Конспект урока по окружающему миру на тему: Живая и неживая природа


Технологическая карта к уроку
по предмету окружающий мир 2 класс.
Тема: «Живая и неживая природа».
Автор: Аракелян Гоар Васильевна
учитель начальных классов
МАОУСОШ № 2 села Успенского
Пояснительная записка к уроку.
Учебный предмет: Окружающий мир 2-й класс.
УМК: «Школа России».
Учебник: Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2ч./ А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.
Изучаемый раздел: Учебник «Окружающий мир» 2 класс, часть 1, раздел «Природа» стр. 23-27.
Место темы в учебном плане: 3-ий урок.
Тема урока: «Живая и неживая природа».
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цель урока: познакомить учащихся 2 класса с понятием живой и неживой природы.
Планируемые результаты:
Личностные:
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, учащиеся осознают ценность природы;
Формирование уважительного отношения к иному мнению;
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Предметные:
Сформированность бережное отношение к природе, чувство ответственности перед собой и окружающими за свои действия и поступки.
Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, сравнение, классификация);
Формы организации урока: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в группах.
Методы обучения: Наглядный, словесный, поисковый.
Урок построен на основе системно - деятельностного подхода.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация «Живая и неживая природа», карточки с заданиями для учащихся, цветные фишки, картинки с изображением предметов живой и неживой природы.
Технологическая карта к уроку по предмету окружающий мир 2 класс.
Тема: «Живая и неживая природа».
Структура урока Планируемые результаты Деятельность учителя Деятельность учеников Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
1.Организационный момент. Личностные: Вызвать интерес у учащихся к учебной деятельности.
Внимание!
Проверь, дружок,Готов ли ты начать урок?Всё ли на месте? Всё ли в порядке:Книжки, ручки и тетрадки?Чтоб природе другом стать,Тайны все её узнать,Все загадки разгадать,Научитесь наблюдать,Будем вместе развивать у себя внимательность,А поможет всё узнать наша любознательность. Ученики проверяют: все ли готово к уроку. 2. Проверка домашнего задания. Познавательные: формирование умения выделять сущность, особенности объекта;
умения анализировать объект делать вывод;
умения устанавливать аналогии; умения обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные: формирование умения определять цель и успешность выполнения своего задания.
Коммуникативные: формирование умения строить взаимодействие и сотрудничество с партнером. - На прошлом уроке мы с вами познакомились, с какой темой?
- Что изучали?
- Что такое рукотворный мир?
- В учебнике на с.20-21, прочитайте и выполните задание 5 - 7.
- Приведите примеры того, что создано руками человека.
- Что создано природой?
- Какое отношение к природе можно назвать плохим? Приведите примеры.
Дети отвечают на вопросы. Объясняют, почему так распределили ответы (фронтальная работа). Ученики отвечают на вопросы в задание 5- 7 в учебнике 1 ч. с.20 - 21.
3.Актуализация знаний. Познавательные: формирование умения выделять сущность, особенности объекта; умения анализировать объект делать вывод;
умения устанавливать аналогии; умения обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные: формирование умения высказывать свои предположения в диалоге с учителем.
- Сегодня на уроке мы познакомимся и начнем работу по новому разделу.
- Прочитайте его название на странице 23.
- Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел? Ученики читают название нового раздела.
Дети комментируют цели и задачи раздела. Чтение раздела в учебнике
на с. 23.
4.Мотивация к учебной деятельности. Познавательные: формировать умения извлекать информацию из иллюстраций, текста; выявлять сущность. особенности объекта; обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные: формирование умения слушать и вступать в диалог.
Личностные:
вызвать интерес у учащихся к учебной деятельности.
- Отгадайте загадки.
По небу ходит маляр без кистей.
Краской коричневой красит людей. (Солнце)
Носит бабка снежную шапку,
Каменные бока закутаны в облака. (Гора)
Я не будильник, но бужу,
Я с бородой и в шпорах.
С большою важностью хожу
И вспыльчив словно порох. (Петух)
Длинное ухо, комочек пуха.
Прыгает ловко, грызёт морковку. (Кролик)
В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке.
Только жёлтые лучи
У него не горячи. (Подсолнух)
На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь ангина. (Град)
После того как загадка отгадана, учитель прикрепляет на доску рисунок предмета, названного детьми.
- Посмотрите на доску.
- Какие рисунки вы видите?
- Каким, словом можно объединить все эти отгадки?
- Предметы природы.
- Откройте учебник на с.24.
- Прочитайте, чему вы будете учиться сегодня на уроке. Ученики отгадывают загадки.
Ответы детей.
Дети читают название заголовка и цели урока на с.24.
После чего ученики комментирует прочитанное. Рассмотреть рисунки, вывешенные на доске и назвать изображенные предметы.
5.Открытие нового знания Познавательные: формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста; выявлять сущность, особенности объекта; обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные: формирование умения слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; планировать учебное сотрудничество.
Личностные: формирование межличностных отношений. - С давних пор люди стремятся узнать как можно о мире, в котором живут. Солнце и звёзды, горы растения и животные - всё интересует человека.
- В результате долгих наблюдений за природой человек разделил все объекты природы на две большие группы: живую и неживую природу. Слайд 2
- Солнце, воздух, вода, звезды, луна, полезные ископаемые - это неживая природа. Слайд 3
Человек, животные - живая природа.
Слайд 4
- На уроках в первом классе мы с вами выделяли признаки живых существ. Давайте вспомним их.
- Сравнение живой и неживой природы.
- Чем отличается живое от неживого?
- Вывод: Значит, живая природа отличается от неживой природы чем?
В ходе беседы на доске появляется схема
Живая природа. Слайд5
Проблемный вопрос
- Как вы считаете, деревья, растения к чему относятся к живой или не живой природе? Слайд 6
Самостоятельная работа.
-А теперь, мы выполним задание в рабочей тетради на с.17 задание 1 самостоятельно
- У кого возникло затруднение при выполнении задания?
- В каком месте возникло затруднение?
- Почему возникло затруднение?
- У кого задания не вызвали затруднений?
Контроль: ученики сверяют выполненное задание с образцом. Слайд 7
Работа в паре.
- Зная эти признаки, выполним следующее задание. Предлагаю вам совместно с соседом по парте поиграть в игру «Живое - не живое».
- На каждой парте перед вами лежит лист с изображением живой и неживой природы, а также фишки зелёного и синего цветов.
- Синие фишки положите на изображения предметов, относящихся к неживой природе, а зеленые на предметы живой природы.
- Объясните свой выбор. Дети сравнивают предмет живой природы с предметом неживой природы.
Дети отвечают на заданные вопросы. Ученики делают вывод с помощью учителя.
Дети отвечают на поставленный вопрос и доказывают свое мнение.
Выполнение задания №1 на с.17 рабочей тетради.
Объяснение учащимися своего выбора.

