Урок музыки. Музыка утра 1 кл. Критская


План конспекта урока музыки
ТЕМА:
Музыка утра
Класс 1
Подготовила учитель начальных классов: Акинина А.Е.2011г.
Цели:
всестороннее развитие личностного потенциала на основе формирования его эстетической культуры;
раскрытие преобразующей силы искусства, его влияния на эмоциональную сферу человека, на отношение к окружающему на нравственные принципы, на формирование жизненной позиции;
овладение образным языком искусства посредством усвоения знаний, формирования умений и навыков с целью постижения связи разных видов искусств.
Задачи:
продуктивное развитие способности эстетического сопереживания действительности и искусства;
осуществление художественного познания мира учащимися через собственную созидательную деятельность;
развитие интегрированных качеств восприятия;
формирование основ художественных знаний как необходимой предпосылки для реализации собственного творческого опыта.
Оборудование:
для учителя: а) литературные произведения: А.Фет «Я пришел к тебе с приветом…», А.С.Пушкин «Зимнее утро», И.Бунин «Утро», К.Ушинский «Утренние лучи»;
б) музыкальные произведения: П.И.Чайковский альбом «Времена года»;»Утро» Э. Григ из музыки к драме «Пер Гюнт» Г.Ибсена; Из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д Д.Б.Кабалевского на стихи Ц.Солодаря;
в) изобразительный ряд: И.Шишкин «Утро в сосновом лесу», Н.Рябушкин «Зимнее утро», И.Айвазовский «Туманное утро»;
Ход урока
Вход в класс под музыку «Доброе утро!» из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д.Б.Кабалевского на стихи Ц.Солодаря.
Музыкальное приветствие:
II. Введение в тему
- Тихо, тихо сядем рядом –
Входит Музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены –
Вся земля видна вокруг:
Пляшут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки
Тают в дымке голубой…
Это Музыка торопит и ведет нас за собой.
(Учитель читает стихотворение на фоне музыки П.И.Чайковского)
- Сегодня Музыка приглашает нас в Мир Искусства, чтобы встретить с ней рождение нового дня – утро.
- Ребята, кто из вас встречал рассвет в природе? Что происходило в это время вокруг вас? (ответы детей)
III. Беседа по теме урока
- Ребята, мелодия, которая помогла нам перенестись в Мир Искусства, написана норвежским композитором Э. Григом и посвящена наступлению нового дня. Прослушайте ее еще раз (Звучит произведение Э.Грига)
- Какой характер у этой мелодии? Как она звучит? Какое настроение было у автора, когда он сочинял свое произведение? Что вы представили, слушая эту музыку? Какую особенность утра удалось передать композитору через музыку? (Ответы детей)
- Мастер Изображения предлагает вам познакомиться с утром, которое увидел и нарисовал И.Айвазовский в картине «Туманное утро» (показ репродукции).
- Что изобразил художник? Какие цвета красок он использовал? Какой характер у его утра? Представьте, что вы стоите на берегу, какие звуки вы слышите? Какие признаки утра вы видите в картине?
- Познакомьтесь с еще двумя картинами, изображающими утро: И.Шишкин «Утро в сосновом лесу», Н.Рябушкин «Зимнее утро» (показ репродукций). В этих картинах художники тоже запечатлели утро.
-Рассмотрите все три произведения. Что в них общего? Какие между ними различия?
- Какие средства выразительности использовал И.Шишкин? Н.Рябушкин?
- Как вы думаете, какая картина созвучна мелодии Э.Грига?
- Ребята, Мастер Изображения дарит нам репродукции картин, изображающих утро. Кому больше понравилась картина И. Айвазовского, сядьте на первый ряд, кому ближе произведение И.Шишкина – на второй ряд, а почитатели Н.Рябушкина – на третий ряд (Перед каждым рядом вывешивается на доску соответствующая репродукция).
- С чего начинается утро? (с восхода солнца) А кто знает, в какой стороне света встает солнце? (на востоке)
- Послушайте, историю про солнечные лучи, которую расскажет вам Мастер Слова (К.Ушинский «Утренние лучи»):
Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи – будить землю.
Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко, высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»
Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.
Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: ку-ка-реку! Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.
Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и – зум-зум-зум! Полетела собирать медок с душистых цветов.
- Такое утро увидел писатель К.Ушинский.
- Мир Искусства – волшебная страна. Сейчас вас ждет превращение. Закройте глаза: раз, два, три!.. Сколько солнечных лучиков собралось в нашем классе! Вот лучик-Вика, там лучик-Алеша, а чуть дальше лучик-Витя. Каждый лучик светит на свою картину. Что же видит каждый из вас? Начните рассказ так: «Я лечу по небу, касаюсь … и …» (Дети, изображая лучики, рассказывают, что они видят на той картине, которая им больше понравилась, например: Я лечу по небу, касаюсь верхушек деревьев, и они становятся золотыми. Или: Я лечу по небу, вокруг туман. От моего прикосновения он становится розовым).
- Молодцы, лучики, хорошо потрудились, всех разбудили. А теперь послушайте, какое утро однажды встретил композитор П.И.Чайковский (слушание).
- Какой характер у этой мелодии? Как она звучит? Что вы представили, слушая эту музыку? К какой картине ближе по настроению произведение П.И.Чайковского?
- Мастер Слова приглашает вас поиграть. Сейчас вы прослушаете три литературных произведения. Отгадайте, какое стихотворение к какой картине подобрал Мастер Слова.
***
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой…
А.Фет
Зимнее утро
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
великолепными коврами,
блестя на солнце, снег лежит…
А.Пушкин
Утро
Светит в горы небо голубое,
Молодое утро сходит с гор.
Далеко внизу – кайма прибоя,
А за ней – сияющий простор.
С высоты к востоку смотрят горы,
Где за нежно-млечной синевой
Тают в море белые узоры
Отдаленной цепи снеговой
И в дали, таинственной и зыбкой,
Из-за гор восходит солнца свет –
Точно горы светлою улыбкой
Отвечают братьям на привет.
И.Бунин
(Учащиеся соотносят произведения слова с произведениями изображения, поясняя свой выбор)
- Какими средствами воспользовались поэты, чтобы передать настроение, краски и музыку утра?
- Ребята, прислушайтесь, … еще одно доброе утро рождается (звучит музыка Д.Б.Кабалевского)
- Что вы представили, слушая эту музыку? Как звучит музыка в начале и в конце произведения? Какую особенность утра удалось передать композитору через музыку? (Ответы детей)
- К какой картине утра подходит произведение Д.Б.Кабалевского? Почему вы так считаете?
- Ребята, скажем «большое спасибо» Музыке, Мастеру Слова и Мастеру Изображения. Нам пора возвращаться в класс, а наши друзья останутся в
Мире Искусств ведь у них еще много работы: подметить прекрасное в обычных вещах и передать это нам через свои произведения.
- Раз, два, три, лети! (Звучит мелодия Д.Б.Кабалевского)
IV. Обобщение
- Вот мы и вернулись в класс. В какой стране мы побывали? (В Мире Искусств)
- Для чего нас туда пригласила Музыка? (Встретить рождение нового дня – утра)
- Какие произведения искусства нам помогли увидеть красоту утра? (картины художников, мелодии композиторов, стихотворения поэтов)
- Почему в Мире Искусств мы не встретили двух одинаковых изображений утра?
-Сегодняшнее утро не похоже на вчерашнее, а завтрашнее утро не будет похожим ни на сегодняшнее, ни на послезавтрашнее. От чего это зависит? (От погоды, времени года, места, твоего настроения)
- Давайте вместе с вами сделаем подарки для Музыки: «нарисуем» утро, к тому музыкальному произведению, которое вам больше понравилось, передав с помощью красок его настроение.
- В классе будут по очереди звучать мелодии Э.Грига, П.И.Чайковского, Д.Б.Кабалевского. Наберите краску на кисть, закройте глаза, вслушайтесь в музыку. Рисуйте пятнами и цветными линиями. (К музыке можно добавить повторное прочтение стихотворений)
V. Итог урока
(Выставка работ учащихся; свободный обмен мнениями)