интеллектуальный уровень учащихся;
развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом;
развивать творческие способности младших школьников.
ВОСПИТЫВАЮЩИЕ
воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
воспитывать потребность в общении с природой;
воспитывать любовь к Родине, к родному краю.
Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов и может быть использована для организации внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир».
Срок реализации образовательной программы - 4 года.
Формы занятий. Основными формами данной программы являются комбинированные занятия, экскурсии, встречи с интересными людьми. Аудиторные занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.
Формы учебных занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом, исследование.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, исследовательские и проектные технологии.
Занятия проводятся: 1 раз в неделю 34 часа в год
Способы отслеживания и контроля результатов обучения.
Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:
самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;
контрольно – познавательные игры;
табло достижений;
открытые занятия в игровой форме;
отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
К концу 4 года обучения учащиеся должны знать:
историю своей школы;
представителей растительного и животного мира края, их значение в природе и жизни человека;
содержание Красной книги ЯНАО;
полезные ископаемые родного края;
обычаи и традиции коренных жителей края;
формы охраны природы.
Обучающиеся должны уметь:
оформлять календарь природы;
самостоятельно работать с дополнительной литературой;
соблюдать правила поведения в природе;
называть наиболее распространённые объекты растительного и животного мира края;
защищать результаты групповой или индивидуальной работы перед аудиторией;
анализировать состояние окружающей среды на основе взаимосвязей в природе;
владеть на уровне навыка различными способами сбора и обработки информации
(сравнивать, анализировать, обобщать).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Я и школа.(4ч.)
Как, когда и почему возникли школы.(1ч)
Теоретическая часть. Первые школы. Чем они отличались от современных.
Практическая работа. Рисование на тему «Школа будущего».
История нашей школы. (3ч)
Теоретическая часть. История школы, в которой учатся дети. Традиции школы. Гордость школы. Воспоминания бывших учеников.
Практическая работа. Оформление альбома.
Родной край – часть большой страны. (8ч.)
Мой край на карте Родины.(1ч.)
Теоретическая часть. Территория и географическое положение края. Знакомство с картой, границы, история образования.
Практическая работа. Выставка рисунков «Мой край»
Путешествие по моему городу.(3ч.)
Теоретическая часть. История города (поселка, села, деревни). Достопримечательности.
Практическая работа. Создание путеводителя.
Я и мой дом.(2ч.)
Теоретическая часть. Виды домов. Жилища разных народов.
Практическая работа. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.
Обычаи и традиции коренных народов.(2ч.)
Теоретическая часть. Коренные народы: ненцы, ханты, селькупы. Обычаи, традиции народов Севера.
Практическая работа. Разучивание игр народов Крайнего Севера.
Природа родного края.(13ч.)
Такие удивительные растения! (3ч.)
Теоретическая часть. Многообразие растений родного края. Значение растений для человека. Правила поведения в природе по отношению к растениям.
Практическая работа. Создание презентации «Растения нашего края»
Животные.(3ч.)
Теоретическая часть. Многообразие животных родного края. Значение животных для человека. Правила поведения в природе по отношению к животным.
Практическая работа. Создание презентации «Животные нашего края»
Водоёмы. (3ч.)
Теоретическая часть Реки, озера родного края. Обитатели водоемов.
Практическая работа. Составление сборника «Обитатели наших водоёмов». Создание презентации «Матушка речка»
Кладовая земли родного края. (3ч.)
Теоретическая часть. Полезные ископаемые края. Места и способы добычи полезных ископаемых. Использование человеком природных богатств. Охрана полезных ископаемых. Практическая работа. Составление карты «Полезные ископаемые ЯНАО»
«Красная книга ЯНАО» (1ч.)
Теоретическая часть. Знакомство с «Красной книги ЯНАО».
Мы и наше здоровье. (8ч.)
Что значит, быть здоровым человеком? (1ч.)
Теоретическая часть. Показатели здоровья. Режим дня. Здоровый образ жизни.
Человеческий организм.(3ч.)
Теоретическая часть. Особенности человеческого организма. Как мы растём? Как мы усваиваем пищу? Почему мы потеем? Почему мы испытываем жажду? Почему мы устаём? Что происходит, когда мы спим? Как циркулирует кровь? Что такое кожа? Почему кожа у людей разного цвета? Что такое веснушки? Почему у нас есть родинки? Из чего состоит глаз? Как мы различаем цвета? Как работает ухо? Что такое человеческие зубы? Почему у людей такие разные волосы? Из чего сделаны ногти? Есть ли одинаковые отпечатки пальцев? Как мы разговариваем? Как мы запоминаем? Почему мы плачем? Почему мы смеёмся? Что вызывает икоту? Что такое боль? Что такое простуда? От чего бывает жар?
Практическая работа. Создание «Книги рекордов Гиннеса» нашей школы.
Питание – основа жизни.(2ч.)
Теоретическая часть. Наша пища и витамины. Вредные и полезные продукты.
Практическая работа. Составление памятки о содержании витаминов в различных продуктах питания. Вредные привычки. (1ч.)
Теоретическая часть. Алкоголь, никотин, наркотики. Как уберечься от вредных привычек.
Практическая работа. Выпуск газеты «Береги здоровье смолоду!»
Праздник «Я выбираю здоровье».(1ч.)
Практическая работа. Сценарий мероприятия.
Подведение итогов. (1ч.)
Анализ работы кружка за учебный год. Выставка проектных работ.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Название раздела
кол-во часов

1
Я и школа.
4

2
Родной край – часть большой страны
8

3
Природа родного края.
13

4
Мы и наше здоровье.
8

6
Подведение итогов.
1

Итого:
34












КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕЕ «МИР ВОКРУГ НАС» 4 КЛАСС



Название раздела и тем
Количество часов
Дата



Всего
Теория
Практика
план
факт

Я и школа.
4
1
3



1
Как, когда и почему возникли школы.
1

1



2
История моей школы.
1
1
2



3
История моей школы.
1





4
История моей школы.
1





Родной край – часть большой страны
8
4
4



5
Мой край на карте Родины.
1
1




6
Путешествие по моему городу.
1
1
2



7
Путешествие по моему городу.
1





8
Путешествие по моему городу.
1





9
Я и мой дом.
1
1
1



10
Я и мой дом.
1





11
Обычаи и традиции коренных народов.
1
1
1



12
Обычаи и традиции коренных народов.
1





Природа родного края.
13
4
9



13
Такие удивительные растения!
1
1
2



14
Такие удивительные растения!
1





15
Такие удивительные растения!
1





16
Животные.
1
1
2



17
Животные.
1





18
Животные.
1





19
Водоёмы
1
1
2



20
Водоёмы
1





21
Водоёмы
1





22
Кладовая земли родного края.
1
1
2



23
Кладовая земли родного края.
1





24
Кладовая земли родного края.
1





25
«Красная книга ЯНАО»
1

1



Мы и наше здоровье.
8
3
5



26
Что значит, быть здоровым человеком?
1
1




27
Человеческий организм.
3
1
2



28
Человеческий организм.
1





29
Человеческий организм.
1





30
Питание – основа жизни.
1
1
1



31
Питание – основа жизни.
1





32
Вредные привычки
1

1



33
Праздник «Я выбираю здоровье».
1

1



34
Подведение итогов.
1
1





Итого:
34
13
21




















 
·