Выполнение задания учащимися в паре, помогая друг другу.
Объяснение выполненного задания. Пронаблюдать, сравнить объекты живой и неживой природы.
Сделать вывод.
6. Физ.минутка Регулятивные: умение контролировать действия. Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.На четыре - ноги шире.Пять - руками помахать,Шесть - за стол тихонько сесть. Дети выполняют движения за учителем. 7. Связь между живой и неживой природой. Познавательные: формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста; выявлять сущность, особенности объекта; обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные: формирование умения слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; планировать учебное сотрудничество.
Личностные: формирование межличностных отношений. - Мы с вами определили, что все объекты природы можно разделить на две группы.
- Связаны ли между собой эти группы?
- В природе всё связано друг с другом.
- Вспомните что необходимо растениям, животным и человеку для жизни?
- К какой природе относятся эти компоненты?- На что оказывает влияние солнце, воздух и вода?В процессе беседы появляется еще одна схема, но ее части пока не соединены.
Слайд 8
- Как бы вы расставили стрелки, чтобы показать связь и влияние живой и живой природы? Слайд 9
- Рассмотрите на с.27 схему. 
- Прочитайте вывод под схемой. Вывод: Все живое и неживое связано между собой, и влияет друг на друга. Живые существа, также влияют друг на друга.
Слайд 10 Ученики отвечают на поставленные вопросы.
Отвечают на вопросы.Вместе с учителем устанавливают на схеме связь живой и неживой природы,  ставят стрелки.Делают вывод. Рассмотреть внимательно на с.27 схему. 
8. Закрепление и введение изученного материла в систему знаний. Познавательная: использование полученных знаний для решения поставленной задачи.
Регулятивные: формирование умения прогнозировать; соотносить, получившийся результат, с правильным ответом, с целью обнаружения и исправления ошибок.
Коммуникативные: формирование умения слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; планировать учебное сотрудничество.
Личностные: формирование межличностных отношений Работа в группах.
- А теперь делимся на три группы. Каждая группа получает карточки с заданиями. На обсуждение и выполнение задания вам даётся 5 мин. Затем мы проверим ваши работы коллективно.
Перед выполнением задания повторяем с учениками правила работы в группе.
Слайд 11
Контроль сверка с образцом. Слайды 12, 13,14. Каждая группа выполняет свое задание.
Класс делится на три группы.Один из учеников в группе назначается ответственным.
Ученики в каждой группе читают по очереди задания и дети из каждой группы по очереди отвечают.
9. Рефлексия Регулятивные: формирование умения определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Раздаточный материал
- Вам сейчас будут выданы карточки. Вы
должны прочитать и выбрать те предложения, которые считаете нужным. Предложения отмечать любым знаком ручкой. См. приложение № 1 Дети читают раздаточный материал и выбирают то высказывание, которое считают нужным. Дети читают раздаточный материал и выбирают то высказывание, которое считают нужным, отмечают любым знаком ручкой.
10.Домашнее задание Регулятивные: соотнесение того, что уже известно, и того, что еще неизвестно. Выполнить в рабочей тетради задание № 4, №5 на с.8 Слайд 15 11. Итог урока Регулятивные: формирование умения определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. - С какой темой мы с вами познакомились?
-Что нового узнали?
-Какое задание было затруднительным?
- Какое задание было интересным?
- Чему вы научились на этом уроке?
- Как вы работали на уроке?
- Оцените свою работу.
Комментарии детей

Дети поднимают смайлики.